Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 12.10.2024

Воскресное Евангелие 2024.10.13

13 октября – Неделя (воскресенье) 16-я по Пятидесятнице.

Свт. Михаила, первого митр. Киевского.

 Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении.

Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца.

 

14 октября – Понедельник. Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

и Приснодевы Марии.

Ап. от 70-ти Анании. Прп. Романа Сладкопевца.

Прп. Саввы Вишерского, Новгородского.

Псково-Покровской иконы Божией Матери.

 

15 октября – Вторник. Сщмч. Киприана и мц. Иустины.

Блж. Андрея, Христа ради юродивого.

 

19 октября – Суббота. Апостола Фомы.

 

 

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31-36 

 

О ЛЮБВИ К ВРАГАМ

Сегодня Господь говорит нам в Евангелии о настоящей любви, которая простирается даже на врагов, на ненавидящих и обижающих нас. Нам иногда представляется, что эту всесильную, не знающую преград любовь чудесным образом за какие-то заслуги должен нам даровать Господь.

Но Спаситель призывает нас не бездействовать, не ждать этого небесного дара, а самим начать любить других: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Т.е. не ожидайте, что любовь появится сама, не ждите ее от людей, но первые творите добро всем без исключения. Ибо если вы любите только любящих вас, если вы прощаете только тех, кто первым просит у вас прощения, если вы даете взаймы, чтобы потом получить обратно столько же или с процентами, то какая вам награда? В чем ваша заслуга, и какая вам за это благодарность, если так же поступают и язычники, и грешники?

А на славянском языке это звучит: «какая вам благодать?» Действительно, если мы сами не совершаем дел любви, то какой особой благодати ожидаем от Бога? С другой стороны, можно ли по-настоящему любить без помощи благодати Божией?! Конечно, этот парадокс легко разрешается: Господь всегда дает верным благодать и силу любить, но кто не прилагает усилий, не раздувает искры любви, чтобы разгорелся большой огонь, не получит награды.

Однако дело здесь не в последовательности, а в том, чтó мы в данном случае понимаем под любовью. Обычно она представляется нам как сильное чувство, слезы умиления, когда хочется обнять всех: и друзей и врагов. Но Господь имеет здесь в виду не эмоции и чувства, а действия, не теорию, а практику, труд любви, которая выражается в самопожертвовании, в служении, в терпении и смирении. Он говорит: «Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая». И тут же называет самую высшую, какая только может быть, награду: «И будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Богосыновство, уподобление Всеблагому Богу – вот высшая награда и залог блаженства, и путь к ней – поступать со всеми без различия так, как будто мы их любим!

Но чтобы мы лучше поняли, что же это за загадочная любовь к врагам, Господь так подытоживает эти Свои слова: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Бог ждет от нас не восторгов и эмоций, а человеческого отношения к другим, как бы они себя с нами ни вели. Пусть они не похожи на нас, пусть запутались в жизни, но они имеют одну с нами греховную природу и одно предназначение. Вот это восприятие их как братьев, как детей одного Отца, человеческое, а не враждебное к ним отношение и есть милосердие. И чем больше мы познаем себя и свою собственную немощь, тем более способны понимать и прощать других, видя в них и в нас проявление одной поврежденной грехом природы.

Господь наш Иисус Христос стал человеком, чтобы СПАСТИ МИР ЛЮБОВЬЮ. Он принес на землю единство любви, чтобы все люди стали «едино» в Нем, как Он «едино» в Отце и Духе; чтобы та полнота бытия, то богатство благости, которое есть у Творца всяческих, через единение Божественного и человеческого естества перетекало к верным, свободно передаваясь от одного к другому, и сделало всех богатыми наследниками и блаженными сынами Божиими.

Что же препятствует этому?

Эгоизмслепая, ложная любовь к самому себе, когда свои интересы ставятся превыше всего. Тогда Бог предается забвению, а ближний становится соперником, средством или препятствием к достижению земных целей. Ветхий человек затворяется в своей душе, закрывает все входы и выходы и смотрит на мир через амбразуру, через прицел своих защитных построений. Он хочет сохранить для себя то малое, что имеет, но в своей самоизоляции теряет весь Божий мир; пытается спасти свою душу в мире сем и теряет блаженную вечность. Даже чистая вода в замкнутом пространстве портится, а душа без общения любви умирает.

Господь пришел на землю, чтобы дать нам живую воду, текущую в жизнь вечную. Он рождает в повинующейся Ему душе духовного, нового человека, который отстраняется от дел ветхого и освобождает в сердце место ближнему. Заботясь о других, переживая о них, как о самих себе, мы исполняем великую заповедь о любви, а вместе с ближним в душе поселяется Сам Христос.

Но чтобы это произошло, нужно начать относиться ко всякому человеку, как к самому себе, как к брату и сонаследнику Отца, предопределенному для вечности. Нужно увидеть в нем живую душу, сотворенную по образу Божию, и научиться сочувствовать, сопереживать и сострадать другим.

Вот это и будет началом того возрождения и преображения души во Христе, ее воскресения для жизни вечной, когда мы вместе с апостолом любви Иоанном Богословом сможем сказать: «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» своих (1 Ин. 3, 14). Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов), Русская Духовная Миссия в Иерусалиме 

  

 

Священномученик Неофит Любимов

Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы. 1895 г.

Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве, Тебе, Владычице!
С давних времён в знойной стране Аравии жили потомки библейского Измаила, которые носили название измаильтян, агарян и сарацин. Они страшны были для всех окрестных стран, над ними в точности исполнилось предсказание, данное некогда Измаилу: «рука его на всех, и руки всех на него» (Быт.6:12).
Племена эти с незапамятных времён покланялись светилам небесным. Мекка, главный город Аравии, был для них священным местом; здесь стояло их святилище Храм-Кааба, в котором помещалось 360 идолов. В VII в. среди этих диких племён появляется Магомет, который называет себя посланником с неба, пророком, какого ещё не было до него. Он начинает проповедовать свое ложное учение, говорить, что кто будет распространять свою веру огнём и мечом, тот в загробной жизни получит все желаемые блага. Мнимый пророк воодушевил дикие племена, которые и без этого своими набегами на соседние страны наводили ужас, грабили города, сёла и всю добычу делили между собою. Соединились они в одну массу, которая, подобно бурной ужасной стихии, двинулась по земному пространству, покоряя одну страну за другой, наводя ужас своею разрушительною силой на жителей Азии, Африки и Европы. Храмы Божии гибли от нашествия потомков Измаила, христиане умирали под жестокими ударами последователей ислама и только тот спасался, кто отрекался от веры в Спасителя и делался последователем Магомета. Сокровища христианской святыни расхищались, имущество последователей Христа разграблялось, жилища их предавались огню. Дрогнули исповедники веры Христовой, положили они, что настало время последнего дня судного, время отчёта в своих делах и помышлениях перед Господом Спасителем. Но Матерь Господа нашего Иисуса Христа явила миру христианскому в это несчастное, ужасное для него время свое великое милосердие. Обстоятельства такого великого события рассказываются так: эта орда в царствовании греческого императора Льва Мудрого (836–912 г.) явилась в пределах его царства. Грозила она этой рассаднице Слова Божия, нашей русской просветительнице в деле православной веры совершенным разрушением, опустошением и огнём. Но много может молитва праведных. В такие тяжёлые минуты для отечества жители столицы Цареграда собрались в своих христианских храмах для усердной молитвы перед Господом – освободить их страну от ужасной наступающей грозы-гибели. Между молящимися во Влахернском храме, где сохранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса, находился блаженный Андрей Христа ради юродивый. Долго он бодрствовал перед Господом, долго молитвенный его дух возносился к престолу Божественному и Ходатаице за человеческий христианский мир. В четвёртый час ночи видит молитвенник Христов величественную Жену, идущую от царских врат со страшною свитою, из коей честной Предтеча Креститель Господень Иоанн и сын грома Иоанн Богослов поддерживали Её руками, а сонм ангелов и многие святые в белых одеждах предшествовали Ей и сопровождали Её гимнами и духовными песнями. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу св. Епифанию и спросил его: видит ли он чудо? – видит ли Госпожу и Царицу мира? «Вижу, – ответил он, – и ужасаюсь». И зрят они: преклоняет Богоматерь колена, молится в долгий час, обливает слезами Свое благовидное и пречистое лицо, идёт потом Она к престолу, молится и здесь за предстоящий народ, снимает с себя головное покрывало и простирает его над главами молящихся в сокрушении сердечном. Праведники рассказали своё видение бывшему в храме народу; весть эта разнеслась по всему Цареграду и его окрестностям, все в умилении благодарят Бога и славят небесную Заступницу. Та вражья сила, которая тяготела над Цареградом, которая грозила разрушением христианству и его святыням, силою Божией, молитвами Пресвятой Богородицы надолго была удалена от хранительницы христианства – Византии. Оттоле благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили воспоминать утешительное событие ежегодно церковным празднеством. От греческой церкви прияла и верно соблюдает это торжество и Церковь Российская.

Дева Мария, Матерь Господа Иисуса Христа по Успении своём была вознесена Спасителем в горные обители, где Она сидит на Небесном престоле одесную Своего Сына и Бога Спасителя нашего. Восседая так близко к Богу, удостоившись такой чести, Она, однако, не забывает нас в нашем земном странствовании, приникает на землю, посещает наши храмы и дома, осеняет нас своим благословением, избавляет от опасности, защищает от врагов, предохраняет от соблазнов и искушений. Как Царица Неба и земли, Она укрепляет царя и утверждает царства, – возбранная (храбрая в брани – с церковнославянского) Воевода спасает города от напастей вражеских, – Ходатаица мира – печётся об обращении заблудших на путь покаяния и добродетели, – Радость скорбящих спешит на помощь страждущему человечеству, – Защитница обиженных покрывает Своим Покровом беспомощных. Вознесшись на Небо, Она сделалась лестницею, восходящею на Небо. Через Неё, посредством её святых и чистых, сильных и действенных молитв, и мощного и тёплого предстательства, посредством подражания примеру высоких Её добродетелей, люди стали спешно и успешно восходить на Небо и населять там горные обители. И мы, христиане, надеясь на Матерь Божию как на Матерь Царя Всемогущего, и восходя по Её прочным и твёрдым ступеням добродетелей, никогда не преткнёмся и не падём, явимся наследниками Царства Божия в жизни вечной, а во временной будем защищены от искушений, напастей и бед. Не унывай же, христианин, в удручающих тебя скорбях, спеши с молитвой к Богоматери! Доколе рука твоя поднимается для крестного знамения, доколе взор твой возносится со слезами к Небу, дотоле ты не погиб; ты защищён среди самых трудных обстоятельств жизни Покровом Девы Марии, а в будущем ожидает тебя вечное благо. Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Аминь.

Священномученик Неофит Любимов (1846–1918)

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

Господь наш Иисус Христос стал человеком, чтобы СПАСТИ МИР ЛЮБОВЬЮ. 

Игумен Леонтий (Козлов)

 

«Невозможно мне любить врагов и творить им добро». Неправда. Возможно было Давиду, который плакал о погибших врагах своих Сауле и Авессаломе. Плач о гибели врагов есть явный признак любви к врагам (2 Цар. 1; и 18, 19, 1–4). Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60). Возможно было и всем святым, значит, возможно и тебе. Ты человек, и они были люди, ты немощен, и они такую же немощь имели. 

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

 

Человек, который умер, не употребив богатства своего как должно, нисколько не отличается от бессловесного животного; он не познал чести, данной ему от Бога, и уподобился скотам, для которых смерть есть конец жизни. 

Иоанн Златоуст (347-407)

 

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно и строится само собою в сердце, оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь проверяется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, причиняемые намеренной враждебностью. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им и молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения? 

Святитель Феофан Затворник (1815–1894)

 

 

Информация для желающих

 

Воскресные Евангелия

                                                        

2023.10.15 – «Любите врагов ваших», «Память священномученика Киприана и мученицы Иустины».

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2023-10-15/

 

2022.10.16 – «Любите врагов ваших». 

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-14/

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина