Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 10.12.2022

Воскресное Евангелие 2022.12.11

11 декабря – Неделя (воскресенье) 26-я по Пятидесятнице.

Преподобномученика Стефана Нового.

Священномученика митрополита Серафима.

 

Об исцелении скорченной женщины

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус же, увидев её, подозвал и сказал ей: Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17

 

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

 ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этот воскресный день чрезвычайно важно поговорить на такую всеобъемлющую и очень важную тему из прочитанного евангельского отрывка – о человеческих страданияхо болезни, исцелении и смысле этих страданий. Скажем несколько слов об этом.

Буквально в первых строках очень важный момент и очень важные ответы для нас на последующие вопросы: «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего»».

Где Он исцелил? На улице? В больнице? В аптеке? В амбулатории? В санатории? На рынке? Где?

«В одной из синагог учил Он в субботу, там была женщина, восемнадцать лет в недуге…»

 Что такое была ветхозаветная синагога?

Сейчас слово «синагога» воспринимается, естественно, в негативном свете, но тогда, за неимением храма, это была ветхозаветная часовня и училище воскресной школы. Потому что там приносились молитвы, но не совершались жертвоприношения, которые были только в одном Иерусалимском храме, разбирался и толковался закон Божий, Ветхий Завет, который, как говорит нам апостол Павел, был детоводителем ко Христу. Вот где встретил ее Христос в училище благочестия, в часовне, во время молитвы.

Другой интересный вопрос возникает в связи с этим событием. Ни одного слова не говорится о том, что кто-нибудь – она или ее родные и близкие – попросили Христа об исцелении. Он, видя ее, говорит: «Женщина, исцеляешься от недуга твоего». А она об этом даже не просила. Мы же, наоборот, 18 лет и больше просим и ничего не получаем. Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать.

Спросили однажды ученики у Спасителя, указывая на слепорожденного человека: «Господи, кто согрешил – он или родители его?» И слышат парадоксальный ответ: «Ни он, ни родители его, но да явятся на нем дела Божьи».

Мы все задаемся жизненными вопросами, особенно когда человек переступил через какую-то возрастную черту, где-то в 37–45 лет, когда после 40, как известно, человек начинает работать на аптеку. И в нашей душе, уме и сердце должны быть правильные взгляды на жизнь, на обстоятельства жизни, на болезни, которые, естественно, возникают в нашей жизни. Вечных людей нет, от чего-то умереть все равно придется, потому что здоровые люди умирают только в аварии, катастрофе. Ну а так, потихонечку… Кого Бог любит, это уже известно, тому посылается долговременная болезнь. Старца Амвросия Бог очень сильно любил – он в 37 лет стал инвалидом первой группы. Инвалидом первой группы! Знаете, сколько он после этого еще прожил? До 79 лет. Больше статистического россиянина, мужчины, который живет сейчас в районе 58 лет. Наше отношение, наш взгляд на болезни – что это такое, какой в этом смысл, что надо с этим делать и нужно ли с этим что-то делать? Давайте понемножку, поэтапно с этим разберемся.

Когда у человека есть та или иная болезнь, нужно что-то делать? Да, нужно. У святых отцов есть девиз: «Делай что должно, и будь что будет. А будет то, что Бог даст». Святые отцы так и смотрели на болезнь, и говорили: «Господи, в этой жизни накажи, а в той – помилуй». Святые оптинские старцы еще и так смотрели на болезнь: «Болей болезнью телесной, да избежишь болезни душевной». Здесь прямая взаимосвязь между болезнью телесной и душевным здравием человека.

Старец Амвросий Оптинский говорит: «В монастыре обязательно должны быть немощные старцы. И в монастырь надо принимать не только молодых, здоровых и сильных, должно принимать и пенсионеров, должно принимать и заштатных старых священников в дальнейшем с пострижением в монастырь». Чтобы у молодых, глядя на старых, не бунтовала плоть, и чтобы они знали, что с ними будет то же самое. Чтобы, делая дела милосердия, ухаживая за престарелыми и больными, они обучались долготерпению, милосердию и состраданию. Для того чтобы сострадать, надо немножко пострадать.

У отцов спросили: «Кто выше – пустынник, день и ночь служащий Богу в посте и молитве, или больной, безропотно переносящий свою болезнь, или человек, который самоотверженно ухаживает за больным?» Одни говорили – велик первый, другие говорили – велик второй, иные говорили – велик третий. Когда же они не смогли разрешить спор, помолились: «Господи, ну скажи нам, кто из них больше?»

И услышали голос с неба: «У всех у них одна награда».

Мы не можем молиться день и ночь, мы не можем иметь таких духовных подвигов, которые имели святые отцы. В духовной жизни, можно сказать, мы духовные инвалиды первой группы. А по своей человеческой жизни, не имея достаточно любви и добросердечия, мы не можем самоотверженно служить и людям. Что нам Бог посылает тогда? Посылает болезни и скорби. Для чего? Чтобы в терпеливом безропотном несении их мы сподобились одной мученической награды.

Николай Васильевич Гоголь однажды сказал: «Через скорби и болезни человек может приобрести крупицы мудрости, которые он не может почерпнуть ни из каких книг». Скорби и болезни – это семена радости, которые человек приобретает, конечно, предприняв еще и то, что от него зависит, и то, что зависит от врачебного искусства. Все это должно идти параллельно.

«Господи, если мне на пользу – исцели. Если мне полезнее пребыть в этом состоянии и быть с Тобой – дай мне терпение и силы». «Потому что, говорит святитель Феофан Затворник Вышенский, – как только человек получил исцеление, он опять пошел скакать по всем делам и прочее, прочее». Спрашивают: «А Вы Богу молитесь?» Отвечают: «Некогда».

Так вот, Бог нас слишком любит, и Он не даст нам уснуть в нашей успокоенности. Потому что для Бога ценнее наше душевное спасение, чем наше внешнее благополучие. Знаменитый математик и философ Блез Паскаль однажды сказал: «Если бы Бог по временам нас не укладывал на лопатки, нам бы некогда было посмотреть на небо». Кого Бог любит – того наказует (Евр.12:6). Болезни заменяют подвиги, заменяют добрые дела, заменяют напряженную духовную христианскую жизнь, но только если человек претерпевает болезнь без ропота, вручая себя Богу. Как мы часто слышим на литургии: «Сами себя и друг друга, и весь живот  наш (всю жизнь нашу) Христу Богу предадим».

Апостол Павел нам о болезни говорит, что по духовному закону, когда внешний человек наш тлеет (болеет), то внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4:16). Но не у всех – а только у тех, кто с Богом – внешний человек тлеет, а внутренний обновляется. И ещё говорит он: «Кратковременные, легкие наши страдания производят в безмерном преизбытке вечную славу» (Рим.8:18). Вдумайтесь в эти слова. Про болезнь он сказал два определяющих слова: «кратковременное легкое страдание». Два слова. А что производит? Он употребил вообще невероятное слово: «в безмерном преизбытке вечную славу». Безмерный – это уже сверх, а преизбыток – это еще больше. «В безмерном преизбытке вечную славу». Почему? А потому что мы не ноем, мы не скулим, мы не мечемся из стороны в сторону: «А зачем? Почему? Для чего?» Вы что, не знаете, чем дело все закончится? Вообще двумя метрами земли дело все закончится. Что ты дергаешься? Бог пришел дать нам больше, чем временное здоровье ВЕЧНУЮ БЛАЖЕННУЮ ЖИЗНЬ.

     И еще. В этой синагоге он исцелил одну только женщину. А кругом что, не было других женщин? Не было других мужчин? Если посчитать, сколько исцелил Христос, в Евангелии – это по пальцам можно пересчитать. Рошаль, Бокерия и Федоров исцелили гораздо больше людей, чем исцелил Христос. А Он не от болезней пришел исцелять. Ни одна клиника, ни один научно-исследовательский институт и ни одна академия никого и никогда еще не исцелили от лжи, от блудной страсти, от зависти, от жадности. Как одна приходит в аптеку и говорит: «Дайте мне таблеток от жадности! Побольше!» Никто этим не занимается, только Христос пришел нас исцелить от нас же самих. И все внешние обстоятельства жизни, они направлены именно к этому. Если бы не была больна душа, то не было бы, может быть, многих обстоятельств нашей с вами жизни. Но мы Богом поставляемся именно в эти обстоятельства только ради одной цели – чтобы исцелилась наша душа.

Многие приходят и ноют на исповеди, жалуются и исповедуются, жена – в грехах мужа, а муж исповедуется в грехах жены, и говорит: «А я вот такой, потому что она такая. Вот она бы мне не сказала, я бы этого не сделал, я бы ей в нос не дал. Но поскольку она ноет все время, скулит все время, что-то требует, а я терпел-терпел…» Ну и прочее. Исповедуются в грехах друг друга, хотя должны соблюдать тайну исповеди. Ты про свои грехи говори. Ты пришла к врачу. «Что у Вас болит?» – «Вы знаете, у мужа давление 150 на 100, тахикардия, пульс 90, поясница у него болит, но помогает анальгин, баралгин и следующее…» «Подождите… А у Вас что болит?» – «У меня что болит?.. У меня всё болит». – «Ну тогда это не ко мне, тогда это в реанимацию, если всё болит».

Иоанн Златоуст однажды сказал: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может уврачеваться наша гордыня». Не в муже дело, и не в жене, и не в начальнике, и не в подчиненном, а в тебе. Когда приходят ко мне и говорят: «Батюшка, а почему у вас вот такие сотрудники, почему они вот так поступают, почему они недобросовестно к своим обязанностям относятся, почему то-то и то-то делают неправильно?» И я им говорю: «Если бы я был нормальный настоятель, у меня бы были нормальные подчиненные». Вот так вот. Это мне кто-то так подсказал. Поэтому первым делом надо на себя посмотреть.

Все эти обстоятельства нашей жизни со временем будут только прибавляться… И бабушки все знают, и мы все знаем, что здоровье со временем будет не прибавляться, а будет убавляться. Скоро у меня будет день ангела. Несколько лет назад подходят люди, многие поздравляют и говорят: «Многая лета, многая лета…» А бабушки некоторые подходили и говорили: «Многая лета при добром здравии». Но, к сожалению, с годами оно не прибавляется, а убавляется у каждого человека, поэтому мы должны и горько, и сладко настроиться на то, что мы должны от Бога принимать всё.

Спрашиваю иногда у людей: «Как здоровье? Как самочувствие?» Мудрые из них говорят: «По возрасту». Что уж теперь, когда тебе 70… какое уж тебе давление 120 на 80? Его не было и не будет. И еще спрашиваю у протоиерея Димитрия Смирнова: «Отец, как дела-то?» «Дела, – говорит, – нормально: таблеток восемь с утра напьешься – и вперед!» Вот. Дела делами, жизнь жизнью, таблетки таблетками… Ни из чего не надо делать трагедии, проблемы, пятое-десятое… Господь оставил тебе разум, оставил тебе сердце, оставил тебе душу. А то, что тлеет твой человек внешний… Конечно, хотелось бы всем здоровенькими помереть. Как однажды врач приходит к умирающему человеку, а больной осмотрит на него с надеждой и говорит: «Доктор, как у меня дела?» А он умирающий. Доктор говорит: «У Вас все хорошо». Он говорит: «Какое счастье умереть здоровым!» Чего же «все хорошо», когда дело при смерти? Человеку так и скажи, что с ним не «все хорошо», чтобы лишний раз помолился, лишний раз не строил иллюзий, лишний раз ухватился за Бога и за молитву.

Так вот, Господь нам все дал, дал нам самое главное – ВЕРУ, дал нам самое главное – быть выше обстоятельств нашей с вами жизни. Потому что когда человек потеряет деньги – это не беда, когда потеряет здоровье – это полбеды, когда потеряет Бога – ЭТО НАСТОЯЩАЯ БЕДА. И наоборот, если бы мы, кроме Бога, не имели ничего в своей жизни – ни здоровья, ни денег, ни прочего… Кто-то из святых сказал: «Если мы с Богом – мы имеем уже ВСЁ». И вот на это мы с вами должны настраиваться.

И еще одна потрясающая вещь. Поскольку фармакология в IV веке была развита слабо, то была физиотерапия, потому что солнце, воздух и вода – это как раз и были те первоначальные физиотерапевтические средства, которыми пользовался народ, который понимал, как ими пользоваться: вовремя водой, вовремя теплом, вовремя холодом. Бог посылал всё это. Вот как Златоуствеликий врач и великий духовный терапевт –  высказался о сущности отношения к болезни: «Больной человек – это не тот, у кого много болезней, а это тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого мало болезней, а это тот, кто при болезнях не ноет».

Так вот, Бог нам дал нам такую силу, такую жизнь и такую веру, чтобы мы никогда не ныли, чтобы мы надежду свою и упование возлагали на Бога, чтобы мы просили у Него терпения, мудрости, укрепления веры, искали самое главное – ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. Все остальное, по слову Христа Спасителя, приложится.

Поэтому, в этот сегодняшний праздничный день, когда мы услышали о согбенной женщине, 18 лет страдавшей в недуге, подумаем прежде всего о своей бессмертной душе: а она-то хоть чуть-чуть, хоть на сантиметр разогнулась за то время, которое мы пребываем в храме – кто 10, кто 5, кто 15, а кто 20 лет? Вот этот паралич души гораздо серьезнее и гораздо страшнее. От этого паралича, от этой согбенности, от этой болезни и пришел избавить всех нас милосердный Господь. Ему же слава и держава, честь и поклонение ныне и присно и вовеки веков. Аминь!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин),

настоятель храма святых апостолов

Петра и Павла в Ясеневе (Москва)

и храма Покрова Пресвятой Богородицы

 в Ясеневе, пресс-секретарь Синодального

 отдела по монастырям и монашеству.

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

 

Бог постоянно ожидает, не позовет ли Его кто-нибудь, и никогда не оставит без ответа призывающего как должно.

 Святитель Иоанн Златоуст (~347–407)

 

 Заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном. 

Преподобный Нил Постник, Синайский (†~451),

ученик святителя Иоанна Златоуста.

 

 Милости Божией ищи себе милостями к ближним. 

Святитель Григорий Богослов (326-389)

 

       П.С. Подумаем, дорогие братья и сестры, не потому ли Бог дал нам заповеди о любви к ближнему своему, как к самому себе, и к врагу своему, что по воле Его мы могли бы родиться в теле любого из них.

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина