Опубликованно 15.12.2024
Воскресное Евангелие 2024.12.15
15 декабря – Неделя (воскресенье) 25-я по Пятидесятнице. Прор. Аввакума. Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Св. Стефана Уроша, царя Сербского. Прп. Иоанникия Девиченского, Сербского. Мц. Миропии.
17 декабря – Вторник. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина.
18 декабря – Среда. Прп. Саввы Освященного.
19 декабря – Четверг. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Трудно богатому войти в Царствие Божие
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 18–27
Валентин Василевский
Путь к совершенству
«Будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный»
Иисус Христос
Вышеприведенная беседа Христа с богатым юношей свидетельствует, что простое исполнение заповедей не делает человека совершенным. Это понятно и по подобию, как не является совершенным воином рядовой солдат, хотя и знающий Устав, послушный, исполнительный, испытанный, надежный; такой пригоден для армии, но – не генерал. Подобно тому и верный христианин-простец угоден Богу, но не совершенен в мудрости и плодах, которые она приносит.
Богатому юноше Христос предложил оставить путь соблазнов богатой юности [1*], способных развратить и добрые нравы, и стать на путь совершенства.
Что же происходит в том случае, когда человек оставляет всё Христа ради?
То же, что произошло и с Апостолами, призванными Христом и оставившими всё ради Него (вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Матф.19:27): Сам Бог, минуя посредников, напрямую открывает таким людям доступ к утеряным плодам с райского дерева жизни – к мудрости. Об этом свидетельствует Сам Христос, отвечая на вопрос учеников, почему Он говорит народу притчами: вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано (Матф.13:11; Мар.4:11; Лук.8:10); а так же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Иоан.14:21).
Подвижники, оставившие мир Христа ради и ставшие на путь совершенства, на высшей стадии подвижничества напрямую получают от Бога мудрость (на начальной стадии мудрость члены Христовой Церкви получают от учителей в ней, передающих учение Христа, достаточное для спасения верных чад Церкви), приводят к совершенству свой разум, навыком приучают чувства к различению добра и зла, и властвуют над телом: Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр.5:14). Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак.3:2).
Путь совершенства христианина есть ключ, открывающий доступ к райскому дереву премудрости Божией, подаваемой Самим Христом, и до сих пор передаваемой через Его святых подвижников на хранение и использование в Христову Церковь. Об этом пути заповедал Христос: Я есть Путь, Истина и Жизнь (Иоан.14:6); Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18); Церковь Бога Живаго есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Это подтверждает практика множества православных святых подвижников, прошедших земной путь совершенства, живших в разные века существования христианства, в разных странах, ничего незнавших один о другом, но оставивших после себя единомысленные труды о земном пути совершенства христианина и его плодах – устроение Царства Божия внутри себя. (Для знакомства с жизнью таких подвижников прилагаю краткую выдержку из книги ответов афонских старцев на вопросы о современной жизни [2*]). Мудрость, приобретенную святыми подвижниками в земном совершенстве, Православная Церковь хранит, накапливает и передает своим верным чадам через письменное и устное Священное Предание, в т.ч. и в решениях Семи Вселенских Соборов, признаваемых Православной Церковью [3*], исполняя наставление ап.Павла: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (1Кор.2:6-7).
Рассмотрим отношение к пути совершенства христианина в других конфессиях, именующих себя христианскими, – католицизме, протестантизме и неопротестантизме, с некоторыми характеристиками их и Православия.
Православная Церковь – историческое христианство, древнехристианская церковь, – это семья поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы, исходное каноническое устройство, признают Таинства друг друга и находятся в Евхаристическом общении друг с другом. Они сохранили христианскую веру в чистоте и неповрежденности, как открыл её Господь Иисус Христос, проповедали апостолы, как изъяснили Вселенские Соборы и святые Отцы и Учители Церкви. Поместные Церкви Вселенского Православия равны и административно независимы. Единство Православия – это единство Евхаристического характера. Во главе Православной Церкви – Сам Иисус Христос. Православная церковь обладает всей полнотой новозаветного Откровения, ибо Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им «все, что слышал от Отца» (Ин.15,15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям «всю волю Божию» (Деян.20,27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8).
Католики – западная часть Единой Христовой Церкви, из-за желания верхушки католической церкви подчинить себе остальные поместные Православные Церкви, откололась по собственной инициативе в 1054 году от единства с несогласной на это восточной частью (Римская Церковь откололась от единства с четырмя древними патриархатами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским, которые до сих пор именуются Православными и находятся в Евхаристическом общении с самой многочисленной – Русской Православной Церковью, за исключением Константинопольского патриархата, своими действиями вышедшего из канонического поля, вследствие чего РПЦ МП прекратила с ним Евхаристическое общение с 15 октября 2018г.) После 1054 года Римская Церковь самостоятельно провела 21 «Вселенский Собор» и ввела следующие основные изменения: учение о главенстве и вероучительной непогрешимости Римских Пап; изменение 8-го члена Символа Веры; учение о непричастности Божией Матери к первородному греху; учение о сверхдолжных заслугах святых, индульгенциях, чистилище и прочее, тем самым исказив богооткровенное учение Господа Иисуса Христа.
Католические богословы из вышеприведенной беседы Христа с богатым юношей сделали вывод, что если человек, живущий в миру, спасается соблюдением заповедей (католики назвали это должными заслугами), то человек, оставивший мир Христа ради и ставший на путь монашества, имеет сверхдолжные заслуги по отношению к условиям спасения.
Сверхдоложные заслуги Католическая Церковь накапливает в так называемой «сокровищнице сверхдолжных заслуг» и Римский Папа по своему усмотрению на определенных условиях, в том числе в виде индульгенций и за деньги, передает имеющим недостаток должных заслуг.
Богословское обоснование индульгенций впервые было разработано в сочинениях Гуго Сен-Шерского (1200—1263) и утверждено в 1343 г. Папой Климентом VI.
Но какие сверхдолжные заслуги могут быть у христианина, если Сам Христос сказал Своим ученикам: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10)? А ведь эти слова Христа были обращены даже не к тем, кто живет в миру, а к тем, кто оставил все ради Него – к Апостолам!
Католические богословы своим учением о сверхдолжных заслугах извратили смысл пути совершенства христианина и его плодов, вследствие чего направили своих подвижников на ложный путь [4*] и привели к расколу самой Католической Церкви!
Протестанты – отколовшиеся от единства с Католической Церковью в результате протеста, начатого католическим монахом, ученым богословом и профессором Виттенбергского университета Мартином Лютером в 1517 г.
Отвергая крайности Римского Католицизма, протестантизм лишил себя Священного Предания, постановлений Вселенских Соборов, священства, духовного опыта монашества, почитания Богородицы, святых, икон, ангелов, молитв за умерших и т.д. Таким образом протестантизм, по существу, лишился Церкви. Формально он основывается на Библии, реально же – на её произвольном толковании различными теологами. В результате продолжающихся расколов в мире существует более двадцати тысяч различных протестантских деноминаций. Когда протестанты настаивают на принципе «только Писание» и на своём понимании Библии, они совершенно забывают, что канон книг Священного Писания – это то, что составила именно Православная Церковь.
18 октября 1517 года Римский Папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». В ответ Лютер написал протест в виде 95 тезисов, основная часть которых критикует практику индульгенций, часть критикует эксклюзивные права Римского Папы прощать грехи и утверждает Священное Писание как единственный авторитет. 31 октября 1517 года эти тезисы для публичного ознакомления Лютер вывесил на двери Замковой церкви в немецком г. Виттенберге.
Лютер, восстав против индульгенций, посчитал ненужным и сам путь совершенства, ставший в католической трактовке причиной появления сверхдолжных заслуг, индульгенций, продажи их за деньги; посчитал ненужным и католическое монашество вследствие ненужности пути совершенства; посчитал ненужным и Предание, через которое католическое монашество накапливало и хранило в своей Церкви опыт подвижничества и его плодов. В результате Лютер оставил себя и своих последователей – протестантов только со Священным Писанием, а от безысходности в определении критерия истинности толкования Священного Писания наделил правом толковать Священное Писание каждого по своему разумению, вопреки предупреждениям Писания, в т.ч.: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит.3:5); «В посланиях Апостола Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:16); «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:28-30).
Ещё древние римляне осознавали, что свобода толкования законов равносильна праву издания их вновь. Об этом говорит и народная мудрость: «закон – что дышло: куда повернешь – туда и вышло». Священное Писание включает в себя, как главную часть, Заповеди Господни, Закон Божий. Об этом пишет Ап.Павел: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это Заповеди Господни, а кто не разумеет, пусть не разумеет (1Кор.14:37-38)». Заповеди Господни есть граница между жизнью и смертью! Мы знаем, к каким бедам привело нарушение в раю только одной Заповеди Божией. В протестантизме же право толкования, а значит и исполнения Заповедей Божьих, отдано всякому на разумение его поврежденного и ограниченного разума. Неразумеющие стали выдавать себя за разумеющих! Неудивительно, что это привело Протестантизм к беспрерывным разделениям. По свидетельству протестантского историка Дж.Монтгомери: «в мире насчитывается около 22000 различных протестантских конфессий, вероисповедований, сект и т.п.» [5*].
Неопротестанты или постпротестанты – последователи дальнейших расколов протестантизма.
Как свидетельствует протоиерей Олег Стеняев – писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер, специализирующийся в области сектоведения и сравнительного богословия: «баптисты, пятидесятники, адвентисты протестантами не являются и никогда не являлись, так как не крестят своих детей в отличие от протестантов – лютеран и англикан, крестящих своих детей. И с точки зрения Лютера, по причине некрещения детей являются сектантами.
Термин «секта» в новейшее время ввел в обиход не кто иной, как сам Мартин Лютер. У него был конфликт с анабаптистами – как раз с теми, которые отрицали крещение младенцев. И он написал книгу, которая называется «Лекции по Посланию к Галатам». Эта книга на русском языке находится в свободном доступе в интернете, например, по адресу: https://readli.net/lektsii-po-poslaniyu-k-galatam/
В предисловии Лютер дает определение, что это за люди – сектанты, и дальше поясняет, кто такие сектанты. Он пишет: я законно рукоположенный римо-католический священник, доктор папского богословия, имеющий право учить и преподавать учение, и идти на проповедь. Их никто на проповедь не посылал. Они сами послали себя на проповедь, а в Писании сказано: «как проповедовать, если не будут посланы? (Рим.10:15)». Это лютеровское определение термина «сектанты», очень хлесткое, и, по-моему, очень нравится католикам, потому что это в их парадигме».
(«ЦЕРКОВЬ, СЕКТАНТЫ И ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА. Ответы на вопросы. Протоиерей Олег Стеняев» на YouTube, https://youtu.be/KL89llpU3K8).
Таким образом, извращение смысла пути совершенства христианина и его плодов в Католицизме, произошедшее в период после раскола с Православием, привело к отколу от Католицизма и образованию Протестантизма, который далее раскололся на неопротестантов и прочих. Раскольники лишили себя пути совершенства, монашества, Священного Предания и многого другого, без чего не может существовать Христова Церковь, загнав своих последователей в тупик, из которого в Протестантизме, неопротестантизме и в дальнейших их расколах не существует другого выхода (единственный выход – покаяние в истинной Церкви), предоставив им право толковать Священное Писание по своему разумению, т.е. право вольнодумства.
Тонкость и глубина Православия простирается до познания и исполнения заповеди Иисуса Христа: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф.5.48); католицизм безвозвратно утерял это в период после раскола 1054 года [4*]; в протестантизме, неопротистантизме и в дальнейших их расколах этого никогда не было и не будет.
Народная мудрость гласит: «Вольному – воля, спасенному – рай» [6*].
Главный редактор Валентин Василевский,
внук католика, баптистки, православных
***************
Примечания
[1*] В конце прошлого века Америку потрясла трагедия – молодой успешный миллионер покончил жизнь самоубийством, оставив записку: «Я взял от жизни всё. Не нашел в ней ничего интересного. Ухожу добровольно».
[2*] Ответы о.Варнавы (Костамонитиса) – иеромонаха, архондаричия Афонского монастыря Костамонит, из книги «Афонские старцы. Ответы на сложные вопросы».
– Вопрос: Сколько у вас монахов в монастыре?
– Ответ: Всего сорок три человека, но около десяти из них – послушники, они еще не пострижены.
– Вопрос: По какому уставу вы живете?
– Ответ: В полночь по мирскому времени мы просыпаемся, четыре часа молимся в своих келлиях, выполняя монашеское правило. Великосхимники добавляют к обычному монашескому правилу триста поклонов. После этого все идут в храм, и в храме снова совершают правило, кроме певцов и священников.
– Вопрос: То есть во время службы они молятся Иисусовой молитвой?
– Ответ: Да. Получается четыре часа молитв в келии и четыре часа в храме. Затем, если нет поста, пьем чай. Потом отдыхаем два с половиной часа, а потом идем на послушание до пяти часов. Потом вечерня, еда, после этого Акафист Божией Матери и отдых. Получается, что молитва занимает около десяти часов, а если праздник, то двенадцать или еще больше. Большая часть времени уходит на молитву Иисусову – мы молимся не только о себе, но и обо всем мире, чтобы в нем было единодушие, о больных, о терпящих бедствие, о всех монашествующих, о священноначалии, о том, чтобы Бог просветил наше священноначалие.
[3*] Профессор Православной Московской Духовной Семинарии и Академии А.И.Осипов « О Вселенских Соборах»:
Вселенским полноценным собором признается удовлетворяющий следующим признакам:
1. Должно быть наиболее полное представительство правящих епископов от поместных церквей (окончательные решения Соборов принимались только голосами епископов и подписывались только епископами, и, причем, единогласно! Под решениями Соборов нет подписей не епископов).
2. Собор должен быть принят Церковью (рецепция) – и народом, и клиром (священно-служителями).
3. Вселенский Собор формулирует вероучительные положения – оросы.
4. На каждом Вселенском Соборе присутствовали святые (Они являли Соборам Премудрость и Силу Христа. Об этом свидетельствует пример введения Первым Вселенским Собором в Символ Веры догмата о Троичности Бога, который принимают и Протестанты, но о котором прямо Библия не свидетельствует – см. [3.1*])
5. В своих решениях Соборы руководствуются не принципом большинства голосов, а принципом консенсуса – единогласия.
6. Каждый Вселенский Собор приобретал свою значимость и силу не сразу по его окончании, а после того, как он одобрялся последующим Вселенским Собором (8-ой Вселенский Собор был в Константинополе в 879–880 гг., он одобрил решения 7-ого Вселенского Собора, но 8-ой не вошел в силу, т.к. не было 9-ого).
Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.
К внешним признакам Вселенских соборов относятся:
– участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
– каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
– признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.
Внутренние признаки Вселенских соборов:
– соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
– единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
– свойственная в Церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).
В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом.
Каждое решение Вселенских соборов начинается со слов: «Изволися Святому Духу и нам…»
Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».
[3.1*] Пример введения Первым Вселенским Собором догмата о Троичности Бога. Чудо святителя (епископа, причисленного к лику святых) Спиридона Тримифунтского.
Святитель Спиридон Тримифунтский, чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр. Скончался святитель Спиридон около 348 года и был погребен в церкви святых апостолов в г. Тримифунте. Его нетленные мощи в VII веке были перенесены в Константинополь, а в 1460 году – на греческий остров Керкира (Корфу), где почивают и поныне в храме, устроенном в честь его имени, обладая совершенно уникальными свойствами: мало того, что они остаются нетленными на протяжении целых столетий, они еще к тому же продолжают сохранять и мягкость, свойственную обычному живому человеческому телу с температурой 36,6 градусов по Цельсию. О жизни святителя Спиридона сохранились свидетельства церковных историков IV-V веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X веке выдающимся византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также Житие святителя Спиридона, написанное ямбическими стихами его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской († ок. 370; память 13/26 июня).
Из книги монахини Нектарии (Мак-Лиз) «Евлогите»:
…Будучи в епископском сане, Святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим, целью которого было определение основных истин Православной веры. Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом. На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.
Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину. Собрание епископов возмутилось тем, что святитель Николай ударил своего собрата-клирика, и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева – епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.
Наконец, когда искусные речи еретиков полились неудержимым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как говорится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с просьбой выслушать его. Будучи уверены в том, что он не сможет противостоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умоляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться». Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы: «Един Бог на небе и на земле, создавший небесные Силы, человека и все видимое и невидимое. По Его Слову и Его Духом возникли Небеса, появилась Земля, соединились воды, задули ветры, зародились животные, и был сотворен человек, Его великое и чудесное создание. От Него Единого пришло из небытия в бытие всё: все звезды, светила, день, ночь и всякая тварь. Мы знаем, что это Слово есть истинный Сын Божий, Единосущный, родившийся от Девы, распятый, погребенный и воскресший как Бог и Человек; воскресив нас, Он дарует нам вечную нетленную жизнь. Мы веруем, что Он есть Судия мира, который придет судить все народы, и которому мы дадим отчет во всех своих делах, словах и чувствах. Мы признаем Его Единосущным Отцу, равно чтимым и равно славимым, седящим одесную Его на небесном престоле. Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый — Одна невыразимая и непостижимая Сущность. Человеческий ум не в силах объять этого и не обладает способностью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно. Как невозможно заключить всю ширь океанов в маленькую вазу, так и конечному человеческому уму невозможно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет. Хотя мы и не можем сравнивать Несозданное Сверхвещественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные больше доверяют глазам, нежели ушам, — как вы, если не увидите телесными очами, не поверите, — я хочу… доказать вам эту истину, показать ее вашим глазам, посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленного из трех стихий, но единого в своем веществе и природе».
Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крестное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали. Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица.
Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. (практика отречения от ереси Православной Церквью применяется до сих пор – ред.) Потом он исповедал истину перед своими собратьями – арианми.
Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении, все прочие же вернулись к исповеданию Православия.
[3.2*] Чудо великомученницы Евфимии Всехвальной на Четвертом Вселенском Соборе в 451году, проходившем в храме, где покоились ее мощи. Православной Церкви тогда угрожала расколом ересь монофизитов, учивших, что в Христе было одно естество – Божеское, а от человечества, исчезнувшего в Божестве, как капля в море, остался один образ. Сторонников монофизитов на Соборе было много, и переубедить их не мог никто. И тогда Патриарх Константинопольский Анатолий предложил предоставить решение церковного спора Духу Святому через Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную. Православное духовенство и их противники написали своё исповедание веры на отдельных свитках и, открыв гробницу великомученицы Евфимии, положили оба свитка на ее груди. Гробницу запечатали императорской печатью, приставив к ней стражу, и три дня обе стороны усиленно молились, наложив на себя строгий пост. Когда же через три дня в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами, то обнаружилось – еретический свиток лежал в ногах великомученицы, а свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке и, как живая, подала его Патриарху. После этого чуда, – говорится в Житии великомученицы Евфимии, – многие из уклонившихся приняли Православное исповедание.
Комментарий: Вышеприведенные факты, как и множество других подобных фактов из истории Вселенских Соборов и жизни подвижников в совершенстве, свидетельствуют, что они есть совесть земной Церкви и через них являет Бог в Церкви Милость, Премудрость, Силу Свою, и через них сбывается обетование Христа: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду (Иоан.14:12)».
[4*] Русская неделя 7 мая 2007г. Профессор МДСиА А.И.Осипов. Ответы на вопросы: Православие. Католицизм. Протестантизм:
«Двадцать пять лет назад в одном католическом монастыре (знаменитом в Католической Церкви учёностью монахов) было семь или восемь монахов, причем это были образованнейшие доктора богословия, они начитались святых Отцов и объявили: «Переходим в Православие». Какой разразился скандал, весь Ватикан переполошился: «Разбойники! Начитались!» Перейдя в Православие, эти доктора богословия потребовали, чтобы их вновь крестили, вновь миропомазали, вновь рукоположили».
Комментарий: Изучив теорию и практику христианства дораскольного периода (до 1054г.), которые является общими для Католической и Православной Церквей, эти монахи-богословы обнаружили в Католической Церкви гибельное противоречие теории и практики послераскольного периода дораскольному. Зная на основании истории, что Католическую Церковь вернуть в дораскольное состояние невозможно, а Православная Церковь до сих пор хранит и использует теорию и практику христианства дораскольного периода, они приняли единственно возможное решение – перейти в Православие, т.к. к этому многократно призывает Библия, например: на церковно-славянском языке Православной Церкви псалом 17: 26-27 звучит так: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, а со строптивым развратишися», что и народная мудрость выразила словами: «С кем поведёшься, от того и наберёшься!»; «С кем дружбу водишь, на того и походишь». Протестанты Северной Америки целыми общинами переходят в Православие.
Католицизм, потеряв критерий различения Истины из-за извращения пути совершенства, вынужден был изобретать новый критерий различения Истины. И такой критерий был изобретен в 1870г. 1-ым Ватиканским собором – догмат о Непогреши́мости (точнее Безоши́бочности) Римского Папы (лат. Infallibilitas — «неспособность заблуждаться») – догмат Римско-католической Церкви, утверждающий, что, когда Папа определяет учение Церкви, касающееся веры или нравственности, провозглашая его ex cathedra (то есть, по учению РКЦ, как глава Церкви), он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
В этом догмате Действие Духа Святого в совершенных, всецело предавших себя Богу, подменено на действие Духа Святого на должность Папы, независимо от личных качеств Папы, и вопреки народной мудрости, гласящей: Не должность красит человека, а человек должность; а также вопреки Писанию, свидетельствующему, что ни Иуде Искариоту высшее из служений – Апостола Христова, ни служение первосвященника иудейского – не помогли им устоять в истине: Иуда предал Христа первосвященнику, а тот предал Его распятию.
Рассмотрим догмат о главенстве и непогрешимости Папы.
Из книги «Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие» епископа Митрофана Зноско-Боровского (родился в г. Брест-Литовск, нынешний г.Брест, Беларусь, 1909 – 2002г.г., епископ Русской Православной Церкви Заграницей, епископ Бостонский, викарий Восточно-Американской епархии, богослов):
Ужасом веет от римской теории о главенстве римского епископа. С вопросом о главенстве папы неразрывно связан другой вопрос – о его непогрешимости. В 1870 году католическая церковь признала непогрешимость римского первосвященника за догмат. Вот его текст:
«Папа (римский) есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его или о нём. Папа имеет божественную власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то всё равно, что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божий. Только один Бог подобен папе; папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или душа в теле. Власть папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние, да оправдываются в нём слова Писания: «вся покорил еси под нозе его».
Во власть и волю папы отдано всё, и никто и ничто не может ему противится. Если бы папа увлёк за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь? Папа непогрешим как Бог, и может делать всё, что Бог делает.
Воля Бога, а следовательно и папы, который есть НАМЕСТНИК БОГА, – имеет верховную власть повсюду. Он опоясан двумя мечами, то есть властвует над духовными и мирскими: над патриархами и епископами, над императорами и королями. Все люди на свете – его подданные. Он – всё, выше всего и содержит в себе всё. Что он хвалит или порицает, то должны все хвалить или порицать.
Папа может изменить природу вещей, делать из ничего что-либо. Он властен из неправды сотворить правду, властен против правды, без правды и вопреки правде делать всё, что ему угодно. Он может возражать против апостолов и против заповедей, переданных апостолами. Он властен исправлять всё, что признаёт нужным в Новом Завете, может изменять самые Таинства, установленные Иисусом Христом. Он имеет такую силу на небесах, что из умерших людей властен возводить в святые, кого захочет, даже против всех посторонних убеждений и вопреки всем кардиналам и епископам, которые вздумали бы тому воспротивиться.
Папа имеет власть над чистилищем и адом. Он – Владыка Вселенной. Неограниченною своей властью он делает всё единственно по своему произволу, может делать даже более, чем нам или ему известно. Сомневаться в его могуществе – святотатство. Власть его выше и обширнее власти всех святых ангелов и архангелов. Никто не имеет права даже мысленно протестовать против его приговора или суда.
Власть папы не имеет меры и пределов. Кто отрицает верховную власть и главенство папы, тот грешит против Святого Духа, разделяет Христа и есть еретик. Только папе предоставлена власть отнимать чтобы то ни было у кого бы то ни было и отдавать другому. Папа имеет власть отнимать и раздавать империи, королевства, княжества и всякое имущество. Власть свою папа получает прямо от Бога, а императоры и короли от папы.
Папа есть наместник Бога, и кто отрицает это, тот лжец. Папа есть вместоправитель Бога над добрыми и злыми ангелами; что совершается властью папы, то совершается властью Бога.
Кто не повинуется папе, тот не повинуется Богу. Всё, что папа делает, угодно Богу.
Папу не может судить никто, потому что сказано: «духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1 Кор. 2, 15). Власть его распространяется на небесное, земное и преисподнее. Он есть подобие Христа, и в теле его живёт Святой Дух.
Папа есть государь всех, царь и причина всех причин. Папа есть жених и глава Вселенской Церкви. Папа не может заблуждаться, он – всемогущ, в нём вся полнота власти. Он выше апостола Павла, ибо по призванию своему стоит наравне с апостолом Петром. Он может поэтому возражать против апостола Павла и отдавать приказания, противоположные его посланиям.
Обвинять папу всё равно, что грешить против Духа Святого, что не прощается ни в этом веке, ни в грядущем.
Тройственная корона папы означает тройственность его власти: над ангелами на небесах, над людьми на земле и над бесами в аду. Бог предоставил во власть папы все законы, а сам папа выше всех законов.
Если папа изрёк приговор против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменён. Папа – свет веры и отражение истины. Папа есть всё над всем и может всё…»
Епископ Митрофан Зноско-Боровский продолжает: «Таково дословное постановление Первого Ватиканского Собора, сделанное при римском папе Пии IX в 1870 году! Не в какие-либо отдалённые времена средневековья, а всего лишь в 19 веке! Знают ли о таком постановлении все православные христиане? Знают ли полный текст его даже сами римо-католики?
Едва ли! Ибо совесть и здоровое нравственное чувство честного человека не могут мириться с таким кощунственным «догматом», приписывающем смертному человеку, сколь бы высоко ни стоял он на лестнице церковной иерархии, свойства, могущие принадлежать одному только Богу!
А если знают, то этим доказывают свою нечестивость и беспринципность, признавая такую «Церковь», допустившую провозглашение такого «догмата», благодатной Христовой Церковью, в лоне которой можно получить вечное спасение.
Это кощунственное постановление остаётся в силе и до сего времени, ибо оно никаким другим актом не было объявлено лишенным силы и значения. Хотя и заседал недавно полномочный для этого второй Ватиканский Собор (1962-1965 гг.)
И это понятно, потому что отменить такое постановление значило бы в корне подорвать свой престиж в глазах всего мира и уничтожить вековой духовный фундамент, на котором была воздвигнута эта латинская «Церковь», отделившаяся от святого Православия формально в 1054г., именно вследствие утвердившегося в ней уже тогда ложного учения о главенстве и непогрешимости папы Римского как мнимого «наместника Христова».
Постановление 1-го Ватиканского Собора 1870 года в частности определяет, что «когда римский первосвященник говорит со своей кафедры, т.е. когда исполняя своё служение как пастырь и учитель всех христиан он, в силу своей высшей апостольской власти, определяет учение о вере или нравственности, которое должна содержать вся Церковь, он, через Божественную помощь, обещанную ему в лице блаженного Петра, обладает той непогрешимостью, которой Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь…» но каким мерилом можно установить, «с кафедры» или не «с кафедры» действовал папа в таких, например, случаях:
- Папа Сикст V (1585-1590) собственноручно исправил перевод Библии, ввел его в употребление вместо прежнего и, под угрозой анафемы, обязал считать его наравне с подлинником… Однако, с течением времени перевод оказался и был признан ошибочным, изъят из обращения и заменён другим. Очевидно, действие Сикста, как ошибочное, не могло быть «кафедральным», между тем анафема состоялась, конечно, «с кафедры».
- Учение о Филиокве, т.е. об исхождении Духа Святого «и от Сына» (Filioque) возникло в Испании в VI в., отсюда проникло в Германию и привилось там, но не сразу. Карл Великий настаивал на внесении (Filioque) в текст Символа веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях предохранить будущее время старую редакцию (с признанием исхождения Духа Святого только от одного Бога Отца) от новых посягательств на неё, папа распорядился вычеканить текст Символа веры на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма. Это, однако, не помогло: другой папа, Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввёл «филиоквэ» в текст (1015), и с тех пор новая редакция Символа веры вошла во всеобщее употребление в католической церкви, стала для неё обязательной. Спрашивается, из этих двух пап кто прав, кто ошибался, потому что, очевидно, тот или другой читал и исповедовал 8-й член Символа веры неправильно?
- Папа Евгений IV признал постановление Констандского Собора о верховенстве соборов над папами, но позже стал утверждать, что папы выше соборов – в котором из этих двух случаев он был «кафедрален», иными словами, в каком случае его «кафедральный» акт был совершён не «с кафедры»?
- Аналогичный вопрос возникает и по поводу ордена иезуитов. Папа Климент XIV в 1773г. закрыл его «с кафедры», а папа Пий VII, действуя тоже «с кафедры», восстановил его действие в 1814г. В одном случае существование Ордена признавалось вредным, в другом – восстановление его полезным и необходимым».
Комментарий: Не могу не согласиться с епископом Митрофаном, что ужасом веет от римской теории о главенстве римского епископа и догмате о его непогрешимости. Ведь невооруженным глазом видно, что этот догмат приготовил путь антихристу, который на «законном» основании Постановления 1-го Ватиканского Собора 1870 года «сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фесс.2:4)», чтобы попрать Христа и Его Церковь. Например: подняв пяту на апостола Павла, это постановление подняло пяту на Самого Христа и Его Церковь, ибо апостол Павел сказал: Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это Заповеди Господни 1Кор.14:37;).
Денница, ставший дьяволом, сатаной, был свергнут с неба в глубины ада за то, что захотел поставить свой престол рядом с престолом Божиим (Ис.14.11-15). Цитата же «Если папа изрёк приговор против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменён» из Постановления 1-го Ватиканского Собора 1870 года свидетельствует, что папский престол вознесен выше Божьего престола, т.е. католические иерархи превзошли в самом страшном грехе – в гордыне – самого дьявола. От этого Постановления католических иерархов действительно веет ужасом и простых католиков жалко, ведь папа – их учитель, а Сам Господь Иисус Христос предупредил: ученик не бывает выше своего учителя Лук.6:40; а также: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Матф.15:14)!
После ознакомления с этим Постановлением безапелляционными становятся высказывания святых Православной Церкви о папстве и католических святых, например Святителя Московского Филарета (Дроздова), перешедшего в мир иной в 1867 году, т.е. за 3 года до 1-го Ватиканского Собора: «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину».
А вот что сказал Святитель Игнатий (Брянчанинов), перешедший в мир иной в том же 1867 году: «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которого произошли, как от дерева ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и Таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Духа Святого и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы…Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».(О ереси и расколе.– «Православное чтение». 1992. № 5-6. С. 5).
Он же: «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину». (Сочинения. Т. 4. СПб. 1886. С. 476).
[5*] (Рассвет. 7 миллионов церквей в 2000 г. -М.1993. С.58).
[6*] Часто можно услышать пословицу: «Вольному воля, спасенному рай».
Как правильно ее понимать? Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия:
Общеизвестная пословица «Вольному воля, спасенному рай» имеет глубокий смысл. Вольному воля – человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай – кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу «своя рука — владыка» и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30 19).
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Прекрасна и дорога юность, братия мои, когда на голове ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которою хвалится юность.
Преподобный Ефрем Сирин (~306–373)
Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний.
Святитель Иоанн Златоуст (347–407)
У нас большей частью забота о накоплении благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные вечны, бесконечны и неотъемлемы.
Преподобный Амвросий Оптинский
(Гренков, 1812–1891)
Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2023.08.27
Беседа Господа Иисуса Христа с богатым юношей.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-08-27/
2022.09.04
Беседа Господа Иисуса Христа с богатым юношей.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2022-09-04/
2023.12.17
- Об исцелении 10 прокаженных и благодарности.
- Великомученицы Варвары. Преподобного Иоанна Дамаскина.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-12-17/