Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 10.02.2024

Воскресное Евангелие 2024.02.11

11 февраля – Неделя (воскресенье) 36-я по Пятидесятнице.

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца.

 

12 февраля Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого,

Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

 

15 февраля – Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

 

Воскресший Иисус является Марии Магдалине 

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. 

Воскресший Иисус является одиннадцати Апостолам 

Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 

Вознесение 

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Евангелие от Марка, глава 16, стихи 9 – 20

 

Святитель Григорий* (Двоеслов) Великий, папа Римский

Беседа говоренная к народу в храме Св. Апостола Петра на Вознесение Господне 

Мк.16:14–20. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».

  1. Что ученики медленно веровали воскресению Господню, причиной тому были не столько их колеблемость, сколько наша, так сказать, непоколебимость. Ибо само Воскресение, при их сомнении, подтверждено многими доказательствами. Когда мы, читая, узнаем о них, тогда что другое делаем, как не укрепляемся от их сомнения? – Ибо для меня Мария Магдалина, которая скоро уверовала, менее исполнила свой долг, чем Фома, который долго сомневался, потому что он, сомневаясь, осязал признаки бывших ран, и на нашем сердце очистил рану сомнения. Для внушения же нам истины Воскресения Господня нам надобно заметить то, о чем повествует Лука, говоря: «и, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (Деян.1:4). И немного ниже: «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9). Замечайте слова, уразумевайте Таинства. «Собрав их, Он повелел им». Поел и потом вознесся именно для того, чтобы через действие ядения была явлена истиность плоти. А Марк упоминает, что прежде, чем Господь возносится на небо, Он укоряет учеников за неверие и жестокосердие. В этом событии на что должно обратить внимание, если не на то, что Господь в это время укорил учеников для того, чтобы, по телесном оставлении их, слова, сказанные при отшествии, остались в сердце их тверже напечатленными? – Итак, послушаем, что Он говорит этому укоренному их жестокосердию, повелевая: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
  2. Неужели, братия мои, Святое Евангелие должно быть проповедано как вещам бесчувственным, так и бессловесным животным, так как будто об этом говорится ученикам: «проповедуйте Евангелие всей твари» Но именем «всей твари» означается человек. Ибо есть камни, но они не живут, не чувствуют. Есть травы и дерева; они хотя и живут, но не чувствуют. Живут, говорю, не душой, но зеленостью; потому что и Павел говорит: «безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор.15:36). Следовательно, то живет, что умирает для того, чтобы ожить. Итак, есть камни, но не живут. Есть дерева, которые, хотя и живут, но не чувствуют. Но есть бессловесные животные; они живут, чувствуют, но не мыслят. Но есть и Ангелы, (которые) живут, чувствуют и мыслят. Но от всякого творения нечто имеет человек. Ибо с камнями он имеет общее бытие, с деревьями – жизнь, с животными – чувствование, с Ангелами – разумение. Итак, если человек имеет нечто общее со всей тварью, то поэтому-то под всею «тварью» и разумеется человек. Следовательно, Евангелие проповедуется «всей твари», когда проповедуется одному только человеку; потому что принимает учение именно тот, для которого на земле все сотворено и которого не чуждо все, по некоторому сходству.  Под именем «всей твари» может быть еще обозначена всякая нация язычников. Ибо прежде было сказано: «на путь к язычникам не ходите» (Мф.10:5). А ныне говорится: проповедуйте Евангелие всей твари, чтобы проповедь Апостолов, прежде отвергнутая Иудеей, послужила нам во спасение именно тогда, когда Иудея, по гордости, отвергла её во свидетельство своего осуждения. Но когда Истина посылает учеников на проповедь, тогда что другое делает она в мире, если не рассевает зерна семени? И мало «зерен посылает в семени» для того, чтобы получить плоды многих жатв от нашей веры. Ибо во всей Вселенной не было бы столь великой жатвы верующих, если бы от руки Господней не присланы были на разумную землю эти избранные зерна проповедующих.
  3. Далее следует: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Может быть, каждый из вас скажет самому себе: «Я уверовал, следовательно, спасен буду». Но тот говорит истину, кто веру оправдывает делами. Ибо истинная вера состоит в том, чтобы выраженному в словах не противоречили и нравы. Потому-то о некоторых, ложно верующих, Павел говорит: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит.1:16). Поэтому и Иоанн говорит: «кто познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.2:4). Если это так, то мы должны познавать истину веры нашей по суду о жизни нашей. Ибо мы тогда истинно верующие, когда в делах выражаем то, что обещаем на словах. Потому что в День Крещения мы обещались отречься от всех дел древнего врага и от всех излишков (в Православии и Католичестве эти обещания за крещаемых младенцев произносят крестные родителиред.) Итак, пусть каждый из вас обратит умственный взор на рассмотрение себя; и если он исполняет после Крещения то, что обещал до Крещения, то пусть радуется несомненности в том, что он уже верующий. Но вот кто ниспал до нечестивых дел, до пожелания мирской славы, тот не исполнил обещанного; посмотрим, сумеет ли он, по крайней мере, оплакать то, в чем согрешил. Ибо перед милосердым Судией и тот будет признан не обманщиком, кто возвращается к истине даже после лжи; потому что Всемогущий Бог, принимая добровольное наше покаяние, Сам скрывает на суде Своем то, в чем мы согрешили.
  4. Затем следует: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». – Неужели, братия мои, вы не веруете, потому что не творите этих знамений? – Но они были необходимы в начале Церкви. Ибо для того, чтобы Вера возрастала, надобно было воспитывать ее чудесами; потому что и мы, насаждая деревья, до тех пор поливаем их водой, пока не уверимся, что они уже укрепились в земле; и если они пустили корень, мы перестаем поливать. Поэтому и Павел говорит: «итак языки суть знамение не для верую щих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1Кор.14:22).  Имеем и мы эти знамения и силы, если судить о них утонченно. Ибо Святая Церковь ежедневно творит духовно то, что телесно творила тогда через Апостолов. Ибо священники ее, по благодати для изгнания духов, возлагая руки на верующих и запрещая злым духам жить в сердцах их, что другое делают, если не изгоняют бесов? А те верующие, которые оставляют мирские слова ветхой жизни и громко говорят о Святых Таинствах, повествуют, сколько могут, о славе и могуществе Своего Создателя, ничто другое делают, как говорят новыми языками,добрыми своими увещаниями, уничтожая злость в сердцах других, они истребляют змиев. А когда, слушая гибельные советы, не увлекаются к нечестивому делу, тогда они, хотя и пьют смертное, но оно не вредит им. И те, которые как только увидят ближних своих ослабевающими в добром деле, всей силой содействуют им и примером своей деятельности подкрепляют жизнь колеблющихся в своей деятельности, – ничто иное делают, как возлагают руки на больных, чтобы эти (последние) были здоровы. Именно эти чудеса тем важнее – чем они духовнее, тем важнее – что ими восстановляются не тела, а души (ведь телесное соотносится с духовным, как временное с вечным – ред.) Именно эти знамения, братия мои, творите, если хотите – при помощи Божией. Ибо теми внешними знамениями не может поддерживаться жизнь в совершающих их. Потому что те чудеса – телесные, показывают иногда святость (святых чудотворцев, угодников Божиих – ред.), но не производят ее; а эти – духовные, совершаемые в душе, не обнаруживают добродетели жизни, но производят ее. Те могут иметь и злые (люди), а эти могут совершать только добрые. Поэтому Истина о некоторых говорит: «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22,23; Пс.6:9). Итак, возлюбленнейшие братья, не любите знамений, которые могут быть почитаемы общими с нечестивыми; но любите те чудеса любви и благочестия, о которых теперь мы сказали; они тем безопаснее, чем сокровеннее: и за них у Господа тем большее должно быть воздаяние, чем у людей меньшая слава.
  5. Далее следует: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». В Ветхом Завете узнали мы, что Илия восхищен был на небо. Но иное небо воздушное (нижнее), а иное –  Небо (Верхнее). Потому что небо воздушное близко к земле: поэтому мы и птиц называем небесными, потому что видим их летающими по воздуху. Итак, Илия вознесся на небо воздушное так, что внезапно был отведен в некоторую потаенную область Вселенной, в которой жил в великом спокойствии плоти и духа до тех пор, пока при кончине мира не возвратится назад и не заплатит долг смерти. Ибо он разорвал смерть, но не убежал (от нее). А Искупитель наш, не разорвал, но победил, и Воскресением попрал ее, и славу Воскресения Своего проявил Вознесением. – И надо заметить, что об Илии повествуется, что он вознесся на колеснице, чтобы ясно показать, что и чистый человек имел нужду в посторонней помощи. Поэтому через Ангелов устроена и показана эта помощь, так как и на воздушное небо не мог сам собой вознестись тот, кого тяготила слабость его природы. Но об Искупителе нашем повествуется, что Он вознесся не на колеснице и не на Ангелах, потому что Своей силой возносился Тот, Кто все сотворил и выше всего. Ибо Он возвращался туда, где был, и возвращался оттуда, где имел временное пребывание, потому что когда Он по человечеству возносился на Небо, тогда по Божеству Своему равно содержал и Землю, и Небо.
  6. Но как Иосиф, проданный братьями, предобразовал продажу нашего Искупителя, так «переселённый» Енох и «взятый» на воздушное небо Илия предобразовали Вознесение Господне. Следовательно, Господь имел провозвестников и свидетелей Своего Вознесения, – одного прежде Закона, другого под Законом, – для того, чтобы прийти Самому, Могущему истинно пройти небеса. Поэтому-то и самый порядок в вознесении их, – и того, и другого, – различается некоторыми степенями. Ибо повествуется, что Енох «переселён» (Евр.11:5), а Илия «взят» (4Цар.2:11), чтобы после прийти Тому, Кто ни «переселён» и ни «взят», но Своей силой проник бы в  Небо. Для того, чтобы даровать нам, верующим в Него, чистоту плоти, и через то возрастить силу чистоты в «продолжение времен», Господь показывает это на примере вознесения тех, которые предобразовали Вознесение Господне, – как слуги, а также и на Себе Самом,– вознёсшимся на Небо. Ибо Енох имел жену и детей, а об Илии повествуется, что он не имел ни жены, ни детей. Итак, размыслите, каким образом постепенно возрастает чистота святости; потому что это ясно открывается и через вознесенных слуг, и лично через возносящегося Господа. Ибо Енох, и рожденный от соития и рождавший через соитие, – «переселён». Илия, рожденный от соития, но не рождавший через соитие, – «взят». Но Господь ни рождавший через соитие, ни рожденный от соития, – «вознесся».
  7. Но нам надобно размыслить и о том, что значат Марковы слова: «сел одесную Бога», а Стефан говорит: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Что значит, по свидетельству Марка, что Он сидит, а Стефан видит Его стоящим? Вы, братия, знаете, что сидеть свойственно Судье, а стоять – сражающемуся или помогающему. Итак, поскольку Искупитель наш вознесся на Небо и ныне всё судит, а в конце явится Судьей всех, то Марк, по вознесении, описывает Его сидящим, потому что после славы вознесения Его, наконец увидят Его Судьей. А Стефан, поставленный на подвиг сражения, видел стоящим Того, Кого имел Помощником, потому что Он сражался за него с Неба, чтобы он на земле победил неверие гонителей.
  8. Далее следует: «они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями». На что нужно здесь обратить внимание, что заслуживало бы памятования, как не то, что за повелением следовало повиновение, а за повиновением (последовали) знамения. Но поскольку мы, при помощи Божией, кратко пробегаем Евангельское чтение изъяснением, то остается сказать и о самом величии такого торжества.
  9. Первый вопрос представляется нам следующим: что бы это значило, что при рождении Господа являлись Ангелы, но не говорится, что они являлись в белых одеждах, а при вознесении Господнем повествуется, что посланные Ангелы явились в белых одеждах? Ибо так написано: «сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Деян.1:9,10). В белых одеждах выражается радость и торжество души. Итак, почему Ангелы при рождении Господа являются не в белых одеждах, а при вознесении Господнем в одеждах белых, как не потому, что великое торжество у Ангелов было тогда, когда Богочеловек проник в Небеса. Потому что при Рождении Господа Божество казалось уничиженным, а при Вознесении Господнем человечество возвышено. Ибо белые одежды более приличествуют возвышению, нежели уничижению. Итак, при вознесении Ангелы должны быть видимы в белых одеждах: потому что Бог, Который в рождестве Своем явился уничиженным, в вознесении Своем явился Человеком превознесенным.
  10. Но на этом торжестве нам особенно нужно подумать о том, возлюбленнейшие братья, что сегодня истреблено рукописание нашего осуждения, отменен приговор на наше повреждение. Ибо та природа, о которой сказано: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), сегодня вознеслась на Небо. Ибо за это самое возвышение нашей плоти блаженный Иов образно называет Господа птицей. Поскольку он предвидел, что Иудея не уразумеет тайны вознесения Его, то произнес суд о неверии ее, говоря: «стези туда не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна» (Иов.28:7). Ибо правильно Господь наименован птицей, потому что Он плотское тело уравновесил с Небесным. Стезю этой птицы не познал тот, кто не уверовал в Вознесение Его на Небо. Об этом торжестве через Псалмопевца говорится: «величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс.8:2). О Нем еще говорится: «восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс.46:6). И еще о Нем же сказано: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков» (Пс.67:19). Потому что, восходя на высоту, Он вел с Собой плененную пленницу – наше повреждение, которое Он пленил силой Своей невредимости. А дал дарования людям потому, что, послав свыше Духа, Он даровал иному слово премудрости, другому слово знания, иному благодать добродетелей, иному благодать врачеваний, иному разные языки, иному истолкование языков (1Кор.12:8–10). Итак, Он дал дарования людям. Об этой славе вознесения Его и Аввакум говорит: «солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв.3:11). Кто обозначается именем солнца, если не Господь, и кто – именем луны, если не Церковь? Ибо до тех пор, пока Господь не вознесся на Небеса, Святая Церковь Его, противная миру, отовсюду была объята страхом; а после Вознесения Его, она укрепилась, открыто проповедала то, чему тайно веровала. Итак, «солнце и луна остановились на месте своем», потому что когда Господь вознесся на Небо, тогда Святая Церковь Его возросла «силою проповеди». Поэтому голосом той же Церкви через Соломона говорится: «вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам» (Песн.2:8). Ибо она рассмотрела высоту многих дел Его и говорит: «вот, он идет, скачет по горам». Потому что, шествуя к искуплению нашему, Он делал некоторые, так сказать, «скачки». Хотите ли, возлюбленнейшие братья, знать о «скачках» Его? С Неба перешел Он в чрево, из чрева перешел в ясли, из яслей перешел на Крест, с Креста перешел во гроб, из гроба возвратился на Небо. Вот, явившаяся во плоти Истина, для того чтобы расположить нас к последованию за Ней, сделала для нас некоторые скачки; потому что Он скакал, «радуется, как исполин, пробежать поприще» (Пс.18:6), для того, чтобы мы от сердца говорили Ему: «влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн.1:3).
  11. Поэтому, возлюбленнейшие братья, нам должно сердцем последовать туда, куда, по вере нашей, Он вознесся с телом. Будем убегать земных пожеланий; да ничто уже на земле не услаждает нас, имеющих Отца на Небе. И об этом надо нам особенно подумать, потому что Тот, Кто возносится кротким, возвратится страшным; и что Он заповедал нам с кротостью, в том потребует от нас отчета со строгостью. Итак, никто не должен пренебрегать временами, дарованными для покаяния, никто не должен оставлять без внимания заботы о себе, сколько может, потому что Искупитель наш тем строже придет тогда на Суд, чем больше имел долготерпения прежде Суда. Итак, братья, об этом вы помышляйте сами с собой – это рассматривайте в уме с тщательным размышлением. Хотя душа еще волнуется от возмущений вещей, однако вы уже закидывайте якорь надежды вашей в Вечную Жизнь, внимание ума крепко содержите в Истинном Свете. Вот мы слышали, что Господь вознесся на Небо. Итак, будем сохранять в мыслях то, чему веруем. И если слабостью тела мы еще удерживаемся здесь, то последуем за Ним, по крайней мере, любовью. Не презирает нашего желания Сам Тот, Кто дал его, – Господь наш Иисус Христос, Который живет и царствует с Богом Отцом, в единении Святого Духа, Бог, через все веки веков. Аминь.

Святитель Григорий* Великий (Двоеслов, ~540–604),

 64-й папа Римский (с 590 по 604 гг.), отец и учитель Церкви

*Православная Церковь почитает общих с Католической  церковью святых  дораскольного периода (раскол произошел в 1054 г.)

 

12 февраля – Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого,

Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Историческое содержание

При императоре Алексее Комнине, который правил с 1081 по 1118 г., в Константинополе разгорелся спор, разделивший на три лагеря мужей, просвещенных в вопросах веры и усердных в стяжании добродетелей. Речь шла о трех святителях и выдающихся отцах Церкви: Василии ВеликомГригории Богослове и Иоанне Златоусте. Одни выступали за то, чтобы предпочесть св. Василия двум другим, поскольку он сумел объяснить тайны природы как никто другой и был вознесен добродетелями на Ангельскую высоту. В нем, говорили его сторонники, не было ничего низменного или земного, он был организатором монашества, главой всей Церкви в борьбе с ересями, строгим и требовательным пастырем относительно чистоты нравов. Поэтому, делали вывод они, св. Василий стоит выше св. Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников.

Другая партия, напротив, защищала Златоуста, возражая противникам, что прославленный епископ Константинополя ничуть не в меньшей степени, чем свт. Василий, был устремлен бороться с пороками, призывать грешников к покаянию и побуждать народ к совершенствованию по евангельским заповедям. Непревзойденный в красноречии, златоустый пастырь оросил Церковь настоящей полноводной рекой проповедей. В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям.

Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края.

Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (память 5 октября), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении». После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени.

Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности.

Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу – Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми.

На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово. В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине.

Составитель – иеромонах Макарий (Симонопетрский),
адаптированный русский перевод – изд-во Сретенского монастыря

 

15 февраля – Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

Из толковой Библии Лопухина

2-я глава от Луки, 22-40:

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа

«Дни очищения их». Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении.

«По закону». Здесь указание на то, что в настоящем случае был выдержан вышеуказанный в законе срок – 40 дней.

«Представить пред Господа». Все перворожденные сыновья у израильтян, прежде чем были избраны на служение Богу Левиты, как собственность Иеговы, были назначены для служения в скинии и храме. Но за пять сиклей они должны были быть выкупаемы, освобождаемы от служения в храме. По закону не требовалось для совершения выкупа приносить младенца в храм, равно как и мать могла не присутствовать лично в храме, когда приносилась за нее жертва очищения. Но благочестивые женщины обыкновенно сами приходили в храм, и в то же время совершался выкуп их младенцев, которых они также брали на этот раз с собой.
Так было с Марией и Ее Сыном. Иисус Христос, вероятно, только был представлен священнику, который совершил над Ним две краткие молитвы: одну – за закон о выкупе, другую – за дарование перворожденного сына. Для Марии же была совершена установленная жертва за грех, которой во всех случаях служила горлица или молодой голубь. Кроме того, в жертву всесожжения Она, как бедная женщина, принесла также горлицу или молодого голубя (более зажиточные женщины приносили агнца). При этом деньги за жертву Пресвятая Дева должна была положить в особую огромную кружку («трубу»), которая находилась вблизи возвышенной эстрады, где молились женщины отдельно от мужчин. Затем, конечно, Она поставлена была в числе других принимавших очищение женщин наверху пятнадцати ступеней, которые вели из двора женщин во двор, где стоял жертвенник всесожжения, отсюда было видно, что делалось на жертвеннике всесожжения. Так была принесена Марией «жертва бедных».

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

Вознесся Христос на небо перед Своими святыми учениками, и всем верным Своим показал путь туда. Вознесся Христос Глава на небо, вознесутся и святые члены Его, истинные христиане. Затворен был туда путь людям, но смертью Христовой отворился. «Завеса в храме раздралась» в смерти Христовой (Мф. 27:51), и открылся путь и вход в Царствие Небесное верным (Евр. 10:19–20).

Святитель Тихон Задонский (1724 –1783)

 

Сын Божий и когда пришел на землю, восприняв человеческую природу по домостроительству, не лишил Небес Своего величия. И теперь, вознесшись плотью, не оставил землю без Своего управления.

Святитель Иоанн Златоуст (347-407)

 

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (I – нач. II в.), был во время жизни Христа Спасителя ребенком, и Предание гласит, что это его обнял Господь Иисус Христос во время беседы с учениками, говоря: «если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3)

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина