Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 04.11.2023

Воскресное Евангелие 2023.11.05

5 ноября – Неделя (воскресенье) 22-я по Пятидесятнице.

Апостола Иакова, брата Господня по плоти.

 

Притча* «О богатом и Лазаре»

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19–31 

                 Притча* – протоиерей Олег Стеняев говорит, что некоторые экзегеты (специалисты, занимающиеся толкованием библейских текстов) считают, что всё-таки это не притча, так как в притчах никогда не используются личные имена, а здесь мы видим имя Лазаря (и Авраама – исторической личности. Ред.) Поэтому многие считают, что это быль, то есть настоящая история, которая произошла и которую Христос озвучил.

 

Архимандрит Илия (Рейзмир)

Слово в   Неделю двадцать вторую по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Господь наш Иисус Христос в сегодняшнем Евангелии говорит о переходе души в загробную вечную жизнь и дает нам наглядный пример этой вечной жизни.

Слушая ответ патриарха Авраама: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», невольно спрашиваешь себя: неужели можно дойти до такого безумия, чтобы не веровать столь очевидному чуду, как например, воскрешение мертвых? Казалось бы, как не уверовать, ощущая явную присносущную (всегда существующую, вечную), всемогущую и животворящую силу? Но святое Евангелие и история Церкви свидетельствуют, дорогие братия и сестры, что неверие может оставаться упорным и закоснелым и при самых очевидных, самых поразительных чудесах. Господь Иисус Христос исцелял страждущих такими болезянми, которые по существу неисцелимы, неоднократно воскрешал и умерших. И исцеленные и воскрешенные Им были живыми свидетелями Его божественного всемогущества; но убедило ли это не веровавших в Него книжников и фарисеев? Нет. Он исцелил некогда слепорожденного. Осталось поверить, что сотворивший такое чудо воистину от Бога пришел в мир, что Он есть истинный Сын Божий, как уверовал исцелившийся, как уверовали и многие из народа. Но к какому заключению пришло неверие: «Сего же не знаем, откуда Он… не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы».

В другой раз Господь воскресил четверодневного Лазаря перед самими вратами Иерусалима. Какое впечатление произвело это чудо? Ослепленный синедрион положил убить Лазаря, чтобы избавиться от такого очевидного обличителя неверия. Наконец, и Сам Господь Иисус Христос, распятый и умерший на виду у всего народа, в третий день воскрес из гроба. Все меры были приняты, чтобы не случилось какого-либо обмана: гроб запечатан был печатью синедриона, окружен воинской стражей. Чудо воскресения Христова было неопровержимо.

Что же неверующий синедрион? Сначала прибегли к хитрости и лжи: довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали. Но когда невозможно было поддержать в народе эту очевидную ложь, при свидетельстве множества самовидцев Господа, воскресшего из мертвых, при чудодейственной проповеди святых апостолов, властители постарались угрозами и прещением воспрепятствовать святым апостолам проповедовать о Его воскресении, и сами оставались по-прежнему ожесточенными в своем неверии.

Каких только чудес не творили святые мученики? Чем только не засвидетельствовало святое Евангелие свою божественную силу среди древнего языческого мира? Но гонители христианства оставались ожесточенными до конца. Казалось бы, что среди нового мира, среди образованного христианства, когда небесные плоды учения Христова для всех видимы и осязательны, когда божественная сила христианства всеми признана, когда пред крестом Христовым преклонилась вся лучшая часть человечества, уже не должно бы быть места неверию. Но что же составляет главный недуг нашего времени, как не неверие, которое и ныне так же слепо, так же ожесточенно и упорно, каким было прежде.

В чем причина такого ожесточенного неверия в очевидную истину? «Огрубело сердце людей сих — говорит слово Божие о неверующих, — и ушами с трудом слышат,  и глаза свои сомкнули (Матф.13:15)». Отчего? Оттого, что бог века сего ослепил разум их, что бы не возсиял в них свет благовестия о славе Христовой.

И действительно, неверие, особенно в самой христианской среде, всегда останется непонятным и неразгаданным, если не предположить, что крайнее ослепление человеческого разума есть действие темной силы дьявольской. Более всего этот исконный человекоубийца ослепляет наш разум и увлекает сердце своеволием и необузданностью наших собственных страстей. ВЕРА смиряет своеволие, покоряя разум наш в послушание Христу. СТРАХ БОЖИЙ обуздывает страсти и запрещает всякое наслаждение греховное — все это тяжело и прискорбно для ветхого и плотского человека. И тогда дьявол обещает нам полную свободу, старается разжечь в нас похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, мало-помалу предает нас во власть какой-либо страсти, а усилившаяся страсть ослепляет разум и отнимает последний остаток свободного произволения на доброе. Бедный разум наш, как слепой, идет туда, куда влечет его страсть, отвергает все, что противно и ненавистно ей. Так, ослепленные завистью, своекорыстием и тщеславием, книжники не веровали слову истины, отвергали очевидные для всех чудеса Христовы, гнали и преследовали Его Самого. Так, ослепленный плотской страстью, Ирод не убоялся проповедника Истины — Иоанна, несмотря на то, что сам признавал его мужем праведным.

Поэтому о неверующих надо только жалеть, как о несчастных, и молиться. Они в тяжком плену у диавола, который ослепил их духовные очи. Не надейтесь убедить их какими-либо доказательствами, ибо, как они поймут истину, если нет у них духовных очей, чтобы видеть небесный свет её, когда разум их ослеплен и закрыт от света истины, когда воля их совершенно покорена игом греха и страстей, и нет у них ни желания, ни охоты слышать и принимать истину, напротив, есть ненависть и озлобление по отношению к ней? Кто не хочет верить, того ничем не уверишь. Не недостаток очевидных свидетельств истины, а недостаток духовного зрения и ослепление от диавола – вот источник неверия! А при таком состоянии, если кто и из мертвых воскреснет, –  не поверят. Мы можем только молить Бога, чтобы Он Сам силой благодати Своей коснулся сердец неверующих и дал им прозреть духом, как даровал Он зрение слепым.

Дорогие братия и сестры! Притча о богаче и Лазаре показывает, что те, которые на земле жили не как должно, спохватятся, опомнятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение в вечности. Глаза их откроются после смерти и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь был послан к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию ОТКРОВЕНИЯ Господня. Но и в этом им будет отказано, потому что Святое Евангелие – ОТКРОВЕНИЕ Божие, – для желающих знать истину само по себе достаточно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет даже воскресение кого-либо из умерших.

Чувства этого евангельского богача, наверное, испытывают все отходящие отсюда. И следуя убеждению тех, кто за гробом (а это убеждение в приоритете СЛОВА Божия над чудесами, выраженное словами патриарха Авраама: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят», и подтверждённое Самим Христомред.), это убеждение, что единственным руководством на жизненном пути  является ОТКРОВЕНИЕ Господне, да будет убеждением и для всех нас!

 Но за гробом такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь же оно больше бы пригодилось, да не у всех оно есть.

 Поверим, по крайней мере, умершим, ставя себя на их место. Находящиеся в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, чтобы не оказались мы на месте их мучения. Об этом нельзя говорить так, как мы говорим нередко о текущих делах: «Авось как-нибудь пронесет». Нет, там как-нибудь не пронесет. Что посеем, то и пожнем. Надо быть основательно уверенным, что не попадем в то место, где оказался богач, а для этого надо жить свято и благочестно; молитвой, покаянием, состраданием, любовью к Богу и людям станем готовить себя к вечной жизни. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир, род. 1944г.),

 один из старейших насельников и духовников Троице-Сергиевой лавры,

член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его

Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

 

 

Слово в день памяти святого апостола Иакова,  брата Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, наша Церковь совершает память святого апостола Иакова, брата Господня. По Преданию, наименование «брат Господень» этот человек получил за то, что поделился своим наследством с Господом Иисусом Христом. Святой Иаков был сыном от первого брака Иосифа Обручника. Когда пришло время делить наследство, он получил свой надел земли. Христос был приемным сыном Иосифа, а значит, не имел права на полноценное наследство. Иосиф предложил братьям поделиться своим имуществом с Иисусом. Но все отказались, согласие дал лишь Иаков. И всей своей последующей жизнью этот великий человек доказал, насколько глубоко его сердце.                                      

Высоким действующим лицом в первенствующей Церкви является св. Иаков, брат Господень по плоти. Ему Господь особенно являлся по воскресении Своем, – по свидетельству св. ап. Павла. К нему первому послал св. ап. Петр известить о своем чудесном освобождении из темницы: уведомьте о сем Иакова и братьев (Деян.12:17). Он присутствовал, занимал важное место в лике апостолов на первом соборе Церкви апостольской: он первый утвердил голос Петра и дал свое предложение, которое принято всем собором. К нему в дом, как знаменитейшему из апостолов, незадолго до своих уз, приходил св. апостол Павел, и собрались все пресвитеры, чтобы слышать повествование об обращении язычников. Он назван у св. Павла братом Господним, столпом Церкви, прежде апостолов Петра и Иоанна, и вместе с ним подал руку Павлу и Варнаве в знак согласия и, вероятно, со своим мнением, чтобы Павел и Варнава шли на проповедь к язычникам, а Петр и Иоанн к обрезанным – к иудеям.

Св. брат Господень не предпринимал трудных шествий апостольских для проповеди евангельской; однако ж, ему достался жребий едва ли не самого трудного служения апостольского. Из всех народов, современных апостолам, самый упорный и злой народ был иудеи, из всех городов был Иерусалим. Чернь, книжники и фарисеи, архиереи и старцы, – все дышало ненавистью и враждою против апостолов и Евангелия. И здесь-то, в этом городе и народе, оставлен был св. Иаков, брат Господень, блюстителем веры и юной Церкви Христовой, всеми гонимой. Можно себе представить, какой великий и тяжкий подвиг предлежал ему. Необходимы были не только высокие дарования духовные, но и видимые знаки власти и важности иерархической. Поэтому он возведен в сан епископа или Самим Господом Иисусом, как думает св. Иоанн Златоуст, или собором и избранием апостолов, – что все равно в таком обществе, которое управлялось Духом Святым. Его Церковь называлась матерью всех церквей. Его иерусалимская кафедра апостольская сделалась точкой соединения для правителей юной Церкви. К нему, как мы видели прежде, относились или же лично приходили посланники Божии из разных земель и народов с донесением об успехах проповеди евангельской, и для решения встречавшихся недоумений. Он первый положил основание благочинию и порядку церковно-богослужебному, по внушению Св. Духа составив Божественную Литургию. Это та самая Литургия, которую мы доныне слушаем в храмах Божиих, только сокращенная св. Василием Великим и Златоустом немощи ради человеческой. Не выходя из Иерусалима, св. апостол и брат Господень умел действовать, как лицо вселенское; и можно сказать, что он был Первым Вселенским Патриархом Нового Завета.

Общественная и частная жизнь святого Иакова, его чудеса и способ учения были так славны, что им удивлялись не только христиане, но и сами враги христианства.

Христианская древность единогласно прозвала святого брата Господня праведником и справедливейшим из людей. Он был во всю жизнь девственником, почему имел особенное общение и дружбу с Иоанном Богословом. Ходил босыми ногами; вина и сикера не пил; не умазался елеем и не мыл тела своего в бане; бритва не восходила на голову его: носил одежду льняную. Пища его была – один хлеб, питие – простая вода. Молитвы и коленопреклонения его были так часты и продолжительны, что от них кожа на коленях его сделалась тверда, как верблюжья. Подобно древнейшему подвижнику, св. пророку Илии, он сводил с неба дождь во время засухи. За высоту жизни, богомудрия и благочестия он так был уважаем в Иерусалиме и любим  народом, что не только верующие, но и неверные за великое благо почитали хоть прикоснуться к одежде его. Во время общественных смут и бедствий народ видел в нем оплот для себя, почему он и называл его обли или офли – оплот, убежище народа. Только эта любовь народная и высшая степень праведности, дающей мудрецу способность примирять самые враждебные партии в состоянии объяснить, как св. Иаков в мятежном городе-Христоубийце мог удерживаться на епископском престоле около 24-х лет и управлять Церковью почти спокойно. В книге Деяний апостольских видим возмущение иерусалимлян против Стефана первомученика, против Иакова Заведеева, против Петра и Павла, – и ничего не находим против праведного брата Господня. Петр и Павел временно появились в Иерусалиме, – и народ с яростью восстает на них. Св. Иаков постоянно пребывает в Иерусалиме, управляет той самой Церковью, которую преследуют в лице других апостолов, – и народ не касается его, более двадцати лет не только терпим к нему, но и глубоко уважает предстоятеля Церкви. Иерусалим повседневно видит, как проповедь христианского епископа похищает детей его и пленяет их в Христову веру, – и не возбраняет проповеднику.

Особенными временами проповеди Иакова были великие праздники иудейские – Пасха, Пятидесятница и Кущей. На эти праздники стекались в Иерусалим, в бесчисленном множестве, из разных земель и городов, иудеи природные, язычники, обратившиеся к иудейству, и даже язычники никуда не обращенные. В эти-то времена епископская кафедра Иакова превращалась в кафедру всемирную; брат Господень являлся учителем вселенной и был апостолом в собственном смысле, посольствуя по Христу к людям из всякого народа под небесами. Богодухновенная мудрость учения его видна из послания, написанного им верующим из всего израильского народа. Успех же проповеди был и причиной мученической кончины Иакова. Св. брат Господень пострадал при иудейском первосвященнике Анане, на девяносто шестом году своей богоугодной жизни, и около двадцать четвертого года по вознесении Спасителя.

Христианские историки говорят, что в праздник Пасхи, когда в Иерусалим стеклись народы со всех краев света, фарисеи и книжники пришли к св. брату Господню и умоляли его, чтобы он, как человек всеми уважаемый, поучил народ отступлению от Христа. Возвели апостола на крыло Соломонова храма, – и апостол вслух всего народа начал проповедовать о Христе Спасителе, как об истинном Мессии. Обманутые фарисеи и книжники столкнули св. благовестника с высокого крыла церковного. Изнемогающий от падения Иаков стал на колени и молился; буйная толпа изуверов бросила на него тучу камней. Некто из сынов Рихавовых хотел защитить праведника; но из толпы ринулся ремесленник и белильным деревом (валик, которым сукно валяют) нанес апостолу смертельный удар в голову. Он скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: «Господи, отпусти им грех сей; не видят бо, что творят».

Свято-Троицкий храм, город Лысьва

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

Около 59 года апостол Иаков написал Соборное послание ко всем израильтянам, которое входит в книгу Апостольских Посланий и полностью прочитывается во время годового круга богослужений. Главная его цель — укрепить веру и поддержать новообращенных иудеев, а также предостеречь от заблуждения, что одной веры достаточно для спасения человека. Известная среди христиан цитата: «Вера без дел мертва» именно из послания святого апостола Иакова (Иак. 2, 20).

 

Почему у тех,  кто хочет жить по Евангелию,  так много испытаний, болезней, скорбей,  а у грешников обычно жизнь бывает тихая и спокойная? 

– «А вы видели когда-нибудь охотника за птицами?»

 «Видели».

– «Тогда скажите: бежит охотник за подстреленной птицей?»

— «Нет,  он охотится за другими, а подстреленных и убитых пока не берёт, знает, что они всё равно в его руках». 

– «Вот так,  дорогие мои,  и дьявол, охотник за душами, он охотится только за теми,  кто летает, кто духовно здоров, а подбитых, мёртвых душой не трогает – знает, что они всё равно в его  руках».

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Поделиться этой новостью города Кобрина