Опубликованно 12.01.2025
Воскресное Евангелие 2025.01.12
12 января – Неделя (воскресенье) 29-я по Пятидесятнице,
по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова.
Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.
13 января – Понедельник. Отдание праздника Рождества Христова.
Прп. Паисия Святогорца.
14 января – Вторник. Обре́зание Господне.
Свт. Васи́лия Вели́кого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской.
15 января – Среда. Предпразднство Богоявления.
Прп. Серафи́ма Саро́вского.
16 января –Четверг. Предпразднство Богоявления.
Пророка Малахи́и.
17 января – Пятница. Предпразднство Богоявления.
Собор 70-ти апостолов.
18 января – Суббота пред Богоявлением.
Предпразднство Богоявления. На́вечерие Богоявления
(Крещенский сочельник).
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ,
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА В НАЗАРЕТ
Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–23
Протоиерей Максим Козлов
О трёх главных повествованиях
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с продолжающимся праздником Рождества Христова, с днями, которые в церковном календаре называются Святками, то есть святыми днями. Святы не только дни подготовки, постов, говения, духовного покаянного усилия, но и дни радости и торжества, когда сердце бьется по-особому и душа не так дышит, как в обычной нашей житейской суете.
Воскресенье после Рождества Христова вполне естественно называется церковным Уставом Неделей после Рождества. На главном богослужении, литургии, читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается о том, что было после главных рождественских событий.
Говорится о мести Ирода и скорби матерей в Раме, о том, как после убийства Вифлеемских младенцев и чудесного спасения Младенца Христа Ангел повелевает Его нареченному отцу Иосифу взять Младенца и Его Мать и бежать в Египет. На множестве картин западных художников и на наших иконах изображен этот умилительный и трогательный сюжет. Мельком рассказывается в Евангелии и о том, что происходило после того, как годы миновали, и о возвращении Святого Семейства в Иудею.
По сути дела, этот рассказ содержит в себе три главных повествования:
– о чудесном спасении;
– о злобе и ужасном преступлении Ирода, одном из тех, которым он и войдет в историю с нарицательным именем;
– о том, почему такая ненависть к Младенцу живет в сердце человека и, шире того, в сердцах многих людей и даже целых сообществ на протяжении вот уже двух тысяч лет.
Про Ирода можно сказать вроде бы и просто – он боялся за свое царство. Но, с другой стороны, просто это звучит только потому, что это происходило давно. Скажи сейчас кому-нибудь, кто может лишиться своего социального положения, что он отдает приказ избить всех возможных претендентов в возрасте от нуля до трех лет, понятно, как бы мы назвали и кем бы посчитали этого человека. Ирод воспринимается неправильно, даже мифологически, но ведь евангельская история – это часть общечеловеческой истории, как и матери, которые рыдали над своими сыновьями. Поэтому оправдания Ирода исторической целесообразностью, борьбой за сохранность и единство Иудеи, высокими задачами, которые он должен был реализовать, чтобы в возможном будущем Родина стала независимой от римлян, а также, может быть, какими-то задумками индустриализации или коллективизации, которые в его сознании могли вызревать, не имеют нравственного оправдания.
Сложнее с другим. Почему эта ненависть переносится потом на апостолов и первые поколения христиан? По сути дела, вся история Церкви – это история открытых или скрытых гонений.
Открытых – как в Римской языческой империи или в десятилетия тоталитарной власти в нашей стране;
скрытых – когда при видимом благоприятствовании христианству дух века сего, мир продолжает ненавидеть Церковь.
И вот здесь мы должны неизбежно прийти к принятию одного онтологически, то есть сущностно, неизбежного и очень важного тезиса: утверждение Священного Писания о том, что мир во зле лежит (см.: 1 Ин, 5:19) и что мир в этом смысле слова Христу, Его Церкви антитетичен, противоположен, противонаправлен, подтверждается всей историей христианства и всей историей Церкви. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин, 15:18-19), – говорит Сам Спаситель, и эти слова подтверждаются на протяжении двух тысяч лет. Впрочем, подтверждаются и другие: мужайтесь: Я победил мир (Ин, 16:33). Эта победа начиналась именно тогда, когда Сам Богомладенец, еще лежа в колыбели (в яслях, вертепе), встречается с человеческой злобой, но побеждает её Своей всепрощающей любовью. И нам, христианам, заповедует отвечать ей не ненавистью и не ответной злобой, но даром смиренной любви.
Протоиерей Максим Козлов, профессор МДА, богослов, педагог, религиозный публицист.
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Святитель Николай Сербский о главной причине ненависти мира ко Христу:
В этом мире одно зло сплетает сети заговора против другого зла, привлекая к соучастию своих жестоких сородичей. Христос же выступает против каждого из них в отдельности и против всех их в совокупности. Пока Христос вдалеке, они дробятся на противоположные лагери. Но стоит Ему приблизиться, как тотчас всё злое вступает в единую против Него каолицию. Фарисеи и садукеи забывают о взаимной вражде и как бы из единой гортани кричат: «Распни Его!» Пилат и Ирод протягивает друг другу руку. Волки и лисицы занимают общую оборонительную позицию. Ведь тем и другим не поздоровится.
Святитель Николай Сербский (1881–1956)
Гнушайтесь врагами Божьими (бесами), поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших. Аминь.
Святитель Филарет Московский (Дроздов, митрополит, 1782–1867)
Рождество Христово не только вернуло человечеству смысл жизни, заключающийся в единении с Богом, но и явилось грядущим избавлением людей от тяжести греха и ужаса смерти, даровав им обетование жизни вечной, к которому человечество всегда стремилось и о котором только мечтало.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008)
Информация для желающих
Воскресное Евангелие:
2023.01.08
Бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение из Египта в Назарет.
https://kobrininform.by/news/voskresnoe-evangelie-2023-01-08/