Опубликованно 06.07.2025
Воскресное Евангелие 2025.07.06
6 июля – Неделя 4-я по Пятидесятнице.
Владимирской иконы Божией Матери.
Мученицы Агриппи́ны.
Собор Владимирских святых.
Собор преподобных отцов Псково-Печерских.
7 июля – Понедельник. Рождество́ честно́го сла́вного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна.
8 июля – Вторник. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских, чудотворцев.
Прп. Ни́кона Беляева О́птинского, исповедника.
9 июля – Среда. Прп. Дави́да Солу́нского.
Ти́хвинской иконы Божией Матери.
10 июля – Четверг. Прп. Сампсо́на странноприи́мца.
Прп. Амвро́сия О́птинского.
Служба благода́рственная Богу, в Троице Святой сла́вимому, о великой, Богом дарова́нной победе над све́йским короле́м Каро́лом вторы́м на́десять и воинством его, соде́янной под Полта́вою в лето от воплоще́ния Госпо́дня 1709, месяца июня в 27-й день.
11 июля – Пятница. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеру́чица». Прпп. Се́ргия и Ге́рмана Валаа́мских, чудотворцев.
12 июля – Суббота. Славных и всехва́льных первоверхо́вных апостолов Петра и Павла.
Прп. Паи́сия Святого́рца.
О твердой вере во всемогущество Иисуса Христа
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Евангелие от Матфея, глава VIII, стихи 5-13
Архимандрит Илия (Рейзмир)
Проповедь в 4-ю Неделю по Пятидесятнице
Сила веры и смирения
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! После Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос направил Свои стопы в город Капернаум. Там стоял отряд римского войска под начальством сотника. Сотник же этот был язычник, но его честная, добрая и искренняя душа уже познала всю ложь язычества и прилепилась к вере иудейской, как к единой истинной вере, исповедующей Единого Бога (на то время – ред.) И он по собственному усердию даже построил для иудеев синагогу. Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжело заболел любимый слуга, или раб. В глазах язычника раб не считался за человека: если он становился старым или больным, то его продавали, как бесполезную вещь. Но, видно, сотник имел особенно доброе сердце: он окружил раба заботой, болел за него душой. Но все было напрасно. И вот сотник узнает, что в Капернаум возвращается Тот Самый Пророк – Чудотворец, Который недавно здесь же, в Капернауме, исцелил сына царедворца и множество больных. Как же он, чужой избранному народу Божию, обратится к божественному Учителю с мольбой об исцелении слуги? Но вера, как и любовь, изобретательна. Он обратился к иудейским старейшинам, которые охотно отозвались на просьбу доброго, всеми уважаемого сотника о посредничестве. И те, придя к Иисусу, как повествует святой евангелист Лука, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш. Надо сказать, что Сердцеведец Господь видел и его пламенную веру, видел его глубокое смирение, видел его тревогу и тотчас пошел с ними к его дому. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что считаю себя недостойным принять Тебя в доме своем, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. В конце концов, когда болезнь стала угрожать смертью, сотник и сам поспешил навстречу грядущему Исцелителю и начал просить Его: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». По великому своему смирению сотник не ожидал, что Христос послушает его и тотчас отзовется, он сознавал себя недостойным не только благодеяния, но и того, чтобы пришел Господь в дом. Поэтому-то, сказав: «Слуга мой лежит», ничего к этому не прибавил. «Что же делает Иисус? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовался с желанием просителей, а здесь Сам предупреждает желание сотника и обещается не только исцелить, но и прийти в его дом. (Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его».) А это делает для того, чтобы мы познали добродетели сотника: его веру и великое смирение». Что же делает сотник? Можно было ожидать, что он обрадуется такому неожиданному Гостю-благодетелю. Но в смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве: «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Поистине, только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. «В то время, – говорит блаженный Августин, – когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». «Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, – увещевает святитель Иоанн Златоуст, – ведь и ныне можно Его принять, послушаем и поревнуем и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его Самого. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только — повели…», и выздоровеет слуга мой! Воистину удивительно, что человек не из числа иудеев имел столь высокое представление о Христе. Потом, опасаясь, чтобы Христос, по Своему смирению, не отказался исцелить его слугу словом Своим, сотник говорит Ему: «Ибо я … подвластный человек…», то есть «Ты Бог, я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то не гораздо ли более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью? Если я, будучи таким же человеком, как и подчиненные мои, и находясь под властью, имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают — говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает, – то не гораздо ли большую силу имеешь Ты? Ты можешь управлять смертью, как слугою, и повелевать ей, как Владыка. Если Ты запретишь смерти прийти к моему слуге, то она и не придет». Видите, какую он имел веру? Сотник уже ясно открыл то, что впоследствии должно было всем открыться, то есть что Христос имеет власть над смертью и жизнью, что может низводить во врата ада и возводить оттуда. И несмотря на то, что имел такую веру, он почитал себя недостойным. А Христос показал, что он – достоин. Сотник засвидетельствовал власть Спасителя, и Господь не только не осудил его, но и одобрил и похвалил. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: …и в Израиле не нашел Я такой веры. Не нашел Он такой веры даже у тех, которые хвалятся, что они – избранный Божий народ (был таким, Богом созданным народом от Авраама и неплодной Сарры, до распятия Христа – ред.) Вот почему Господь и дарует этому сотнику более, чем он просил: тот пришел искать телесного здравия слуге, а возвратился, получив Царствие Небесное. Если среди язычников, погибавших в бездне неверия, отчаяния и развращения, встречались такие добрые души, как этот благочестивый сотник, то значит, в этой непроглядной тьме языческого мира тлела искра Божия, таилось зерно добра; придет час – и эта искра Божия воспламенится, это зерно, согретое Благодатью евангельской проповеди, возрастет и станет великим деревом и покроет всю землю. И время это уже близко: Христос Спаситель видит в сотнике начаток спасаемых из язычников, алчущих и жаждущих правды Божией, – видит и в пророческом духе, как Всеведущий Бог, возвещает обретение язычниками Царствия Божия. «Говорю… вам, что многие придут с востока и запада, – со всего света, согласно пророчествам, придут ко Мне через веру и возлягут на вечере Божией — в вечном блаженстве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства, то есть иудеи, считавшие себя законными наследниками этого Царствия, за свое неверие извержены будут во тьму внешнюю, на вечные мучения, там будет плач и скрежет зубов».
Дорогие братия и сестры, но это же может относиться и к нам, православным христианам. И мы – чада Православной Церкви, сыны Царствия Божия; наша вера – единая, истинная, вера спасающая; но если мы будем исповедовать ее только устами и не подкреплять делами, если будем только превозноситься своим Православием, а жить – по-язычески, то и мы будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены во тьму кромешную.
Господь наш Иисус Христос похвалил веру сотника и оправдал ее проявлением Своего всемогущества. И сказал Иисус сотнику: «Ты веруешь, что Я могу повелевать болезням так же, как ты приказывать своим подчиненным; веруешь, что могу одним словом исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: “Иди, и, как ты веровал, да будет тебе”. И за всемогущим творческим Божиим словом тотчас последовало самое дело: и выздоровел слуга его в тот час».
Дорогие братия и сестры! Постараемся и мы молитвой, добрыми делами, очищением душ слезами покаяния стяжать такую же крепкую веру и глубокое смирение, какие имел этот сотник-язычник; и еще больше, чем он имел, потому что нам даны все средства к святости, а он был язычник некрещеный и не имел Благодати Святого Духа. Если же при помощи Божией у нас будут глубокое смирение и твердая вера в Господа, в Его Святую Церковь, то, чего ни попросим за наших родных и близких, Он все подаст: дарует прощение грехов, исцеление тела и души, откроет очи духовные и поможет спастись всем. Аминь.
Архимандрит Илия (Рейзмир, 1944–2024)
Владимирская
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)
Отступление от Бога
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В день памяти икон Божьей Матери, Ее чудесных исцелений, заступлений, особенно у нас на Руси, мне хочется вспомнить причину, в первую очередь, причину того, что с нами происходит, и почему Матери Божьей приходится вмешиваться в исторические события.
Те, кто читал об иконе Божьей Матери «Владимирской», которая сегодня празднуется, конкретно о том, как она защитила своей молитвой Москву, столицу тогдашнего государства, от разорения войсками крымского хана Махмет-Гирея, в этом описании особенно ярко говорится о том, почему вообще было это нашествие, как и любые другие нашествия.
И всё это только подтверждает общеизвестные факты, которые мы видим из истории еврейского народа, из Библии, которая нам дана для научения, как говорил апостол Павел: всё Писание полезно, и поэтому мы должны учиться из него.
И современные события уже после Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо, две тысячи лет прошло, и все эти события только подтверждают то, что было явлено раньше: всегда народ страдает только за свои собственные грехи.
Какие основные грехи?
Отступление от Бога. Как только народ начинает служить всяким идолам, которыми являются богатство, власть, похоть, – всё это вызывает гнев Божий. А точнее сказать, от народа, так же, как и от любого человека, отступает Благодать Святого Духа.
Потому что народ – это как бы единый человек для Господа. И если этот народ в большинстве своём отступает от заповедей Божьих, начинает жить эгоистически, забыв о том, для чего он пришёл в этот мир, и почему он уйдёт отсюда, и с чем он уйдёт – если человек или народ забывают, от него отступает Благодать Святого Духа.
И тогда злые силы, тёмные силы, демонические силы, которые присутствуют во многих народах, не знающих Христа, обрушиваются на этот народ. Демоны прекрасно чувствуют, когда отступает Благодать и от человека, и от народа. И тогда они возбуждают другой народ нападать на этот народ, ослабевший, отступивший от Бога.
И вот в описании этой иконы, которое церковь сохранила, было явление великому московскому святому, вообще всероссийскому святому Василию Блаженному, который, находясь в Успенском храме Московского Кремля на молитве, увидел, как храм наполнился огнём, и икона Владимирская сдвинулась с места. Продолжение видела монахиня другого монастыря, она была слепая. Икона уходила, её выносили московские святые из Кремля.
И когда в этом видении преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский упали на колени перед святителями, которые несли икону, стали умолять их остановиться, был глас: «Она покидает город именно за неблагочестие, отступление жителей от Бога». То есть это реальное лишение Благодати и молитв Пречистой Божьей Матери.
Она как бы в своей иконе уходит из города, тем самым показывая, что Её молитвы уже не могут умолить Сына, и не хочет Она умолить, потому что жители отступили от Бога. Тем самым мы получили ещё одно подтверждение о том, что только за наши собственные грехи мы получаем и войны, и революции, и таких правителей, которые нас уничтожают, как это было в XX веке, миллионами уничтожали людей, которые погибли в лагерях и застенках НКВД, от голода, в искусственно созданных голодоморах, в Поволжье, на Украине и так далее. Мы заслужили этих палачей, таких навуходоносоров, как говорится, которые уничтожали наш народ, но только по одной причине – мы сами были виноваты в этом, народ виноват. Только тогда, когда он отступает от Бога, только тогда все злые, тёмные силы обрушиваются на народ.
Но в данном случае Матерь Божья умолила, когда все святители отслужили молебен перед этой Владимирской иконой, и умолили её, а она умолила Сына своего всё-таки помиловать Москву.
Но если бы была Москва уничтожена, то и Россия бы, может быть, была тоже разбита. Потому что там и князь, и основные войска, и правительство, всё было там, в Москве, в сердце России.
И Матерь Божья спасла в этот раз, как спасала и в Великую Отечественную войну, которая была тоже попущена за уничтожение святынь, уничтожение храмов, монастырей, духовенства – 90% духовенства было расстреляно, уничтожено в лагерях. И видение об этом тоже было одному из монахов Валаамского монастыря: незадолго до начала Великой Отечественной войны, летом, в июне, он видел, как страшное облако бесов с запада летит по воздуху на Россию. И было видение о том, что Матерь Божья просит Сына Своего помиловать Россию. А Он говорит, нет, Я не могу этого сделать, они слишком согрешили. Они отступили от Меня, пролили столько крови. И только за молитвы Божьей Матери, которую видел этот монах, Господь сказал: накажу, но помилую за Твои молитвы. Вот так всегда нас милует Богородица, хотя мы постоянно грешим.
И не на кого кивать, вот он виноват, или вот этот народ виноват: там виноваты иудеи, здесь виноваты немцы, масоны, кто угодно. Да, они свою долю внесли, но на самом деле основная вина лежит на самом народе. Как только он отступает от Христа, забывает Бога своего, которому молились и служили наши предки в течение тысячи лет, тут же отступает от нас Благодать, и вся эта нечисть льется ручьем на нашу страну, что и произошло в 90-е годы, когда хлынули толпы проповедников всяких языческих демонических религий.
Для чего?
Для того чтобы окончательно уничтожить наш народ. И только по одной причине они смогли это сделать – народ был без Бога.
И вот сейчас, если не вернётся народ к Богу, конечно, нас ждут очень тяжёлые испытания. Поэтому будем молиться Матери Божией, чтобы она как-то умолила Сына, пусть накажет, но помилует, чтобы спасся хотя бы остаток. Аминь.
Поздравляю вас с праздником!
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), Кавказский скит Валаама, автор книг «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», «Была ли Ванга православной?», «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны», «Между Небом и адом. Путь Истины и путь заблуждения» и др.
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
О вере, истине и мученичестве
По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, т. е. с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867)
Много появилось у нас воров. Не те, которые лезут в карман или грабят дома, нет, эти воры злее и опаснее. Они являются к вам в костюме, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое – веру. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей:
– А как же теперь жить?
– Живите по разуму своему, – отвечают.
Разум же, как известно, без веры не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает все ниже и ниже.
Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого – Небесного!
Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков, 1845–1913)
Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять евангельских блаженств.
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков, 1812–1891)
У кого есть искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример – святой апостол Павел. Он искренне любил истину, всей душой был предан тому, что считал истинным, без всякой корысти. Потому, как только была ему указана истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это ветхое, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, зримо явленному истинным… Истина о Христе ясна как день: ищите, и найдете. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. «Неверующий уже осужден» (Ин. 3:18). За что же? За то, что когда кругом свет, он остается во тьме.
Святитель Феофан Затворник (1815–1894)
Насколько высока честь мученичества – это измерил Сам Сын Божий распростертыми на кресте руками. Он нашел эту честь выше всяких почестей, которые получат чины всех святых. Ибо Господь наш, приняв на Себя человеческое естество и желая плотью достигнуть Своей славы, которую Он имел у Отца «прежде сотворения мира» (Ин. 17:5), прошел чины всех святых. И нигде не воспринял Он эту славу, как только в мученическом чине: начав входить в него, Он тотчас воскликнул: «Сейчас прославился Сын Человеческий» (Ин. 13:31). Был Он пророком, ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине. Был Он и апостолом: будучи послан Отцом благовестить миру Евангелие Царствия. Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8:1), но не прославился Он и в апостольском чине. Он был пустынник: «Поведен был духом в пустыню» (Лк. 4:1); был постником: сорок дней постился, но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: «Святой, непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26), но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворец, изгонявший бесов, исцелявший слепых, хромых, расслабленных и воскрешавший мертвых, однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он готовится к мученичеству и выходит на этот путь, тогда Он и говорит ученикам: «Сейчас прославился Сын Человеческий». После же крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Он сказал: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою. Святой Иоанн Златоуст, рассуждая об этом величии мученической чести, пишет о заключении апостола Павла: «большая честь и слава быть узником Христовым, чем апостолом, чем учителем, чем благовестником». Этот учитель считает мучеников даже выше Ангелов. Беседуя о Петре, посаженном в темницу за Христа, он говорит: «Если бы мне кто сказал: кем хочешь быть: Ангелом или Петром в заключении, то я захотел бы лучше быть Петром, связанным за Христа двумя железными узами». Но что еще удивительнее, так это следующие его слова: «Мне желательнее жестоко страдать за Христа, чем почитаться от Христа; это есть великая честь, это есть слава, превосходящая все».
Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709)
Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2024.07.21
1. Проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади г. Москвы 21 июля 2023 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
2. Рабство праведности.
3. Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, первый прославленный юродивый на Руси.
4. О вере.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2024-07-21/
2023.07.02
1. Проповедь в Неделю 4-ю по Пятидесятнице «О свободе от греха и свободе от праведности». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
2. О вере истинной и лжеверии.
https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-07-02/
2022.07.10
1. Вера римского сотника. Протоиерей Александр Шаргунов.
2. О вере, заповедях, Благодати и Христовых Таинах.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2022-07-10/
Воскресные Евангелия размещаются по субботам на сайте Кобрин-информ на главной странице и в рубрике Православие:
https://kobrininform.by/category/news/pravoslavie/