Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 10.08.2024

Воскресное Евангелие 2024.08.11

11 августа – Неделя (воскресенье) 7-я по  Пятидесятнице.

Рождество святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.

 

Иисус возвращает зрение слепым 

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. 

Фарисеи говорят об Иисусе,

что Он изгоняет бесов силою бесовского князя 

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 

Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 27-35

 

 

Священномученик Иоанн Восторгов

Духовная слепота и духовное просвещение 

Поучение сказано за богослужением в станице Ново-Александровской, Кубанской области. 1902 г.

«Вся елика преднаписана быша – в наше научение преднаписашася».
Эти слова мы слышали сегодня в апостольском чтении (Рим. 15:4); по-русски они означают, что всё написанное, – разумеется, в слове Божием, – написано, и даже преднаписано в наше поучение.

Так ли мы относимся к этому слову Божию? Ищем ли в нем руководства жизни? Слушаем ли даже внимательно? Любим ли читать его, или слушать чтение его в Церкви и дома?

Как часто при чтении апостола или Евангелия в Церкви мы стоим, по-видимому, безмолвно, в молчаливом благоговении, по-видимому, внимательно, а на самом деле священные слова скользят по нашей душе, как вода по стеклу, не проникая вглубь, не трогая сердца. А между тем, недаром пред всяким чтением слова Божия нам говорят: «Премудрость!» Это значит, что в слове Божием – высшая мудрость, – мудрость не человеческая, а Божественная, не земная, а небесная. Нам говорят: «Премудрость прóсти»; «прóсти» – это значит: будем стоять благоговейно, насторожившись слухом и сердцем. Нам говорят: «Вóнмем», т. е. будем внимательны. Это все показывает нам, что слово Божие потому и называется так, что чрез него говорит нам Сам Бог. Оно есть светильник стопам нашим, – светильник, сияющий в темном месте, оно есть зеркало, в котором мы видим свою душу, свои грехи, свою жизнь; оно есть свеча яркая и блестящая, с которой мы спускаемся в глубину нашего духа, нашей совести.

Весь год мы слышим и читаем слово Божие; каждый год в известные дни, в известные праздники и воскресенья мы слышим в Церкви одно и то же Евангелие. Но удивительное дело, – всегда в слове Божием есть что-то новое. Меняемся мы сами, стареем, улучшаемся, или ухудшаемся, переносим то страдания, то болезни, то радость, и в каждом возрасте, в каждом душевном настроении – в Евангелии и в прочих Святых Писаниях мы находим все новые отклики, объяснения, наставления. Мы должны читать и слушать Евангелие, как говорили древние наши отцы, не по чернилу, а под чернилом, и тогда оно станет постоянным зеркалом души.

Итак, что же нам сегодня предложено в Евангелии?

Тяжело положение слепцов, и великое благодеяние оказал им милосердый Спаситель. Но есть, братие мои, другая слепота, которая гораздо опаснее, гораздо тяжелее, чем слепота наших глаз. Был в древнее время один муж святой и очень ученый – старец Дидим. Он был слепой. Однажды он горько жаловался на свою слепоту, на свое несчастье. Преподобный Антоний сказал ему в ответ: «ты жалуешься, что у тебя нет глаз, которые имеют и бессловесные животные и даже самые маленькие мошки. Оставь жалобы: ведь ты имеешь глаза херувима, ибо ты знаешь Бога, ты знаешь Его закон, ты видишь ангелов, ты видишь то, что не увидит самый зрячий обыкновенными человеческими глазами». Таким образом, можно при слепоте телесной быть зрячим духовно, но и наоборот, – можно быть зрячим телесно, иметь глаза и видеть свет, и в то же время быть духовным слепцом. И Господи, – сколько таких слепцов на свете! Все эти неверующие, маловерные, незнающие Божественного закона, незнающие добра и нелюбящие Его – всё это слепцы духовные!

Смотрите, как сжалился Спаситель над слепцами: Он привел их в дом, Он исцелил их. Но еще более Он жалел слепцов духовных, их Он учил целыми днями и ночами по каждому поводу, для них избрал апостолов, для них объяснял Священное Писание, за них пострадал, для них основал Церковь Свою, дал пастырей и учителей. И нам, пастырям и учителям, Он прежде всего повелел: «идите и учите все народы, крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учите их соблюдать всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19–20).

Итак, если мы хотим подражать нашему Спасителю, то мы должны всею душою возненавидеть тот грех, который живет в нас, то неверие и маловерие, которым мы страдаем; мы должны всеми силами души стремиться к свету, – к тому, чтобы просветить себя и других. Справедливо говорит пословица, что ученье есть свет, а не ученье – тьма. Но справедлива, братие, и другая пословица, что не всякое ученье душе во спасенье; да, не всякое ученье душе во спасенье…

Где же найдем настоящее и доброе ученье?

Прежде всего в Церкви Христовой и в храме Божием. Здесь священники говорят не свое, а Божественное, здесь мы, пастыри, хотя сами мы люди простые, часто грешные, недостойные, дурные, – из них же первый я, – но мы передаем вам слово Христово, вечное, небесное слово. Итак, сюда приходите чаще, сюда приводите своих детей, здесь учитесь всему доброму и душеполезному учению. Как одним дымом не натопишь дома, так отдельными собраниями, без Церкви и пастырей, не согреешь души. Камень холодный, но когда станем бить камень о камень, и он станет горячим. Так и люди, когда все вместе в Церкви. И помните, что согласно с уроками слова Божия только то, что не против Церкви и что ею благословлено, что согласно с ее наставлениями, – это и есть настоящее учение. Такому учению помогайте и сочувствуйте. Будут ли читать хорошую книгу, откроют ли библиотеку, читальню, будут ли народные чтения, – если все, что там видите и слышите согласно с учением нашей веры, если там не подрывается христианство, всему этому сочувствуйте всею душою и всему помогайте. Вам внушают, что никогда не поздно учиться и надо учиться всю жизнь: это верно. Но все же трудно учиться взрослому. Поэтому особенные заботы надобно прилагать о детях. Их надо приучать к Церкви, их надо посылать в школы. Вам, взрослые, вам, станичники-общественники, надобно помнить это. Не нужно щадить средств, грешно скупиться, когда дело идет об обучении детей, о содержании школы. Вот была бы вам честь и хвала, если бы по краям вашей многолюдной станицы (до 10.000 населения) основаны были вами Церковные школы, если бы вы помогли своими жертвами от общества Церкви и духовенству устроению этих школ ради ваших собственных детей! И здесь относительно школы помните, что не всякое ученье душе во спасенье и не всякая школа заслуживает участия и поддержки. Если детей учат знать Бога и Его закон, почитать власть, уважать пастырей духовных, любить и уважать родителей и старших, то это истинная школа и истинное ученье. И пусть ребенок хотя и меньше знать будет, меньше разовьет свой ум, но выйдет хорошим сыном и честным человеком. Но если в школе не учат страху Божию, если всё внимание обращается только на ум, то, право, лучше совсем остаться без ученья! Оттого, что он умный, да злодей, никому не будет тепло, напротив, умный злодей опаснее глупого. Это надобно помнить в заботах о просвещении. Но самое главное – в заботах о просвещении детей надобно помнить, что настоящее воспитание, настоящее просвещение ребенок получает дома, в своей семье. Что из того, если в школе его учат молитвам, а дома у него никто не молится? Что из того, что в школе ему говорят, как дурно пьянствовать, а дома он видит отца и братьев пьяными, а мать распутницу? Что из того, что ребенку в школе будут говорить «люби ближнего», будь кроток, обходителен, будь терпелив, а дома он видит, как изверг-отец колотит жену – его мать, или как дома все живут в ссоре, в злобе, в постоянной распре? Что из того, что ребенку в школе будут говорить «не укради», а дома он видит, что вокруг все воруют и от воровства наживаются? Что из того, что ребенку в школе говорят «не обманывай», а дома он слышит сквернословие, обман, клевету и всякое гнилое слово; если в школе учат: «чти отца», а дома его отец обижает деда, бабку, своих братьев и сестер? Вот о чем, вот об этом домашнем и семейном просвещении надо позаботиться!

Мы должны просвещать себя и других, как Спаситель просветил слепых, о которых мы сегодня читали в Евангелии. И слепцы исцеленные признали Бога и Спасителя. И для нас самый верный путь просвещения есть наши дела и верность учению Спасителя. Самый верный путь слова апостола: «братия, ходите, как чада света» (Еф. 5:8), и слова Христа: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Аминь.

Священномученик Иоанн Восторгов  (1864–1918),

священник Русской православной церкви, протоиерей.

 Проповедник, церковный писатель, миссионер.

 

 

Рождество святителя Николая 

Сегодня этот дивный Праздник, глубоко почитаемый нашими предками, только начинает возвращаться в сознание православной Руси. Поэтому естественно, что для большинства даже церковных людей 11 августа никак не ассоциируется с памятью великого угодника Божия. Даже для ученых праздник Рождества святителя Николая Чудотворца – самый загадочный из всех церковных памятей, связанных с именем святого. Неизвестно точно, когда и где впервые был установлен этот праздник. Отмечался ли он в Византии или принадлежит числу русских памятей? Какой «статус» имел он в ряду других памятей церковного года? Этот праздник не встречается ни в одной современной Поместной Православной Церкви. Сегодня Рождество святителя Николая – исключительно русская церковная традиция, которая, однако, имеет древние исторические корни (известен уже с XII–XIII вв.). Именно отсутствие праздника в месяцесловах других Православных Церквей и стало, скорее всего, причиной упразднения его празднования и в Русской Церкви в правление Екатерины II.

Всё же Промыслом Божиим в Русскую Православную Церковь возвращается добрая традиция празднования Рождества святителя и чудотворца Николая. И нам стоит ближе познакомиться со смыслом этого Праздника, чтобы познать его глубину и важность.

Рождество святителя Николая.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в Православной Церкви, кроме Рождества Господа нашего Иисуса Христа, празднуются дни рождения лишь трех святых людей – Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и святителя Николая. И если воспоминания рождения Божией Матери и Предтечи Господня Иоанна теснейшим образом связаны с пришествием в мир Спасителя, составляют некий пролог к этому событию, то рождество Николая Угодника как бы выпадает из этой линии и даже может показаться несколько искусственным.

Однако если мы обратимся к богослужебным текстам Рождества святителя Николая, то увидим, что празднуемое событие в них приобретает вселенский масштаб:

«Приидите вси добрыи святителие убо цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем, всечестное и преславное рождество Николы всеблаженнаго…»; «Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь православных днесь светло празднует…»

Этот вселенский масштаб рождения праведника, пусть даже такого почитаемого и горячо любимого, как Николай Чудотворец, действительно, может вызвать недоумения. Более того, в песнопениях в честь святого можно заметить явные параллели с прославлением Божией Матери. «Днесь благоплодная Нона раждает отроча богоизбранное в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога…» – поется в одной из стихир праздника. Это перифраз из службы Рождества Богородицы: «Днесь неплодная Анна раждает Боготроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога….» Также строкой: «Сей день веселия, радуйтеся, людие…» (вариант: «Сей день Господень, радуйтеся, людие…») из последования святителю Николаю начинаются и песнопения, несколько раз повторяющееся в службе Рождеству Богородицы.

Мы видим удивительные параллели, когда «Жилищем всех Царя и Зиждителя» именуется Божия Матерь и святой. Мы робко недоумеваем сравнением величия дня рождения Той, Чье появление в мир прямо возвещало о близком пришествии Спасителя, и всего лишь одного из праведников. Но всё это не случайно, Церковь преподает нам здесь важный урок.

После пришествия в мир Спасителя, после Его крестной смерти и воскресения каждая человеческая личность, причастная Христу, становится высшей ценностью Вселенной. Удивительным образом в жизни того, кто принял в свое сердце Сына Божия, отпечатлевается слава Самого Бога. Жизнь одного человека становится значимой для всей Вселенной. Причем только христианская вера, единение со Спасителем исполняет человеческую жизнь таким смыслом.

Мы часто бываем недовольны своей жизнью, теми обстоятельствами или ситуациями, которые входят в нее, обременяя будничными заботами. Редкие радостные моменты, которые приходится переживать, слишком быстро теряют свой цвет в пестроте будней. Даже такое событие, как рождение ребенка, не всегда долгое время радует близких. Будни и реалии жизни, к сожалению, часто берут свое. Но вот с чуть освещенных тихим вечерним светом сводов храма к нам спускаются умилительные слова: «Радуйтесь, Феофане и Ноно, из них же спасение человеком родися… Феофане, радуйся, Ноно, веселися славяще Истиннаго Святая и Избавителя Иисуса Единаго Господа». Здесь радость уже совсем иная, радость настоящая, непреходящая, небесная, потому что исполненная упованием, доверием Богу!

«Всемирная радость от праведнику возсия нам, от Феофана и Ноны…» – продолжает доноситься даже в самый потаенный уголок храма. «Приидите вси празднолюбцы, честное рождество святителя Божия Николы восхвалимо» – призывают сослужащие священникам небесные силы каждого стоящего в доме Отца Небесного.

Дивный праздник Рождества святителя Николая раскрывает нам величие того дара Благодати, которым наделяет Спаситель каждого приходящего к Нему с чистым сердцем. Это удивительный гимн единения человека с Богом, прославление Сына Божия, совершившего Искупление человеческого рода. Здесь всё напоминает о близости Бога к человеку. Всё исполнено умилительных обетований истинной радости, славы и вечной жизни для тех, кто будет неустанно укрепляться в решительности следовать Христу.

«Торжествуйте вси земнороднии, ликовствуйте духовно вси празднолюбцы, в преславное рождество святителя Христова и чудотворца Николы, молящася Христу Богу непрестанно за душа наша», – слышим мы призыв снова и снова приблизиться сердцем к великому угоднику Божию. Непонятным для нас образом в этом празднике появляются абсолютно новые масштабы человеческой жизни. Рождение младенца, такого же человека, как каждый из нас, становится всемирным торжеством. Радость благочестивых супругов преодолевает века и тысячелетия, ничуть не умаляясь… Но ответ на это недоумение не теряется в прошлом, он исполняет и нас надеждой на то, что каждый может и в своей жизни познать такую же радость. Ответ слышится в каждой фразе, каждом слове богослужения: приблизьтесь к Богу – и Он дарует вам вечность, принесет мир, сделает Своими… 

Роман Савчук

Православие.ру

 

 

ЦИТАТА НЕДЕЛИ

 

 

Информация для желающих:

Воскресное Евангелие: 

2023.07.23 

https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-07-23/

   

Поделиться этой новостью города Кобрина