Опубликованно 28.10.2023
Воскресное Евангелие 2023.10.29
29 октября – Неделя (воскресенье) 21-я по Пятидесятнице.
Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской.
Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни.
Притча о сеятеле
(Сказал Господь такую притчу):
Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 5–15
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ
29 октября 2023 года Белорусская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников земли Белорусской.
28, 29 и 30 октября 1937 года по всей советской Беларуси прокатилась волна расстрелов верующих, а в подвалах минской тюрьмы «американки» было казнено более сотни представителей белорусской культурной и научной элиты. Именно поэтому и в церковном, и в гражданском календаре последние дни октября в Беларуси стоят особо, как дни национальной скорби, а дата 28 октября избрана днем памяти новомучеников белорусских. Он был установлен решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2011 году. Совершать празднование надлежит 28 октября при совпадении этой даты с воскресным днем или в ближайшее воскресенье после него.
На протяжении последних трех десятилетий в Белорусской Православной Церкви ведется активная исследовательская работа по изучению подвига новомучеников и исповедников ХХ века. Первым нормативно-правовым актом, санкционировавшим возможность доступа белорусских исследователей к уголовным делам репрессированных, стало Постановление Верховного Совета БССР от 6 июня 1991 г. № 847-XII «О порядке реабилитации жертв политических репрессий 1920-1980-х годов в Республике Беларусь». Систематическое изучение следственных материалов (анкет арестованных, протоколов допросов, показаний свидетелей и материалов для реабилитации) в значительной степени позволяет восстановить биографические данные пострадавших за Церковь Христову.
Начало профессионального изучения подвига белорусских новомучеников и исповедников было положено в 1990-е годы трудами выпускника исторического факультета БГУ и Минской духовной академии священника Феодора Кривоноса. Обратившись к материалам Центрального архива КГБ Республики Беларусь, священник Феодор в 1996 году издал «Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918-1951 годы)», включающий краткие справочные данные о 332 репрессированных православных священнослужителях, монашествующих и мирянах. Закономерным следствием исследовательской деятельности священника Феодора Кривоноса стала канонизация 23 новомучеников Минской епархии, проведенная 12 декабря 1999 года Святым Синодом Белорусской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Из проповеди священника Федора Кривоноса в день прославления святых новомучеников земли белорусской, произнесенной 12 декабря 1999 года в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска:
«Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I — начале IV столетия.
Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключенных в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь той безбожной, неоязыческой идеологии, которая временно, как и все от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке.
Согласно дореволюционной статистике, накануне 1913 года в пределах той территории, которую в начале XX века плотно населяли белорусы, существовало пять православных епархий: Минская, Полоцкая, Литовская, Могилевская и Гродненская. В них действовало 3613 церквей (включая соборные, приходские, приписные, домовые и кладбищенские), 470 часовен, 34 монастырские обители. В Минске, Вильно, Могилеве, Витебске функционировали духовные семинарии. Была достаточно широко развита сеть духовных училищ. При приходских храмах имелось 4247 начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты). Население, исповедывавшее православную веру и проживавшее в пяти вышеназванных епархиях, составляло 5 миллионов 561 тысячу человек.
С первых дней революции Церковь была отделена от государства, а Ее служители фактически поставлены вне закона. Началось планомерное уничтожение всего того, что напоминало людям о Боге, о их высшем земном призвании.
В 1921 году по условиям Рижского договора Белоруссия была разделена между Польшей и СССР. Как в Западной, так и в Восточной части Белоруссии в 20 — 30-е годы, хотя и в разных формах (и под разными предлогами), продолжилось глумление над православной Церковью.
Особенно тяжелой оказалась участь духовенства и мирян, проживавших в пределах Советской Белоруссии. Верующим людям пришлось пережить здесь компанию по вскрытию святых мощей (как это было с честными останками Преподобной Евфросинии Полоцкой); акцию изъятия церковных ценностей, в 1922 году проведенную под лживым предлогом помощи голодающим Поволжья; коллективизацию и связанные с ней массовые репрессии. Верующий народ явился свидетелем того, как разрушали храмы Божьи, снимали с них кресты, разбивали колокола, ломали иконостасы, уничтожали духовенство…
В угаре подобных настроений жили в 30-е годы, совершая свое служение, православные священники Минской епархии и других областей Советской Белоруссии.
Лишенные избирательных прав, не получавшие продовольственных карточек, они, ко всему прочему, не имели возможности пользоваться землей, и были обречены вместе со своими семьями на полуголодное, полунищенское существование. Многим из них не дали умереть с голоду прихожане, старавшиеся поддерживать своих пастырей из последних сил…
В этих страшных условиях официально поощряемого презрения и материальной нужды духовенству очень сложно было сохранить верность избранному в жизни пути пастырского служения, не поддаться соблазнам мира сего, не отказаться от священного сана.
Они действительно были не только притесняемы, но и гонимы самым лютым, бесчеловечным образом, но вера в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, распятого и воскресшего, дала им силы претерпеть все испытания, не упасть духом, а напротив с еще большим горением свидетельствовать о Христе и той Истине, которую хранит Его Святая Церковь!
Сегодня Белорусская Православная Церковь прославила всего лишь двадцать три новомученика. В сравнении с масштабом гонений, пережитых Ею в XX веке, и тем, сколько людей погибло в Белоруссии в уходящем столетии за исповедание веры православной, эта цифра, конечно, выглядит малой. Со временем она должна расти, пополняясь все новыми и новыми именами тех, кто исполнил высшую заповедь Божию, которая гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» /Ин. 15, 13/.
В восстановлении этой памяти мы видим исполнение нашего нравственного долга перед поколениями тех людей, которые трудами своей земной жизни, подвигом мученичества и исповедничества, даровали нам возможность в последнее десятилетие XX века заняться возрождением ранее стесненной и поруганной церковной жизни. Их подвигом мы живы с Вами сегодня. А посему память о них да пребудет во веки веков!»
В 2006 году решением Святого Синода Белорусского Экзархата была образована Комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви. Помимо вопросов подготовки материалов для прославления белорусских святых, комиссии было поручено организовать работу по составлению епархиальных мартирологов (перечней пострадавших за веру христиан). В состав комиссии были включены представители всех белорусских епархий, перед которыми была поставлена задача сбора материалов о православных священнослужителях, монашествующих и мирянах, необоснованно подвергавшимся репрессиям. На протяжении последних тридцати лет центрами изучения подвига новомучеников и исповедников являлись Минские духовные академия и семинария.
В результате проведенных исследований перечень почитаемых в Белорусской Православной Церкви новомучеников и исповедников в настоящее время включает около 30 имен.
В их честь построены храмы в разных уголках Беларуси – Минске, Могилеве, Гродно, Гомеле, Дятлово, Скиделе и некоторых других городах и селах.
Статья подготовлена по материалам Синодальной комиссии БПЦ по канонизации святых и доклада кандидата богословия, проректора по научной работе МинДА и МинДУ А.В. Слесарева «Изучение подвига новомучеников и исповедников в Белорусской Православной Церкви». Church.by
К пониманию исторического смысла притчи о сеятеле
Священник Константин Пархоменко называет притчу о сеятеле самой «простой и одновременно… самой сложной и загадочной притчей из всех, что мы читаем в Евангелии». Разбирая её по тексту у Марка (Мк.4:1-20), он справедливо замечает, что «она оказалась гораздо глубже, нежели представляли себе прежние поколения толкователей», сводившие сказанное к незамысловатой моралистике. Её намеренно завуалированный (Самим Христом!) смысл раскрывается в контексте еврейских национально-политических ожиданий того времени.
«<…> (<…> означает, что какая-то то часть текста пропущена, для того, чтобы не писать весь текст) Теперь представьте, когда Христос начал рассказывать эту притчу, как жадно впитывали её окружающие и пытались разгадать. А ломать голову было над чем. Согласно притче – сеяние началось, сеятель вышел сеять! То есть сбывается то, о чем предсказывали пророки. Кто оказывается сеятелем? Иисус! Но вот ужас для слушателей! Оказывается, этот ожидаемый сев будет не однозначно удачным, как на то надеялись евреи. У пророков не найдем упоминаний о каких-либо неприятностях во время «священной посевной». А тут… Иисус просто революцию устраивает. Он говорит, что Бог в Его лице начал сеять, да ещё и то, что многие семена погибнут или не дадут плода и засохнут…
Одно семя упало на каменистую почву, другое поклевали птицы (а птицы в Ветхом завете были синонимом язычников, или бесов). Получается, что Бог-то сеет, то есть ожидания и обещания как бы сбываются, но всё происходит совсем не так, как того ожидали иудеи.
Итак, повторю, что означает посев семени в притче Иисуса: это исполнение пророчеств – то есть совершение спасения для Израиля. Эта притча о самом главном: Бог в лице Иисуса начал сеять, как это предсказывали пророки. И теперь только от Его слушателей зависит, какое отношение будет это иметь к каждому из них: либо сев пройдет мимо них, спасение как бы обойдет их стороной, либо они его примут, оно в них прорастет и принесет обильный плод.
Но в таком случае встает вопрос о второй части притчи. Почему все Евангелисты, приводящие эту притчу, не забывают привести толкование, данное Иисусом? Отметим, очень странное толкование: Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово…
Причем тут слово?.. А притом, что в Ветхом Завете слово означало деятельное, динамичное исполнение обещаний Божиих. Прочитайте этот отрывок из пророка Исайи, и вам станет понятна взаимосвязь: Бог – семя – слово.
«Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способной рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Моё <…> не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:10-11). (Прочтите и далее).
<…> Притча, которую мы разбираем, исключительно важна! <…> Это, кстати объясняет тот факт, что её привели все трое синоптиков: Матфей, Марк и Лука. Никак нельзя было её опустить…
А как ещё можно выразиться о притче, в которой четко сказано: ожидаемый долгие столетия и предсказанный пророками чудесный сев начался! И теперь от каждого слушателя зависит, как он примет слово Христа, или (что то же самое) – реальность Спасения! Либо сатана (не без участия самих людей, дающих ему возможность так поступать) похитит эти драгоценные семена и они не прорастут в человеке… Либо они услышат слово Христа и устремятся за Ним, но последующие скорбные обстоятельства их отвратят от веры… Есть и те, которые услышат слово, однако «заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» заглушат в них слово. Впрочем, будут и те, кто принесет великий плод. Кто обратится ко Христу, и в ком это обращение произведет реальное преображение.
Иисус ставит вопрос ребром: та история, которую ждут иудеи, – их вымысел. Вот сейчас – именно сейчас! – возвещается другой сюжет истории, и Он – Иисус – главное действующее лицо этого сценария. Не происхождение, не национальность – твой козырь, то, что тебя спасёт и спасёт как бы помимо твоих личных усилий, а то, как ты отнесёшься к возвещаемому Иисусом слову! Потому что слово это – есть слово Спасения… То, что возвещает Христос, и есть долгожданное Спасение! Вот центральный пункт этой притчи.
Он настолько радикален, что мысль эту нужно высказывать завуалированно, непрозрачно. Она и на самом деле высказана не совсем понятно. К думающим людям Иисус обращает слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Это выражение означает, что нужно быть внимательным, чтобы уловить то важное, что Иисус хочет им сообщить.
Но не все люди умны и адекватны в своем поведении. Кое-кто может сделать неправильные выводы из притчи и это спровоцирует нестроения, восстания, которые могут плохо окончиться. Именно поэтому Христос говорит Апостолам и такие слова: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним – всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи…»
Этот загадочный пассаж, совершенно непонятный в Синодальном переводе, правильнее перевести так: «Вам – дана тайна Царствия Божия, тем же, которые вне, – всё дается в притчах. Чтобы смотрящие – смотрели и не увидели, слышащие – слышали и не понимали; чтобы не обратились они, и [или: но, несмотря на это] было прощено им».
Привычный Синодальный перевод затемняет смысл, тогда как из точного перевода явственно следует, что Христос намеренно не говорит массе, толпе, окружающей Его, прямую Истину, чтобы не спровоцировать людей (особенно иудейскую верхушку) на неадекватные действия. Помните, в притче о наглых виноградарях <…> сказано, что Христа хотели схватить. Когда всё произносится слишком откровенно, то многие могут действовать слишком поспешно и резко. А для этого ещё не время… Христос рассказывает притчу, чтобы её запомнили, чтобы её пересказывали и она была… миной замедленного действия. Чтобы не сейчас, а позже, когда Он совершит искупительную Смерть и Воскресение, когда пружина Истории начнет стремительно распрямляться, – люди вспомнили всё это и им открылась истина.
Как в детективном романе многие части кажутся бессмысленными, пока не произойдет кульминация, когда будет сказано: кто есть кто, и всё это осветит все элементы повествования и всё станет до шока поразительно очевидным, – так и здесь… Христос не хочет, чтобы люди в своей массе сразу поняли притчу. Поэтому притча как бы и понятна, и одновременно непонятна.
Юрий Рубан — кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Минской духовной академии
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего.
Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.
Святитель Феофан Затворник (1815-1894)