Опубликованно 08.01.2023
Воскресное Евангелие 2023.01.08
8 января – Неделя (воскресенье) 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы, праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА В НАЗАРЕТ.
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–23.
Троицкие листки
Когда волхвы пошли из Иерусалима в Вифлеем, то Ирод несколько успокоился; он стал ждать их возвращения оттуда, и заранее радовался в душе, что так легко можно будет, узнав от волхвов место, где обретается новорожденный Царь, погубить Его. Но он обманулся в своих ожиданиях. Тогда, – говорит святой евангелист, т.е. когда волхвы уже иным путем ушли в страну свою, – Ирод, увидев себя осмеянным волхвами (волхвы, конечно, и не думали смеяться над ним, а только исполняли волю Божию, но он принял их поступок за личную обиду, за обман, за поругание своего царского достоинства, и вместо того, чтобы бросить свое безумное намерение, он воскипел от злости и стыда), весьма разгневался. Это был кровожадный тиран, нет возможности перечислить всех несчастных, которых он предал смерти; уже предчувствуя свой конец, он отдал приказ (к счастью, неисполненный) собрать заранее всех знатных Иудеев в Иерихоне и сразу умертвить их в тот же день, когда умрет он сам… Он не щадил самых близких людей: из-за пустого подозрения он приказал задушить свою невинную жену, убить трех сыновей и других родных, – что ему стоило загубить хотя бы и всех еврейских младенцев? И он, действительно, хладнокровно обдумывает ужасное дело: «Волхвы ушли, – размышляет он, – но не уйдет от меня Младенец; я знаю, что Он должен быть в Вифлееме или где-нибудь недалеко от этого города. Они говорили, что звезда явилась им тогда-то; значит, Младенцу теперь не более года; надо, на всякий случай, увеличить возраст младенцев до двух лет, до того времени, пока матери обычно кормят грудью детей, и приказать избить всех младенцев от этого возраста и ниже – в Вифлееме и вокруг него… Нечего щадить лишнюю сотню детей, когда дело идет о моей безопасности». Как задумано, так и сделано. По случаю переписи в то время не только Вифлеем, но и все окрестности его были переполнены потомками царя Давида. Многие пришли сюда со своими малютками. И вот в это-то время и послал Ирод своих воинов жестокосердных избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Приняты, конечно, предосторожности, чтобы не уцелел ни один младенец из обреченных на смерть; может быть сначала, под каким-нибудь предлогом, малюток отобрали у родителей, а потом всех умертвили… Предание говорит, что до четырнадцати тысяч невинных младенцев пострадало тогда за Христа; тысячи семейств повержены были в ужас и горе; Вифлеемские мирные поля, на которых недавно слышалось пение Ангелов, славословивших Рождество Христово, огласились теперь стонами и воплями невинных страдальцев. «Кто может описать вифлеемское бедствие? – восклицает святитель Григорий Нисский, – кто изобразит это всеобщее рыдание, этот жалостный вопль детей, матерей, отцов и родных? Кто представит это бедствие во всех видах его, со всеми подробностями?» Сердце человеческое невольно скорбит, внимая этому повествованию, и невольно вопрошает: «Почему Господь попустил это избиение младенцев?»
«Потому, – отвечает на этот вопрос святитель Иоанн Златоуст, – что всякую неправедную обиду Бог вменяет нам или в отпущение грехов или готовит нам за нее награду и блистательнейшие венцы». Ты скажешь, что дети, достигнув возраста, может быть, совершили бы великие дела? Но Бог не допустил бы их ранней смерти, если бы они должны были сделаться великими людьми (например, Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает Себе служителей еще до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1, 5). Об этом свидетельствует и факт из жизни избежавшего умерщвления воинами Ирода младенца Иоанна Крестителя – величайшего из пророков, рождённых жёнами* – ред.). Напротив, они легко могли быть в числе тех, которые кричали Пилату: Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших (Лк. 23:21; Мф. 27:25). Может быть, на них обрушились бы те скорби и беды, о которых Господь говорит перед Своими страданиями: Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Лк. 23:29). И это-то блаженство теперь и досталось вифлеемским матерям. Им лучше было потерять детей в невинном возрасте, чем видеть их несчастную смерть или ужасные бедствия впоследствии, когда они стали бы опорой их немощной старости. «Таковы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – наши причины, впрочем, это не все: есть и другие, сокровеннейшие, которые ведает только един Господь».
Троицкие листки. №801-1050
*Об избиении младенцев повествует так называемое апокрифическое «евангелие детства»: «Протоевангелие Иакова». Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елисаветой. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их. (Протоевангелие от Иакова, XXII). Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна – священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Евангелии от Матфея, 23, 34-35: «Я (Иисус Христос) посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником».
ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА.
Всех вас, дорогие Преосвященные владыки, отцы, братья, сердечно поздравляю со вторым днем великого праздника Рождества Христова, который мы по обычаю встречаем в Успенском соборе Московского Кремля. Мы прославляем в этот день не только Христа Спасителя, но и Божию Матерь — Деву Марию — и всех родственников по плоти Господа и Спасителя, то есть ту большую семью, которой Младенец Иисус принадлежал по родству через Свою Пречистую Матерь. Совершенно неслучайно Церковь прославляет имена этих людей, — потому что они оказались святыми, и совсем не потому, что они были родственниками. Мы знаем, что слово Божие никогда не избегает называть зло злом и порицать людей за это зло. Иначе разве был бы осужден за предательство один из двенадцати апостолов – Иуда? И если бы кто-то из ближайших родственников Девы Марии не соответствовал по духу семье, если бы он был далек от добродетелей, если бы он был духовно чужим человеком, то его имя никогда бы не было вписано в книги, которые с глубокой древности свидетельствуют о принадлежности близких родственников Христа Спасителя к особой семье, потому что это была семья Богородицы, родственники Пречистой Преблагословенной Девы Марии.
Всякий раз, когда мы говорим о семье, о ее значении, мысль невольно обращается к современности. Во-первых, к тому, как важно, чтобы и в современной культуре, в современных обычаях присутствовало понятие большой семьи. Я еще помню времена, когда существовали эти большие семьи, включавшие двоюродных, троюродных братьев, сестер, тех родственников, которые сейчас считаются далекими и с которыми мало кто поддерживает связь. Большая семья, не говоря уже о малой семье, объединяющей родителей и детей, играет особую роль и имеет особое значение в сохранении духовных и нравственных ценностей, потому что семья есть школа добродетели. Нигде ребенок не научится добру так, как он обучается этому по примеру своих родителей и близких. И сегодня, вспоминая большую семью Девы Марии, мы молимся о том, чтобы современные семьи, большие и даже малые, оказались способными хранить веру. Но что самое главное, чтобы они оказались способными воспроизводить веру и благочестие в каждом последующем поколении. Чтобы и дети, и внуки, несмотря на очень сложные обстоятельства современной жизни, сердцем и умом приобщались к вере, к Слову Божию, проникались силой веры.
Поэтому наша сегодняшняя молитва – о семьях. О православных семьях, где отец и мать – православные люди; о тех семьях, где один из супругов – верующий, а другой еще не осознает своей причастности к Церкви и к Богу; и даже о семьях, где оба родителя не считают себя верующими. Мы должны молиться за всех и просить Господа помочь тем, кто веры не имеет, обрести эту веру. И если кого-то не очень интересует загробная жизнь – а я встречался с теми, кто говорит: «я не верю, потому что не верю в загробную жизнь», – то я хотел бы сказать, что есть еще один сильный аргумент. Верить в Бога нужно не только для того, чтобы обрести загробную жизнь в славе Божественной, но и для того, чтобы земную жизнь сделать светлой, красивой, безопасной и счастливой. Знаем, что законы – даже самые разумные и строгие – не оберегают людей от преступлений. А вот внутреннее состояние души человека, состояние его совести является огромной силой, ограждающей не только от преступлений, но и от плохих дел.
Дай Бог, чтобы наши люди ограждались этой духовной силой от всяких злодеяний. Чтобы укреплялись наши семьи, чтобы в последующих поколениях воспитывалась способность продолжать духовные традиции нашего народа.
В день Собора Пресвятой Богородицы я призываю особое благословение на все наши семьи, на родителей, на дедушек и бабушек, на детей, на всех тех, кто несет ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, за сохранение веры и сильного нравственного начала в жизни нашего народа. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Существует попущение Божие, Его воля и Божий Промысел. Попущение – это когда Господь даёт свободу. Тогда как лукавые, так и люди делают то, что пожелают. Когда проявляется воля Божия, лукавые и люди бессильны ей противиться. В этом случае Господь делает то, что пожелает. Божья воля всегда хороша. Божьей волей были разрушены Содом и Гомора. Господь желал истребить грехи. А Божьего Промысла постичь никому не дано.
Промысел Божий управляет всем – то волю, то попущение даёт. Поэтому всё происходит по Божьему Промыслу.
Когда какой-нибудь вопрос не можешь разрешить или не знаешь, как поступить, ты должен положиться на Его Промысел и больше не думать об этом. Да будет воля Твоя, Господи! В прошлом, когда какой-либо вопрос не могли разрешить, всегда так поступали.
Архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый
Гавриил Самтаврийский (Ургебазде, 1929–1995)
Все младенцы Вифлеемские – телохранители Отроча Иисуса.
Митрополит Филарет Московский (Дроздов, 1782 – 1867)
Мы прославляем Пресвятую Деву как истинную Богородицу. «Это имя составляет все таинство Домостроительства, ибо если родившая – Богородица, то Родившийся от Нее – непременно Бог, но непременно и человек».
Преподобный Иоанн Дамаскин (~675 – ~753)
Богородичный праздник был установлен в опровержение несторианства, последователи которого отказывались именовать Пресвятую Деву Богородицей и утверждали, что рожденный ею Христос был всего лишь человеком, помазанным благодатью Божией, подобно другим пророкам и святым.
Иеромонах Макарий Симонопетрский.
Рождество Христово не только вернуло человечеству смысл жизни, заключающийся в единении с Богом, но и явилось грядущим избавлением людей от тяжести греха и ужаса смерти, даровав им обетование жизни вечной, к которому человечество всегда стремилось и о котором только мечтало.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008)