Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 31.08.2024

Воскресное Евангелие 2024.09.01

1 сентября – Неделя (воскресенье) 10-я по Пятидесятнице.

Попразднство Успения Пресвятой Богородицы.

Мч. Андрея Стратилата и иже с ним.

Донской иконы Божией Матери.

Прп. Мисаила Абалакского.

 

Иисус изгоняет беса из отрока

Тогда человек некий подошел к Иисусу и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Иисус вновь говорит, что будет убит и воскреснет

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.                                                                                

Евангелие от Матфея, глава 17, стихи 14–23

 

 

 

Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси

Слово на Евангелие о бессилии неверия и силе веры,

после Литургии в Голгофо-Распятском скиту Соловецкого монастыря. 2014 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий, наместник и игумен сей святой обители! Досточтимый отец Евлогий, скитоначальник! Матушки игумении, отцы, братья и сестры!

Сегодня действительно важное событие в жизни Соловецкой обители, а в каком-то смысле и в жизни нашей Церкви, потому что по милости Божией Господь сподобил совершить Божественную литургию — в сослужении архипастырей, в присутствии целого сонма архиереев — на этом святом месте, где никогда ранее такой собор архиереев не совершал Божественной службы.

Место, действительно, крайне удаленное, как справедливо сказал скитоначальник отец Евлогий. Особенно в старые времена это место было как бы на краю света, потому что даже от Соловецкого острова до Анзера добраться было очень трудно, не говоря уж о том, что зимой — и во времена ледостава, и тогда, когда лед сходил, — всякая связь была невозможна. Но и летом, из-за бурных вод Белого моря, связь с этим островом была очень затруднена. Да и в наше время, поелику монашествующие не пользуются самым современными и дорогостоящими видами транспорта, эта связь непростая.

Может быть, поэтому сюда и устремляются люди, которые желают проводить жизнь в уединении, в посте и в молитве? Для современного человека, живущего в круговерти крупных городов, в повседневных заботах, этот выбор может показаться очень странным. А почему нельзя поститься и молиться в другом месте? А почему нельзя это делать в своей собственной квартире? Некоторые, даже православные, так рассуждая, вообще в храм не приходят, даже по праздникам: я, мол, дома молюсь, а до храма добраться трудно или, может быть, здоровье не всегда позволяет. Так вот, подвиг тех, кто и вчера, и в древности, и сегодня несет здесь свое служение, является неким свидетельством о том, что особой ценностью в духовной жизни человека являются пост, молитва и уединение.

Может быть, это опять-таки будет очень сложно принять человеку, живущему в семье, в окружении друзей, коллег, погруженному каждый день в многочисленные заботы. Но уединение, пост и молитва являются особенно сильным средством очищения души, а значит ума, воли и чувств человека. И даже если мы живем там, в миру, а не в скиту на краю света, нам нужно находить время для уединения, чтобы сконцентрировать свои мысли, чтобы подумать о своей жизни, чтобы подумать о жизни страны своей, народа своего, всего рода человеческого, соотнести то, что мы видим, то, что мы совершаем, чему являемся свидетелями, с той Божественной правдой, которая открывается нам в Слове Божием и в молитве.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Мф. 17:14-23), хорошо известное церковным людям, — небольшой отрывок из 17-й главы Евангелия от Матфея, в котором говорится об исцелении лунатика, одержимого злым духом, — помогает нам понять, что означают пост и молитва. Когда Господь исцелил несчастного, апостолы приступили к Нему и спросили: а почему мы не могли этого сделать? Отвечая, Господь сказал: «Этот род (то есть темная сила) изгоняется только молитвой и постом».

Одержимость — это действительно господство иной, нефизической, духовной злой силы над человеком. Одержимость необязательно проявляется в физической болезни. В данном случае, о котором свидетельствует нам апостол Матфей, эта одержимость проявлялась в физической болезни. Но очень часто этого не происходит: человек физически, ментально, психически абсолютно здоров, но находится во власти темной силы.

В нашем церковном быту принято считать, что искушения от диавола связаны с плотскими грехами: не устоял человек, пал, согрешил; и нередко, анализируя свое поведение, человек говорит: диавол меня искусил. Так же бывает, когда мы неосторожно произносим какие-то слова, кого-то обижаем. Мы считаем, что это результат диавольского искушения и, наверное, в каком-то смысле это так, потому что не всегда человек является инициатором греха, который он совершает. Грех как бы навевается со стороны, и если этим мыслям не полагается предел, если некий прилог (прило́гповод, провокация ко греху, первая ступень возможного развития греховного помысла и дальнейшего проникновения греха в душу. Подвергающийся прилогу невиновен. Прилогам были подвержены все христианские подвижники), как говорят святые отцы, не преграждается усилием воли, то это может привести ко грехам, порожденным, несомненно, искушением, приходящим извне.

Но будет заблуждением считать, что искушение — это провокация только плотских грехов. Искушения от диавола — это некое влияние, которое оказывается на всего человека, — не только на его нервную систему, не только на его инстинктивное начало, но и на его разум, на его сознание. Иногда люди усваивают страшные идеи, формируют их в виде философских учений, распространяют эти учения по всему миру, используя средства массовой информации. А в основе всего — диавольское искушение, помрачение ума, гордыня человеческая, которая есть производное от гордыни диавольской. И сколько же страданий миру принесла и приносит эта гордыня, это безумие, это диавольское искушение, порабощение ума человеческого!

И сегодня, как и вчера, и позавчера, и в древности возникают идеи, мысли, убеждения, философские взгляды, которые порождаются этим диавольским искушением. А результат воплощения этих идей — кровь, страдание, смерть, когда диавол невидимо торжествует, обманув сильных мира сего, которым казалось, что это они сами произвели на свет те идеи, ту политику, которая оборачивается человеческими страданиями и смертью. Здесь, в этом Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер, где было особо строгое и страшное место заключения людей в 20-х и 30-х годах, с особой силой понимаешь, что́ такое искушение от диавола, что́ такое безумство, порожденное диавольской силой, что́ такое беснование, которое выходит за пределы беснования личности и приобретает огромный, подчас почти глобальный масштаб. И мы знаем: когда диавол овладеет миром, когда большинство людей приразится этим диавольским безумием и беснованием, тогда и наступит кончина века.

А как можно справиться с этим беснованием? Как можно учение диавольское или навеянное диавольской силой отличить от того, что проистекает от человеческого ума и способностей, от того, что вдохновлено силой Божией?

Можно провести границу и различать духов, если мы с Богом живем, если мы божественной мудростью питаемся.

Вот почему и говорит Господь, что невозможно преодолеть беснование, как только молитвой и постом (Мф. 17:21), потому что во время поста мы сосредотачиваем свою природу, мы бросаем вызов инстинктам, мы управляем своими чувствами, мы побеждаем плотское начало и не даем возможности диаволу играть на этом тонком и чувствительном инструменте, разрушая нашу душу. Но мы также расчищаем пространство в своем уме от всякого рода наносных идей — чуждых, греховных, губительных, потому что, соединяя пост с молитвой, мы призываем Господа в свою жизнь, и Он Сам участвует благодатью Своею в нашей жизни, помогая, в том числе, оградиться от беснования и укрепиться в Его божественной правде.

Непросто всё это совершать людям в нашей повседневной, как я уже говорил, такой динамичной, порой безумно динамичной жизни, и потому Церковь особенным образом пестует и поддерживает подвиг молитвы и поста, подвиг физической борьбы с искушением, который концентрируется в святых обителях наших и, особенно, в таких скитах, как тот, в котором мы сегодня присутствуем. Поэтому, обращаясь к Вам, отец Евлогий, к Вам, отец Георгий, начальник Троицкого скита, первого на острове Анзер, где принял постриг патриарх Никон, я хотел бы призвать вас к тому, чтобы в моменты трудностей, испытаний, скорбей вы понимали, что подвиг ваш, подвиг тех, кто рядом с вами, жизненно важен и для Церкви, и для всего народа нашего. Вы призваны ограждать постом и молитвой не только себя, не только свой разум, свои чувства и свою волю, но и молиться за всех нас, чтобы Господь помог Отечеству нашему, всей исторической Руси, ныне тяжко страдающей от междоусобной брани на Украине, сохранить чистоту веры, оградить себя от беснования, не поддаваться лживым, навязчивым искушениям, которые сегодня поддерживаются и политической силой, и силой финансовой, и силой средств массовой информации. Никогда еще человечество не было таким слабым и уязвимым, как сегодня, а потому сегодня как никогда сильным должен быть подвиг поста и молитвы, — чтобы молиться за всех, в том числе за тех, кто не понимает, что означают сегодняшние евангельские слова. Верим, что Господь молитвами Церкви продлит дни человеческой истории, не даст отцу лжи захлестнуть весь род человеческий и поработить его, потому что в этом роде человеческом не угасают очаги поста и молитвы. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

  

П.С.: О принципе «Разделяй и властвуй»

Бог создал всех Ангелов светлыми и добрыми. Он дал им свободную волю. Но часть Ангелов злоупотребила своей свободой и встала на путь противления, бунта против Бога.

Первое разделение, противное воле Божией, произвёл сатана (по-еврейски «сатана» – противник (Мк. 1, 13), по-гречески «диавол» – клеветник (Мф. 25, 41), лукавый (Мф. 13, 19), лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), дракон (Откр. 20, 2).

Самый могущественный ангел – Денница (в переводе с еврейского – утренняя звезда),  не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордившись своим могуществом и силой, он возжелал сам стать как Бог, и, воспротивившись Богу, увлёк за собой треть небесных ангелов, согласившихся подчиняться ему, а не Богу. Для власти над этими отпавшими от Бога ангелами дьявол на практике внедрил принцип «Разделяй и властвуй». Затем этот принцип стал применяться дьяволом и его слугами – падшими ангелами – для власти над людьми через отделение людей от Бога посредством безпокаянного людского греха (покаяние воссоединяет людей с Богом), чтобы вместо пребывания с Богом в Любви, Благе и Красоте, они впадали в прямо противоположное: ненависть, зло и безобразие. В свою очередь более рьяным своим сознательным служителям из людей дьявол даёт власть  над менее рьяными, а также над невеждами, заблудшими и прочими, отпавшими от Бога. 

Священномученик Ириней Лионский († кон. II в.) говорит: «Отделение от Бога есть смерть». 

«Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» – Фёдор Михайлович Достоевский.

 

В вышеизложенном –  ключ к пониманию процессов, происходящих как в истории человечества, так и в личном пространстве. 

Главный редактор Валентин Василевский

 

 

 

Донская икона Божией Матери 

Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. В день Куликовской битвы — 8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы — икона находилась среди русского войска, подавая ему помощь, а после победы была передана донскими казаками в дар великому князю Димитрию Донскому (1363–1389), который перенес ее в Москву. Икона находилась сначала в Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском (ныне икона в Государственной Третьяковской галерее). В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском вторглись в Россию, и, подступив к Москве, расположились на Воробьевых горах. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Ее милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, был основан Донской монастырь, в котором была поставлена чудотворная икона и установлено совершать празднество 19 августа. По установившейся традиции в малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в 4 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.

* * *

В настоящий день в обители, называемой Донскою и находящейся близ царствующего города Москвы, совершается праздник Пречистой Деве Богородице в честь почитаемой чудотворной иконы Ее.

Об этой иконе повествуется следующее.

Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.

Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

azbyka.ru 

 

Информация для желающих 

Воскресные Евангелия: 

2023.08.13 

https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-08-13/

 

2022.08.21 

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnye-evangelie-i-apostol/

  

 

Поделиться этой новостью города Кобрина