Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 06.04.2024

Воскресное Евангелие 2024.04.07

7 апреля Неделя (воскресенье) 3-я Великого поста, 

Крестопоклонная.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Преставление свт. Тихона, патриарха Московского и всея России

 

 Всё отвергнуть ради Иисуса. 

И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами. 

Уже близко Царствие Божие. 

И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. 

Евангелие от Марка, 8:34–9:1

 

Священномученик Иоанн Восторгов

Хамово и Иудино окаянство

  (Слово воинам пред причащением в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста.

Сказано войскам Владивостокского крепостного гарнизона 19 марта 1908 года)

Ещё несколько минут, и отверзнутся пред вами, возлюбленные, священные Царские врата, и откроется святой Престол, и предложена вам будет Божественная, бессмертная трапеза, и предстанет пред вами Сам Небесный Хозяин этой трапезы Господь Иисус Христос, в Чаше заветной, в Теле Своём и Крови.

Воспоминаются нам невольно участники первой такой Божественной трапезы, когда совершил её Сам Иисус Христос на Тайной вечери, отправляясь на вольные страдания, прощаясь с учениками и преподавая им последние Свои наставления и заветы. Вот около Него горящий ревностью Пётр, вот любящий и любимый Иоанн, вот апостолы святые, пристрашливо (со страхом) и трепетно вопрошающие Спасителя: «не я ли предатель?» Как бы хотелось и нам быть по духу и настроению сердца родными и близкими апостолам! Как страшно подумать и спросить: «не я ли предатель?»

Да, прозвучало и на Тайной вечере даже среди апостолов слово о предательстве. Пусть оно прозвучит и на нашей тайной вечере в этих молитвах пред святым Причащением, – пусть прозвучит, как грозное и страшное для нас предостережение! На все века образ Иуды вспоминается именно в такие священные минуты и вызывает у христианина в его предпричастной молитве уверение пред Богом: «ни лобзание Ти дам, яко Иуда»… Это – образ человека злобного и лукавого, завистливого, скрытного, сребролюбивого, это – образ чёрной неблагодарности и низкой измены в святом семействе; в этом семействе мы видим Христа и апостолов, а в дальнейшие века – Христа и Его Церковь, Христа, окружённого верующими в Него. И всюду в человеческом общежитии мы видим семью, и всюду в отношениях человеческих мы должны стремиться к тому, чтоб они устроялись по образу семьи. Семья – отец и мать с детьми; семья – пастырь с пасомыми; семья – начальник с подчинёнными; семья – воинская часть со своим вождём; семья – Царь со своим народом. И всюду могут быть и, к сожалению, бывают свои Иуды, свои предатели. Давно их знает мир, а имена их известны у нас и малым детям: на заре истории рода человеческого – Каин; вторично при возрождении человеческого рода после потопа – Хам, около Христа – Иуда.

Сегодня внимательные к службе церковной слышали из слова Божия историю Хама. Казалось бы, какая должна бы быть дружба и любовь в этой семье Ноя, которая одна во всём мире спаслась от потопа! Как должны были бы любить сыновья Ноя – Сим, Хам и Иафет своего отца, за благочестие которого и они сохранены были в ковчеге, помилованы и спасены от гибели! Казалось бы, какое впечатление на всю жизнь, впечатление ужаса пред грехом и пороком должно бы остаться у детей Ноя, которые видели своими глазами гибель всего рода человеческого в страшных волнах потопа!

Но вот, и в этой семье свила себе гнездо измена. Ной вышел из ковчега и стал обрабатывать землю; он насадил виноград и, не зная действия сока его, напившись вина, опьянел и лежал обнажённый в шатре своём. Увидел это Хам, и в низкой душе его вдруг родилось и злорадство при виде такого позора отца, и издевательство, насмешка над старцем. Он идёт к братьям своим; он рассказывает им об отце со злорадной усмешкой. Но не таковы были братья: «Сим и Иафет взяли одежду (длинную) и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад и они не видели наготы отца своего» (Быт. 9:23).

Ной же проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его. И проклял он Хама, в лице его сына Ханаана, проклял всё его потомство, и указал ему в будущем рабство вечное, как неизбежное наследие за непочтительность к отцу. А Сима и Иафета благословил и предсказал потомству Сима, что он будет знать веру истинную, а потомству Иафета, – что оно будет многочисленное и, уклонившись от веры, потом опять придёт к ней в примет её от потомков Симовых. Люди, изучавшее историю человеческую, знают, как до конца и со всей точностью исполнилось это предсказание Ноя.

Перенеситесь, возлюбленные, от того далёкого времени к нашим дням, столь смутным, столь тяжким. Пред нами великая семья – наш родной народ, наше русское государство. Это – воистину семья, и только устроением его по образу семьи мы принесём ему счастье.

Не выбирают и не меняют дети отца своего, а имеют того и такого, кого и какого Бог дал. Не выбирают и не меняют в народе и царя, этого богоданного отца в великом семействе, а имеют того и такого, какого Бог послал.

Не ограничивают дети власти отца своего, а с любовью и послушанием исполняют то, что указывает им делать отец; они знают, что отец детям зла не пожелает. Не ограничивают и в царстве царя, а с любовью и послушанием исполняют его повеления: и царь ведь своему народу и своему царству не зложелатель; ведь и ему самому хочется видеть народ счастливым, хочется и сыну, и внукам, и правнукам оставить в наследие царство мирное, народ, живущий в довольстве и достатке.

Бывают в каждой семье неудачи, несчастья, бедность, лишения; бывает, что то или другое предприятие не удаётся. Дети и родители тогда вместе горюют и, тужась, вместе воздохнут, вместе Богу помолятся, вместе и усиленно начнут трудиться. И исполняется мудрое присловье народное: «Где мир и лад, там и клад, где мир и лад, там и Божья благодать». Легче вместе переносятся неудачи и лишения, легче перетерпится тяжёлое время. И приходят за днями горести и печали дни радости, а семья всё растёт, и ширится, и крупнеет, и чем больше в ней согласия и дружбы, тем вернее она идёт к достатку и благополучию. Бывают и в государстве неудачи, лишения, непорядки, недостатки. Около царя, как около отца, тогда должны собраться его подданные, как дети: вместе погоревать, вместе воздохнуть; вместе помолятся, вместе и начнут ещё с большими усилиями, чем прежде, трудиться. И с царством случится то, что в дружной семье: где мир и лад, там и клад.

Но вдруг в семье в дни неудач и лишений явится Хам, – обычно это, как и Хам, – меньший сын, которому и говорить-то о делах рано. И начнёт он мутить, и начнёт возбуждать против отца: он-де во всём виноват, не так следовало бы поступить, а вот как… Счастье, если и при действительных ошибках отца, когда он был введён в заблуждение, остальные дети его, как Сим или Иафет, или как апостолы около Христа, останутся добрыми, твёрдыми в своём долге. Тогда Хам останется одиноким. Но если братья поддадутся мятежным хамовым и Иудиным речам, то от семьи не останется ничего. Она разбредётся, она не пересилит несчастья, и разойдутся потом братья работниками по чужим хозяйствам, и будут, конечно, потом горько сожалеть о том, что послушались подстрекательств младшего, негодного, ещё ничего не делавшего, а только болтавшего языком Хама, но будет поздно. Будут сожалеть, что разорили они родной дом, да ничего уж не поделают. И будут они видеть, как их раздоры и разорение своей семьи послужили на пользу и обогащение соседям, – и всё-таки у этих-то именно соседей они и будут рабами и прислужниками. Там они не будут подавать своего голоса, там они будут, как домашнее животное, слушаться чужой воли, чужих приказаний.

Представьте себе, что нечто подобное случилось бы и в великой семье, – в государстве. И нечего представлять умом и воображением: мы на самом деле видели новых Хамов и Иуд, мы слышали их мятежные и предательские речи, мы знаем, до чего они доводили неразумных. Все мы – дети великой семьи, отечества, около Царя-отца. А вы, воины, вы – дети, особенно избранныe от всего народа, чтобы нам обеспечить и обезопасить мирное житие; вы – жертва всего народа, принесённая и приносимая ради мира и спокойствия отечества. Будет пахарь спокойно возделывать землю, будет ремесленник мирно трудиться, будет пастырь беспрепятственно учить, молиться и священнодействовать, будут дети Церкви Божьей без забот и тревог отдаваться молитве и подвигу духовному. – Будут все мирно и спокойно трудиться, когда знают и уверены, что воины, эти избранники народа, эта жертва всенародная, стоят на страже защиты отечества, оградят его от врага внешнего, от нашествия неприятелей. Оградят и от врагов и смутьянов внутренних, от воров, душегубов, бунтовщиков и изменников, которые Божьего закона слушать не хотят и закона государственного не исполняют. Бывают воинские части, особенно и наипаче важные, стоящие в самых опасных местах, имеющие особо великий долг, несущие особо великую службу. Вы сами знаете, что такими именно являетесь вы, возлюбленные, стоящие здесь, на грани России, в её твердыне, владеющей Востоком, на восходе солнца, здесь впервые каждый день озаряющего своими лучами русскую великую землю. Какой у вас великий долг! Какая ответственность! Какой важный подвиг! Какое значение пред лицом России и пред лицом врага внешнего, ещё недавно нанёсшего России тяжёлые раны!

Но вот, среди народа и даже среди защитников его вдруг появляются лица, вполне справедливо заслуживающие имени Хама и Ханаана. Они злорадно смеются над страданиями родины, они торжествующе указывают на ошибки, действительные или мнимые, со стороны лиц начальствующих, они вместо любви всех подданных между собой, как детей одной родины, проповедуют исполнить и так называемую «классовую борьбу». Проповедь о такой «классовой борьбе» значит: вместо общего блага и счастья каждый устраивай себе счастье своё собственное и счастье того маленького кружка, который для тебя близок, довольство которого для тебя лично выгодно и полезно. Проповедники такого учения возбуждают зависть, ненависть и подозрительность у детей великой семьи – отечества друг к другу. Кто они, эти Хамы? Большей частью, почти всегда, это именно младшие, как и Хам, сыновья родины, злобные, насмешливые, равнодушные к чести отечественной и семейной. Счастье, если их проповедь не родит Иудиного окаянства и Иудина дела – предательства; если против мятежных речей они находят отпор со стороны вторых сынов родины. Но если, чего не дай Бог, их речи найдут сторонников, – а речи эти, конечно, соблазнительны и заманчивы, как соблазнителен и заманчив всякий грех и порок, как обольстителен сатана, – то плоды таких хамовых и Иудиных речей приносят несказанное горе родине, а конец их – рабство родного народа, потеря самостоятельности, служение чужим народам. Не вспоминаются ли вам при этих словах недавние события здесь, во Владивостоке, события печальные и позорные, принёсшие столько мук, слёз и крови? Воины, поставленные для защиты родины, вдруг поколебались от хамовых речей; пошли против своих начальников, некоторых безбожно и зверски убили, возмутились против своей родины, решили стрелять по неповинному городу… Слышно, к ним попадали и попадают листки и прокламации, которые составляются и печатаются в Японии русскими хамами – Иудами, бежавшими туда от преследования закона. Слышно, надеялись они найти себе убежище и спасение, и у кого же? У Японии и японцев, у врагов своего народа, у тех, что недавно наносили тяжкие раны русскому народу, у тех соседей, которые, в случае ослабления России от бунтов и беспорядков, ими же часто возбуждаемых и поддерживаемых, сами явятся сюда господами и подчинят себе и сделают рабами русских людей. А в других местах обширного нашего отечества явятся другие соседи, и подчинят себе, таким образом, весь наш народ, лишат свободы и довольства всю нашу родину.

Слава Богу, мятежные замыслы раскрыты и предательские бунты подавлены. Слава Богу, нашлись Симы и Иафеты, не послушавшие Хама! Для верных или колебавшихся должно всё это послужить уроком. Они должны себе представить весь ужас отступления от долга, весь ужас того положения и состояния, к которому могло бы привести нашу родину хамово и иудино окаянство, если бы оно имело успех. Слава Богу, огромное большинство воинства, стоящего во Владивостокской твердыне, оказалось твёрдым и непоколебимым в исполнении своего долга. Верные с мужеством противостали изменникам и предателям и прекратили мятеж.

Всё это пережитое и перечувствованное вами, все эти недавно бывшие тревоги, волновавшие душу и совесть, ныне в первое наше говение после перенесённых ужасов, – всё это и на исповеди, и сейчас пред причащением, конечно, невольно вспоминается многим. И, конечно, мучительно и тягостно тому, кто колебался, кто слушал предательских речей, кто соблазнялся хотя бы только в мысли и намерении и не прочь был стать в ряды изменников. Для него – страшно звучат слова молитвы: «ни лобзания Ти дам, яко Иуда»… Что же, приступать ли ему к Чаше Заветной? Страшно, братие, всем приступать, ибо святая – святым, святыни могут принять только святые, а мы все – в том или другом отношении грешные. Страшно приступить, но не приступить ещё страшнее, ибо это значит – остаться вне Бога, вне Его благодати, вне жизни, вне спасения; это значит – в потопе греховном всемирном не оказаться в ковчеге; это значит – навеки погибнуть. Поэтому-то милосердие Божие открывает нам вход к единению с Господом в великой тайне покаяния. И знаем мы, и веруем, и слышим мы в молитвах пред причащением, которые вы сейчас слушали, знаем, что не погибнет пред Богом ни капля слёзная, ни капли часть некая, что не пройдёт мимо Его ни один вздох сокрушения и покаяния. Что нет греха, который мог бы оказаться сильнее Божьего милосердия и победить его, если только человек в грехе своём раскается. Один только нераскаянный грех губит нас безвозвратно: только упорное противление истине, при всех её доказательствах, именуемое в Евангелии хулой на Духа Святого, не получит прощения ни в сей жизни, ни в будущей. И если бы сам Иуда, предавший Христа, потом раскаялся и склонился у креста Господня, и он омыл бы душу покаянием и мог получить прощение в грехе богопредательства…

Итак, воздохните все вы, причастники Тела и Крови Христа Господа, воздохните, покайтесь! Вот, мы видим, вы, многие из вас, плачете… Не стыдитесь, воины, этих слёз, это не слёзы слабости и малодушия, это святые, чистые слезы, и ни одна из них не будет забыта пред Богом. Плачьте, плачьте, облегчите душу! Вот, вы смотрите на эти лики Господа и святых Его сейчас умилёнными взорами, вот, видим мы и слышим, несутся ваши вздохи, вы не можете их скрыть и подавить… О, святые минуты! О, великий этот день! О, радость несказанная на земле и на небе! Приступите. Се Христос невидимо стоит и приемлет исповедание ваше (из священнической молитвы перед исповедью – ред.) И если вы так настроены, если вы так сокрушаетесь о грехе, если вы его осуждаете всем сердцем, если мысль о грехах содеянных приводит вас в содрогание, если вы никогда не ступите на путь измены и колебания, если своему долгу, своему званию вы готовы послужить даже до пролития своей крови, – то уже нет среди вас ни одного Иуды! Прочь в эти святые минуты, прочь его страшный вовек образ!

Иной тогда образ стоит перед вами, – образ покаявшегося разбойника. И слышно его слово: «помяни мя, Господи, во Царствии Твоём!» И слышно ответное слово Спасителя: «днесь со мною будеши в Раи.

Братие и друзи! Со страхом Божиим и верой приступите! Аминь.

Священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918),

священник Русской православной церкви, протоиерей. 

          Проповедник, церковный писатель, миссионер.

Расстрелян большевиками. 

 _____________

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

«Благовествуй, земле, радость велию,

хвалите небеса Божию славу»

 (Припев праздника по 8-ой песни)

Из вечного царства любви и мира, правды и святыни, из царства вечного света и блаженства, от вечного престола Славы – от Бога был послан некогда на землю – в Галилейский, малый и уничиженный город Назарет, – в дом древодела старца Иосифа, к пречистой Деве Марии – Архангел Гавриил с всерадостным благовестием о безсеменном воплощении от Нея Бога Слова, собезначального Отцу и Духу Святому: радуйся благодатная, возгласил он Деве, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, говорит евангелист Лука, увидевши его, смутилась от слов его, и размышляла, что́ бы это было за приветствие. И сказал Ей ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышняго; и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца. Мария же сказала: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышняго осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц: ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне но слову твоему. И отошел от Нея ангел (Лк. 1:28–38). Вот чудные, всерадостные слова благовещения, которые были причиною бесконечно великих и спасительных событий, в обитаемой нами подсолнечной – именно: воплощения и вочеловечения Сына Божия, Его креста и воскресения, и всех великих дел, совершенных Им для нашего спасения. Слава снисхождению Божию к падшему роду человеческому. Его безмерной правде и милости и Его премудрости! Слава безмерному истощанию Богочеловека: ибо, будучи образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным нам  – человекам, и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, подав всем нам образец смирения и терпения. Сие да мудрствуется в нас, как и во Христе Иисусе (Флп. 2:5–8). Вот какое всеспасительное благовестие сегодня воспоминает и торжествует вселенская Церковь, а вместе и наша всероссийская. Это благовестие принесло с неба всем земнородным благую весть о примирении грешных человеков – чрез веру – с Богом, о возвращении им неба и рая, утраченных чрез грех: ибо отселе будет небо отверсто (Ин. 1:51) для земнородных, и ад будет побежден крестом и смертию воплотившегося Сына Божия; и уверовавшие души человеческие будут выведены из него и введены в рай, подобно уверовавшему разбойнику, все же будущие подвижники за веру и благочестие сподобятся чрез Него блаженного бессмертия и светлых селений рая. И вот, тогда как ныне на земле – там, на Дальнем Востоке, – продолжается кровопролитнейшая война, начатая не нами, и земля и воздух стонут и сотрясаются от несчетного множества огнедышущих жерл, превращая всю местность бранного поля как бы в ад огнедышущий, – тогда как внутри отечества смущают мирных граждан повсюдные смятения и убийства, – Церковь Божия, это царство Божие на земле, царство правды и мира, возвещает людям о ином мире, о ином царстве (Царствию Его не будет конца), о ином нашем отечестве премирном, непоколебимом, вечном, где во веки бесконечные не нарушится тишина, покой и безопасность наследников его; где вечно будет правда, радость, совершенное довольство и блаженство, – а земные войны, бывшие на земле, никому и на ум не придут; ибо древнее и тленное все пройдет вместе с грехом, все растлившим и осквернившим, – а будет все новое, по писанному: нового неба и новой земли чаем, в коих живет правда (2Кор. 5:17; 2Пет. 3:13). Будем же подвизаться, пока есть время, достигать этого непоколебимого царства Христова, этого небесного отечества, для которого мы были сотворены в начале, которое потеряли чрез грех, и которое снова нам приобретено воплотившимся Сыном Божиим. Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов – мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, от своих всезаразительных и пагубных страстей, от бесчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия. В этом безумии он восстает на бесконечный и совершенный разум Божий, и во всех своих умствованиях и действиях дерзновенно противится ему, мечтая, что он сам собою, этот несмысленный разум человеческий – устроит благо человечества наилучшим образом и достигнет совершенства. А достигает ли и достигнет ли когда? Никогда. Дерево познается по плодам. Смотрите же на эти плоды нынешней цивилизации, кому они приятны и полезны? От чего ныне Россия в смятении? От чего у нас безначалие? От чего учащееся юношество потеряло страх Божий и бросило свои прямые обязанности и занятия, от чего гордые интеллигенты стремятся в опекуны и правители народа, не понимая этого народа и его действительных нужд, – и не любя его; от чего всякая власть в России ослабела? От чего нравы всех развратились, и почти не стало ни семьи, ни школы, ни чинов, искренно преданных Церкви и Отечеству? От того, что у всех их оскудела вера в Бога, в Его праведные, вечные глаголы; от того, что они отпали от Церкви Божией, единственной руководительницы к святой христианской жизни, единой, которая ходит во свете Божием и всех руководит к свету, к правде, к Богу, к вечности, к твердой и неразрушимой жизни, которая одна охраняет твердо законные права и Царя и подданных и всех и каждого, и всем предписывает строго исполнять свои обязанности. Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России. Возвратимся туда, откуда удалились – к Богу, к Церкви, к Евангелию, к его святым заветам, и Бог обратится к нам и поможет нам во всем, и защитит нас от врагов наших и направит ноги наши, жизнь нашу, на путь мирен (Лк. 1:79), и войну прекратит и всем укажет свое место. Аминь. 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908)

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

Иисус Христос был пригвожден ко Кресту, подвергался оплеваниям и заушениям, Его били по щеке и издевались над Ним… и все это Он потерпел для тебя, ради попечения о тебе, чтобы уничтожить тиранию греха, чтобы разрушить твердыню диавола, порвать узы смерти, открыть нам врата неба, освободить от тяготевшего на тебе проклятия, отменить первородное осуждение, научить терпению и воспитать в силе, чтобы ничто не огорчало тебя в настоящей жизни: ни оскорбления, ни обиды, ни позор, ни бичи, ни нарекания врагов, ни невзгоды, ни нападения, ни клеветы, ни злые подозрения и ничто другое подобное.

Святитель Иоанн Златоуст (~347-407)

 

  «Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества. И как различны Дева и Матерь! Но Дева, став Матерью, в материнском чревоношении не потеряла славы девства. Какое странное общение двух природ – Божеской и человеческой, неслитно соединившихся в одну ипостась! Божественная природа усвоила особенности человеческой, и Бог стал совершенным человеком; человеческая стала причастна свойствам Божественной, и тот же человек сделался совершенным Богом.

Точно так же, какое необычайное соединение девической чистоты и материнского чревоношения, которые странным образом совместились в одной Жене! Девство дало Матери чистоту, которую должна была иметь Матерь Бога, вся чистая, вся непорочная, прекрасная как солнце, избранная как луна, как называет Её Святой Дух (см.: Песн. 6:9-10). Чревоношение дало девству благословение, которое должна была иметь Дева сообразно тому, как приветствовал Ее архангел: Благословена Ты в женах (Лк. 1, 28).

Там родилось это чудесное соединение – Богочеловек; здесь происходит другое соединение, такое же чудесное, Дева Матерь. «Странное и чудесное и во многом отступающее от обычной природы: одна и та же Дева и Матерь, пребывающая в освящении девства и наследующая благословение деторождения», – возглашает небоявленный Василий (Великий, святитель). У такого Сына, повторяю, такая должна быть и Мать; у Сына, Который родился человеком и не перестал быть Богом, – Мать, Которая родила Сына и не перестала быть Девой». 

Святитель Илия Минятий (1669–1714)

 

Поделиться этой новостью города Кобрина