Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 18.01.2025

Воскресное Евангелие 2025.01.19

19 января Неделя 30-я по Пятидесятнице. Святое Богоявле́ние. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

 

20 января Понедельник. Попразднство Богоявления.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

22 января Среда. Попразднство Богоявления.

Мч. Полие́вкта. Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея Руси, чудотворца.

 

23 января Четверг. Попразднство Богоявления.

Свт. Григо́рия, еп. Ни́сского. Прп. Дометиа́на, еп. Мелити́нского.

Свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского.

 

24 января Пятница. Попразднство Богоявления.

Прп. Феодо́сия Великого, общих жити́й начальника.

 

25 января Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны.

Иконы Божией Матери, именуемой «Млекопита́тельница».

Свт. Саввы, архиеп. Сербского.

Прп. Мартиниа́на Белоезе́рского.

   

Проповедь Иоанна Крестителя 

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. 

Евангелие от Марка, глава 1, стихи 1–8

  

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ. БОГОЯВЛЕНИЕ. 

 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 

Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 13–17

 

  Иисус возвращается в Галилею 

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 

Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17 

 

Протоиерей Сергий Ганьковский 

НАРОД, СИДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4.16).

Когда-то и наш народ сидел в «тени смертной», в тени неведения, в тени безумного атеизма. Когда-то, да точно скажу – 36 лет тому назад (в 1964 году – ред.), в нашей городской газете просвещённая высшим образованием учительница писала о наших с вами церковных секретах: «Священник опускает в воду серебряный крест. Растворяясь, серебро креста убивает микробов. Если теперь воду налить в чистый сосуд и хорошо закупорить, туда не попадут новые микробы, и вода сохранится свежей. Понятно, что молитва и крест не играют никакой роли. В воду можно погружать любой серебряный предмет».

Много лет прошло с тех пор. Давно уж нет в храмах серебряных крестов. Всё больше алюминиевые. Давно уже воду для освящения наливают не в драгоценные чаши, а в баки из нержавеющей стали. Однако вода, освящённая вот так «неправильно», всё равно обретает необыкновенные свойства, не портится и не «зацветает» долгие месяцы, а то и годы.

Сегодня на смену прежним невежественным объяснениям феномена святой воды приходят новые, столь же оригинальные. Теперь уже не менее просвещённые высшим образованием инженеры и врачи, экономисты и журналисты толкуют о «биополях» и «аурах», о терапевтических свойствах колокольного звона. И всё это всерьёз, «с учёным видом знатока». Самый частый вопрос, который мне, как священнику, приходилось слышать в дни праздника Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа: «Батюшка, а чем богоявленская вода отличается от крещенской?» Что ответить такому вопрошающему? Сказать ему, что – ничем, потому что Богоявление и Крещение разные названия одного и того же праздника, – так, боюсь, не поверит. И не поверит потому, что ему про особенности и различие двух вод бабушка рассказала, а уж она-то всё точно знает, не то что эти современные попы: ни вида, ни осанки, ни правильного понимания, что к чему…

Так прежние атеистические суеверия заменились едва ли не худшими – оккультными и фольклорными суевериями. И если раньше, когда книгу религиозного содержания, книгу святоотеческую днём с огнём нельзя было сыскать, наше повальное невежество в области христианского вероучения можно было объяснить отсутствием какого бы то ни было религиозного просвещения, то что сказать теперь? Теперь, когда за десять лет свободной, ничем и никем не ограничиваемой проповеди Церкви выпущены в свет сотни, тысячи книг о вере и вероучении, а публикации на религиозные темы в периодических изданиях можно измерять километрами? Теперь, когда радио и телевидение немалое эфирное время уделяют выступлениям священнослужителей, рассказам о церковном искусстве, а в таком, сравнительно новом способе коммуникации, как Интернет, количество сайтов, посвящённых религиозным проблемам, исчисляется, похоже, десятками тысяч? Почему же теперь временами кажется, что это опять про нас сказано в Евангелии: «Народ, сидящий во тьме»? Почему?

А потому, что мало – быть наследниками великого православного народа, мало – быть наследниками великой религиозной культуры, мало – быть просто крещёными и хвастать этим в кругу друзей или с экранов телевизоров! Надо – и это самое главное – обратиться, наконец, к Богу с вопросом, который люди задавали на берегу Иордана Иоанну Крестителю: «И спрашивал его народ: что же нам делать (Лк.3.10).

Ответ Божий вчера и ныне тот же: «Покайтесь». Покайтесь, то есть изменитесь, станьте другими! Только помните при этом, что покаяние – труд и труд ежедневный, ежечасный. Покаяние, как понимает его Церковь, это не посыпание головы пеплом, не нытьё, не стук кулаком в грудь. Покаяние – это и ежедневное чтение Евангелия, и образовательная работа, которую не поздно начинать ни в каком возрасте, покаяние – это обучение ума, души, тела, это усиленная работа над самим собой. Работа, в которой, как и в мытье посуды, никогда нельзя сказать: «Ну, вот, всё, больше мне заниматься этим не придётся!»

Если мы это поймём, если мы и впрямь всерьёз возьмёмся за это трудное дело, Господь однажды откроет нам, что Богоявленская, она же Крещенская, вода – не что иное, как икона, то есть образ Вечной Жизни. Мы вдруг поймём, что Бог даровал нам это чудо не столько для того, чтобы мы никогда и ничем не болели, сколько для того, чтобы мы помнили: как эта вода, освящённая нашей совместной молитвой и наитием Святого Духа, не подвластна законам тления мира сего, так неподвластны законам тления и распада наши бессмертные души. И тогда нам, может быть, стыдно станет изводить этой святыней тараканов, подливать её в водку своим пьющим родственникам, а вдруг они да и перестанут от этого пить! Тогда, может быть, и нам, сидящим в стране и тени смертной, воссияет свет. Аминь.

Протоиерей Сергий Ганьковский, храм Владимира Священномученика

в г. Королёве Московской области.

23 января 2000 г.

 

О употреблении святой воды

Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, натощак (что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище) с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри») сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:

«Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

azbyka.ru

  

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

 

Верующий во Христа, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием. 

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

 

 Время покаяния коротко. Царствию же Небесному нет конца. 

Преподобный Ефрем Сирин (306-373)

 

 Информация для желающих

 

Воскресные Евангелия: 

 

2023.01.15Крещение Господне. Богоявление. О благодати.

https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-01-15/

 

2024.01.21 Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым о стяжании Святого Духа как цели земной жизни христианина.

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2024-01-21/

 

2023.01.22 Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-01-22/

 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина