Опубликованно 18.01.2025
Воскресное Евангелие 2025.01.19
19 января – Неделя 30-я по Пятидесятнице. Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
20 января – Понедельник. Попразднство Богоявления.
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
22 января – Среда. Попразднство Богоявления.
Мч. Полие́вкта. Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца.
23 января – Четверг. Попразднство Богоявления.
Свт. Григо́рия, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского.
Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского.
24 января – Пятница. Попразднство Богоявления.
Прп. Феодо́сия Великого, общих жити́й начальника.
25 января – Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны.
Иконы Божией Матери, именуемой «Млекопита́тельница».
Свт. Саввы, архиеп. Сербского.
Прп. Мартиниа́на Белоезе́рского.
Проповедь Иоанна Крестителя
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Евангелие от Марка, глава 1, стихи 1–8
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ.
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 13–17
Иисус возвращается в Галилею
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17
Протоиерей Сергий Ганьковский
НАРОД, СИДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4.16).
Когда-то и наш народ сидел в «тени смертной», в тени неведения, в тени безумного атеизма. Когда-то, да точно скажу – 36 лет тому назад (в 1964 году – ред.), в нашей городской газете просвещённая высшим образованием учительница писала о наших с вами церковных секретах: «Священник опускает в воду серебряный крест. Растворяясь, серебро креста убивает микробов. Если теперь воду налить в чистый сосуд и хорошо закупорить, туда не попадут новые микробы, и вода сохранится свежей. Понятно, что молитва и крест не играют никакой роли. В воду можно погружать любой серебряный предмет».
Много лет прошло с тех пор. Давно уж нет в храмах серебряных крестов. Всё больше алюминиевые. Давно уже воду для освящения наливают не в драгоценные чаши, а в баки из нержавеющей стали. Однако вода, освящённая вот так «неправильно», всё равно обретает необыкновенные свойства, не портится и не «зацветает» долгие месяцы, а то и годы.
Сегодня на смену прежним невежественным объяснениям феномена святой воды приходят новые, столь же оригинальные. Теперь уже не менее просвещённые высшим образованием инженеры и врачи, экономисты и журналисты толкуют о «биополях» и «аурах», о терапевтических свойствах колокольного звона. И всё это всерьёз, «с учёным видом знатока». Самый частый вопрос, который мне, как священнику, приходилось слышать в дни праздника Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа: «Батюшка, а чем богоявленская вода отличается от крещенской?» Что ответить такому вопрошающему? Сказать ему, что – ничем, потому что Богоявление и Крещение разные названия одного и того же праздника, – так, боюсь, не поверит. И не поверит потому, что ему про особенности и различие двух вод бабушка рассказала, а уж она-то всё точно знает, не то что эти современные попы: ни вида, ни осанки, ни правильного понимания, что к чему…
Так прежние атеистические суеверия заменились едва ли не худшими – оккультными и фольклорными суевериями. И если раньше, когда книгу религиозного содержания, книгу святоотеческую днём с огнём нельзя было сыскать, наше повальное невежество в области христианского вероучения можно было объяснить отсутствием какого бы то ни было религиозного просвещения, то что сказать теперь? Теперь, когда за десять лет свободной, ничем и никем не ограничиваемой проповеди Церкви выпущены в свет сотни, тысячи книг о вере и вероучении, а публикации на религиозные темы в периодических изданиях можно измерять километрами? Теперь, когда радио и телевидение немалое эфирное время уделяют выступлениям священнослужителей, рассказам о церковном искусстве, а в таком, сравнительно новом способе коммуникации, как Интернет, количество сайтов, посвящённых религиозным проблемам, исчисляется, похоже, десятками тысяч? Почему же теперь временами кажется, что это опять про нас сказано в Евангелии: «Народ, сидящий во тьме»? Почему?
А потому, что мало – быть наследниками великого православного народа, мало – быть наследниками великой религиозной культуры, мало – быть просто крещёными и хвастать этим в кругу друзей или с экранов телевизоров! Надо – и это самое главное – обратиться, наконец, к Богу с вопросом, который люди задавали на берегу Иордана Иоанну Крестителю: «И спрашивал его народ: что же нам делать?» (Лк.3.10).
Ответ Божий вчера и ныне тот же: «Покайтесь». Покайтесь, то есть изменитесь, станьте другими! Только помните при этом, что покаяние – труд и труд ежедневный, ежечасный. Покаяние, как понимает его Церковь, это не посыпание головы пеплом, не нытьё, не стук кулаком в грудь. Покаяние – это и ежедневное чтение Евангелия, и образовательная работа, которую не поздно начинать ни в каком возрасте, покаяние – это обучение ума, души, тела, это усиленная работа над самим собой. Работа, в которой, как и в мытье посуды, никогда нельзя сказать: «Ну, вот, всё, больше мне заниматься этим не придётся!»
Если мы это поймём, если мы и впрямь всерьёз возьмёмся за это трудное дело, Господь однажды откроет нам, что Богоявленская, она же Крещенская, вода – не что иное, как икона, то есть образ Вечной Жизни. Мы вдруг поймём, что Бог даровал нам это чудо не столько для того, чтобы мы никогда и ничем не болели, сколько для того, чтобы мы помнили: как эта вода, освящённая нашей совместной молитвой и наитием Святого Духа, не подвластна законам тления мира сего, так неподвластны законам тления и распада наши бессмертные души. И тогда нам, может быть, стыдно станет изводить этой святыней тараканов, подливать её в водку своим пьющим родственникам, а вдруг они да и перестанут от этого пить! Тогда, может быть, и нам, сидящим в стране и тени смертной, воссияет свет. Аминь.
Протоиерей Сергий Ганьковский, храм Владимира Священномученика
в г. Королёве Московской области.
23 января 2000 г.
О употреблении святой воды
Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, натощак (что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище) с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.
Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри») сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.
azbyka.ru
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Верующий во Христа, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)
Время покаяния коротко. Царствию же Небесному нет конца.
Преподобный Ефрем Сирин (306-373)
Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2023.01.15 – Крещение Господне. Богоявление. О благодати.
https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-01-15/
2024.01.21 – Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о стяжании Святого Духа как цели земной жизни христианина.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2024-01-21/
2023.01.22 – Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-01-22/