Опубликованно 07.09.2024
Воскресное Евангелие 2024.09.08
8 сентября – Неделя (воскресенье) 11-я по Пятидесятнице.
Мучеников Адриана и Наталии.
Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Елецкой иконы Божией Матери.
Преподобномученика Адриана Ондрусовского.
11 сентября – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
12 сентября – Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского.
О милосердии царя-правителя и жестокосердии прощенного им раба
Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23–35
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
О ЖЕСТОКОМ ЗАИМОДАВЦЕ
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. Мф. 6, 14.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Бесчисленны милости, явленные каждому из нас Всещедрым Создателем. Господь дыханием Своим вдохнул в нас жизнь, даровал нам этот мир с его чудесами и красотами, наделил светлым разумом, свободной волей, сладчайшей способностью к любви. Небесный Отец указал нам пути к Вечной жизни, отверз для нас врата Царства Небесного. Казалось бы, каждое мгновение нашего существования должны мы сделать песнью благодарения, чтобы хоть вмале воздать долг признательности Всемилостивому Творцу.
Но что за неблагодарное и жестокосердное создание человек! На какую тщету и нечистоту растрачиваем мы вверенные нам от Господа сокровища! Здоровье истощаем в пагубных страстях, чувства растлеваем похотями, призванный к Богопознанию разум превращаем в орудие кощунства и лукавства, и саму душу, которая могла бы стать обителью Божественной благодати, делаем игралищем демонов. Такими, опустошенными и оскверненными, предстаем мы перед Престолом Всевышнего, и нечем оправдаться, нечем искупить неоплатный долг наш. Но благ Господь: стоит нам воззвать к Нему со слезной мольбою – и врата милосердия отверзает Он для грешника кающегося.
Однако человек может сам замкнуть перед собою врата милости Божией и вызвать на себя гнев Праведного Миродержца. О том, как совершается подобное ужасное событие, поведал Спаситель в притче о жестоком заимодавце.
В этой евангельской притче повествуется о неком рабе, который должен был царю десять тысяч талантов. Огромные деньги – ведь за один серебряный талант можно было купить дом со всей обстановкой. Откуда раб мог взять средства, чтобы вернуть владыке безрассудно растраченное состояние? Жестокое наказание ожидало раба, но он взмолился: Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу! (Мф. 18, 26). И царь сжалился, не только отпустил раба, но и простил ему весь огромный долг его.
Какой пример великодушия явлен добросердечным властителем! Но что делает облагодетельствованный раб? Выйдя на улицу, он встречает человека, который должен ему всего сто динариев, мелких монет, и бросается на того, требуя возврата долга, остается глух к мольбам о помиловании, начинает душить несчастного должника, ввергает его в темницу.
Обо всем этом узнает властитель, и затворяются врата милосердия царского. Гневом возгорается царь и говорит: Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? (Мф. 18, 32–33). И отдал царь злого раба в руки истязателям.
Не правда ли, поступок жестокого заимодавца кажется нам отвратительным, а постигшая его кара – справедливой? Но увы, возлюбленные, эта притча – о нас с вами. Это мы, жестокие и злые заимодавцы, без меры облагодетельствованные Всевышним, дерзаем судить и обрушивать гнев свой на братий и сестер наших. Это мы, вымолив у Господа оставление тягчайших прегрешений наших, через минуту готовы из-за малейшей обиды растерзать ближнего. Не только перед Богом виновны мы – вспомним, сколько зла в жизни своей мы причиняли другим людям, скольких оскорбляли, унижали, вводили в соблазн. Но вот любой укол, нанесенный нашему самолюбию, ничтожному нашему тщеславию, кажется нам нестерпимым, и мы уже готовы мстить. И не о нас ли говорит Господь наш Иисус Христос: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35).
Именующие себя православными христианами, мы по несколько раз в день повторяем священные слова молитвы Господней: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. Повторяем устами, но не сердцем. Ибо если бы сердцем проникли мы в смысл этих слов, заповеданных нам Самим Спасителем, то поняли бы, какой страшный грех – осуждение ближних, и ужаснулись бы. Ведь присваивать себе право суда над другими людьми – это есть оскорбление Божества. «Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать – значит погублять свою душу», – так говорит преподобный Иоанн Лествичник.
И этот смертный, ведущий к вечной пагубе грех мы подчас и за грех-то не считаем. С каким упоением мы, забывая о собственном ничтожестве, подмечаем чужие недостатки, собираем сплетни, занимаемся праздными пересудами, как говорится, просто «из любви к искусству». А ведь «искусство» это бесовское, дорогие мои.
К несчастью, памятозлобие и огульное осуждение широко распространены в так называемых культурных слоях общества. Об этом писал еще святитель Феофан Затворник: «Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем меньше прощает». Наделенный большими способностями богаче других одарен Господом, в большем долгу у Творца – и должен быть смиреннейшим из смиренных. Но увы! Когда такой человек начинает считать свои умственные достоинства не даром Божиим, а собственной заслугой, он впадает в прелесть, демонскую гордыню, требует к себе особого уважения, становится нетерпимым к увещеванию, а сам готов осудить всех и вся.
И вот ныне мы видим, как некоторые, надмеваясь в сердце своем, дерзают судить Церковь и ее служителей. Понимают ли прихожане, ополчающиеся на своих пастырей, что посягают не на человека, а на священный сан иерея Божия? Постигают ли те, кто повторяет измышления и клевету светской прессы и зарубежных раскольников на Церковь Российскую, что могут оказаться виновными в хуле на Тело Христово?
В начале этого столетия подобную картину впадения в смертный грех осуждения уже видело наше многострадальное отечество. Общеизвестно, с каким единодушием тогдашнее культурное общество изрекало суд (ложный – ред.) на монархию и монарха. То же творилось и в отношении к Церкви. Интеллигенты-«богоискатели», порождая все новые еретические учения, не уставали твердить об «омертвении» Церкви Российской и необходимости ее «оживления». Зараза проникла и в среду духовенства, появились «прогрессивные» священники, роптавшие на монашествующих и на иерархию (впоследствии именно такие «прогрессисты» составили ядро обновленчества). Вот таким образом черви осуждения подтачивали и столп государственности, и столп духовности – и невдолге великая держава обрушилась в безумный хаос гражданской войны.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Не к осуждению и вражде, но к взаимной любви и миру призвал нас Милосердный Спаситель.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «мы, христиане, отрожденные в купели Крещения водою и Духом Святым, усыновленные Богу и получившие от Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродетели, должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность к греху, в особенности – свои великие немощи и грехи, и бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше».
Да не войдет под своды храмов православных и под кровли жилищ наших дух века сего, дух осуждения и вражды, гнева и озлобления. В это смутное время сплотимся же в единую христианскую семью, и тогда Господь услышит молитвы наши и избавит нас от всякого обстояния. Аминь.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)
Сретение (встреча) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
(празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году)
Историческое содержание
Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132, память 15 апреля/28 апреля по н.с.) и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая/3 июня по н.с, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября по н.с., установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию (Радонежскому) об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16/29 сентября по н.с.), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа, связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.
Празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской совершается в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения. Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям – «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери – главную святыню Москвы, – в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.
Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 6 июля и 8 сентября по н.с.
Оригинал иконы находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Как отличить рассуждение от осуждения? Если видишь грех и душа болит за человека – это рассуждение, а если она злорадствует – это осуждение.
Схиархимандрит Гавриил (Стародуб, 1939–2010)
Информация для желающих:
Воскресные Евангелия:
2023.08.20 – О немилосердном должнике.
https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-08-20/
2022.08.28 – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. О немилосердном должнике.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-9/
2022.09.11 – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О злых виноградарях.
https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnye-evangeliya/