Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 30.03.2024

Воскресное Евангелие 2024.03.31

31 марта Неделя (воскресенье) 2-я Великого поста. 

Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. 

Святителя Кирилла, архиеп. Иерусалимского. 

Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых,

в Малой России просиявших.

Исцеление расслабленного

 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1-12

  

Священномученик Иоанн Восторгов

О нравственной причине зла

 (Слово, сказанное во 2-ю неделю Великого поста за Литургией

воспитанникам Иркутской церковно-учительской семинарии. 1908)

Не один раз в году читается за Литургией, в назидание верующим, тот евангельский рассказ, который мы слышали сегодня, – знак, что нам он предлагается, как заслуживающий особенного внимания. В этом рассказе об исцелении расслабленного, спущенного сквозь кровлю к ногам Спасителя, есть одна особенность, по сравнению с другими столь же великими и поразительными чудесами нашего Господа: обычно Спаситель исцелял недуг словом, нередко пред этим спрашивал о вере ищущего милости исцеления. Здесь же Он не только исцелил болезнь, но кратко и выразительно определил и назвал общую и главную причину всякой болезни.

Представляется живо воображению трогательная евангельская картина. Несут расслабленного, недвижимого к Иисусу; видят, что невозможно пройти к Нему из-за множества народа. Тогда они поднимают его на кровлю дома, разбирают потолок и спускают больного прямо к ногам Господа… И вот, когда взоры страдальца были обращены с верой и надеждой на Великого Учителя-Чудотворца, когда принёсшие расслабленного ожидали чудесного и мгновенного исцеления, когда все ожидали обычного: «восстань, возьми постель твою и ходи», – Спаситель говорит страдальцу совсем другое и неожиданное слово: «Чадо, – слышит больной, – чадо, прощаются тебе грехи твои» И уже потом, в ответ на недоуменные взгляды и на тайные укоризненные мысли многих из присутствовавших, Иисус Христос, заявив, что прощение грехов знаменует власть высшую, чем исцеление от болезни, что то́ и другое, однако, равно есть дело Божеской силы, – всё-таки исцеляет больного страдальца и говорит ему желанное слово«встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Грех есть корень всех зол, причина всех несчастий человека, – это основное учение Христа и христианства. И это учение, – принятие его или отрицание, – служит признаком веры или неверия, христианского направления мысли и жизни или противохристианского. Так будет всегда, до последнего дня мира.

На наших глазах восстают теперь, плодятся и множатся, усиливаются и разрастаются совершенно противоположные воззрения; ими особенно богато наше время, и они по преимуществу являются соблазнительными для юности.

Одни уверяют, что все несчастья и все нестроения людские зависят от нашего невежества: просветите, говорят, ум людей, изощрите их рассудок, дайте им надлежащие знания, – и при свете науки они непременно избавятся от всех несчастий жизни.

 Другие доказывают, что нужно всем дать реформы гражданской жизни, упорядочить её строй, обеспечить полную свободу всем и во всём, и только тогда люди увидят счастье, а без того не спасут, а ещё более отяготят их положение приобретённые знания.

Иные, наконец, возлагают все надежды на равное распределение среди людей богатств, денег, домов, пищи и одежд: будем мы сыты, говорят они, будем мы богаты, и тогда сами придут к нам и просвещение, и свобода, и счастье. А без этого, что нам в просвещении и свободе, если мы умираем от стужи, лишений и голода? Так учат люди мира сего.

Христианство же учит нас, – и своё учение оно подтверждает и голосом опыта всей истории человечества и голосом нашей собственной совести, – оно учит, что и невежество, и рабство, и неравенство, и все нестроения в среде людей, – все виды зла произвёл грех; оно уверяет нас, что Господь изначала создал вся добра зело (всё весьма хорошо), что человек сам, по своей свободной воле, зло из тёмных бездн воззвал… Христианство учит, что если вы дадите человеку и богатство, и силу, и власть, и образование, но не освободите его от греха, от этого коренного зла, – то грех всё отравит, всё обратит во зло: знание он обратит в муки сомнений, в болезнь духа, в неверие и гордыню; свободу – в произвол и рабство; власть – в насилие, и всю жизнь – в бесконечную цепь страданий, беззаконий, пороков и взаимного истребления людей.

Глубоко вкоренилось и насаждено это учение христианства в душах простых верующих людей, в мировоззрении и укладе жизни нашего простого, христианского народа. И наоборот, нередко исполняется в мире слово Христово, сказанное в молитве Его к Отцу Своему: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф11:25).

По изображению одного из наших русских архипастырей-проповедников, в укладе воспитания доброй христианской семьи в нашем народе, прежде всего и всегда, видно именно различие и разделение всяких поступков, слов, мыслей, всяких порядков жизни по их нравственному значению, – различение дозволенного и недозволенного, греха и добродетели. И это во всех мелочах жизни. Уронил, например, ребёнок хлеб на пол; ему говорят: грех! Это значит: храни благоговейно дар Божий. Прошёл ребёнок мимо церкви и не перекрестился; ему внушают: грех! Это значит: почитай святыню. Вышел он прежде времени из-за стола; не поздоровался со старшим; поел до обедни; съел в пост скоромное; не послушал родителей, рассердился на товарища, бранился с ним… Ему на всё говорят: грех, грех, грех! Это значит: разбирай время; не нарушай порядка; слушай родителей; почитай старших; сдерживай движения своего сердца; уважай чужую личность… И вырастали и выходили, под влиянием такого воспитания, люди крепкого закала воли, люди долга, труда и подвига, люди, которым всякое дело доверить можно. Выходили люди, которые вдумчиво и осторожно относились к каждому шагу своей жизни, люди порядка и порядочности, люди творческой, а не разрушительной работы, около которых тепло и светло было ближним их, которыми красна и благоустроена жизнь. Это люди, поставившие неусыпного стража и привратника к уму и сердцу: не всякий помысел, не всякое хотение, не всякое чувство они пропустят внутрь своего духовного мира, во святая святых души…

Ныне слышим иные речи о воспитании в семье и в школе: всё позвольте, ни в чём не стесняйте, не отказывайте, ничего не останавливайте, пусть-де растёт человек на свободе… Нет, говорят, греха, нет и добродетели; каждый бывает тем, что заложено в его природе… Слышат эти соблазнительные речи, и многие, действительно, веруют в мнимую правду… И видели мы, какое опустошение в жизнь вносит это безразличие добра и зла, греха и добродетели. Видели мы, сколько это правило плодило людей безвольных, ни на что неспособных, погубивших молодость в служении страстям. Видели мы, сколько таких питомцев необузданной свободы беспутной юностью подготовили себе несчастную жизнь и жалкую старость, а нередко, до времени несчастной смерти, кончили позорным бегством с поля жизни – самоубийством!

Здесь всем нам, верующим, уроки и предостережения, уроки – хранить всегда и употреблять одну меру поведения и одну оценку своих действий: «грех это, или не грех?» Эта мера не обманет, не предаст, не погубит, она даёт человеку жизнь чистую и достойную человека.

Но особенный урок здесь для вас, юноши, питомцы учительской церковной школы. Вы готовитесь быть учителями и воспитателями молодого поколения в нашем народе. Боже вас сохрани разрушить вековое нравственное воззрение народа нашего на жизнь, воспитанное в нём благодатным воздействием Церкви! Боже вас сохрани отойти и самим от устоя Христовой веры и нравственности и измерять и оценивать поведение человека иными мерами, а не христианскими. Хотите ли вы сделать счастливыми, живыми, бодрыми отдельных людей: помните слово апостола, что оброк и дань греха есть смерть; смерть вы принесёте людям, если будете воспитывать их на основе безразличия греха и святости. Хотите вы осчастливить весь народ, ему послужить, его благу, счастью, порядку жизни содействовать: помните, что при греховности и грехе ему не помогут никакие реформы гражданской жизни, никакие свободы, ни просвещение, ни богатство; помните, что «правда возвышает народ, а умаляют племена – грехи»! Аминь.

Священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918)

________

  

Неделя Григория Паламы:

в чем суть его учения?

Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.

В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.

По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в Своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.

Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.

Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

________

 

Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе

Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас

Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?

Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.

Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина