Опубликованно 04.01.2025
Воскресное Евангелие 2025.01.05
5 января – Неделя (воскресенье) 28-я по Пятидесятнице,
пред Рождеством Христовым, святых отец
Предпразднство Рождества Христова.
6 января – Понедельник. Предпразднство Рождества Христова.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
7 января – Вторник. РОЖДЕСТВО Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
8 января – Среда. Попразднство Рождества Христова.
Собор Пресвятой Богородицы.
9 января – Четверг. Попразднство Рождества Христова.
Ап. первомч. и архидиакона Стефана.
10 января – Пятница. Попразднство Рождества Христова.
Мучеников 20 000, в Никомидии сожженных.
11 января – Суббота по Рождестве Христовом.
Попразднство Рождества Христова.
Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.
Родословие Иисуса Христа
Родословие Иисуса Христа Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя.
Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.
Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1–25
Протоиерей Александр Шмеман
В евангельском рассказе о Рождестве Христовом, таком как будто кратком, заключено на деле христианское учение о Боге, о мире, о человеке и его жизни и спасении. Прежде всего обратим внимание на ту родословную Иисуса Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея и которая читается в церкви перед Рождеством. Многим, даже и церковным и верующим людям, непонятно это длинное перечисление имен людей, о многих из которых нам не сказано почти ничего даже в самой Библии. «Зачем это нужно, – спрашивают такие люди, – и что родословная эта значит?» Тем более что упирается она в Иосифа, обрученного мужа Марии, Матери Иисуса, а между тем несколькими строками ниже в том же Евангелии сказано, что Мария стала ожидать Ребенка прежде, нежели сочеталась с Иосифом, и сквозь все века Церковь пронесла веру в приснодевство Марии, а это значит – в чудесное, безмужнее Рождение Иисуса Христа «от Духа Свята и Марии Девы». А на веру эту – нужно ли это доказывать? – направлены нападки воинствующего безбожия, вечно старающегося доказать, что христианство абсурдно и противоречиво. Итак, что же значит эта длинная родословная, это перечисление, в чем их смысл?
Первый и главный смысл их таков: Рождество Иисуса Христа завершает собой длинное приготовление, всю, как говорит христианское учение, историю спасения. Рождество Христово – не какое-то внезапное чудесное вмешательство Бога в человеческую историю, оно – настолько же плод Божественной любви, насколько и плод человеческого ожидания, усилия, приготовления. Бог не насилует человека. Бог не может ничего сделать против воли человеческой, ибо Бог создал человека свободным и хочет от него свободной любви, свободной встречи, свободного единства. Поэтому для христианства первая часть Библии, так называемый Ветхий Завет, то есть книга, или, скорее, собрание многих книг, в котором на религиозном языке рассказывается история мира – от сотворения его Богом и до пришествия в него Христа, есть прежде всего рассказ об этой постоянной встрече Божественной любви с человеческой свободой. Конечно, это не история в нашем «научном» понимании этого слова. Это рассказ символический, в котором упоминается только то, что понемногу раскрывает глубокий, скрытый смысл истории как истории сотворения мира, истории падения его в грех и зло и, наконец, истории его спасения. Смысл же этот раскрывается постепенно, веками и состоит в утверждении человеческой свободы, свободного принятия человеком благой воли Божией и ответной – на любовь Божию – любви человеческой.
В каждом поколении история эта называет людей, живших не только верой в Бога и любовью к Нему, но и обращенных этой верой, этой любовью к грядущей встрече с Ним человечества, к полному и радостному единству с Ним. Повторяю: весь упор христианства именно тут, на том, что не насилует Бог человека и не хочет от него слепого подчинения, не хочет человека-раба, а хочет, чтобы человек свободно узнал Бога, узнал Его в человеческой истории, понял бы ее скрытый Божественный смысл, возлюбил Бога и стал бы Его свободным другом и сотрудником. Чтобы в Ребенке, родившемся где-то в захолустье, у никому не известной молодой женщины, мир и человек могли узнать, встретить, полюбить Бога, нужно было это многовековое приготовление, это – из поколения в поколение – углубление внутреннего взора, готовности, способности воспринять дыхание Духа, открыть душу Божественному содержанию и смыслу этих событий.
Сколько верности, любви, праведности, послушания потребовалось, чтобы стало возможным появление на земле Девы Марии, образ которой навеки, неистребимо запечатлен в памяти и любви человечества! Так вот, родословная Христа, записанная в Евангелии и читаемая в церкви перед Рождеством, это – каждый год – утверждение того, что если хотел Бог встречи с человеком, соединения с Ним, то и в самом человеке нарастала тоска об этом воссоединении с Богом, о спасении, о возврате к Божественному источнику жизни.
И потому что речь в этой родословной идет не о простой биологической, или, как сказали бы теперь, генетической, наследственности, а о духовной преемственности веры, любви, послушания, праведности, то и не о физическом отцовстве идет речь, а о той СЕМЬЕ Божией, в Боге и Богом живущей, к которой принадлежат, плодами которой являются и Иосиф и Мария. Именно в этой ДУХОВНОЙ СЕМЬЕ, через это духовное преемство становится возможным пришествие Христа, эта единственная, решающая и спасающая встреча человека с Богом.
Ничего не знаем мы об Иосифе, кроме того что он был праведен, и вот этой праведностью пронизано было и обручение его с Марией, и восприятие им таинственного, всякий разум, всякое разумение превосходящего события, свидетелем и, так сказать, «хранителем» которого ему суждено было стать.
Смысл этой родословной, с которой начинается Евангелие, в том, что ею Рождество Христово связывается со всей историей человеческой. Ибо все в жизни связано некоей круговой порукой, как зло, так и добро. Как зло грязнит и отравляет духовный «воздух» и потому отражается на всех нас, так и всякое добро, даже неведомое миру, создает атмосферу добра, в которой возможным становится наше духовное возрождение, наше спасение, наше возвращение к Богу.
Протоиерей Александр Шмеман,
доктор богословия, профессор (1921-1983)
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)
А был ли Христос?
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Так уж повелось практически во всех народах вселенной – праздновать дни рождения. Историки, археологи находят упоминание даже в шумерских надписях о том, что царь Шумера и сановники устраивали в свои дни рождения празднество. Мы читаем даже в Книге Бытия – это за много столетий до Рождества Христова – о том, что царь египетский тоже устраивал праздник в честь своего дня рождения. И в новозаветное время из Евангелия мы помним печальный праздник дня рождения Ирода, когда на этом празднике Иродиада потребовала голову Иоанна Крестителя.
Для родителей, конечно, это большой праздник, потому что все родители с радостью ждут рождения своего наследника. В детях проявляется любовь родительская, она изливается на детей, и это вложено Господом Богом во всякое живое существо. Любая мать и любой незабесовлённый отец, конечно, любит свого ребёнка.
Но я говорю не о тех людях, которые живут сейчас, потому что сейчас большинство людей находится в тяжелейшем духовном состоянии – в одержимости, и у многих даже любви нет к своим собственным детям. Но мы о таких не говорим.
Итак, рождение ребёнка всегда было великой радостью. Но когда говорим об Этом Ребёнке, мы вспоминаем о том, что Его ждал народ еврейский, который на то время был единственным народом, знавшим истинного Бога, ждал тысячи лет, ожидал пришествия в мир Мессии – слово Мессия по-гречески звучит «Христос» – «Помазанник Божий». Народ ждал Мессию и многие пророки говорили о том, что Он придёт в этот мир и освободит Свой народ от грехов их. Мы с вами вспоминаем вчерашние слова пророка Исаии, которые пели на Великом повечерии: Исаия за много столетий до пришествия Мессии Христа говорит, что Он родится как отрок, или по-славянски – отроча. И говорит так: яко Отроча родися нам, и Сын, дадеся нам (Ис.9:6).
А что Это за Сын? Какие у Него свойства? О Ком речь идёт?
Исаия говорит, уточняя, такие удивительные слова, которые сейчас процитирую: «и нарицается имя Его: великого совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века» (Ис.9:6).
Никаких сомнений нам не остаётся, что это Отрача – не просто человек, тут говорится: Бог крепкий, Властитель, Начальник мира, Отец будущего века.
Что значит будущего века?
Мы живём в этом веке, где все мы с вами умираем. Этот век условно называется «время существования человека на Земле». После грехопадения мы все стали смертными. А будущий век – это тот самый, как говорят святые отцы, восьмой день вечности. Помните значок в математике – значок вечности – это восьмёрка, перевёрнутая на бок. Так вот, восьмой день – это условно говорится о вечности, это день, который не прекращается, он длится вечно. Вот Отец будущего века именно Этот Отрок, который родился нам сегодня. В этот день родился Христос. И Небо, и земля радуются Его рождению, потому что на Небе ангелы поют: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!»
Почему мир?
Потому что не было мира между Богом и людьми, а Этот Отрок, Который должен прийти на землю, Он объединит людей, верующих в Него, с истинным Богом. И наступит у человека мир с Богом, когда он познает Христа Мессию.
В человецех благоволение – благоволит Бог явить Сына Своего Единородного, чтобы Он очистил нас от грехов наших, чтобы даровал нам жизнь вечную. Вот в чём благоволение.
В советское время нам говорили: Христос – это мифическая личность, придуманная, Его не было никогда.
Но весь мир ведёт летоисчисление вот этой – новой эры – как её назвали большевики, откуда? – со дня рождения Иисуса Христа.
Они не смогли даже это убрать. Единственно, что раньше писали – такой-то год по Рождеству Христову, или такой-то год до Рождества Христова. Они поменяли на такой-то год нашей эры и такой-то год до нашей эры. А наша эра началась со Дня Рождения Христа, и весь мир пользуется этим календарём.
Как это могло быть, если Христа не было никогда? Как могло быть, что все страны средиземноморского региона были языческими и вдруг в течение каких-нибудь трёхсот лет стали христианскими?
Если не было Христа, если Он не воскрес, то кто бы стал веровать в этого человека, которого не было, которого придумали, и который никогда не воскресал?
Это безумие! Но не просто безумие, так могут думать только люди, одержимые злыми духами, которые помрачают разум и не дают понять себе элементарных вещей: если бы не родился это человек – и не просто человек, а Бого-человек Иисус Христос, то никакого отсчёта для всего мира с этого момента не было бы.
Более того, интересные статистические исследования провели некие люди. Они посмотрели, имя какого человека в мировой литературе употребляется чаще, чем другие имена. И оказалось, что имя Иисуса Христа употребляется в миллионы раз чаще, чем имя любого другого человека на Земле – какой бы он знаменитый ни был.
Если Его не было, если Он не родился, если Он не пришёл на Землю, – почему о нём столько писали и говорили?
Если бы Он не совершал чудеса, если бы Его ученики не совершали чудеса божественной силой, – потому что никто не мог творить такие чудеса, кроме Бога и Его Апостолов, – разве можно было бы привести ко Христу миллионы и миллионы людей во всей вселенной?
Это нереально!
Христос пришёл! Реально пришёл в этот мир! И принёс нам Свет Истины! И более того, – Он сказал: Я есмь Путь и Истина и Жизнь (Иоан.14:6).
Он открыл нам – для чего мы живём! Он открыл нам, что мы – существа вечные, что смерти нет, что Он воскрес – и нас воскресит с Собою! Что будет Суд в конце нашей жизни для каждого человека, и будет Суд всеобщий в конце нашей земной человеческой истории – она должна иметь свой конец!
И будет Суд этот над всеми людьми! И те, которые веруют в Него и живут по Заповедям Божьим, стараются, и если не получается, – то падая, встают и каются, исправляются, – они могут войти в жизнь вечную. А те, которые не приняли Христа, которые приняли духа злобы, которые стали одержимы этими злыми духами, и которые борются против Христа и не желают Его знать, – те будут осуждены. И всем это сказано вслух, и это написано в миллионах экземпляров книг. И те, которые скажут, что я не знал об этом, – они лгут, потому что нет сегодня человека на Земле, практически нет, я не говорю о каких-то там племенах, которые ходят голыми где-нибудь в Центральной Африке или в Амазонке, в лесах, – об этих речь не идёт, но все более или менее грамотные народы мира – все знают о Христе. И Его пришествие является для нас спасением, и поэтому мы с вами празднуем этот День Рождения не так, как празднуем свой, потому что нет выше этого праздника, когда Сам Господь воплотился в плоть человеческую, чтобы отдать жизнь Свою человеческую и Плоть Свою во Искупление грехов наших.
Этот человек – Иисус Христос!
И я вас всех поздравляю с этим Великим Праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа!
Аминь.
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая),
Кавказский скит Валаама, автор книг «От чего нас хотят «спасти»
НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», «Была ли Ванга православной?»,
«Об одном древнем страхе. Кого и как «портят»колдуны»,
«Между Небом и адом. Путь Истины и путь заблуждения» и др.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Как Адам без жены произвел жену, так и Дева без мужа родила Мужа.
Святитель Иоанн Златоуст (~347-407)
Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2024.01.07
- Рождество Иисуса Христа.
- Корни идеологии глобализма. «Кто не понимает корней идеологии глобализма, тот вообще ничего не понимает в мировой политике». Схиигумен Гавриил (Виноградова-Лакербая).
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2024-01-07/
2023.12.31
- Родословие Иисуса Христа. Рождество Иисуса Христа.
- Святитель Игнатий Богоносец.
- Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
- О слепоте отвергающих молитвы ко святым.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-12-31/
2023.01.01
Родословие Иисуса Христа. Рождество Иисуса Христа.
https://kobrininform.by/news/voskresnoe-evangelie-2023-01-01/