Опубликованно 09.12.2023
Воскресное Евангелие 2023.12.10
10 декабря – Неделя (воскресенье) 27-я по Пятидесятнице.
Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Великомученика Иакова Персянина.
Евангелие недели
Об исцелении скорченной женщины.
Можно ли исцелять в субботу?
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус же, увидев её, подозвал и сказал ей: Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17
Апостол недели
Вооружитесь оружием Божиим против духов злобы
Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Послание Апостола Павла к Ефесянам, гл. 6, ст. 10–17
Священномученик Иоанн Восторгов
Современное лицемерие
(Поучение в неделю 27-ю, 1906 г.)
Спаситель в субботу исцелил страдающую женщину – Он возвратил несчастной здоровье и возможность честной работой добывать себе и близким пропитание, быть полезным и деятельным членом общества. Но зависть и злоба фарисеев нашли и здесь повод к обвинению против Чудотворца. Фарисеи, не смея отрицать или осудить самое дело благодеяния, нашли, что оно совершено не тогда, когда это можно и нужно, именно в субботу, в день, в который, по учению фарисеев, следовало воздерживаться от всякого дела, даже и от дела благодеяния ближнему.
Спаситель здесь же, в синагоге, где совершено было чудо исцеления, обличил начальника синагоги за такие рассуждения и назвал его лицемером. Лицемер этот говорил не по любви к празднику, не по ревности к славе Божией: он мнимой и показной заботой о благочестии и хранении субботы прикрывал свою ненависть к Иисусу Христу; он искал только повода к тому, чтобы пред народом унизить Иисуса Христа и обвинить Его в нарушении закона. Ибо, если бы он действительно ревновал о славе Божией и о благе ближних, – а об этом и говорит Закон Божий, – то он порадовался бы тому, что в праздник Господень, в доме молитвы, силой свыше, Иисус Христос, во имя Отца Небесного, исцелил несчастную женщину и сделал её счастливой и довольной.
Страшен грех лицемерия! Он укореняется в человеке постепенно и прочно, он крепко захватывает власть над душой человека и, самое главное, быстро становится неприметным, постоянным спутником всех мыслей и чувств, всех отношений к людям и событиям жизни, так что даже сам грешник уже не замечает своей неискренности и своей лицемерной оценки всего окружающего. Спаситель сравнивает этот грех с закваской в тесте: когда поднялся и испечён хлеб, трудно найти в нём эту закваску, а между тем она, несомненно, в нём есть… Берегитесь, говорит Спаситель Своим ученикам, берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие… (Мф. 6:16; Мк. 8:15; Лк. 12:1).
Лицемерие может охватывать всю жизнь человека, но всего позорнее, всего опаснее и ужаснее, когда оно вторгается в область религиозную. И нужно сказать, переживаемое нами время особенно богато таким именно лицемерием. Укажем примеры.
Нужно врагам Родины ослабить или совсем уничтожить значение присяги; не нравится им, что сыны Родины, побуждаемые присягой, остаются верными долгу службы и готовы на смерть за Царя и Отечество; хочется врагам Отечества, чтобы сыны его обратились в изменников и предателей. И вот раздаются речи о том, будто присяга запрещена Иисусом Христом в Евангелии, тогда как мы хорошо знаем из того же Евангелия, что Иисус Христос на суде в синедрионе, когда первосвященник заклинал Его Богом живым и этим приводил к присяге, Сам принёс клятву. Но кто же и почему говорит против присяги? Верующие люди? По чувству любви и благоговения к Евангелию? Нет, это говорят те, кому и веры не нужно, те, которые и Евангелие по своему усмотрению переделывают. Это говорят лицемеры.
Нужно врагам Родины, преступникам против закона, избавиться от тяжких наказаний, которые они по достоинству заслужили, за свои страшные злодеяния. И вот они кричат, что наказания запрещены законом Божиим, что они противны заповедям Божиим. Они не хотят знать, что в личных отношениях одного человека к другому, безусловно, воспрещено христианину налагать самовольно наказания на ближнего своего, но власти законной, о которой апостолом сказано, что она не напрасно носит меч, это право предоставлено. Но кто же говорит против наказаний? Люди, действительно почитающие Евангелие и заповеди Божии? Люди, которые сами гнушаются самоуправством? Нет, это говорят те, которые сами часто насильничают без конца, убивают из-за угла, которые при грабежах денег у артельщиков, казначеев, в лавках не щадят десятками людей неповинных. Себе разрешая всё, они у законной власти отвергают право наказывать злодеев за их беспрерывные злодеяния. Это самое гнусное и самое отвратительное лицемерие.
На что оно рассчитано? Разве на то, чтобы принести благо и пользу ближним? Нет, на то, чтобы развязать руки пороку и преступлению!
Чтобы достигнуть цели своей, такие лицемеры нередко ссылаются на слова Спасителя о любви к врагам и непротивлении злу. Но разве Господь наш для того приходил на землю, чтобы дать злу торжество?Разве тому Он учил верующих?Разве Он не обличал пороки? Нет, мы и сегодня в Евангелии слышали, что Он грозно уличил начальника синагоги в лицемерии, открыл пред всеми его тайные мысли. Мы знаем, что Спаситель наш боролся с грехом и дьяволом и за это пострадал даже до креста. Он и нам заповедал такую борьбу, и нам даровал победу над дьяволом Своей смертью и воскресением.
Итак, берегись, христианин, слушать лицемерные речи лжесловесников и их указания на Евангелие. Им нужна не сила и слава Евангелия, им нужна только своя преступная выгода.
Не может быть двух правд и двух истин: одна для себя, а другая для ближних. Зло – всегда зло, и к себе, к своим поступкам, к своему поведению нужно быть гораздо строже и требовательнее, чем к поступкам других людей. Если кто поступает иначе, тот лицемер.
Древний мудрец говорит, что лицемер устами своими губит ближнего своего (Прит. 11:9); следовательно, лицемерие есть духовное убийство. Страшен этот грех пред Богом, и пусть он бежит от нас!
Прямота, искренность и более всего послушание Церкви Божией, – вот что даст нам силу и возможность избавить себя от искушений и обмана лицемеров и самим не впасть в опасный грех лицемерия, которое Спаситель обличает так грозно в святом Евангелии. Аминь.
Священномученик Иоанн Восторгов (1867–1918)
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла
В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 6:10-17), в послании к Ефесянам мы слышали дивные слова апостола, который призывает нас облечься во всеоружие Божие. А для чего нам нужно облечься во всеоружие? Для чего нам нужна Божественная сила? Для того, чтобы мы могли противостоять козням диавольским. И дальше, объясняя свою мысль, апостол говорит: наша брань, то есть наша борьба не против крови и плоти, то есть не против людей, а против начальств, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (см. Еф. 6:11-12).
Церковь и христианин не должны бороться с людьми. Христианин и Церковь должны бороться с грехом. Но ведь грех входит в личную жизнь людей, и не только — грех может поражать общественные связи и отношения, может проникать и проникает и в политику, и в экономику, и в социальную жизнь. Почему? А потому что и одно, и другое, и третье творится людьми. И когда порой наши современники, недостаточно вчитавшиеся в Евангелие, связывают религиозность только со своей личной или, самое большее, семейной жизнью, они совершают величайшую ошибку. Потому что козни диавола работают не только на уровне нашего сознания и сердца — они работают на уровне наших отношений с другими. А эти отношения осуществляются не только в семье или в дружеском кругу, но и там, где мы трудимся, в общественной сфере, включая экономику, политику и многое другое.
Что же делать, чтобы противостоять этим козням диавольским? Облечься во всеоружие Божие. И далее апостол говорит, что это за оружие. Нам нужно препоясаться истиной. Какой потрясающий образ! Для чего человек препоясывается? Для того, чтобы одежда не спала, чтобы быть работоспособным, мобилизованным, сосредоточенным, целеустремленным. Это образ пояса, который сдерживает нашу плоть, который поддерживает нашу одежду. И этим поясом должна быть истина.
Следует препоясаться истиной, а далее — облечься в броню праведности. В то время, когда апостол писал, не было бронежилетов, а были латы, сделанные из металла. И он говорит об этой броне, используя образ воина, закованного в латы. Праведность ограждает человека так, как латы, как доспехи ограждают от удара меча.
А что же дальше? Нужно взять в руки щит. Во времена апостола стреляли из луков, и тогда люди защищались щитом. И апостол говорит: нужно взять щит веры, чтобы угасить горящие диавольские стрелы.
И нужно возложить шлем на главу, потому что самый страшный удар — по голове, он смертельный; в руку, в ногу ― можно пережить, а в голову — нет. Что же это за шлем? Это шлем спасения (см. Еф. 6:14-17).
Вот как нужно вооружиться, чтобы быть способным противостоять козням диавольским. Истиной следует препоясаться, ибо без истины вообще ничего не поймешь, запутаешься. Тебя начинают путать и средства массовой информации, а иногда, в наше время особенно, и система образования, когда человек приходит в учебное заведение с одними мыслями, а уходит с путаницей в голове, не понимая, где правда, а где правды нет. Нередко все это поддерживается огромным информационным потоком, и люди теряются в нем.
Многие еще и соблазняют, говоря: так и должно быть, потому что каждый человек свободен, он начало и конец, нет над ним никакого высшего авторитета, он сам должен определять, что есть истина, а что истиной не является. Но если будет так, то исчезнет человеческое общество. Люди объединяются вокруг идеалов, то есть вокруг некой истины. Если из нашего мира уйдет понятие истины и справедливости, идеала, то общество не сможет существовать.
Сегодня нам говорят: нет, совсем не так, людям хочется есть, пить, развлекаться — хлеба и зрелищ, как говорили римляне; вокруг этого надо объединяться. А для этого нужно стимулировать экономику, чтобы безгранично повышался уровень потребления, чтобы люди брали все больше, и наслаждались все больше. Вот это, и сплотит людей, ради этого и нужно работать, это и есть высший идеал. Но ведь каждый даже на своем небольшом опыте знает, что иногда тошно ходить по магазинам — надоедает, а то, что купил вчера, что было так вожделенно, сегодня уже не вожделенно, и у этого процесса нет ни начала, ни конца. Это некая страшная круговерть, подобие колеса, в котором бежит белка, думая, что она бежит по прямой, а она бежит на одном месте.
Препоясаться истиной — значит обрести очень твердые жизненные координаты. Но это на уровне мысли, сознания. А как же в жизни? Для этого должна быть практика. Практика Божественной истины именуется праведностью.
А почему апостол говорит броня праведности? Потому что если человек жизнью своей проверил, что такое истина, Божественная истина, его никакими раскаленными клещами не оторвешь от этой истины, потому что он в броне. Его нельзя соблазнить пустяками, цветными фантиками — он проникает в суть вещей.
А шлем спасения? Спасение ― высшая ценность, прикасаясь к которой человек защищает себя от смертельного удара. Мы прикасаемся к спасению, когда получаем дар Божественной благодати, когда приобщаемся Святых Христовых Таин, когда входим через молитву в живое соприкосновение с Богом. Спасение покрывает нас, защищая от самого страшного и смертоносного удара.
Но все равно диавол стреляет по каждому человеку своими, как апостол Павел говорит, раскаленными стрелами, и чтобы их угасить, нужен щит. И этим щитом является наша вера. Она действительно как щит. Почему удары наносились прежде всего по вере? Все мы знаем, что революция в России произошла потому, что нужно было свергнуть класс эксплуататоров и даровать всем социальную справедливость. Вот удивительно, в 1917 году свергли эксплуататоров, а после 1920 года вернули эксплуататоров в период новой экономической политики. Значит, не эксплуататоры были главной целью удара. А вот Церковь как гнали в 17-м и 18-м году, так гнали и в 20-х, 30-хи в 40-х годах, потому что вера ограждает человека от этих огненных диавольских стрел. Почему всякая революция, всякое сотрясение и низвержение некого общественного порядка всегда связаны с ударами по вере? Потому что вера ограждает людей от легкомысленного и некритического отношения к тому, что предлагается им якобы для обретения их счастья. Поэтому и в нашей стране удар был нанесен по самому главному ― по вере людей.
Все то, о чем мы сейчас говорим, связано с обороной. Но разве мы призваны только обороняться? Совсем нет. А как мы должны наступать, какие орудия предлагает нам апостол Павел? Мы должны обуть ноги в готовность благовествовать мир (см. Еф. 16:15). Наверное, перед взором апостола Павла представали римские легионеры, обутые в кожаную обувь, твердую, прочную. Взирая на этот облик воина, он говорил, что надо хорошо обуться, для того, чтобы нести мир людям. Одно из самых сильных оружий Церкви ― это мир, потому что самое страшное, когда мир нарушается, злоба человеческая переходит все границы и люди уничтожают друг друга.
Но апостол Павел предлагает нам еще нечто. Он предлагает нам взять в руки меч! А для чего, что это за меч? Наш меч ― это Слово Божие (см. Еф. 16:17), то самое Слово, которое разделяет, как острый меч, по свидетельству Самого Христа Спасителя, человеческое сознание – это меч, который отделяет добро от зла. Слово Божие несет такой колоссальный потенциал духовной силы и мудрости, который способен испепелить всякое диавольское действие и искушение.
Может быть, кто-то скажет: а почему апостол избрал такие военные образы? Потому что воин, вне зависимости от того, совершает он добрые дела или плохие, рискует самым главным — он рискует жизнью. В воинском подвиге максимально обнажается человеческая природа: если трус, то трус, если честный, то честный, если подлец, то подлец ― все видно, все моментально обнаруживается. Поэтому апостол и избирает этот образ воина и, проводя сравнение с воинской амуницией, учит нас тому, что и мы в своей духовной брани со злом должны победить и победим только в том случае, если мы способны на такую победу, потому что в этой брани, как и в любой войне, максимально проявляются все качества человеческой души.
Да поможет нам Господь, вразумившись этими великими словами апостола, быть способными отражать козни лукавого и нести миру положительное свидетельство о том, что Господь во Христе Иисусе открыл всему миру для нашего спасения. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь
Кто возжелал освободиться от уз греха и приступил к сему, враг (дьявол) применяет тактику преткнуть его о камень какого-либо искушения и погубить. И святые отцы изображают такого обстреливаемым со всех сторон: сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади — отовсюду летят на него стрелы. Стрелы сверху — внушения чрезмерностей непосильных в трудах духовных; стрелы снизу — внушения умалить или совсем оставить такие труды по саможалению, нерадению и беспечности; стрелы справа — когда враги, по поводу каких-либо добрых начинаний и дел, ввергают в искушение опасности падения; стрелы слева — когда враги явные представляют соблазны и влекут на грех; стрелы спереди — когда враги искушают и смущают помыслами о том, что имеет быть; стрелы сзади — когда они искушают и возмущают воспоминаниями о прошедших делах и событиях. И все такие искусительные помыслы приражаются к душе или внутренним путем, или внешним: внутренним — чрез образы и представления, фантазии, отпечатываемые в сознании мысленно или чрез непосредственные внушения худого в сердце, сопровождаемые обычными страстными движениями; внешним — чрез непрестанно приливающие впечатления внешних чувств. Пособниками себе враги наши имеют прежние греховные привычки и наше поврежденное в падении естество. Имея столько способов вредить нам, враг нимало не смущается первыми неудачами и непрестанно пускает в ход то одно, то другое, чтоб преткнуть или сбить с пути ускользающего из его власти, стремящегося к жительству по Христу и с Христом.
Из книги «Невидимая брань»
преподобного Никодима Святогорца
(Калливурциса, 1749–1809),
толкователя Канонов
Православной Церкви
Если Бог за нас, кто против нас?
Апостол Павел (Рим.8:31)