Опубликованно 02.11.2024
Воскресное Евангелие 2024.11.03
3 ноября – Неделя (воскресенье) 19-я по Пятидесятнице.
Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской.
Прп. Илариона Великого. Свт. Илариона, еп. Меглинского. Сщмч. Павлина, архиеп. Могилевского.
4 ноября – Понедельник. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
5 ноября – Вторник. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
Притча* «О богаче и Лазаре»
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19–31
Притча* – протоиерей Олег Стеняев говорит, что некоторые экзегеты (специалисты, занимающиеся толкованием библейских текстов) считают, что всё-таки это не притча, так как в притчах никогда не используются личные имена, а здесь мы видим имя Лазаря (и Авраама – исторической личности. Ред.) Поэтому многие считают, что это быль, то есть настоящая история, которая произошла и которую Христос озвучил.
Священник Иоанн Павлов
Притча* о богаче и Лазаре
Глядя на этот мир, люди часто задают трудные вопросы. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается слабоумным? «Где же справедливость? – спрашивают многие, – ведь христианство утверждает, что Бог правосуден и справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а добродетельные маются от бедности, скорбей или болезней? Где же здесь справедливость, какой смысл во всем этом?»
Все подобные вопросы и недоумения полностью разрешает Евангельская притча о богаче и Лазаре. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил в роскошном доме богач. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира — это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон — это особая тончайшей выделки белая ткань, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек.
У ворот дворца, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь. Лазарь был нищим, больным и бездомным, по-нашему бомжом. Жизнь его была одним сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали этот гной. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает всю бедственность, весь ужас его положения…
Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они – и Лазарь, и богач – один за другим умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и весь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно, кое-как. И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам: между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть.
Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, в грядущем Царстве Христа. Господь – праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда – да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря – это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том-то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет – расчет не по человеческой правде, но по правде Божией.
Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они с терпением и доверием Богу принимают все это, на Небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом и уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он Суд по Своей Божественной правде…
Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в Будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И всё Священное Писание свидетельствует о том же, – что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, – восклицает в песни пророк Моисей, – воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор.32:3-4).
И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс.118:137). Аминь.
Священник Иоанн Павлов
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ

4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви установил празднование Собора новомучеников и исповедников земли Белорусской. В этот Собор включены имена святых, которые отдали свою жизнь за Христа в XX веке и подвиг которых был связан с землями Белой Руси.
Празднование совершается 28 октября (15 октября по ст. ст.) при совпадении этой даты с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после нее.
ПОИМЕННЫЙ СПИСОК СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ
УТВЕРЖДЕН РЕШЕНИЕМ СВЯЩЕННОГО СИНОДА 24 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА
24 октября 2024 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви члены Синода постановили:
- В связи с прошением Преосвященного Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси:
а) утвердить поименный список собора новомучеников и исповедников земли Белорусской:
- Александр Саульский, прот., сщмч. (1938);
- Александр Шалай, прот., сщмч. (1937);
- Афанасий Кислов, прот., сщмч. (1937);
- Валериан Новицкий, иерей, сщмч. (1930);
- Василий Измайлов, прот., сщмч. (1930);
- Владимир Зубкович, прот., сщмч. (1938);
- Владимир Пастернацкий, прот., сщмч. (1938);
- Владимир Талюш, иерей, сщмч. (1933);
- Владимир Хираско, прот., исп. (1932);
- Владимир Хрищенович, иерей, сщмч. (1933);
- Димитрий Власенков, мч. (1942);
- Димитрий Павский, прот., сщмч. (1937);
- Димитрий Плышевский, иерей, сщмч. (1938);
- Илия Рылько, прот., сщмч. (1937);
- Иоанн Баранов, иерей, сщмч. (1937);
- Иоанн Вечорко, иерей, сщмч. (1933);
- Иоанн Воронец, прот., сщмч. (1937);
- Иоанн Панкратович, иерей, сщмч. (1937);
- Иоанн (Пашин), еп. Рыльский, сщмч. (1938);
- Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский, сщмч. (1937);
- Иосиф Сченснович, диакон, сщмч. (1937);
- Константин Жданов, иерей, сщмч. (1919);
- Леонид Бирюкович, прот., сщмч. (1937);
- Матфей Крицук, прот., сщмч. (1950);
25.Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский, сщмч. (1919);
- Михаил Новицкий, прот., исп. (1935);
- Михаил Плышевский, прот., сщмч. (1937);
- Николай Васюкович, диакон, сщмч. (1937);
- Николай Гаварин, иерей, сщмч. (1938);
- Николай Мацкевич, иерей, сщмч. (1937);
- Николай Околович: прот., сщмч. (1934);
- Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский, сщмч. (1937);
- Петр Грудинский, иерей, сщмч. (1930);
- Порфирий Рубанович, прот., сщмч. (1937);
- Серафим (Шахмуть), Жировицкий, архим., прмч. (1946);
- Сергий Родаковский, прот., сщмч. (1933).
б) определить празднование собора новомучеников и исповедников земли Белорусской 15/28 октября при совпадении этого числа с воскресным днем или в ближайший воскресный день после этой даты.

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Горе нам, что мы не умеем предпочитать нетленное тленному, и презираем Божественную и страшную правду.
Преподобный авва Исайя (Скитский),
отшельник (2-я пол. IV – 1-я пол. V в.)
Лучшее из всех благ есть памятование о Боге.
Кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселящихся во сне.
Покой и наслаждение на небесах непрерывны, всегда неизменны и бессмертны: нельзя найти для них ни предела, ни конца.
Святитель Иоанн Златоуст (~347-407)

Информация для желающих
Воскресные Евангелия:
2023.11.05 – «Притча о «богатом и Лазаре».
1. Слово в Неделю двадцать вторую по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир).
2. Слово в День памяти святого апостола Иакова, брата Господня.
3. За кем охотится дьявол.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-11-05/
2023.10.29 – «Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской».
1. СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ. Статья А.В. Слесарева.
2. К пониманию исторического смысла притчи о сеятеле. Юрий Рубан.
3. Как противостоять ложным учениям.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-10-29/
2022.11.06 – «Притча о «богатом и Лазаре».
1. О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ. Священник Сергий Ганьковский.
2. О богатстве истином и ложном.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2022-11-06/
Воскресные Евангелия размещаются по субботам на сайте Кобрин-информ на главной странице и в рубрике Православие:
https://kobrininform.by/category/news/pravoslavie/