Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 06.03.2023

Всем ли подросткам нужен психолог?

В последнее время все чаще приходится работать с подростками, с девочками-подростками. Если отвечать на вопрос буквально – процентам 80% подростков психолог нужен.

Основная причина того, что подросткам нужен психолог кроется в семье: родителям говорить с детьми просто некогда или они не умеют говорить серьезно на многие важные для детей темы. А подросткам часто хочется обсуждать простые вещи важные для понимания себя – построения собственной Я-концепции. Зачастую родители на многие пугающие их, но важные для детей темы (например, вопрос отношений полов), реагируют уклончиво, шутят или чрезмерно пугают ответственностью. Вот и выходит, что часто человек, с которым можно просто поговорить, – это психолог. И это при том, что ребёнок развивается в целом хорошо и особых проблем не имеет. Просто поговорить, правильно расставить акценты, обсуждить события дня – это тоже сегодня является психопрофилактической работой психолога, чтобы «не запустить, а предотвратить».

Но есть случаи, когда детей на приём приводят с конкретными жалобами. Жаль, что не раньше). Основные жалобы родителей: нежелание ходить в школу, низкая мотивация, отсутствие друзей и желания общаться, замкнутость, аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде нанесения себе царапин на руки и лицо. Приходят на прием и в случае отсутствия возможности самим установить контакт с ребёнком в силу его недоступности. Или контакт хороший, учится хорошо, а друзей нет. Приходят и тогда, когда родителям становится известно о случаях психологического насилия над ребёнком или начинает настораживать сильное снижение веса…

Здорово, если родители помнят себя в этом возрасте и ещё более замечательно, если их подростковый возраст прошёл более или менее в границах нормы. Если можно вообще говорить о норме, рассуждая о данном периоде. Тогда у родителей есть «здоровые» ориентиры, и они более склонны вовремя начинать «бить тревогу». Любому родителю важно понимать, что допустимо, а что нет на конкретном этапе возрастного развития ребёнка. Поэтому привожу краткий перечень, что для подросткового возраста нормально, а что нет.

Нормальное развитие подростка:

  1. Желание отделения от родителей и даже планы на будущее, как это сделать.
  2. Перепады настроения, гормональная буря.
  3. Неадекватная самооценка заниженная или завышенная (что реже).
  4. Поиски смысла жизни, осмысление себя в мире, рассуждения о религии и Боге.
  5. Повышенный интерес к отношениям. Тяга к кучкованию с себе подобными и интерес к противоположному полу. Учиться быть вместе на примере других и собственном.
  6. Закономерное снижение успеваемости – нормальным образом интересы со сферы учебы смещаются на отношения. Это возрастная норма!
  7. Бунтарство и непослушание. Это снова возвращаемся к первому пункту. Отделиться от родителей психологически иначе невозможно. Важно пробовать самому принимать некоторые решения, и встречаться с их последствиями. Так мы все взрослеем.

Что же должно насторожить или чего быть не должно?

  1. Послушность. Меня это настораживает. Не соответствует норме. Но если во всех остальных аспектах все хорошо, а родители планируют жить со своим чадом всю жизнь, принимать все важные решения за него и даже жить за него его жизнь, то норм. Пусть будет так. Если вопрос все же стоит о том, чтобы взращивать самостоятельность и независимость ребёнка, поскольку родителей может не стать в любой момент, то путь поддержания послушания – не тот путь.
  2. Причинения вреда себе. Сюда относится всё: от ограничений себя в пище – до нанесения себе повреждений. Любой вред себе – аутоагрессия, которая, в конечном итоге, может привести к суицидальным попыткам. Этого нельзя допустить. Поэтому важно быть внимательным к телу ребёнка — он может прятать порезы под длинными рукавами.

  1. Резкая смена имиджа и стиля. Поиск странных друзей, тусовок, разделение странных убеждений.
  2. Вызывающее, переходящее любые границы поведение. Шокирующее, эпатажное, сковывающее за собой явные признаки неблагополучия и желание привлечь к этому неблагополучию внимание. Иначе «докричаться» ребёнок уже не может.
  3. Отсутствие друзей. Разговоры о предательстве, о том, что все плохи и «хочу собаку». Часто собака, часто крупной породы, ассоциируется у детей с надежностью, верностью, защитой. Задумайтесь, что произошло с вашими отношениями, что ребёнок не может вам доверять? Не может опираться на вас? В чем вы предали его?

  1. Депрессивное поведение. Подросток находится на границе между детством и взрослостью. Поэтому картина депрессии во взрослом понимании может быть несколько иной. Часто, говоря о депрессии, мы сравниваем с собой, думая, что депрессия – это когда всегда плохо и сниженное настроение наблюдается в любое время суток. У детей и подростков часто не так. В детских и подростковых депрессиях снижение настроения не всегда выходит на передний план. Часто родители замечают, что ребенок «разбит» с утра, ему трудно вставать и нет настроения идти в школу, а часам к 5 вечера он оживает и затем с трудом засыпает. Причина в том, что к вечеру нарастает тревога. С ней ребёнку нужно справляться, и он становится более активным, а к ночи могут добавляться страхи.

Если, вы обнаружили любое сходство из описания выше с вашим ребёнком, обратитесь за консультацией к психологу. Если на то будет необходимость, психолог порекомендует детского психиатра, который проведя компетентное обследование, назначит лечение. На фоне лечения – обязательна работа с психологом. Обязательна! Иначе облегчение будет временным. И любое стрессовое событие может снова повлечь за собой развитие депрессивного эпизода.

Ирина Злотник, психолог ЦДП и М «Ориентир» 

Поделиться этой новостью города Кобрина