Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 28.10.2023

Воскресное Евангелие 2023.10.29

29 октября – Неделя (воскресенье) 21-я по Пятидесятнице.

Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской.

Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни. 

 

Прит­ча о се­я­те­ле 

 (Ска­зал Гос­подь та­кую прит­чу):

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5–15 

 

 

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ

29 октября 2023 года Белорусская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской.

28, 29 и 30 октября 1937 года по всей советской Беларуси прокатилась волна расстрелов верующих, а в подвалах минской тюрьмы «американки» было казнено более сотни представителей белорусской культурной и научной элиты. Именно поэтому и в церковном, и в гражданском календаре последние дни октября в Беларуси стоят особо, как дни национальной скорби, а дата 28 октября избрана днем памяти новомучеников белорусских. Он был установлен решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2011 году. Совершать празднование надлежит 28 октября при совпадении этой даты с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него. 

На протяжении последних трех десятилетий в Белорусской Православной Церкви ведется активная исследовательская работа по изучению подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Первым нормативно-правовым актом, санкционировавшим возможность доступа белорусских исследователей к уголовным делам репрессированных, стало Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 1920-1980-х годов в Республике Беларусь». Систематическое изучение следственных материалов (анкет арестованных, протоколов допросов, показаний свидетелей и материалов для реабилитации) в значительной степени позволяет восстановить биографические данные пострадавших за Церковь Христову.

Начало профессионального изучения подвига белорусских новомучеников и исповедников было положено в 1990-е годы трудами выпускника исторического факультета БГУ и Минской духовной академии священника Феодора Кривоноса. Обратившись к материалам Центрального архива КГБ Республики Беларусь, священник Феодор в 1996 году издал «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)», включающий краткие справочные данные о 332 репрессированных православных священнослужителях, монашествующих и мирянах. Закономерным следствием исследовательской деятельности священника Феодора Кривоноса стала канонизация 23 новомучеников Минской епархии, проведенная 12 декабря 1999 года Святым Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Из проповеди священника Федора Кривоноса в день прославления святых новомучеников земли белорусской, произнесенной 12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска:

«Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I — начале IV столетия. 

Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключенных в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь той безбожной, неоязыческой идеологии, которая временно, как и все от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке. 

Согласно дореволюционной статистике, накануне 1913 года в пределах той территории, которую в начале XX века плотно населяли белорусы, существовало пять православных епархий: Минская, Полоцкая, Литовская, Могилевская и Гродненская. В них действовало 3613 церквей (включая соборные, приходские, приписные, домовые и кладбищенские), 470 часовен, 34 монастырские обители. В Минске, Вильно, Могилеве, Витебске функционировали духовные семинарии. Была достаточно широко развита сеть духовных училищ. При приходских храмах имелось 4247 начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты). Население, исповедывавшее православную веру и проживавшее в пяти вышеназванных епархиях, составляло 5 миллионов 561 тысячу человек. 

С первых дней революции Церковь была отделена от государства, а Ее служители фактически поставлены вне закона. Началось планомерное уничтожение всего того, что напоминало людям о Боге, о их высшем земном призвании. 

В 1921 году по условиям Рижского договора Белоруссия была разделена между Польшей и СССР. Как в Западной, так и в Восточной части Белоруссии в 20 — 30-е годы, хотя и в разных формах (и под разными предлогами), продолжилось глумление над православной Церковью.

Особенно тяжелой оказалась участь духовенства и мирян, проживавших в пределах Советской Белоруссии. Верующим людям пришлось пережить здесь компанию по вскрытию святых мощей (как это было с честными останками Преподобной Евфросинии Полоцкой); акцию изъятия церковных ценностей, в 1922 году проведенную под лживым предлогом помощи голодающим Поволжья; коллективизацию и связанные с ней массовые репрессии. Верующий народ явился свидетелем того, как разрушали храмы Божьи, снимали с них кресты, разбивали колокола, ломали иконостасы, уничтожали духовенство… 

В угаре подобных настроений жили в 30-е годы, совершая свое служение, православные священники Минской епархии и других областей Советской Белоруссии. 

Лишенные избирательных прав, не получавшие продовольственных карточек, они, ко всему прочему, не имели возможности пользоваться землей, и были обречены вместе со своими семьями на полуголодное, полунищенское существование. Многим из них не дали умереть с голоду прихожане, старавшиеся поддерживать своих пастырей из последних сил… 

В этих страшных условиях официально поощряемого презрения и материальной нужды духовенству очень сложно было сохранить верность избранному в жизни пути пастырского служения, не поддаться соблазнам мира сего, не отказаться от священного сана. 

Они действительно были не только притесняемы, но и гонимы самым лютым, бесчеловечным образом, но вера в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего, дала им силы претерпеть все испытания, не упасть духом, а напротив с еще большим горением свидетельствовать о Христе и той Истине, которую хранит Его Святая Церковь! 

Сегодня Белорусская Православная Церковь прославила всего лишь двадцать три новомученика. В сравнении с масштабом гонений, пережитых Ею в XX веке, и тем, сколько людей погибло в Белоруссии в уходящем столетии за исповедание веры православной, эта цифра, конечно, выглядит малой. Со временем она должна расти, пополняясь все новыми и новыми именами тех, кто исполнил высшую заповедь Божию, которая гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» /Ин. 15, 13/. 

В восстановлении этой памяти мы видим исполнение нашего нравственного долга перед поколениями тех людей, которые трудами своей земной жизни, подвигом мученичества и исповедничества, даровали нам возможность в последнее десятилетие XX века заняться возрождением ранее стесненной и поруганной церковной жизни. Их подвигом мы живы с Вами сегодня. А посему память о них да пребудет во веки веков!» 

В 2006 году решением Святого Синода Белорусского Экзархата была образована Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Помимо вопросов подготовки материалов для прославления белорусских святых, комиссии было поручено организовать работу по составлению епархиальных мартирологов (перечней пострадавших за веру христиан). В состав комиссии были включены представители всех белорусских епархий, перед которыми была поставлена задача сбора материалов о православных священнослужителях, монашествующих и мирянах, необоснованно подвергавшимся репрессиям. На протяжении последних тридцати лет центрами изучения подвига новомучеников и исповедников являлись Минские духовные академия и семинария.

В результате проведенных исследований перечень почитаемых в Белорусской Православной Церкви новомучеников и исповедников в настоящее время включает около 30 имен.

В их честь построены храмы в разных уголках Беларуси – Минске, Могилеве, Гродно, Гомеле, Дятлово, Скиделе и некоторых других городах и селах.

     Статья подготовлена по материалам Синодальной комиссии БПЦ по канонизации святых и доклада кандидата богословия, проректора по научной работе МинДА и МинДУ А.В. Слесарева «Изучение подвига новомучеников и исповедников в Белорусской Православной Церкви». Church.by

 

 

К по­ни­ма­нию ис­то­ри­че­ско­го смыс­ла прит­чи о се­я­те­ле 

Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пар­хо­мен­ко на­зы­ва­ет прит­чу о се­я­те­ле са­мой «про­стой и од­новре­мен­но… са­мой слож­ной и за­га­доч­ной прит­чей из всех, что мы чи­та­ем в Еван­ге­лии». Раз­би­рая её по тек­сту у Мар­ка (Мк.4:1-20), он спра­вед­ли­во за­ме­ча­ет, что «она ока­за­лась го­раз­до глуб­же, неже­ли пред­став­ля­ли се­бе преж­ние по­ко­ле­ния тол­ко­ва­те­лей», сво­див­шие ска­зан­ное к неза­мыс­ло­ва­той мо­ра­ли­сти­ке. Её на­ме­рен­но за­ву­а­ли­ро­ван­ный (Са­мим Хри­стом!) смысл рас­кры­ва­ет­ся в кон­тек­сте ев­рей­ских на­цио­наль­но-по­ли­ти­че­ских ожи­да­ний то­го вре­ме­ни.

«<…> (<…>  означает, что какая-то то часть текста пропущена, для того, чтобы не писать весь текст) Те­перь пред­ставь­те, ко­гда Хри­стос на­чал рас­ска­зы­вать эту прит­чу, как жад­но впи­ты­ва­ли её окру­жа­ю­щие и пы­та­лись раз­га­дать. А ло­мать го­ло­ву бы­ло над чем. Со­глас­но прит­че – се­я­ние на­ча­лось, се­я­тель вы­шел се­ять! То есть сбы­ва­ет­ся то, о чем пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки. Кто ока­зы­ва­ет­ся се­я­те­лем? Иисус! Но вот ужас для слу­ша­те­лей! Ока­зы­ва­ет­ся, этот ожи­да­е­мый сев бу­дет не од­но­знач­но удач­ным, как на то на­де­я­лись евреи. У про­ро­ков не най­дем упо­ми­на­ний о ка­ких-ли­бо непри­ят­но­стях во вре­мя «свя­щен­ной по­сев­ной». А тут… Иисус про­сто ре­во­лю­цию устра­и­ва­ет. Он го­во­рит, что Бог в Его ли­це на­чал се­ять, да ещё и то, что мно­гие се­ме­на по­гиб­нут или не да­дут пло­да и за­сох­нут

Од­но се­мя упа­ло на ка­ме­ни­стую поч­ву, дру­гое по­кле­ва­ли пти­цы (а пти­цы в Вет­хом за­ве­те бы­ли си­но­ни­мом языч­ни­ков, или бе­сов). По­лу­ча­ет­ся, что Бог-то се­ет, то есть ожи­да­ния и обе­ща­ния как бы сбы­ва­ют­ся, но всё про­ис­хо­дит со­всем не так, как то­го ожи­да­ли иудеи.

Итак, по­вто­рю, что озна­ча­ет по­сев се­ме­ни в прит­че Иису­са: это ис­пол­не­ние про­ро­честв – то есть со­вер­ше­ние спа­се­ния для Из­ра­и­ля. Эта прит­ча о са­мом глав­ном: Бог в ли­це Иису­са на­чал се­ять, как это пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки. И те­перь толь­ко от Его слу­ша­те­лей за­ви­сит, ка­кое от­но­ше­ние бу­дет это иметь к каж­до­му из них: ли­бо сев прой­дет ми­мо них, спа­се­ние как бы обой­дет их сто­ро­ной, ли­бо они его при­мут, оно в них про­рас­тет и при­не­сет обиль­ный плод.

Но в та­ком слу­чае вста­ет во­прос о вто­рой ча­сти прит­чи. По­че­му все Еван­ге­ли­сты, при­во­дя­щие эту прит­чу, не за­бы­ва­ют при­ве­сти тол­ко­ва­ние, дан­ное Иису­сом? От­ме­тим, очень стран­ное тол­ко­ва­ние: Се­я­тель сло­во се­ет. По­се­ян­ное при до­ро­ге озна­ча­ет тех, в ко­то­рых се­ет­ся сло­во…

При­чем тут сло­во?.. А при­том, что в Вет­хом За­ве­те сло­во озна­чало де­я­тель­ное, ди­на­мич­ное ис­пол­не­ние обе­ща­ний Бо­жи­их. Про­чи­тай­те этот от­ры­вок из про­ро­ка Ис­айи, и вам станет по­нят­на вза­и­мо­связь: Бог – се­мя – сло­во.

«Как дождь и снег нис­хо­дит с неба и ту­да не воз­вра­ща­ет­ся, но на­по­я­ет зем­лю и де­ла­ет её спо­соб­ной рож­дать и про­из­ра­щать, чтобы она да­ва­ла се­мя то­му, кто се­ет, и хлеб то­му, кто ест, – так и сло­во Моё <…> не воз­вра­ща­ет­ся ко Мне тщет­ным, но ис­пол­ня­ет то, что Мне угод­но, и со­вер­ша­ет то, для че­го Я по­слал его» (Ис.55:10-11). (Про­чти­те и да­лее).

<…> Прит­ча, ко­то­рую мы раз­би­ра­ем, ис­клю­чи­тель­но важ­на! <…> Это, кста­ти объ­яс­ня­ет тот факт, что её при­ве­ли все трое си­ноп­ти­ков: Мат­фей, Марк и Лу­ка. Ни­как нель­зя бы­ло её опу­стить…

А как ещё мож­но вы­ра­зить­ся о прит­че, в ко­то­рой чет­ко ска­за­но: ожи­да­е­мый дол­гие сто­ле­тия и пред­ска­зан­ный про­ро­ка­ми чу­дес­ный сев на­чал­ся! И те­перь от каж­до­го слу­ша­те­ля за­ви­сит, как он при­мет сло­во Хри­ста, или (что то же са­мое) – ре­аль­ность Спа­се­ния! Ли­бо са­та­на (не без уча­стия са­мих лю­дей, да­ю­щих ему воз­мож­ность так по­сту­пать) по­хи­тит эти дра­го­цен­ные се­ме­на и они не про­рас­тут в че­ло­ве­ке Ли­бо они услы­шат сло­во Хри­ста и устре­мят­ся за Ним, но по­сле­ду­ю­щие скорб­ные об­сто­я­тель­ства их от­вра­тят от ве­ры… Есть и те, ко­то­рые услы­шат сло­во, од­на­ко «за­бо­ты ве­ка се­го, обо­льще­ние бо­гат­ством и дру­гие по­же­ла­ния» за­глу­шат в них сло­во. Впро­чем, бу­дут и те, кто при­не­сет ве­ли­кий плод. Кто об­ра­тит­ся ко Хри­сту, и в ком это об­ра­ще­ние про­из­ве­дет ре­аль­ное пре­об­ра­же­ние.

Иисус ста­вит во­прос реб­ром: та ис­то­рия, ко­то­рую ждут иудеи, – их вы­мы­сел. Вот сей­час – имен­но сей­час! воз­ве­ща­ет­ся дру­гой сю­жет ис­то­рии, и Он – Иисус – глав­ное дей­ству­ю­щее ли­цо это­го сце­на­рия. Не про­ис­хож­де­ние, не на­цио­наль­ность – твой ко­зырь, то, что те­бя спа­сёт и спа­сёт как бы по­ми­мо тво­их лич­ных уси­лий, а то, как ты от­не­сёшь­ся к воз­ве­ща­е­мо­му Иису­сом сло­ву! По­то­му что сло­во это – есть сло­во Спа­се­ния… То, что воз­ве­ща­ет Хри­стос, и есть дол­го­ждан­ное Спа­се­ние! Вот цен­траль­ный пункт этой прит­чи.

Он на­столь­ко ра­ди­ка­лен, что мысль эту нуж­но вы­ска­зы­вать за­ву­а­ли­ро­ван­но, непро­зрач­но. Она и на са­мом де­ле вы­ска­за­на не со­всем по­нят­но. К ду­ма­ю­щим лю­дям Иисус об­ра­ща­ет сло­ва: «Кто име­ет уши слы­шать, да слы­шит Это вы­ра­же­ние озна­ча­ет, что нуж­но быть вни­ма­тель­ным, чтобы уло­вить то важ­ное, что Иисус хо­чет им со­об­щить.

Но не все лю­ди ум­ны и адек­ват­ны в сво­ем по­ве­де­нии. Кое-кто мо­жет сде­лать непра­виль­ные вы­во­ды из прит­чи и это спро­во­ци­ру­ет нестро­е­ния, вос­ста­ния, ко­то­рые мо­гут пло­хо окон­чить­ся. Имен­но по­это­му Хри­стос го­во­рит Апо­сто­лам и та­кие сло­ва: «Вам да­но знать тай­ны Цар­ствия Бо­жия, а тем внеш­ним – всё бы­ва­ет в прит­чах; так что они сво­и­ми гла­за­ми смот­рят, и не ви­дят; сво­и­ми уша­ми слы­шат, и не ра­зу­ме­ют, да не об­ра­тят­ся, и про­ще­ны бу­дут им гре­хи…»

Этот за­га­доч­ный пас­саж, со­вер­шен­но непо­нят­ный в Си­но­даль­ном пе­ре­во­де, пра­виль­нее пе­ре­ве­сти так: «Вам – да­на тай­на Цар­ствия Бо­жия, тем же, ко­то­рые вне, – всё да­ет­ся в прит­чах. Чтобы смот­ря­щие – смот­ре­ли и не уви­де­ли, слы­ша­щие – слы­ша­ли и не по­ни­ма­ли; чтобы не об­ра­ти­лись они, и [или: но, несмот­ря на это] бы­ло про­ще­но им».

При­выч­ный Си­но­даль­ный пе­ре­вод за­тем­ня­ет смысл, то­гда как из точ­но­го пе­ре­во­да яв­ствен­но сле­ду­ет, что Хри­стос на­ме­рен­но не го­во­рит мас­се, тол­пе, окру­жа­ю­щей Его, пря­мую Ис­ти­ну, чтобы не спро­во­ци­ро­вать лю­дей (осо­бен­но иудей­скую вер­хуш­ку) на неадек­ват­ные дей­ствия. Помни­те, в прит­че о наг­лых ви­но­гра­да­рях <…> ска­за­но, что Хри­ста хо­те­ли схва­тить. Ко­гда всё про­из­но­сит­ся слиш­ком от­кро­вен­но, то мно­гие мо­гут дей­ство­вать слиш­ком по­спеш­но и рез­ко. А для это­го ещё не вре­мя… Хри­стос рас­ска­зы­ва­ет прит­чу, чтобы её за­пом­ни­ли, чтобы её пе­ре­ска­зы­ва­ли и она бы­ла… ми­ной за­мед­лен­но­го дей­ствия. Чтобы не сей­час, а поз­же, ко­гда Он со­вер­шит ис­ку­пи­тель­ную Смерть и Вос­кре­се­ние, ко­гда пру­жи­на Ис­то­рии начнет стре­ми­тель­но рас­прям­лять­ся, – лю­ди вспом­ни­ли всё это и им от­кры­лась ис­ти­на.

Как в де­тек­тив­ном ро­мане мно­гие ча­сти ка­жут­ся бес­смыс­лен­ны­ми, по­ка не про­изой­дет куль­ми­на­ция, ко­гда бу­дет ска­за­но: кто есть кто, и всё это осве­тит все эле­мен­ты по­вест­во­ва­ния и всё станет до шо­ка по­ра­зи­тель­но оче­вид­ным, – так и здесь… Хри­стос не хо­чет, чтобы лю­ди в сво­ей мас­се сра­зу по­ня­ли прит­чу. По­это­му прит­ча как бы и по­нят­на, и од­новре­мен­но непо­нят­на.

   Юрий Рубанкандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Минской духовной академии

 

ЦИТАТА НЕДЕЛИ

Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего.

Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

Святитель Феофан Затворник (1815-1894)

Поделиться этой новостью города Кобрина