Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 01.06.2024

Воскресное Евангелие 2024.06.02

2 июня Неделя (воскресенье) 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца.

Мч. Фалалея. Блгв. кн. Довмонта, во Святом Крещении Тимофея, Псковского.

Иисус и Самарянка

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.  Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.  Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.  Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.  Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?  Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?  Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,  а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.  Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.  Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.  Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,  ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.  Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.  Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.  Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.  Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.  

 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.  Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.  Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.  В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?  Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:  пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?  Они вышли из города и пошли к Нему.  Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.  Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.  Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?  Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.  Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.  Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,  ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.  Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.  И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.  И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.  И еще большее число уверовали по Его слову.  А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. 

  Евангелие от Иоанна, глава 4, стихи 5-42

 

 

Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла  в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этот воскресный день посвящен встрече Спасителя с самарянкой — евангельскому событию, которое в себе несет много духовных смыслов (Ин. 4:5-42). Многим хорошо известно, что самаряне с иудеями не общались, как и в Евангелии сказано, да и в истории это запечатлено. Два племени были разделены не только культурными отличиями, но у них были, говоря современным языком, очень глубокие богословские расхождения. Самаряне не признавали Иерусалимский храм, они не считали возможным молиться в нем и, отказавшись посещать Иерусалим, молились рядом со своим местом проживания, на высокой горе Гаризим. Там они соорудили жертвенник и возносили молитвы Единому Богу, и расхождение между двумя племенами было настолько глубоким, что положило непреодолимое препятствие для всякого общения.

И можно себе представить удивление самарянской женщины, когда Спаситель, а Он был иудей, заговорил с ней. Она тут же напоминает Ему, что иудеи с самарянами не общаются: зачем же Ты заговорил со мной? Но Господь рассказывает о ее жизни, о том, сколько раз она была замужем, и о том, так ли уж благочестиво она жила. И женщина, пораженная совершенно необъяснимым для нее откровением, поняла, что перед ней Божий человек, и сразу же спросила о том, что более всего волновало самарян: где нам следует молиться — в Иерусалиме, как иудеи, или на нашей горе Гаризим? Господь отвечает, что иудеи правы и молиться надо в Иерусалимском храме, но настанет время, когда ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим не будут молиться, но подлинные поклонники будут возносить молитву Господу в духе и истине.

Трудно сказать, насколько уразумела эти слова самарянка, но они запечатлены в Евангелии и дошли до нас. Для нас эти слова открывают очень многое. Что такое поклоняться в духе? Очень часто про того или другого человека говорят: он действует в духе, и далее называется какое-то авторитетное имя — учителя, вождя, руководителя. Человек, действующий в духе кого-то, продолжает его дело, осуществляет его заветы, его учение. Ну, а что такое истина? Сложнейший вопрос, над которым бились в то время языческие умы и не могли ответить, потому что было много мудрых философов, и у каждого из них — своя школа, каждый настаивал на том, что только он носитель мудрости и истины.

Слова Спасителя, конечно, поразили самарянку, но ведь в этих словах заключалась абсолютная божественная правда: наступит время, когда ни на горе Гаризим, ни в Иерусалиме не будут молиться, считая, что молитва только в этих местах достигает Бога. Отныне подлинные поклонники будут поклоняться в духе и истине. В духе, то есть будут продолжать дело своего Учителя, ведь когда говорят «он действует в духе», предполагают, что он продолжает чье-то дело. Значит, Господь сказал, что подлинные поклонники будут продолжать Его дело, но, кроме того, сказал и о том, что именно у этих поклонников будет возможность обладать истиной.

Этими последователями Господа были святые апостолы, затем служение апостольское восприняла Церковь, и мы с вами, люди, отделенные от тех событий двумя тысячелетиями, и есть те, в отношении которых Господь дал такое обетование: будут поклоняться в духе и истине.

Но знаем, как на протяжении веков люди отказывались поклоняться в духе и истине. Во-первых, увлекаясь разного рода учениями, философскими взглядами, которые напрочь перечеркивали всякую веру, которые создавали иллюзию непререкаемой истины. В это верили, этому служили, за это боролись, и сколько крови было пролито, в том числе и в нашей многострадальной стране! Но проходит время, и самые, казалось бы, непоколебимые человеческие учения исчезают. Кто-то продолжает в них верить, кто-то продолжает делать то, что заповедали учителя прошлого, но истины в том, что является частным мнением, быть не может. Кто-то верит, а кто-то не верит, кто-то признает, а кто-то не признает. Но истина, о которой сказал Господь, действительно живет. Истина правильного богопочитания, того самого богопочитания, которое открывает людям Царство Небесное. И наследницей этого Божественного промышления является Святая Церковь, Церковь-мученица и исповедница.

Когда мы говорим «Церковь», мы имеем в виду не только духовенство, но и всех верующих, и святых, и грешников, которые через покаяние, через Святые Таинства желают обрести спасение и идут по трудному пути его обретения. Кто-то спасается, кто-то погибает, но это Церковь, которая еще в глубокой древности была названа Церковью воинствующей. Воинствующей с грехом, воинствующей с ложными идеями, с лживыми идеалами, могущими погубить человеческую душу. Церковь со смирением проносит через тысячелетия свое служение, и если кто-то из иерархов, богословов отступает от православной веры, то Церковь никогда не отступала и не отступает. И не может отступить, потому что в ней живет и действует Святой Дух.

Сегодня у дела Божиего, у того дела, которое Господь вручил Своим последователям, действительно много препятствий, и мы знаем, как время от времени появляются лжеучителя, как пытаются увести мысль человека, с тем чтобы она не связывала идеал жизни с Господом и Спасителем. Но, тем не менее, мы можем и должны исповедовать, что Божественная истина реально присутствует в роде человеческом — через то послание, которое Господь вручил Церкви Своей, то послание, которое Церковь, получив от Христа, передает всему роду человеческому.

И дай Бог, чтобы эта миссия Церкви никогда не пресекалась, чтобы никакие лжеучения, никакие ложные идеалы не сбивали людей с единственного правильного и спасительного пути — того, о котором так кратко и очень символически сказал Господь в беседе с самарянкой: настанет время и настало уже, когда люди будут поклоняться не в Иерусалиме и не на горе сей, а в духе и истине. Дай Бог, чтобы и мы с вами стали такими поклоняющимися Господу людьми — в духе, то есть продолжателями Его заповедей. Но нельзя принимать веру Христову и не делать добрых дел (Христа ради* ­– ред.) Нельзя называть себя православным христианином и не отвечать на призыв Господа, не совершать то, что обязан совершать православный христианин. А ведь истина, которая действительно живет и действует в Церкви Божией, которая, являясь огромной силой, преодолела всевозможные искушения и интеллектуальные соблазны двухтысячелетней истории, тоже с нами.

А что требуется от нас? От нас требуется пребывать в этой истине, сохранять веру в Господа и Спасителя и делать все то, к чему Господь нас призвал. Тогда мы будем подлинными поклонниками и учениками Спасителя, которым не нужно молиться ни в Иерусалиме, ни на горе Гаризим, но, пребывая в Церкви Божией, мы будем обретать реальную связь с Учителем и Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. И да хранит Господь веру православную в народе нашем, да укрепляет Он единство нашей Святой Церкви, да вдохновляет народ наш на добрые дела. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

     *О добрых делах Христа ради и не ради: «Душа,  не приносящая плода о Христе,  пребывающая в падшем естестве своем,  приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им,  не привлекает божественного попечения о себе:  она, в своё время, отсекается смертью (первой – от тела, второй – от жизни вечной – ред.)» 

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867)

 

 ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

О ЦЕРКВИ

Церковь — это общность призванных людей, которые объединены единой Верой, едиными Таинствами, единой иерархией священнослужителей и единым Учением, которое дал нам Сам Господь Иисус Христос. 

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)

 

Церковь – не стены и крыша, но вера и жизнь. Церковь – не стены церковные, но законы церковные.

Святитель Иоанн Златоуст (~347–407) 

 

Правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно.

Святитель Игнатий Брянчанинов 

 

Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева…

Священномученик Киприан Карфагенский (~200–258)

 

  

О ИСТИНЕ

Научись читать Евангелие (с объяснением святых отцов): от него услышишь истину, в нем увидишь истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Более приятным и желательным почитаю быть побежденным, чтя истину, нежели, солгав, победить; потому что, когда храню истину, если почтут меня и побежденным, я победил, а когда одержу верх обманом, если почтут меня и победившим, я побежден.

Преподобный Исидор Пелусиот (350/60–435/40)

 

Незнание происходит от гордости, когда человек полагает, что может своим умом и его усилиями охватить, или найти, или понять истину Божественного Откровения. Плата за такую попытку – незнание. Только один Бог может открыть и показать истину, ведь Бог – это Истина.

Святитель Николай Сербский (1880–1956)

 

 …Правда имеет путь прямой, а неправда — кривой. Но ты ходи путем прямым, а кривой оставь. Кривой путь неровен, имеет множество препятствий, скалист и тернист, и ведет к погибели тех, которые ходят по нему. А те, которые следуют прямому пути, ходят ровно и без претыкания, потому что он не скалист и не тернист.

                    Апостол Ерм (I–II в.), раннехристианский писатель,

автор известнейшего сочинения «Пастырь».

 

Падшее человечество приступает к святой истине верою, другого пути к ней нет.

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

Прекрасна истина, но и она делается безобразною, если прикрывает собою обман.

Преподобный Ефрем Сирин (~306–373)

 

…Таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить. 

Святитель Иоанн Златоуст

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина