Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 18.08.2024

Воскресное Евангелие 2024.08.18

18 августа – Неделя (воскресенье) 8-я по  Пятидесятнице.

Предпразднство Преображения Господня.

Мученика Евсигния.

19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

О чудесном насыщении народа пятью хлебами и двумя рыбами

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.                                 

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 14–22

 

 

ДЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих…» (Быт.2.2). Бог почил от дел Своих в седьмой день, и – по слову пророка Давида: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…» – день этот, день Божия покоя, длится и доныне, являя собой, как и Крест Господень, «для погибающих юродстово… а для нас, спасаемых, – силу Божию» (1Кор.1.18).

«Бог, – говорят погибающие, – бездействует, Он забыл мир, Он не видит слёз плачущих, Он не слышит стенаний скорбящих!» «Бог спит, – говорят они, – Ему нет дела до нас, и значит, нам нет дела до Него. И значит, Его нет!»

Это не преувеличение и не метафора. Совсем недавно один вполне приличный и воспитанный человек, учёный из французского города Тулуза, буквально кричал на меня, когда я попытался рассказать ему о том, как я верую, он кричал, забыв о правилах приличия, забыв о том, что он в чужой ему стране и что чужеземцу надо бы уважать обычаи и верования её граждан, он, почтенный господин, почти истошно орал мне по-французски, так, что испуганная переводчица едва успевала переводить: «Где ваш Бог, Он что, спит? Он разве не видит, что творится в этом мире? Где Он был, когда десятки тысяч людей погибали от голода в Руанде? Где был ваш Бог, когда нацисты детей заживо сжигали в печах крематориев?»

Человек кричит, когда ему больно или страшно. Этому французу, конечно же, тоже больно, потому что у него самого, скорее всего, есть дети, и он, жалея своих, умеет жалеть и чужих. И, конечно, ему страшно. Ему страшно жить в мире, где никто не защитит, где не на кого надеяться, где ему, взрослому человеку, нельзя, как ребёнку в минуту опасности, закричать: «Мама!» Вот он и кричит на меня от одиночества и страха. Кричит он потому, что в его жизни Бога нет, и надеяться ему, бедному, не на кого.

Нам, христианам, есть на Кого надеяться. У нас есть Бог. Но почему-то мы со всей нашей верой часто уподобляемся этому несчастному французу и так же, как он, в отчаянии кричим и жалуемся на Бога, в лучшем случае лицемерно объясняя себе Божие молчание своими собственными грехами: «Мы-де люди грешные, потому Бог нас и не слышит». Как будто Бог принимает только молитву праведников!

Я думаю, это происходит чаще всего оттого, что мы как-то забываем, что день покоя Божия, седьмой день творения, есть в широком смысле день творчества, день делания человеческого, эпоха, когда человек, сотворённый по образу и подобию Божию и по одному только этому наделённый способностью творить, должен действовать во славу Божию, должен совершать подвиг веры, которая «без дел мертва» (Иак.2.20).

Мы забываем об этом, легкомысленно надеясь на то, что Бог всё Сам устроит, а нам останется только проглотить предварительно пережёванное. Мы забываем, а Бог нам изо дня в день напоминает в Своём Святом Евангелии одну простую истину: мы созданы свободными, и никто, даже Он Сам не может нас этой свободы лишить. И даже спасти нас без нашего участия, без нашего сотрудничества с Ним Он не может.

Чтобы слуга римского сотника исцелился от тяжкой своей болезни, нужно было высокомерному завоевателю смириться пред странствующим проповедником и, смирившись, молить о милости.

Чтобы расслабленный встал, взял постель свою и пошёл в дом свой, необходимо было соединение его собственной воли к исцелению и жертвенной любви четырёх его друзей. Только тогда, когда воля и любовь соединяются, Бог может действовать!

В сегодняшнем Евангелии мы читали повествование о том, как Господь насытил пятью хлебами и двумя рыбками пять тысяч человек. Восхищённые самим этим чудом, мы часто не замечаем удивительные слова Спасителя, которые Он обратил к Апостолам в ответ на их просьбу отпустить народ: «Вы дайте им есть…» Вы, сами, отдайте им последнее, что имеете. Вы, а не кто-то другой, примите в своё сердце со всей любовью, со всей решимостью желание помочь нужде этих людей  И чудо совершится.

И чудо совершилось. Оно совершилось, потому что воля человеческая соединилась с волей Божией. Оно совершилось, потому что человек решил пожертвовать собой. Может быть, сначала в малом. Всего лишь пятью хлебами и двумя рыбками пожертвовали ученики Спасителя. Но как та бедная вдова, положившая в сокровищницу храма всего две мелкие монетки, они отдали всё пропитание своё. И как бедная вдова спасла этим свою душу, так и ученики Христовы своим подвигом самоотречения сделали возможным чудо насыщения пяти тысяч человек.

Нам очень трудно судить самих себя. Свою жадность, свою жестокость, свою злобу. Нам, оказывается, проще и легче судить Бога. Если мы в продолжение Седьмого дня, когда Бог повелел нам возделывать и хранить созданный Им мир, всё разорили, все опоганили и, прежде всего, осквернили храм Духа Святого – своё собственное тело, тогда, по логике давешнего француза, во всём этом виноват Бог: зачем создал нас свободными? зачем позволил согрешить? зачем не уничтожил сразу после грехопадения?

Но есть ещё и другая логика – логика кающегося христианина, который понимает, что его долгая жизнь – это поле, ожидающее его труда, его усилий, его соработничества Богу. Да, вокруг нас много беды, много боли, много голода, но вместо того, чтобы грозить небу кулаком, давайте попытаемся услышать тихий голос Божий: «Вы дайте им есть!» – и, услышав, спросим себя: а сам я накормил ли голодного – сегодня, на этой неделе, в этом году, хоть когда-нибудь? Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

 

П.С. Как-то  верующая учительница задала мне вопрос: почему Бог допускает существование в этом мире такого огромного количества зла?

При ответе состоялся такой диалог:

— У вас по школе на перерывах бегают ученики?

— Бывает.

-А вы им разрешаете?

— Нет.

— Почему?

— Чтобы избежать беды.

— Так и Бог мог бы для избежания столкновений между людьми сотворить их умными деревьями и рассадить их на расстоянии взаимной недосягаемости ветвями, чтобы более сильные не причиняли вреда более слабым.  Но тогда одно дерево говорило бы другому: «Я высокое и стройное, а ты низкое и кривое…». Тогда Богу пришлось бы сотворить их немыми.

Хотели бы Вы быть умным и немым деревом?

Ответ очевиден.

Так и  Бог не захотел уподоблять людей бессловесным скотам, хотя и мог бы, ибо по слову Божьему «Богу всё возможно» (Матф.19:26, Мар.10:27), а сотворил людей по образу и подобию Своему, где, по слову преподобного Иоанна Дамаскина: «Выражение «по образу» указывает на способность ума и свободу; тогда как выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека».

Или по слову других Святых Отцов: «Образ Божий дан человеку, а подобие задано». 

Главный редактор Валентин Василевский

 

Священномученик Сергий Мечев

Преображение Господне

Мы почти заканчиваем годовой круг богослужения; остается только один праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы, после которого праздником Рождества Богородицы мы войдем в начало нового богослужебного года.

И вот, в эти последние дни после Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы, Святая Церковь неожиданно приводит нас на Фаворскую гору. Казалось бы, такой порядок праздников не соответствует последовательности Евангельских событий, поэтому нам прежде всего необходимо уяснить себе смысл предлагаемой Церковью последовательности праздников.

Нам следует понять, почему нас, получивших обновление Святого Духа в день Пятидесятницы и собирающихся погребать первую и последнюю христианку – Божию Матерь, Церковь снова приводит на гору Преображения.

Мы знаем, что Преображение Господне произошло за сорок дней до Его крестных страданий, поэтому, если исходить из хронологической последовательности Евангельских событий, мы должны были бы праздновать его в первые дни Великого поста. Святые Отцы, творцы богослужебного устава, нашли неуместным совершать этот великий и радостный праздник в дни, посвященные сугубому покаянию и сетованию о грехах, и перенесли его на другое, более удобное время.

Впрочем, в Постной Триоди мы находим указание на место, которое должен был бы занимать здесь праздник Преображения Господня. Это – неделя о Фаворском Свете, второе воскресенье поста, когда Святая Церковь прославляет память одного из великих подвижников и учителей духовного делания – святителя Григория Паламы, который учил, что через очищение сердца, хранение ума и постоянную молитву Иисусову мы можем еще здесь, на земле, увидеть тот Несозданный Божественный Свет, который озарил Апостолов на горе Фаворской.

Как Господь наш Иисус Христос есть «Алфа и Омега, начало и конец» (Откр.1:8), также и Божия Матерь есть «Алфа и Омега»: первая христианка, через которую воплотился Господь наш Иисус Христос; и последняя, которая во Втором Пришествии будет встречать всех христиан у Престола Божия. (Примечание редакции).

Есть, однако же, и другая причина установления такой последовательности праздников. Возведя нас в эти последние дни церковного года на гору Преображения, Святая Церковь напоминает нам о том, что для нас, христиан, существует только один путь – путь преображения своей души. Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно «словесным делом».

Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преподобного Макария Египетского: «Иное дело рассуждать о трапезе, и иное – насытиться ею».

К сожалению для нас, которые сделали христианство «привременным мечтанием» и «мирским пристрастием», и эти слова могут остаться только словами. Ибо многие, вместо того, чтобы следовать тому, чему учат Святые Отцы, надмеваются умом, гордясь своим знанием Святых Отцов.

Что же означает это преображение души, о котором говорит сегодняшний праздник, и для чего Святая Церковь ныне приглашает нас вместе с Апостолами взойти на гору Фаворскую?

Вспомним, каково было состояние Апостолов, вместе со Христом взошедших на гору Преображения. Призванные Господом, они пришли к Нему от своих мирских дел: оставили свой дом, свои занятия и пошли за Ним. Это уже был большой подвиг, большое делание. Ведь Сын Человеческий часто не имел где главы приклонить и был для многих посмешищем и поруганием. Поэтому, когда Петр, Иаков и Иоанн были на горе Фаворской, то они, как говорят Святые Отцы, почувствовали, что уже имеют все. Ведь они увидели тогда, что человек есть венец творения, и через его преображенную душу преображается вся природа. Пораженные этим состоянием они подумали, что уже достигли совершенства, и Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть!» (Ибо уже довольно нам, мы имеем все.)

На самом деле Петр, Иаков и Иоанн имели в то время лишь малую предварительную часть той благодати, которую они получили впоследствии.

Тоже самое бывает и с нами: многие из нас, когда впервые подошли к Господу, имели состояние подобное Апостолам на Фаворе. Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз получили ответ на ваше искание и призывы. Вы почувствовали, что вам легко, легко и ничего больше не надо. Это радостное, но вместе с тем и опасное состояние. Святые Отцы говорят, что сокровище духовное открывается по мере искания. Господь не сказал: «Постучите и вам откроют», но сказал: «Стучите, просите».

Духовная жизнь есть постоянное, вечное искание. Если этого нет, то случается то же, что случилось с Апостолами, которые спали и на горе Фаворской, и в саду Гефсиманском.

Святые Отцы учат, что полученная человеком в начале его духовного пути благодать, потом как бы отходит от него, для того, чтобы он сам шел к ней. И тогда она вновь возвращается к нему в еще большем изобилии, чем раньше. Вот первое, что мы должны практически помнить. Церковь призывает нас всегда искать изобилия благодати, а не к тому, чтобы получив малую благодать, успокоиться.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Иные, намереваясь идти в дальний путь и спросив людей знающих, когда услышали от них, что путь прямой, гладкий и безопасный, – по слуху сему, отложив все заботы о приготовлении себя к путешествию, в половине пути или потерпели бедствия, или должны были воротиться, будучи не приготовлены к встретившимся скорбям…» (Слово к Пастырю гл. 7, 3).

Приходится и нам часто слышать: «В Церкви все легко, в Церкви безопасно». Говорящие так забывают о том, что Тот, Кто сказал: «Бремя Мое легко» (Мф.11:30), сказал также: «Входите тесными вратами… тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:13–14) и «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33).

Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны – это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится легким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что хотя Церковь открывает нам безопасный и легкий путь, но люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорбям. Вспомним об Апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение.

И сегодня, если мы пришли сюда не только для того, чтобы послушать те или иные песнопения, но чтобы прикоснуться к горе Фаворской, мы должны помнить – многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иаков Постник. Но теми, кто неуклонно шел путем духовного делания, все эти опасности были преодолеваемы, и они снова восходили на гору Преображения.

Богочеловек, преобразив Плоть Свою, преобразил и одежды Свои, потому и святые подвижники, преобразившись сами душою и телом, входили в общение со всею тварью и преображали ее. И, преображенная через соприкосновение с ними, тварь служила им. Так было с преподобным Герасимом, подвизавшимся на Иордане, со многими египетскими подвижниками и с нашими русскими святыми – преп. Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.

Условия преображения одни и те же и для Апостолов, и для великих подвижников, и для нас.

Поэтому будем учиться у них пути духовного делания, будем помнить, что не должно довольствоваться малым, что мы уже получили от Господа, потому что оно, может быть отнято от нас.

Вместе со святыми Апостолами, Святыми Отцами и подвижниками будем постоянно стучаться и искать, будем преодолевать все трудности и непрестанно просить об умножении благодати.

И тогда, по мере делания нашего, будет и в нас открываться благодать уже не предварительная, но истинная, и мы взойдем на гору Фаворскую.

Аминь.

Священномученик Сергий Мечев (1892–1942)

 

 ЦИТАТА НЕДЕЛИ 

Душа человеческая, как и дух, от Бога созданный, ни в чём ином не может найти себе удовольствия, покоя, мира, утешения, отрады, как только в Боге, от Которого по образу и подобию Его создана.  Отлучившись же от Бога, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями многими как рожками* себя питает. 

 Святитель Тихон Задонский (Соколов, 1724–1783)

*Рожки — корм для свиней, Лук.15:16

 

Информация для желающих:

Воскресное Евангелие: 

2022.08.07 

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-7/

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина