Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 23.12.2023

Воскресное Евангелие 2023.12.24

24декабря – Неделя (воскресенье) 29-я по Пятидесятнице,

Святых праотец.

 

Притча о званных на пир    

Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. 

Евангелие от Луки, глава 14, стихи 16–24

 

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием»

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В преддверии великого праздника Рождества Христова Святая Церковь ежегодно напоминает нам евангельскую притчу о званых на вечерю. И не напрасно именно эта притча вспоминается сегодня. Для каждого поколения православных она звучит одновременно и как приглашение на празднование, и как предостережение не пройти бы и нам мимо зова Господня. «Много званых, но мало избранных» – горечью исполнены последние слова этой притчи Господней. Праздник близится, и мы – те самые друзья, ради которых «воссиял миру Свет разума». Но что случилось, почему земные дела не дают многим званым по достоинству прочувствовать грядущий праздник и стать полновластными участниками этого необыкновенного, единственного в своем роде события – пира веры?

Некий человек устроил «великую вечерю» – трапезу и послал созвать своих друзей к всеобщей радости. Но друзья, почтенные приглашением, забыв о долге дружбы, как бы сговорившись, начали отказываться. Три раза он посылал слуг своих объявить приглашенным, что трапеза готова. Но званые не задумываясь, отказываются, нанося глубокую обиду Господину, они вдруг предпочли свои интересы. Со скорбью о друзьях неверных Господин послал звать на брачный пир всех, кого только не встретят слуги на улицах, и на дорогах, и на всех распутьях жизни. И наполнился дом возлежащими: нищими, увечными, хромыми, слепыми. И не было лицеприятия у Хозяина пира, и по слову Его «последние стали первыми и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

Кто же этот щедрый Хозяин, кто слуга, кто званые и что за вечеря эта?

Хозяин вечери – это Господь Бог, Творец и Промыслитель мира, Источник и Податель всякого добра и жизни (Иак. 1, 17).

Вечеря – это те духовные блага, которые дарованы нам Христом Богом для жизни и благочестия (2 Петр. 1, 3), по выражению святого Иринея Леонского, хранимые в Церкви Православной, как в некоей сокровищнице. Обильна и богата трапеза церковная: здесь и Божественное истинное учение, и истолкование его богомудрыми светилами Церкви. В ней и величественное и умилительное православное богослужение с его глубоким содержанием, благолепными обрядами, сладостными церковными песнопениями. В Церкви Божией и все благодатные Таинства, нужные нашей душе для духовного нашего роста, как воздух для тела (Мф. 5, 48).

А слуги, приглашающие на вечерю, это православные пастыри и проповедники, зовущие всех на трапезу церковную согласно пророческому речению о стражах Божьего Дома: «На стенах твоих, Иерусалиме, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе, не умолкайте».

Но что за причина, что не откликнулись на зов Господень званые на вечерю? Первый сказал: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня… Тут, разумеется, не только землевладельцы, которые ради своей земли отказываются от духовной трапезы. Здесь имеются в виду все те, кто прильнул к земным делам, сделал их для себя главной заботой и единственной думой, кто совершенно забыл о небе и духовной жизни. Это все те, кто свою душу без остатка отдал на устройство земных дел. Все те, кто с головой ушли в свои земные занятия и не видят света Божьего. Они лихорадочно работают, у них масса неотложной земной работы, о душе – вещи бессмертной, им думать некогда. Необъятный Божий мир, в котором нам предстоит жить вечно, забыт. А ведь с ним надо знакомиться уже на земле, и ради него тоже необходимо работать. Но их жизнь деятельна и полна. А духовные запросы представляются вредным предрассудком. И богатая духовная трапеза Господня не нужна этим людям.

Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу, извини меня. Это все те, кто поставил злато идолом своей жизни, кто все свои силы направляет к приобретению богатства. Он богат, но ему все мало, он хочет еще и еще. И этому «еще» нет предела. Таково богатство того, кто не в Бога богатеет. Он не спит ночей, он трудится – и все для приобретений земных. Ничего и никого он не видит, кроме собираемых сокровищ. Выгода для него становится мерилом жизни. И глух он к запросам души. Ему непонятны и странны речи о духовном мире: о душе, Боге, загробной жизни. Они могут помешать ему заниматься делами, которые он признает единственно нужными и полезными. И вечеря святая для него не нужна.

Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. Это все те, кто видит цель жизни в чувственных наслаждениях. Под знаком веселья проходит жизнь этих несчастных счастливцев, и не хотят они слышать трезвого голоса жизни, зовущего их к другим неведомым им радостям, к жизни воздержанной, в трудах, к жизни по зову Божию. Это эпикурейцы, которые говорят: «Жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти. Будем наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью, преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни» (Премуд. Солом. 2, 5–9).

Но что же, не напрасно ли Господь приготовил трапезу спасительную? И не осталась ли она пустой? Нет, други наши, дом за двадцать столетий наполнился возлежащими, обильная и богатая вечеря собрала гостей. Кто же они? Это все те, кто Божиим вразумлением, да и собственным разумением постиг призрачность и ничтожность земных интересов, богатства и чувственных наслаждений, кто устремил свою душу к благам духовным и в них обрел покой душе своей. Что же, может быть, они ошиблись? Может быть, отплыв от одного берега и приплыв к другому краю, они и не получают утешения?

Нет и нет! Сколько поколений святых свидетельствуют о дарованных им от Господа истинных радостях. Святой пророк псалмопевец Давид свидетельствует: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взоры к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудности у боящихся Его!» (Псал. 33, 5–10).

Трапеза обильная и святая – Церковь наша Православная. В ней блага праведные и вечные. Да не лишит никого из нас Господь сих духовных благ и да вразумит и просветит светом разума Своего всех несчастных, заблудших и скитающихся вне ограды Церкви Православной!

Званые – это мы, нас Господь в течение всей нашей жизни зовет на пир веры, ибо за каждого из нас пролита пречистая и спасительная Кровь Сына Божия. Для нас открыты объятия Отца Небесного, и к нам обращен призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).

Господь нас зовет. Но обращаем ли мы внимание на этот зов Божией любви? Быть может, кто-либо в недоумении спросит сейчас: «Когда же Господь звал меня, чем напоминал о Себе?» Други наши, все обстоятельства нашей жизни есть не что иное, как Божие посещение нас. Промысл Божий действует во всем мире и в жизни каждого человека. Попущением Божиим находят на нас разные прискорбности, болезни, укоры совести, семейные раздоры, и всем этим Господь напоминает нам о Себе. Мы же, имея разум, не вразумляемся и, имея уши, не слышим Отеческого призыва.

Господь зовет нас, пожилых людей, сединой нашей головы, дряхлостью нашего тела, близостью смерти. Но все мы предпочитаем цепляться за земные и временные интересы и привязанности, упрямо не идем, не откликаемся на зов Божий и отвращаемся от всего небесного и вечного. Мы боимся встречи с Господом, которая неизбежна по переходе в мир иной, по смерти. Сама смерть и есть начало новой жизни, где встреча нашей души с Богом лицом к лицу неминуема. Казалось бы, раз встреча с Господом неизбежна, неотвратима, то не надо ли подготовиться к ней заранее, сейчас, когда мы еще живы, когда можем осознать свою жизнь, свое отношение к Богу, к людям при содействии благодатной помощи Божией.

Вот и сейчас приближающийся праздник Рождества Христова не напоминает ли нам о пришествии в мир Господа, не зовет ли к встрече с Богомладенцем, когда наши сердца должны стать теми священными яслями, с которых Он начнет Свой земной путь, освещая и нашу жизнь светом Божией благодати. Окажемся ли мы готовы для встречи в своем сердце с Господом в день Рождества Христова? Готовы ли будем к возрождению духа, чего требует от нас смысл праздника? Не окажемся ли мы только зваными, но не избранными на «вечери» этого великого праздника?

Как подготовиться к этой встрече?

Есть у нас верное средство к этому: это Святые Таинства – Покаяние и Причащение.

Все мы знаем, что в течение даже одного дня мы многое можем сделать для своего исправления: и усердно помолиться, и примириться с близкими, и воздержаться от осуждения, гнева, раздражения, злобы, вражды, и проникнуться страхом Божиим и страхом греха. Если мы осознанно и с вниманием проведем целую неделю, то тем самым еще с большей ответственностью подготовимся к Исповеди и Причащению. Эта подготовка начинается с воздержания в пище, в слове, деле, с примирения с теми, с кем враждовал. Такое поведение называется говением, которое заканчивается в храме Исповедью. Будем же готовить себя, дорогие мои, для достойной встречи с Господом в Таинстве Исповеди, каясь перед Ним и ожидая встречи с Ним в Таинстве Святого Причащения. Тесно соединяясь с Господом, мы тем самым оказываемся избранными на великую «вечерю» праздника Рождества Христова.

Господи, не лиши нас радостной встречи с Тобой в великие дни наступающего праздника Твоего. Господи, помоги нам достойно встретить его. Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910 – 2006)

 

 Неделя святых Праотец

В это вре­мя го­да мы ви­дим на­ших со­се­дей, празд­ну­ю­щих за­пад­ное Рож­де­ство, и мно­гие из нас, воз­мож­но, ду­ма­ют: по­че­му же и мы не мо­жем празд­но­вать Рож­де­ство Хри­сто­во в один день с ни­ми? Се­го­дняш­нее вос­кре­се­нье да­ет нам на это от­вет…

Как бы пред­ви­дя воз­ник­но­ве­ние та­ко­го во­про­са, свя­тая Пра­во­слав­ная Цер­ковь на­чи­на­ет при­го­тов­лять нас в ве­ли­ко­му дню Рож­де­ства Хри­сто­ва по­сред­ством Рож­де­ствен­ско­го по­ста. По ме­ре то­го, как мы при­бли­жа­ем­ся к это­му дню, Цер­ковь осо­бым об­ра­зом от­ме­ча­ет по­след­ние два вос­кре­се­нья пе­ред Рож­де­ством и под­чер­ки­ва­ет их зна­че­ние на­зва­ни­я­ми несколь­ко ины­ми от обыч­ных вос­крес­ных дней. За две неде­ли до Рож­де­ства мы от­ме­ча­ем Неде­лю (т.е. вос­кре­се­нье) Свя­тых Пра­от­цев. Вос­кре­се­нье непо­сред­ствен­но пе­ред Рож­де­ством на­зы­ва­ет­ся Неде­лей Свя­тых От­цов.

Чем от­ли­ча­лись Свя­тые Пра­от­цы и кто они бы­ли та­кие? Сло­во «пра­от­цы» имен­но то и озна­ча­ет: на­ши пра­ро­ди­те­ли. Са­мые даль­ние на­ши пред­ки бы­ли Адам и Ева, а за ни­ми сле­до­ва­ли биб­лей­ские пат­ри­ар­хи Ной, Ав­ра­ам, Иса­ак, Иа­ков и дру­гие, ко­то­рые упо­ми­на­ют­ся в Биб­лии. Что бы­ло в них осо­бен­но­го? Адам и Ева бы­ли пер­вы­ми людь­ми ко­то­рые со­гре­ши­ли, но они же бы­ли и пер­вые, ко­то­рые по­ка­я­лись за свои гре­хи – они ка­я­лись всю свою жизнь.

Об­щим зна­ме­на­те­лем всех Пра­от­цев бы­ла их ве­ра в ис­тин­но­го Бо­га, Твор­ца это­го ми­ра и все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, как мы по­ем в Сим­во­ле Ве­ры за каж­дой Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей.

Свя­тые Пра­от­цы очень стро­го и вер­но при­дер­жи­ва­лись всех за­ко­нов, ко­то­рые Бог им по­сы­лал: они ни­ко­гда не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли свою ве­ру из-за окру­жа­ю­щих об­сто­я­тельств. Они твер­до ве­ри­ли, что прав­да бы­ла прав­дой, а крив­да – крив­дой, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, что де­ла­ло и ду­ма­ло боль­шин­ство дру­гих лю­дей. Ины­ми сло­ва­ми, свя­тые Пра­от­цы не сле­до­ва­ли че­ло­ве­че­ско­му уче­нию о «по­ли­ти­че­ской кор­рект­но­сти»! Не все­гда это бы­ло им лег­ко, но они ни­ко­гда не по­сту­па­лись сво­ей ве­рой.

Хри­сти­ан­ство все­гда бы­ло и все­гда бу­дет борь­бой. Мо­раль­ные и ду­хов­ные цен­но­сти ни­ко­гда не ме­ня­ют­ся. Доб­ро все­гда оста­ет­ся доб­ром, а зло все­гда оста­ет­ся злом. Лю­ди ча­сто за­бы­ва­ют или не об­ра­ща­ют вни­ма­ния на то, что Бог на­хо­дит­ся вне вре­ме­ни. Вре­мя су­ще­ству­ет толь­ко для смерт­ных су­ществ и ко­гда-то за­кон­чит­ся, а Бо­жьи за­ко­ны – вневре­мен­ные и по­это­му веч­но цен­ные.

В свя­том Еван­ге­лии Гос­подь Иисус Хри­стос го­во­рит: «Не мир при­нес Я на зем­лю, а меч» (Мф.10:34). Меч яв­ля­ет­ся сим­во­лом борь­бы – пре­иму­ще­ствен­но борь­бы ду­хов­ной. Мы долж­ны бо­роть­ся всю свою жизнь, и са­мая труд­ная борь­ба – это внут­ри нас са­мих. Но преж­де чем на­чи­нать бо­роть­ся, мы долж­ны знать – на пра­виль­ном-ли мы на­хо­дим­ся пу­ти? По­это­му мы не долж­ны сле­по сле­до­вать то­му, что де­ла­ет боль­шин­ство окру­жа­ю­ще­го нас об­ще­ства. В древ­ние вре­ме­на ве­ли­кий гре­че­ский фило­соф Со­крат го­во­рил: « Боль­шин­ство ни­ко­гда не пра­во». Все ре­во­лю­ции бы­ли ос­но­ва­ны на этом прин­ци­пе – как управ­лять и ру­ко­во­дить боль­шин­ством.

И вот Свя­тые Пра­от­цы по­ка­за­ли нам мно­го свет­лых при­ме­ров то­го, как нам быть и как ду­мать: во-пер­вых, что Гос­подь Бог дол­жен быть для нас весь­ма ре­а­лен, а не аб­страк­тен, и во-вто­рых, что в све­те это­го нам нуж­но про­ве­рять и окру­жа­ю­щее нас об­ще­ство. Та­ким об­ра­зом мы смо­жем уви­деть, на­сколь­ко за­пад­ное хри­сти­ан­ство утра­ти­ло свою со­сре­до­то­чен­ность на Бо­ге и жизнь в Бо­ге. За­пад­ные хри­сти­ане, к со­жа­ле­нию, утра­ти­ли ис­тин­ное по­ни­ма­ние Бо­га. Об­раз Бо­га в за­пад­ном хри­сти­ан­стве из­ме­нил­ся от пло­хо­го к худ­ше­му и яв­ля­ет­ся весь­ма да­ле­ким от ис­ти­ны. По­ду­мать толь­ко: что в окру­жа­ю­щей сре­де име­ет веч­ную цен­ность в на­ши дни? Кру­гом лишь од­на ду­хов­ная пу­сто­та или ис­ка­же­ние все­го бо­же­ствен­но­го.

Че­ло­ве­че­ское ми­ро­воз­зре­ние во вре­ме­на Пра­от­цев в об­щей слож­но­сти не на мно­го от­ли­ча­лось от на­ших дней, но они са­ми твер­до дер­жа­лись сво­ей ве­ры и не ком­про­ме­ти­ро­ва­ли эту ве­ру толь­ко по­то­му, что боль­шин­ство ду­ма­ло ина­че. Они дер­жа­лись ве­ры и за это бла­го­дать Бо­жия укреп­ля­ла их.

По­ду­ма­ем об этом, до­ро­гие бра­тья и сест­ры, и по­ста­ра­ем­ся по­сле­до­вать при­ме­ру свя­тых Пра­от­цев, так как мы сей­час на­хо­дим­ся в схо­жем по­ло­же­нии. Мы мо­жем ува­жать ве­ро­ва­ния на­ших со­се­дей, но мы не долж­ны по­сту­пать­ся на­шей соб­ствен­ной ве­рой. На­ша Пра­во­слав­ная ве­ра име­ет луч­шие об­раз­цы и глу­бо­кие кор­ни в на­ших Пра­от­цах, чью па­мять мы се­го­дня свет­ло празд­ну­ем. Аминь.

Иерей Ро­сти­слав Же­ни­лов

 

 ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

«Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение его начал в сердце с самого детства, мы проходим без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во всё последующее время. Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться!                     

   Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

  

О Таинствах Покаяния и Причащения 

Установитель Покаяния —  Творец твой,  создавший тебя из ничего.  Тем легче Он может воссоздать тебя,  претворить твоё сердце:  соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого.  

Господь,  заменив для нас Собою нашего праотца,  Адама,  от которого рождаемся в смерть, соделавшись нашим родоначальником,  заменяет плоть и кровь,  заимствованную нами от Адама, Своею Плотью и Кровью. 

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807 1867)

  

О Таинстве Священства 

Говорит человек: Зачем попы? Ручки целовать? С какой стати. Он такой же человек. Для чего они нужны. Я буду напрямую общаться с Богом, Он же пронизывает Духом Святым всю Вселенную, Он везде меня слышит, везде: в лесу, в пещерке, под водой, где угодно, в космосе Бог меня слышит. Зачем мне духовенство. 

Но давайте подумаем, а кто установил духовенство, наличие  священства? Что, это люди какие-то сами придумали и назначили себя? Ничего подобного. Мы знаем, что в Ветхом Завете Господь пророку Моисею объяснил, каким должно быть духовенство, кого поставить священниками, что они должны делать, какие таинства они должны совершать. И в Новозаветной Церкви, в нашей (Православной), в которой мы находимся, священники играют колоссальную роль. Ведь посмотрите, никому другому Господь, кроме Своих Апостолов, а это были первые священнослужители в мире – христианские Апостолы, никому больше Он не сказал: Кому вы отпустите грехи здесь, на Земле, тому и Я отпущу там, на Небесах; на ком вы оставите грех, на том и Я оставлю. 

Нравится нам это или не нравится, но Господь благоволил вот так прощать грехи – посредством священника, который имеет от Бога особую власть: прощать грехи здесь, на Земле.  

Иногда говорят, вот человек грешил, потом одумался и в сердце своем дал обещание Господу Богу: я больше не буду так совершать. Зачем ему исповедоваться, он перестал грешить, он стал жить благочестиво, а зачем тогда к священнику идти? 

Но ведь те грехи, которые он раньше совершал, – это рюкзак с камнями, который у него висит за спиной, и пока он его не вытряхнет, он будет с этим рюкзаком ходить и все равно набирать туда новые камушки или песочек, пусть мелкий, но помногу. Почему? Потому что нет человека, который был бы жив и не согрешил, как мы в одной молитве читаем, – нет такого человека.  

Все согрешают, просто мы часто этого не замечаем:  кого-то походя оскорбили, даже не заметили; кому-то грубо ответили, кому-то позавидовали, даже не замечаем этих мелких, как бы, грехов. Но они накапливаются, это песочек, и получается такой  мешок, что лучше бы один большой камень – булыжник нести, чем вот этот мешок, полный песка. Поэтому  нет человека, который бы даже перестав согрешать грубыми грехами, тем не менее, не имеет новых  грехов, пусть мелких, пусть не таких. А старые куда девать? 

И вот умер он. Вы знаете прекрасно, что смерть – это момент отделения души от тела. Тело положат благополучно в ямку, чтобы не воняло, зароют. Червячки будут очень рады этому, потому что они голодные, они кушать хотят. А душа вышла из тела, которое уже – старая одежда, выброшенная на помойку, на свалку.  

И вот эта душа пришла на 40-ой день на Частный Суд. А Господь скажет: А что ты ко мне пришел с вагоном грехов своих? Так я же больше не грешил.  Как не грешил? А старые грехи? Вот ты там тогда убивал, грабил, потом бросил. Да, молодец, блудить перестал, женился, да, но старые то грехи остались. 

Только священник имеет право эти грехи очистить, вы понимаете? Вот, нам не хочется, нам стыдно бывает идти на исповедь со своими грехами. А что делать, – это Воля Божия. Вот именно, чтобы я ощутил этот стыд в сердце своём, и это может быть мне помогло в дальнейшем как-то  задуматься, может быть стоит удержаться, потому что потом опять придётся с этим же грехом идти каяться, стыдно. А стыд, это что? Это голос Божий в нашей душе, это совесть наша.  Её надо слушать, но простить, очистить от грехов может только священник. Нравится нам это или не нравится, но это установлено Самим Творцом. С Кем мы будем спорить?

Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)

 

П.С. Будем помнить,  дорогие братья и сёстры, что ереси и расколы —  это те смертные грехи, которые не позволяют превративших себя в соляной столб, даже именующих себя христианами, откликнуться на приглашение Божие на Его Вечерю, которую Он устраивает 2 последних тысячелетия  в Своей Церкви — единственной и истиной — Православной!

 

 

 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина