Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 13.04.2024

Воскресное Евангелие 2024.04.14

14 апреляНеделя (воскресенье) 4-я Великого поста.

Преподобного Иоанна Лествичника.

Прп. Марии Египетской. Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца.

Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца.

Прп. Варсонофия Оптинского.

 

Иисус изгоняет беса из отрока 

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:  где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.  Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.  И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.  Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.  И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.  Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.  И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?  И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.  

 Иисус вновь говорит, что будет убит и воскреснет 

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.  Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. 

 Евангелие от Марка,  9:17-31.

 

Люди приходят к Иисусу 

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

 Нагорная проповедь 

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 

Заповеди блаженства 

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 Евангелие от Матфея, 4:25 – 5:12 

 

Проповедь в неделю Преподобного Иоанна Лествичника

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Я хотел бы сердечно поздравить всех с четвертым воскресеньем Великого поста, с днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного Иоанна Лествичника и когда, достигнув сердцевины Великого поста, мы взором своим, волевыми усилиями устремляемся к достойной встрече Светлого Христова Воскресения.

Именно в центре великопостного подвига нам предлагается Евангелие, которое вы ныне слышали. Это отрывок из повествования апостола Марка об исцелении Спасителем бесноватого молодого человека (Мк. 9:17-31), которого отец привел к Иисусу Христу как к последней надежде, потому что сын его был болен непонятной болезнью. Он был глухим, немым, дух злобы бросал его на землю, он скрежетал зубами, испускал пену и не мог жить среди людей. И Господь, увидев этого несчастного человека с его сыном, сжалился над ним и изгнал духа злобы из юноши, и тот исцелился. И когда ученики спросили: «почему мы не могли сделать то же самое?», Господь сказал слова, которые каждому из нас помогут и ныне противостоять духам злобы: «Сей же дух изгоняется только молитвой и постом».

Почему же не силой? Почему дух злобы не изгоняется силой мысли, силой логики, силой убеждения, не говоря уже о материальной силе, о силе власти? Почему этот дух невозможно изгнать тем, чем можно изгнать любую внешнюю силу, вплоть до самой мощной военной агрессии? Не сказано, что молитвой и постом нужно изгонять внешнего врага. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать преступность или коррупцию. Не сказано, что молитвой и постом нужно преодолевать трудности в социально-экономической жизни. Но Господь ясно говорит: сей дух, то есть дух зла, можно изгнать только молитвой и постом.

Почему же так? А потому что тот, кто одержим духом зла, духом диавольским, делает то, что угодно диаволу, а диавол есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44), как свидетельствует слово Божие. Поэтому человек, впускающий в свою душу темную силу, становится его служителем он начинает жить, действовать, мыслить по чужой логике, по логике диавольской.

Вот почему нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии — потому что они живут, работают, мыслят в ином поле, чем человек, который не захвачен духом злобы. У человека, не живущего под диавольской властью, есть своя логика — логика правды, справедливости. Такой человек апеллирует к нравственным ценностям, таким как любовь, патриотизм, честность, жертвенность, чистота телесная и душевная, правда, самоограничение. А тот, кто живет по логике диавольской, живет в другой системе, где всё перечисленное не является никакой ценностью, а где ценностью являются ложь, клевета, злоба, зависть, ненависть, гнев. И когда эти две реальности сталкиваются, то тот, кто отстаивает диавольское дело, действует в рамках своей внутренней логики и нередко убеждает людей больше, чем тот, кто живет и действует по логике Божией.

И здесь нужно ответить на главный вопрос — а почему? А потому что диавол, помимо ума человека, захватывает и его плоть, его тело, его физическую природу. Тот несчастный страдал от недуга. Но необязательно испускать пену и скрежетать зубами, будучи бесноватым. Достаточно отдать себя в руки диавола-лжеца, оставаясь обычным человеком — внешне, может быть, даже симпатичным, убедительным, но живущим в соответствии с той разрушительной логикой.

Диавол проникает внутрь человека, используя в первую очередь его инстинктивную природу, воздействуя на человеческие инстинкты, снимая всякие нравственные табу, всякие ограничения, налагаемые культурой, традицией, верой, раскрепощая внутреннее животное чувство человека. Тогда тот, кто погружается в стихию безумия, становится убедительным для многих, кто живет по закону плоти.

Вот почему Господь и сказал: «род сей изгоняется только молитвой и постом». Не чтением книг, не получением дипломов, не повышением в карьере, а молитвой и постом, потому что молитва ограждает разум от диавольского действия и вооружает человека внутренним духовным опытом общения с Богом, который куда сильнее, чем опыт человека от общения с диаволом.

Молитва соединяет нашу мысль, нашу душу, наше сердце с источником жизни и дает величайшую силу, способную одержать победу над силой диавольской. А пост, ограничивая и воспитывая наше физическое естество, делает его невосприимчивым к воздействию диавольских энергий. И мы не отдаем себя в руки диаволу — мы сопротивляемся искушениям, соблазнам и остаемся в этом Божественном поле жизни. Только молитва и пост — и никаких других средств. Тогда мы духовно, интеллектуально, физически становимся здоровее тех, кто живет в поле диавольского притяжения, и побеждаем диавола и плоды его дел.

Сегодня, празднуя память святого преподобного Иоанна Лествичника, мы вспоминаем о его жизненном пути – о том, как шестнадцатилетним юношей он пришел на Синай, как 19 лет проходил послушание у старца, как 40 лет жил в полном затворе, возрастая духовно, и как 4 года был игуменом Синайской обители. За свою долгую подвижническую жизнь он обрел такую силу ума и духовного прозрения, что, положив на бумагу пережитое, он создал бесценное сокровище святоотеческой мысли — книгу, именуемую «Лествица», которая дает нам пример того, как должен жить  человек, чтобы никогда не стать бесноватым, чтобы никогда стихии мира сего не помрачили сознание и не разрушили внутреннюю целостность человеческой природы. Отталкиваясь от богодухновенных слов великого подвижника, мы и сегодня, в бурных обстоятельствах XXI века, храним Святое Предание Церкви нашей, опыт святых отцов, в том числе святого преподобного Иоанна Лествичника, и, основываясь на этом опыте, в меру своих сил стараемся осуществлять предначертанное нам свыше.

И я хотел бы всех вас, мои дорогие, поздравить с этим днем, а также с праздником, который вы недавно отмечали, — праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных», чей чудотворный список хранится в этом храме, поздравить с этими святыми днями, пожелать от всего сердца хранить веру православную, укрепляться в молитве, не пренебрегать постом, чтобы быть во всеоружии правды Божией, быть способными отвечать на зло мира сего не по логике диавольской, а по Божественному закону любви. Аминь. 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

 Священномученик Иоанн Восторгов

Евангельские блаженства

(Поучение в день памяти св. Николая, 6 декабря 1890 года)

Слышанное нами сегодня евангельское чтение глубоко знаменательно; в нем изложены такие истины, которые по справедливости считаются основными в учении Спасителя, достойно называются заповедями Евангелия. В нынешнем евангельском чтении Спаситель изобразил путь, который ведет христианина от земли на небо, – тот путь, которым шествовали к Царству небесному все святые, в том числе и ублажаемый ныне Церковью святитель Христов Николай. Поэтому небезвременно и нам ныне остановиться внимательнее на этих заповедях евангельских, заповедях блаженства, которые и без того мы слышим в устах клира церковного каждую Литургию.

Изречения о блаженствах евангельских, или, как принято называть, Нагорная проповедь произнесена была Спасителем непосредственно вслед за избранием апостолов. Окруженный апостолами Спаситель взошел на гору; к Нему хлынула толпа народа: одни желали послушать Его Божественное учение, другие – искали исцеление от поразивших их недугов. Господь начал исцелять больных. Но, врачуя болезни тела, Господь видел в душах окружавших Его людей страшную болезнь – невежество, предрассудки. Bсе эти люди более или менее веровали в Него, как в Мессию, но видели в этом Мессии царя земного, имеющего устроить на земле славное царство, в которое войдут только потомки Авраама – евреи, исполняющие закон Моисеев. Покорить весь мир Ему ничего не стоит; ведь Он – чудотворец, а вот Он избрал себе и апостолов, это 12 ближайших вельмож Его, следовательно, вот-вот наступает славное царство Его, несущее евреям и богатство, и довольство, и силу, и славу.

Предстояло теперь Спасителю разрушить предрассудки евреев, предстояло Ему объяснить, что царство Его – действительно царство, но далеко не похожее на царство земное; что в него, в это царство, имеют право входа не одни потомки Авраама по плоти, но все те, кто по своим душевным качествам похож на Авраама; предстояло Спасителю сказать всему народу о том, что должен делать и чего может ожидать всякий, кто хочет войти в Его царство, всякий, кто желает следовать за Христом. Самим своим названием христиане мы показываем, что желаем следовать за Христом, что мы стремимся быть членами Его царства. Послушаем же внимательно слова Христовы.

Гордые своею праведностью иудеи в своем самомнении считали себя стоящими ближе всех к Богу, считали себя достойными блаженства, богатыми по душе; в своем самомнении они не замечали своих недостатков, пороков, которые между тем росли больше и больше. Так, гордость закрывала им врата Царства небесного, ибо Бог гордым противится, как говорит Писание (Иак. 4:61Пет. 5:5). Чтобы войти в это Царство, человек должен исправить свою душу, а для самого начала этого исправления необходимо, чтобы человек сознал себя бедным добрыми делами, нищим по душе, нищим духом, он должен быть смиренным. Без нищеты духовной невозможно самое начало нашего исправления. Эта нищета духовная и есть первая ступень на пути к блаженству, первый шаг к Царству небесному.

Посему говорит Господь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное (Мф. 5:3).

Гордый иудей был самодоволен: он и Богу молился непременно с мыслью о своей праведности, как видим мы из притчи о мытаре и фарисее, он внутренне восхищался своею святостью, поклонялся своим достоинствам. Не таков человек нищий духом, смиренный. Раз он сознал себя нищим духовно, он скорбит, он плачет о своих грехах, и скорбь эта, плач, это сокрушение о грехах, если оно искренне, поможет ему, наверное, изгнать из своей души худое. Пребывание греха заставляло его плакать, удаление от греха приносить ему чувство радости, утешения.

Посему: Блаженны плачущие: ибо они утешатся (Мф. 5:4).

Гордый, самодовольный иудей с холодным презрением, с нескрываемым отвращением смотрел на грешника: он жесток был в суде над ним; вспомним только Симона – фарисея и жену-грешницу. Не таков нищий духом. Видя ясно свои грехи, скорбя о них, он делается снисходительным к грехам других, он чужд презрения к кому бы то ни было; он делается кротким, способным к милости и любви, способным войти в Царство, в наследие милосердного и любящего Бога, Который, по слову Иоанна Богослова, и Сам есть любовь (1Ин. 4:8, 16).

Посему-то: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5).

Самодовольные, гордые своей праведностью иудеи уже по этому самому не искали правды для себя, потому что считали себя преисполненными правды, они только умели замечать чужие неправды, как фарисей у мытаря, и чем далее шло время, тем более и более они погрязали в своих неправдах, тем более и более удалялись от Царства Божия. Нищий духом, плачущий о грехах своих – не таков: по одним этим своим качествам он ясно видит свои неправды, свои недостатки, свое бессилие в борьбе со злом и желает он вожделенной правды, и стремится к радостному оправданию, он пламенно, сильно желает, как желает есть голодный, как хочет пить жаждущий, он алчет и жаждет правды и по самому стремлению своему, раз оно искренне, он делается способным получить эту правду, – а правда есть Бог, – получить это оправдание себе, – а оправдание человека в Боге. Он насытится правдою.

Посему: Блаженны алчущие и жаждущие правды: ибо они насытятся ею (Мф. 5:6).

Гордый иудей, считавший себя выше всех, был эгоистичен, он любил только себя, поклонялся себе, он был жесток в отношениях к другим. Нищий духом, плачущий, кроткий, сознающий свои неправды не может быть таким: прося и ожидая милости себе, он милостив и к другим и через то и сам достоин помилования, – ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2).

Посему: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7).

У гордого, самодовольного иудея сердце было лукавое; лукавое уже потому, что оно неспособно было видеть собственных недостатков, а если и видело, то лукавыми, хитрыми уверениями усыпляло совесть, принуждало ее молчать. Нищий духом со всеми своими перечисленными качествами, особенно с правдой и милостью, делает сердце свое чистым, чуждым всякого лукавства, умышленного обмана. И подобно тому, как только чистый, здоровый глаз способен видеть свет, так только чистое сердце способно видеть, узреть Бога, а это – высочайшее блаженство.

Посему поистине: Блажены чистые сердцем, ибо они Бога  узрят (Мф. 5:8).

Как не может быть тьмы в свете, так не может быть вражды в чистом сердце. И нищий духом в чистом сердце своем не имеет и тени вражды, мало того, – он не может видеть вражды и между другими, но хочет всюду видеть мир, coгласие; он старается везде уничтожить раздор, примирить враждующих; он делается миротворцем. Великий Миротворец есть Сын Божий Единородный. Он уничтожил великую вражду между человеком и Богом, Он примирил правосудие Божие с Божественным милосердием; поэтому всякий миротворец достоин того, чтобы Бог назвал и его Своим сыном; он уже принадлежит к Царству небесному.

Посему: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9).

Вот путь к Царству небесному, славный царский путь, которым шествовали все угодившие Богу и ублажаемый ныне Святой Николай, – путь, которым должны идти и мы, христиане, – путь перевоспитания всей души, имеющий конечной целью Царство Мессии. Он не легок – этот путь, зато велика в конце его награда. Он начинается нищетой духа и с необходимостью требует и других перечисленных качеств: не будешь нищим духом, не станешь плакать о грехах, потому что не будешь сознавать их, не будешь, далее, кротким, ищущим правды, милостивым, чистым сердцем, миротворцем. Эти качества составляют стройное целое, они так тесно, логически между собою связаны, что развитие одного влечет за собою развитие и другого, потеря одного заграждает путь и к другим. Это лестница от земли к небу, а указанные качества – ступени этой лестницы: отымите одну ступень в начале, середине или конце, – восхождение по лестнице станет невозможным. Вспоминать нужно это чаще, когда слышите блаженства евангельские, а слышите их часто.

Но люди, развившие в душе своей указанные качества, эти члены Царствия Божия, что могут ожидать себе на земле? Иудеи в ложном понятии своем о царстве Мессии ожидали себе всевозможных благ земных и преимуществ. Но не то обещает Христос Своим последователям. Он знал, что учение мира и любви, правды и милости, которое принес Он на землю, дурно будет встречено теми, кто привык жить среди вражды, лжи, эгоизма. Он знал, что люди себялюбивые, думающие только о своих выгодах, восстанут против этого учения, возненавидят принимающих и осуществляющих его в жизни. И прежде – от крови Авеля праведного до крови 3axapии пророка, убитого между алтарём и жертвенником, рядами веков, беспрерывной сменой поколений гнали и ненавидели тех, кто стоял за правду, милость, любовь. Что, кроме гонений и поношений, ожидал Сам Себе Христос? И Он умер на позорном древе в безысходных муках, – Праведник за неправедников. Что, кроме тех же гонений и поношений, Он мог обещать и Своим последователям? И они часто бывают гонимы, презираемы; ложь всегда будет восставать на правду; жестокость, эгоизм не будет мириться с проявлениями кротости, милосердия. И Господь ни в одной Своей заповеди блаженства не обещает благ земных: там, на небе, в стране вечной правды и истины, христианин найдёт себе награду; там, где между делом и возмездием за него царит полное согласие, возмущенная совесть найдет успокоение. Туда, в небесное наше отечество, зовет нас Христос, зовет и говорит: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5:10–12).

Утешительные слова, радостная весть! И во всех концах земли, во все века, у всех христианских народов отзывались чутким сердцем на эти благостные слова люди, хотящие быть достойными звания христиан; забывая земные беды, пренебрегая мучениями, презирая всё богатство и славу мира, в ожидании благ небесных, о которых сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его  (1Кор. 2:9). И такие люди шли путем, указанным Спасителем для достижения Царства небесного. Смирением стяжали они высоту, чрез нищету сделались богатыми. И мы этих людей, этих святых Божиих, знаем, и мы этих святых чтим, память их празднуем. Добро, если бы им подражали! Аминь.

Священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918),

священник Русской православной церкви, протоиерей. 

          Проповедник, церковный писатель, миссионер.

Расстрелян большевиками. 

  

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

Блаженство – непрекращающееся счастье.

Заповеди Божьи – рецепты счастья. 

Учение Христово – научение счастью. 

Тело и Кровь Христовы – эликсир счастья. 

Церковь Христова – хранительница и подательница всего необходимого для вечного счастья.

 

Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О, как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!

 Преподобный Ефрем Сирин (~306–373)

 

Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно что ополчиться войной против Неба.

Святитель Иоанн Златоуст (~347–407)

 

«Царство Небесное подобно зерну горчичному» и «закваске» (Мф. 13:31–33). Маленькое горчичное зерно разрастается в большой куст, от закваски вскисает все замешанное тесто. Тут, с одной стороны, прообраз Церкви, которая сначала состояла только из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленной, пропитала собой все человечество; с другой – образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее – это намерение и решимость спасаться через богоугождение, по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы она ни была крепка, похожа на точку. Вначале решимость охватывает только сознание и волю; потом из этого развивается вся духовная деятельность. Решимость возрастает в проявлениях и силе, мужает и начинает проникать душу во всех ее силах – ум, волю, чувство – и наполняет их собою, «заквашивает» их по своему духу. И проникает все естество человеческое: тело, и душу, и дух, в котором зарождается.

Святитель Феофан Затворник (1815–1894)

 

Поделиться этой новостью города Кобрина