Опубликованно 22.06.2024
Воскресное Евангелие 2024.06.23
23 июня – Неделя (воскресенье) 8-я по Пасхе,
День Святой Троицы. Пятидесятница.
Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского. Собор Сибирских святых. Свт. Василия, еп. Сщмч. Мисаила, архиеп. Рязанского. Сщмч. Митрофана, пресвитера Пекинского, и иже с ним мучеников многих.
24 июня–Понедельник Пятидесятницы. День Святого Духа.
Сплошная седмица.
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей!»
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
«Разве из Галилеи Христос придет?»
Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им:
«Я свет миру»
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
Евангелие от Иоанна, гл. 7:37-52, 8:12
Священномученик Иоанн Восторгов
«Исполняйтеся Духом» – в единении духа!
(Речь, произнесённая 10 июня 1907 г. на общем собрании Московских патриотических содружеств.)
Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва. (Кондак Пятидесятницы).
В день, когда Пятидесятницу мы празднуем и Духа пришествие, когда воспоминаем огненных языков раздаяние и призывание всех в соединение, соединились и мы ныне, православные русские люди, не только в праздничное религиозное собрание, но в собрание и патриотическое. Соединились мы всеми Московскими патриотическими содружествами в виду событий особой важности.
Распущена вторая Государственная Дума – крамольная, безбожная, изменническая. Дарован и объявлен Высочайший Манифест величайшей важности, благовествующий русскому народу избавление от ига чужеземных государственных учений, восстановление православно-самодержавного начала власти, основанной на вечной Правде Бога, а не на условном праве человека, и сохранение исторических основ русского царства, – благовествующий радостную весть с высоты Престола о том, что русская Дума должна быть русской и по составу и по духу, ибо и Россия должна быть русской. Ныне начало того, о чём мы молились, мечтали, за что мы страдали до слёз, а многие уже пострадали до крови и смерти, о чём мы немолчно писали и проповедали. Даст Бог, начало доброе придёт и к доброму завершению. Наконец, 5 июня сердечная царственно-величавая телеграмма Царя русским патриотам явила нам милость, ласку, привет, доверие и сочувствие Царёва сердца, обелила нас пред лицом врагов наших явных и тайных, дала нам слёзы радости и такое великое нравственное удовлетворение, которое способно заставить забыть все скорби и невзгоды и наполнить сердца наши бодрой надеждой… Спасибо нашему Царю-Батюшке! Да здравствует в силе и славе на много лет Государь Император!
Да, недаром мы проработали этот минувший год. Припомните, братья и друзья, как мы ровно 11 месяцев тому назад, в этом самом зале нежданно узнали, во время нашего патриотического собрания, о роспуске первой Государственной Думы. Радость нашу тогда отравляла тревога. Боялись все ложных страхов, созданных лживыми языками врагов России. Пугали нас восстаниями, волнениями народными. Бывшие члены Думы отправились в Выборг и оттуда, как низкие изменники, ничтожные, презренные трусы, призывали русский народ к измене и безначалию. Тревога объяла всех.
И вот, за год мы увидели, что самая крепкая и надёжная сила в России – это историческая власть русского Царя; что во второй Думе оказались понимающими дело и способными людьми к служению России только Царские слуги – министры, те самые «бюрократы», которых не бранил только ленивый и немой; что голос разума, добросовестности и благородного самоотвержения мы слышали только от представителей патриотических наших союзов: мы увидели, что страхи и ужасы, созданные врагами России, оказались только пугалами; что пресловутое народовластие, это сатанинское измышление, эта могила религиозной правды и жизни по совести, само себя явило во всей неприкрашенной лжи; мы видели, как на протяжении года в двух Думах «воля народа» проявлялась до противоположности различно в разных партиях в разрешении одного и того же вопроса, хотя бы, например, аграрного; мы видели, что для составления большинства в решении тех или других вопросов в Думе «послы народа» руководствуются не голосом правды и совести, а приказом партии, «тактическими соображениями» и подсчётом голосов, взаимным торгом между партиями и явным обманом; мы видели, что одних вопросов, как бюджет, они не смогли разрешить по недостатку ума и знания, других – по недостатку добросовестности и любви к Родине. Мы видели, как те, которые в прошлом году «по воле народа» призывали Россию не давать Царю ни податей, ни солдат, теперь «по воле народа» уже свободно отпускали деньги, составившиеся из податей, и устанавливали число новобранцев. «Народовластие», это – древняя дьявольская приманка; будете «яко бози» – оказалось лживым началом жизни и привело его представителей в Думе к неслыханным преступлениям и к нелепейшему заявлению о том, что «Дума без революции – это ружьё без заряда», что «не мир, а войну должна нести Дума», и что задача Думы – уничтожить Царя и монархию и вместо неё утвердить республику. Это говорили те, которые пред вступлением в Думу клялись и подписями утверждали клятву в том, что будут сохранять верность Самодержавному Государю… В момент, когда у нас распустили вторую Государственную Думу, мы видели во Франции вооружённое восстание против республики и парламента: не велики, значит, те блага, которыми нас прельщали те, которые мечтали устроить в России посредством Думы «широкий храм народовластия».
Народ наш, сбитый с толку лживыми обещаниями врагов, прикинувшихся его друзьями, прозревал в течение минувшего года и прозревает всё более и более. Первую Думу распустили, – и вся Россия, оказалось, сохранила полное спокойствие. Но правительство верило в Думу и надеялось, что Дума вторая, собранная по тому же выборному закону, окажется лучше. Для нас, напротив, для истинно русских людей, это было новым источником тревоги. Оставлен был прежний избирательный закон; предполагалось при этом, что Царь и правительство не вправе изменить выборный закон; чувствовались и слышались во всех мероприятиях и рассуждениях конституционные нотки… Действительность и опыт показали, однако, что закон этот, созданный спешно, в минуту тяжёлого положения России после неудачной войны (Русско-японская 27 января (9 февраля) 1904 – 23 августа (5 сентября) 1905) – война между Российской и Японской империями за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем – ред.) несомненно, был ошибкой. Что же, нужно ли было, в самом деле, непременно оставаться при этой ошибке, потому только, что она значилась в писаных параграфах закона?
По воззрению конституционному, нужно было оставаться при ошибке: ошибка вошла в право; пусть гибнет жизнь, пусть гибнет Россия, зато пусть торжествует право. Получается древне-фарисейское правило: человек для субботы, а не суббота для человека. Но не таково воззрение христианское и религиозное, отразившееся в русском Самодержавии: выше права – правда, выше бумаги – жизнь, выше субботы – человек. И Царь по этой русской конституции, которая, со стороны Царя, есть коронование и обеты его перед Богом, а со стороны народа есть верноподданническая присяга, – Царь стал выше мёртвого права и ныне Манифестом и изменением выборного закона указал народу Своему, что и впредь Он будет свободно править свободным народом как неограниченный Самодержец. Ибо, по слову Божию, где Дух Господень, там и свобода, а где нет Духа Господня, там и объявленная свобода окажется рабством…
Распустили вторую Думу, – и все вздохнули облегчённо. Ни от третьей, ни от четвертой, ни от пятой, вообще ни от какой Думы народ уж не станет теперь ждать спасения и укрепления Отечества. Только Царь есть Верховная власть, а Верховная власть не может быть иной, как единой; только от Царя, только от Царя мы ждём счастья Родины и от народа, живущего и действующего в единении с Царём; только Царю мы покоримся и по Его слову не только земли, дома и деньги отдадим, – отдадим и самую жизнь за Россию. И если впредь Царская совесть и разум укажут Самодержцу, что в прежнем каком-либо законе для блага народа нужно что-либо изменить в нём, или совсем отменить полностью: это – не только право Царя, но это и Его долг перед Богом и народом. Таково Его отношение и к Думе.
Думные люди – это только советные люди; они должны помогать Царю, а не ограничивать Его, тем более не бороться с Ним. Им – совет, а Царю – решение, – решение по совести, решение по вечному Божьему закону, решение не по партийному приказу, не по партийным интересам, а по соображениям общего блага России. Созывать советных людей или не созывать; собирать их в том или другом порядке, тем или иным способом, – это только право и долг Царя; указание Ему – совесть и Божий суд, а не измышлённое «право народа». Таков смысл Манифеста.
Кончилось сатанинское наваждение народовластия, кончилось лживое обаяние; открылся обман; спала повязка с глаз народа. То, что нам подсказывали вера и совесть, русское чувство и руководство исторического предания, – нас не обмануло.
Царь обрадовал и осчастливил нас свидетельством Своего доверия и благоволения. Великая нам честь! Великий нам дар!
Но кому много дано, с того много взыщется. Не ошибёмся, если скажем: дана нам милость за правоту наших убеждений, а не за самое их осуществление, для которого, что бы мы ни сделали, всегда сделаем не всё: путь нашей работы бесконечен, высота нашего подвига безгранична, служение наше нескончаемо.
Указание будущей нашей работы и уроки себе мы найдём теперь в знаменательном совпадении дней переживаемых нами событий: роспуск Думы объявлен в тот воскресный день, когда в Евангелии читается великая молитва Господа Иисуса: да вси едино будут (Ин.17:21); когда в апостольском чтении слышится предупреждение апостола: войдут к вам волки хищные, не щадящие стадо, и из вас самих восстанут учители, говорящие развращённое (Деян. 20:29-30); когда в историческом воспоминании Первого Вселенского Собора впервые выступает в жизни и истории верующего народа благодетельная власть благочестивейшего самодержца равноапостольного Константина.
Прошла после того неделя – и мы сегодня собрались сюда в наше общее собрание, в праздник Пятидесятницы, и слышали завет: «Исполняйтеся Духом… Егда огненные языки раздаяше, в соединение вся призва».
Соединим же эти уроки: «Исполняйтеся Духом» – в единении духа!»
Переживаемые обстоятельства пусть в нас поднимут религиозное воодушевление и надежду на милость Господа и на Его помощь нашему Царю и Родине; пусть поднимут в нас уверенность в правоте нашего дела и призвания, готовность служить им всей душой и всем разумением; пусть поднимут и укрепят в нас решимость оправдать высокое Царское доверие и быть его достойным. Всё это мы сделаем опять тогда, когда среди нас не будет распрей и раздоров, когда мы будем едино, когда из нашей среды не будут восставать люди, сеявшие раскол и разделение, а если и будут восставать, то останутся одинокими.
Русское несчастье – это взаимное недоверие, вражда и подозрительность. Помните, на последнем съезде, в торжественный день его открытия, мы молили, просили, заклинали и властью пастырской повелевали хранить единение, не давать скорби Царю и радости врагам видом наших раздоров. И ныне, в день этого торжественного собрания нашего, мы молим и просим о том же: будем едины, будем храниться раскола и разделения. В политических партиях это неизбежно, у нас – это позорно и преступно. Там меняются убеждения и приёмы деятельности; там впереди корысть, честолюбие или властолюбие; там естественно передраться из-за власти, к которой все тянутся и из-за которой борются. У нас нет поводов к борьбе и озлоблению: мы – не партия, а весь русский верноподданный народ; в убеждениях мы постоянны; православная вера, Самодержавный Царь и русский народ, это – основа нашего исповедания, для всех равно дорогая; власти мы не хотим и не ищем. Остаются мелкие поводы к личным неприятностям между отдельными людьми. Станем выше этого! Будем презирать такую мелочную и недостойную борьбу. Пройдём мимо всяких выходок личного самолюбия, взаимного заподозривания, всяких нечистых намёков и обвинений. Люди неуравновешенные, люди повышенно самолюбивые, люди, способные на всякие крайности, люди самовлюблённые, склонные всех и всё бранить, обвинять, грязнить, чтобы этим или пред собой или пред другими себя возвеличить, – такие люди всегда и везде найдутся. Но целое общество, вся наша священная, боголюбивая, царелюбивая и народолюбивая дружина должна оставаться спокойной и делать своё дело. Пусть раздаются подчас истеричные вопли, ругательства, проклятия, анафемы…
Мы знаем, что это – неизбежный спутник человеческой греховности. Где люди, там и страсти, а страсти уживаются под каждой одеждой, и мирской и духовной, при всяких убеждениях, даже и правых… Призывы очиститься… О, очищение дорого для нас, настоятельно нужно, всегда необходимо! Но призывы эти мы послушаем из чистого источника слова Божия, от Духа Божия, а не из сомнительного источника оскорблённых самолюбий, не от духа, омрачённого и уязвлённого злобой и мстительностью.
За дело, братья, за труд и подвиг, минуя соблазны, препоны и преграды!
Огненными языками, огненным воодушевлением будем идти в общее единение всех русских патриотов. Пред нами нескончаемый путь работы. Торжество наше – только начало, только первая победа русского православно-самодержавного государственного воззрения. Но враг поставит пред нами много преград. Не одну жизнь мы ещё будем оплакивать, не одну жертву впереди будем хоронить, и, кто знает, чей теперь черёд? Над кем теперь стоит ангел смерти?
Не раз мы будем в скорби и горести, не раз мы ещё будем видеть натиск и даже временный успех враждебных сил. Отстоимся и победим, победим непременно, если будем крепки в вере и крепки в единении, в свободном послушании избранным нашим вождям и руководителям, доверие к которым, прежде всего, захотят пошатнуть враги, и, конечно, всего лучше для них, если это они сделают руками наших же единомышленников, или сбитых с толку, или впадших в соблазн. Помните, силы у наших врагов своей нет, их сила – в наших слабостях, в наших ошибках, в наших раздорах.
Но этой силы мы им не дадим, и радости такой мы им не доставим.
Братья! Исполняйтеся Духом – в единении духа!
Священномученик Иоанн Восторгов (1864–1918),
священник Русской православной церкви, протоиерей.
Проповедник, церковный писатель, миссионер,
видный деятель монархического движения,
председатель Русской монархической партии.
Расстрелян большевиками.
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Троица Единосущная и Нераздельная
Отец, Сын и Святый Дух имеют одно естество, одну природу, одну сущность. Посему Три Лица суть Троица Единосущная. Люди имеют тоже одно естество, одну природу.
Но тогда как Бог есть Троица Нераздельная, в людях постоянно происходят разделения… У Отца, Сына и Святого Духа одна мысль, одна воля, одни действия. Что желает Отец, того желает Сын, того желает и Дух Святый. Что любит Сын, любит и Отец и Дух Святый. Что приятно Духу Святому, приятно и Отцу и Сыну. Действия Их также едины, все совершают совместно и согласно. Не то у людей. У них постоянные разномыслия, различные желания. Уже у малого ребенка проявляются свои желания, своенравие, непослушание любящим его родителям. Чем больше он растет, тем больше отделяется от них и, нередко в наше время, становится совсем чужим для них. Вообще же между людьми почти нет одинаковых мнений, наоборот, постоянные разделения во всем, вражды, ссоры между отдельными лицами, войны между народами. Адам и Ева до грехопадения были во всем согласны между собой и единодушны. Согрешив же, сразу почувствовали отчуждение. Оправдываясь пред Богом, Адам сваливал вину на Еву. Грех разделил их и продолжал делить и делить род человеческий. Освобождаясь от греха, мы приближаемся к Богу и, наполняясь от Него благости, ощущаем свое единство с остальными людьми. То единство далеко несовершенное и неполное, т.к. в каждом остается какая-то доля греха. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, подобно, как лучи тем ближе друг к другу, чем они ближе к солнцу. В грядущем Царствии Божием будет единство, взаимная любовь и согласие. Святая Троица же всегда неизменная, всесовершенная, единосущная и нераздельная.
Святитель Иоанн (Максимович),
архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966)
Образ Троицы Бога – троица человек… Ум наш – образ Отца; слово наше – образ Сына; дух – образ Святого Духа… Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Потому-то всякая мысль имеет свой дух.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)