Опубликованно 07.12.2025
Воскресное Евангелие 2025.12.07
Имена из Книги Жизни в Дни их памяти
7 декабря – Неделя 26-я по Пятидесятнице.
Попразднство Введения.
Вмц. Екатери́ны.
Вмч. Мерку́рия. Мч. Мерку́рия Смоле́нского.
8 декабря – Понедельник.
Отдание праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Кли́мента, папы Римского, и Петра́, архиеп. Александри́йского.
Свт. Кли́мента, архиеп. О́хридского, просветителя Слове́нского, Болгарского.
Сщмч. Серафи́ма Остроумова, архиеп. Смоле́нского.
9 декабря – Вторник.
Прп. Али́пия сто́лпника.
Аллилуия.
Свт. Инноке́нтия, еп. Ирку́тского.
Освящение церкви вмч. Гео́ргия в Киеве.
Прпп. Афана́сия и Феодо́сия Черепове́цких.
10 декабря – Среда.
Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение».
Вмч. Иа́кова Пе́рсянина.Прп. Палла́дия.
Свт. Иа́кова, еп. Росто́вского.
Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Все́волода, во Святом Крещении Гаврии́ла, Псковского, чудотворца.
Прп. Феодо́сия Те́рновского.
Собор новомучеников и исповедников Ра́донежских.
Иконы Божией Матери, именуемой «Абала́кская».
Прмч. Крони́да, архимандрита Ра́донежского.
Сщмч. Иоа́нна Смирнова пресвитера.
Прмч. Ни́кона Беляева.
11 декабря – Четверг.
Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафи́ма.
Мч. Ирина́рха. Свт. Фео́дора, архиеп. Ростовского.
Прмчч. Рафаи́ла Тюпина и Вике́нтия Никольского, О́птинских.
12 декабря – Пятница.
Мч. Парамо́на.
Аллилуия.
Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия Сина́йского.
13 декабря – Суббота.
Апостола Андрея Первозва́нного.
Об исцелении скорченной женщины
Можно ли исцелять в субботу?
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус же, увидев её, подозвал и сказал ей: Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)
Мы все должны побаливать
Сегодня мы с вами слышим Евангелие об исцелении женщины, которая восемнадцать лет страдала таким страшным недугом, который был у Серафима Саровского. Её согнуло пополам, и она ходила согнутой, была как русская буква Г. И Господь её исцеляет одним только прикосновением.
И нам вспоминается в этом случае и другой эпизод, когда Господь исцелил человека, даже не прикасаясь к нему, сказав ему «возьми одр твой и ходи».
Возникает вопрос, откуда эти болезни берутся?
Болезни тяжелые. В этом случае восемнадцать лет она ходила согнутой, а в том случае он тридцать восемь лет был в параличе. Не мог двигать практически телом, и только ползал к купели, куда регулярно сходил ангел и вода начинала бурлить, но он не успевал в этот момент туда спуститься, и не мог исцелиться. Тридцать восемь лет. И тому Господь сказал, когда исцелил его: иди и больше не греши, что бы не было тебе хуже, чем было тогда, до исцеления.
Отсюда мы сделаем вывод, и все святые отцы наблюдают это в течение многих веков, что чаще всего мы болеем за грехи свои. То есть болезнь есть результат наших собственных когда-то сделанных поступков, и как камни, которые мы бросаем вверх – возвращаются вниз, так и наши грехи возвращаются нам, как правило – на голову.
Иногда не сразу, иногда проходит годы, Господь ждет покаяния, и, тем не менее, если человек достаточно долго не кается, то, как правило, все-таки пусть и в меньшем варианте, чем могло быть, но беда какая-то возвращается в виде, как правило, какой-то болезни.
И вот в данном случае, о котором мы сегодня слышали, Господь очень четко говорит, откуда эта болезнь – её восемнадцать лет назад, сказал Он, связал Сатана.
Вот так она согнулась, потому что это было действие дьявола, который, оказывается, может воздействовать не только на психику человека, не только внушать ему дурные мысли, но и вызывать некие физические болезни.
В этом случае мы можем вспомнить и другой очень характерный пример из Ветхого Завета, когда дьявол, испытывая Иова, поразил его болезнью, как сказано, от макушки до ступней ног он был покрыт проказой. И это сделал именно лукавый дух, т.е. демоны имеют определённую власть над человеком и могут, в некоторых случаях, вызывать очень тяжелые заболевания, не только физические, но и психические.
И большая часть психических заболеваний вызвана именно воздействием на психику человека, на его разум, на его сознание духами тьмы. Очень мало таких болезней, которые вызваны обычными физиологическими явлениями, я имею ввиду психиатрические болезни, например, если человек упал с высоты и ударился головой, да, действительно, могут быть какие-то заболевания, которые мы называем психическими, но они имеют основу физиологическую, т.е. поражение коры головного мозга. Бывают химические отравления, бывают отравления грибами, которые вызывают такие же последствия, как и другие физиологические изменения в организме, вызывающие психические заболевания.
Но большая часть, я думаю, более 90% психических заболеваний вызываются, опять же, демонами. (В Житии преподобного Амфилохия Почаевского, 1894-1971, схиигумена, насельника Свято-Успенской Почаевской Лавры, исповедника и чудотворца описан следующий случай:
Отца Иосифа – имя Амфилохий он получил позже при пострижении в схиму – поместили в психиатрическую больницу, постригли, побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.
Палата освещалась слабой электрической лампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда вошел старец. Бесы заговорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».
Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, старец закрывал руками лицо.
Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таких.
Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.
– Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?
– Можу.
– Тогда вылечите их!
– Добре.
Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти Святое Евангелие, Крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны, и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).
– Нет! Вы нам без молебнов лечите.
– Так неможливо вилікувати.
– А почему?
Старец и ответил, что, когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага – Святой Крест, Святое Евангелие и Святая Вода!
Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест.
Как видим из этого свидетельства – 100% психически больных в той больнице были бесоодержимыми. Ред.)
Почему нам это приходится терпеть в этой жизни? Потому что есть закон: что посеешь, то и пожнешь. Греховный поступок вызывает отрицательные последствия.
Добрый поступок, поступок, сделанный по Евангелию, по Богу, он всегда приведет к каким-то добрым последствиям – или от Самого Господа, или через других людей, но так или иначе он приведёт к последствиям добрым.
Таким образом мы видим, что существует прямая связь между нашими поступками и их последствиями – что посеял, то и пожал. Хорошее зерно посеял, будет хорошей урожай. Плохое, гнилое зерно посеял – урожая не жди.
Так и в жизни человеческой получается.
Но вы скажете, а вот святые очень многие болели, и тяжело болели.
Возьмем, например, апостола Павла, который пишет в Послании: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня. И далее объясняет, почему – чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений.
Прибавим, что помимо откровений, которые он имел от Бога, он имел еще и все другие дары: и дар языков – он мог говорить на любом языке, куда бы он ни пришел; и дар исцеления, и дар прозорливости, все, что угодно, все дары у него были.
И, как нам известно, Господь таким людям иногда посылает болезни через ангела сатаны, который вызывает какие-то физические заболевания. Вспомним преподобного Амвросия Оптинского. Он несколько десятилетий, если не ошибаюсь, три десятилетия страдал, очень тяжело болел, будучи святым человеком. К нему приходили тысячами со всех концов Руси – и он исцелял. И таких свидетельств очень много – свидетельств о том, что он исцелял неизлечимые врачами болезни. При этом сам продолжал лежать, болеть, и болел так, что от боли по́том покрывался, чтобы сдержать эту боль, чтобы не закричать и ничем не выдать. Он так намокал, что пять раз в день ему меняли рубашку, насквозь мокрую. Так ему было больно, но он удерживался.
Мой духовный отец Кирилл (Павлов), известный старец Свято-Троице-Сергиевой Лавры, неоднократно, когда я исповедался у него в келье, у него лежало вафельное полотенце на коленях, и пот струился по лицу потоком.
Батюшка, что с вами, почему так? Вам плохо?
Он говорит, ты знаешь, осколки во мне остались с войны, и когда меняется погода, такую боль вызывают ужасную.
Говорю, может быть, я уйду?
Нет, нет, нет, продолжай исповедоваться.
Он терпел, и это его напряжение вызывало то, что у него по лицу текли потоки и капали на это полотенце. Человек святой жизни, но, тем не менее, Господь попустил пострадать ему.
А Серафим Саровский, помните, как его избили топором по голове, раздробили ему череп, кости вошли внутрь черепа, из-за этого он согнулся, при этом он принимал тысячи людей и исцелял очень много.
И эти страдания попускаются Богом потому, что мы очень немощные люди, и если нас начинают хвалить, и если мы в себе замечаем какие-то дарования, что-то мы делаем намного лучше других – мы неизбежно начинаем себя считать лучше других и неизбежно впадаем в гордыню. Мы все вот такие слабые, даже и апостолы, поэтому и апостолу дано было пострадать.
И он говорит, я трижды просил Господа избавить меня от этого нечистого духа, но Он сказал, сила Моя в немощи совершается (Посему мы не унываем; но если внешний наш человек (тело) и тлеет, то внутренний (душа) со дня на день обновляется. 2Кор.4:16. Ред.) То есть терпи, терпи родной, иначе будет хуже, потому что если человек возгордится своими дарованиями, то точно пойдет в погибель, потому что самый гнусный грех из всех – это гордость – это когда человек считает себя лучше других и уничижает тех, кто по каким-то причинам слабее его умственно, физически или по каким-то другим параметрам.
Он не думает о том, что мне дано больше, значит, с меня и больше спросится, а тому дано меньше, соответственно, с того и меньше будет спрос. Я не имею права судить по себе. Мало ли что я сумел, вот – я достиг, вот – я такой великий.
Тебе Бог дал всё – это и разум, и память, и способности творческие… Поэтому ты смог. И не потому, что ты такой хороший, а только по милости Божьей – ничего нельзя приписывать самим себе.
И вот для того, чтобы этого не произошло – чтобы человек от гордыни не погиб, ему иногда дается болезнь, даже правильному, даже святому человеку, чтобы он не возгордился и не погиб.
Но в нашем случае о женщине не сказано ничего. Сказано только то, что восемнадцать лет она была связана сатаной – она была согбенна, согнута, ходила буквой Г, опираясь на палочку, и Господь её исцелил. Не говорит, по какой причине было у неё это физическое заболевание. Но поскольку ни слова не говорится о её святости, то мы можем предположить, что все-таки она страдала за какие-то свои грехи.
И мы с вами, конечно, не достигли того уровня, как святые, которые страдали не потому что они грешили, а именно потому что они имели такие дарования, что могли возгордиться.
Мы, конечно, болеем чаще всего именно за свои грехи.
Господь не запрещает, кстати, обращаться и к врачам. И, как мы знаем, в нашей Церкви прославлено очень много людей, которые обладали врачебным искусством, то есть учились, были реально врачами. Из таковых назову одно имя – Лука Войно-Ясенецкий (святитель – архиепископ, причисленный к лику святых. Ред.) Он был врачом, профессионалом, доктором медицинских наук, имел Сталинскую премию за свою работу по гнойной хирургии. Кстати, тоже терпел, ослеп к старости своей, а тем не менее, ещё полуслепым делал уникальные операции. Как? Это Господь делал через его руки эти операции. И не запрещено было Богом обращаться к врачам. И Он давал многим врачам способность исцелять по их молитвам. Например – великомученик и целитель святой Пантелеимон. Он тоже был врачом – он учился врачебному искусству, и, тем не менее, больше исцелял молитвами, чем непосредственно своим врачебным искусством.
Мы должны обращаться к врачам, но, тем не менее, мы должны помнить, что страдаем за свои грехи.
(Существует ещё один вид страданий – добровольный – ради спасения своих любимых, который, например, явила святая блаженная Ксения Петербургская для спасения своего внезапно умершего мужа, возложив на себя подвиг юродства Христа ради… Добавим, что подобный вид страданий – ради спасения наших любимых – может быть попущен Богом для тех, кто готов положить душу свою за други своя, за ближнего своего, в том числе и молитвенникам… Ред.)
И если терпеливо несем свои болячки, если не ропщем на Бога, если говорим: «Господи! Прими моё терпение этой болезни и прости мне грехи, сделанные прежде, которые я сейчас искупаю своим терпением, и дай силы перенести то, что попущено мне», и тогда болезнь будет в очищение грехов.
А что нам с вами нужно? Ведь все мы рано или поздно уйдем из этого мира. Все мы умираем. Поэтому не самое главное, как некоторые говорят: «Главное – здоровье». «Поздравляю, главное, самое главное, это здоровье…».
Ну и что, завтра ты умер, например, машина на тебя наехала или самолет упал, когда ты ехал или в командировку летел. И что твое здоровье? Да, ты умер здоровеньким, крепеньким, бодреньким, молодым, здоровым. И что? Здоровье тебе дало спасение? Нет.
Очень часто болезнь заставляет человека задуматься о временности своей земной жизни, обсудить между собой и Богом свои дела, покаяться в грехах, и тогда он спасается. А без болезни, когда все хорошо, очень часто человек пребывает в гордыне: у меня все прекрасно, у меня все хорошо, мне Бог не нужен, я сам всего добился. И это страшно, потому что человек в гордыне спастись не может.
Это самый гнусный грех, самый тяжелый грех, из которого рождаются все другие грехи.
И если человек терпеливо приносит свою болезнь, не ропщет на Бога, вот я такой хороший, почему ты мне, Господи, дал такую болезнь, я не заслужил – вот если он так не говорит, не ропщет, а говорит: «Господи, я и большего заслужил, но Ты по милости Своей дал мне только это потерпеть немножко. Лучше я здесь в этом мире потерплю, чем в вечности, потому что этот мир – временный, а впереди – вечный. Лучше я здесь поболею немножко, а в том мире я не буду болеть. Вот так молился один из древних святых 4-го или 5-го века, говоря: «Господи, дай мне пострадать здесь, и помилуй меня в том мире».
Вот так и мы должны относиться к болезни, уметь потерпеть в память о том, что в том мире нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания (но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что́ приготовил Бог любящим Его. 1Кор.2:9. Ред.) Аминь.
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), Кавказский скит Валаама, автор книг «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», «Была ли Ванга православной?», «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны», «Между Небом и адом. Путь Истины и путь заблуждения» и др.

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
О болезнях
Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беззаботности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни.
Святитель Иоанн Златоуст (~347–407)
Если почувствуешь, что смущается болезнью душа, то скажи ей: разве эта болезнь не легче геенны, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении?
Преподобный Авва Исайя (Скитский)
2-я пол. IV – 1-я пол. V в.
Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив.
Святитель Иоанн Златоуст

Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2024.12.08
1. Об исцелении скорченной женщины. Протоиерей Максим Козлов.
2. Пути Божии.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2024-12-08/
2023.12.10
1. Современное лицемерие. Священномученик Иоанн Восторгов.
2. Вооружитесь оружием Божиим против духов злобы. Святейший Патриарх Кирилл.
3. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-12-10/
2022.12.11
1. Об исцелении скорченной женщины. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
2. О Божественном попечении.
https://kobrininform.by/news/voskresnoe-evangelie-2022-12-11/
Воскресные Евангелия размещаются по субботам на сайте Кобрин-информ на главной странице и в рубрике Православие:
https://kobrininform.by/category/news/pravoslavie/