Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 06.07.2024

Воскресное Евангелие 2024.07.07

7 июля – Неделя (воскресенье) 2-я по  Пятидесятнице, Собор Всех Святых, в земле Русской просиявших.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. Прп. Антония Дымского. Всех святых, в Болгарии просиявших.

 

8 июля – Понедельник. Блгв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (1228).

 

12 июля – Пятница. Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).

 

13 июля – Суббота. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.

 

Люди приходят к Иисусу 

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

 Нагорная проповедь 

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.  Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.  Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Евангелие от Матфея 4:25 – 5:12

 

 Евангелие от Луки 

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен. 

Ангел возвещает рождение Иоанна Крестителя 

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения, тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. 

Рождение Иоанна Крестителя 

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. 

Песнь Захарии 

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. 

Детство Иоанна Крестителя 

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. 

Евангелие от Луки, глава I, стихи 1–2557–687680

 

Проповедь иеромонаха Арсения (Писарева) 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами Нагорную Проповедь Христа, которую еще называют Заповедями Блаженства (или квинтэссенцией христианстваред.) Проповедь эта была сказана Господом на берегу Галилейского озера на вершине холма, который и сейчас зовется «горой блаженств». Толпы народа постоянно окружали Спасителя, каждый стремился услышать слово Его. Поэтому и взошел Он на высоту, чтобы все могли видеть и слышать. Была весна и склоны палестинского холма покрывала еще зеленая трава, цвели цветы и деревья. Рядом сидели Его ближайшие ученики, об избрании которых мы тоже слышали сегодня, а дальше сидел и стоял народ пришедший «из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана».  

А еще чуть дальше стоим мы с вами, народ пришедший слушать Христа с севера. А рядом с нами стоят народы и племена всех континентов планеты Земля. И голос Господа через Святое Евангелие, минуя годы и тысячелетия, минуя горы и океаны, степи и леса, доносится до сердца каждого человека, желающего Его услышать. Так Бог, для Которого время и пространство лишь рабочие инструменты, созидает новое Человечество, в котором: един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас, – так писал всем нам апостол Павел (Еф.4: 5-6).

Девять новозаветных заповедей, носящих название Заповеди блаженства, представляют собой как бы все Святое Евангелие в сокращенном виде. Сразу заметно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете в основном рассматриваются внешние поступки человека, налагаются строгие запрещения в самой категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.

«Блаженство» в православном понимании – это состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, состояние, которое достигается только благодаря единению с Богом, то есть обожением.

Спаситель говорит в Нагорной проповеди о том, что нам необходимо переродиться духовно, и тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царствии Небесном. И первый шаг к томуосознать свою духовную нищету, свой грех и ничтожество, то есть смириться.

Вот почему «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Блаженны те, кто, видя и осознавая свои грехи, которые мешают войти им в это Царство, плачут, потому что тогда у них есть возможность примириться со своей совестью и утешиться. Оплакивающие свои грехи доходят до такого внутреннего спокойствия, что становятся уже неспособными на кого-либо гневаться, делаются кроткими. Кроткие христиане, действительно, унаследовали землю, которой прежде владели язычники, но они унаследуют землю и в будущей жизни, ту землю, которая возникнет после разрушения этого мира, «землю живых» (Исх. 26:13; Апок. 21:1)

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6), то есть исполняющие во всем волю Божью достигнут праведности и оправдания.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). Дела милосердия постепенно очищают человеческое сердце от греховной нечистоты, а «чистые сердцем» своим духовным зрением «узрят Бога» (Мф.5:8). Зрящие Бога стремятся подражать Ему, уподобиться Сыну Его, принесшего мир, то есть спокойствие человеческой душе. Зрящие Бога ненавидят вражду и поэтому становятся миротворцами, стремятся всюду водворить мир. Поэтому они и блаженны, поскольку «Будут наречены сынами Божьими» (Мф.5:9).

Но достигшие духовной высоты должны быть готовы к тому, что этот мир, который «лежит во зле» (1Ин.5:19), возненавидит их за правду Божию, и начнет гнать, поносить, злословить и всячески преследовать за их преданность Господу Иисусу Христу и Его учению. Тех же, кто все претерпит здесь за Христа, ожидает великая награда на Небесах (Мф.5:12).

Человеку невозможно достичь этой награды, вечного блаженного состояния, без страданий «…многими скорбями надлежит… войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). И начальной ступенью Блаженства является познание себя самого.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что «зрение падения своего уже есть блаженство для падшего человека. Видящий падение свое способен… уверовать в Евангелие живой верой. Такое состояние уже – дар благодати, действие благодати, ее плод, а потому и блаженство».

А лучшее средство к познанию себя – посылаемые, вернее попускаемые Богом искушения и болезни, поэтому путь духовного делания христианина периодически и бывает тяжел и скорбен. В этой духовной жизни нужно постоянное внимание к себе, нужно напряжение, труд и борьба со своими страстями. А жизнь по Евангелию ведет к победе над ними, к обретению мира и душевного покоя.

Исполнили все заповеди Божии, много претерпели за Христа и получили великую награду на Небе и ныне прославляемые все Святые в земле Российской просиявшие. Среди них уже и прославленные, и те, которые рано или поздно будут прославлены нашей Русской Православной Церковью. Это первомученик Феодор – варяг и равноапостольная Ольга – славянка. Святитель Арсений (Мацеевич) – поляк и преподобный Александр Свирский – вепс. Страстотерпица царица Александра – немка и преподобный Петр царевич Ордынский – татарин. Преподобный Максим – грек и преподобный Антоний – римлянин. Святитель Киприан, основатель нашего монастыря – болгарин и схимонах Николай исповедник из Оптиной пустыни, бывший офицер османской армии, (он еще не прославлен, но верю, что будет!) – природный турок. Святейший Патриарх Тихон (Белавин) – русский, и его личный секретарь – преподобномученик Неофит (Осипов) – еврей. Младенец Гавриил мученик – белорус и малоросс Святитель Димитрий Ростовский, и великоросс – священномученик Иларион (Троицкий).

Долго еще можно перечислять всех святых людей в земле Российской просиявших, разделяя, классифицируя их по тому или иному признаку. Но дело это сегодня, во второе воскресение по Пятидесятнице, нам не нужное, так как все они сейчас составляют вместе со всеми святыми на небесах абсолютно новый народ. Народ, в котором уже не имеют никого значения столь важные для нас земные различия: пол, возраст, рост, сила, ум, богатство, происхождение, национальность.

Уже здесь на земле, во вселенской апостольской Церкви Христовой, эти многочисленные различия во многом теряют свое значение, все они покрываются всего двумя словами – «православный христианин», что означает человека, любящего Господа и Бога нашего Иисуса Христа, старающегося жить по Его святым Заповедям, жить для того, чтобы стать частью нового человечества. Человечества, которое разделит с Богом Творцом Вселенной – Пресвятой Животворящей Троицей радость вечной блаженной жизни.   Аминь.

Арсений (Писарев, 1958-2013),

иеромонах, насельник Сретенского монастыря

 

 

 

Иоанн Креститель

Подобно тому, как сам Креститель Господень Иоанн называется Предтечей, — то есть тем, за кем последовало само Слово Божие, предвозвестником, — рождество Иоанна Крестителя является «предтечей» Рождества Христова. Одно чудо предваряет другое: прежде чем Богородица рождает Сына Божия, праведная Елизавета в преклонной старости рождает Иоанна, чтобы видевшие славное рождение Пророка от состарившейся матери могли легче воспринять сверхестественное рождение Христа от Марии Девы. Но в обоих событиях мы видим, как «чин рождения препобеждает естества уставы».

Иоанн Креститель всей своей жизнью, всем своим существом проповедует нам о победе духа над плотью. Его родители, праведные Елизавета и Захария, зачали его в глубокой старости, когда всякая плотская страстность уже не имеет такой силы и власти над человеком. И всей своей жизнью Иоанн Предтеча нёс этот подвиг воздержания и духовной сосредоточенности, чтобы сохранить способность слышать голос Божий и исполнить замысел Творца.

Но что поражает больше всего в истории Иоанна Крестителя, так это то, что несмотря на его смирение («Мне надобно умаляться, а Ему расти»), Господь сказал о нём, как о «большим из людей», но «меньшим из Царства Небесного». В этом мы можем увидеть то, что главное для нас — не воздрежание само по себе, но вера в Господа Иисуса Христа. Только верой и рождением свыше мы становимся членами Царства Небесного, рождением в духе истины.

Во время Петрова поста будем напоминать себе о том, что пост — лишь средство, но не самоцель. Господь ждет наше сердце, наполненное верой и любовью!

Православие.ru

 

ЦИТАТА НЕДЕЛИ

Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах.

Иоанн Златоуст (~347-407)

 

 

Информация для желающих:

Воскресные Евангелия в День всех Святых, в земле Русской просиявших 

2023.06.18

https://kobrininform.by/news/inform-panorama/voskresnoe-evangelie-2023-06-18/

 

2022.06.26

https://kobrininform.by/news/pravoslavie/voskresnoe-evangelie-2/

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина