Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 15.10.2022

Воскресное Евангелие 2022.10.16

16 октября – Неделя (воскресенье) 18-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. 

 

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31-36  

 

Святитель Филарет Московский

Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого

Любите врагов ваших и благотворите. Лук. VI. 35

Чего бесполезно домогался высочайший из ангелов света, чем прельстился бессмертный человек в раю сладости, то вам, счастливые смертные, обещает, вам заповедует Божия любовь ныне.

Буду подобен Всевышнему (Исаии XIV. 14), говорит мечтатель денница; но Бог истины ответил громом Своим: во ад сойдешь (Исаии XIV. 15). Будете, как боги (Быт. III. 5), ласкал коварный змий праотцев; но Бог истины говорил: смертью умрете (Быт. II. 17). Тот же Бог обещает нас усыновить Себе и хочет, и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стоит нам столь великий дар! Его цена есть любовь к врагам нашим: любите враги ваши и благотворите… и будете сынами Всевышнего: ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. VI. 35 и 36), будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. V. 48).

 Итак вы, которые имеете счастье быть ненавидимы! Славою чад Божиих умоляю вас остановить движения гнева и негодование, вас порывающее, чтобы обозреть путь совершенства, открытый для вас милосердым Промыслом: любите врагов ваших и благотворите.

Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов. ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ЖИВОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В БЛАГОСОСТОЯНИИ ДРУГОГО. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его (Рим. XII. 20). Вот образ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу его, употребите эту благочестивую хитрость, чтобы отнять у него желание делать зло, чтобы возвратить невинность и спокойствие сердцу возмущенному злобой. Любите врагов ваших и благотворите!

Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественной; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы?

Конечно, мы не можем любить зла, да и кто этого требует? Чувствуйте всё омерзение к порокам, какое они заслуживают,этого не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив их, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, – разве менее противно природе ненавидеть человека?

Человек! Какое имя, какое обаятельное слово для обезоружения самого разъяренного мщения! Природа разве не связала тебя с ним тысячей нужд житейских? Разве она не говорит за него в твоем сердце? Сам Бог любит его, печётся о нем, хранит его, – и ты не страшишься, ненавидя слабого, вооружить против себя Всесильного? Или ты думаешь, что Всевидящий не вступится за Своё стяжание? Хотеть наказать врагаесть наглым образом входить в права Вседержителя,это есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив Себе человека безмерными благодеяниями, Он хочет той же рукой, которой дает ему блаженство, совершать ею же и наказание: Мне отмщение, Я воздамговорит Господь (Рим. XII. 19).

Но для чего Бог благости и милосердия приемлет столь грозный титул – Бога отмщений? Не по недостатку ли любви Своей? Нет! Он сделается врагам нашим врагом от избытка любви для безопасности нашей свободы и спокойствия…

Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть, обидой за обиду! Что, если враг сильнее тебя?.. К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы, чем открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие – о удаче противника, и наконец самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, пламя геенское!

Что же остается нам для отвращения этих самопроизвольных мучений?

Предаться Богу и отвечать на ненависть — любовью, на коварство — простотой, на злоумышления — доброжелательством, на укоризны — полезными советами, на обиды — благотворениями, на проклятие — молитвами. Вот истинные оружия против врага! Это творя, по выражению великого Апостола, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. XII. 20). Сколько бы он ни был жесток и окаменевший, – твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого, – стыд сжигает его. Таким образом любовь к врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели!

По этой причине милосердый Бог за одну любовь к врагам, как бы вменяя нам и те добродетели, к которым возбуждаем других, за одну эту добродетель обещает прощение наших грехов: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Матф. VI. 14).

Удивительно, словом, действие благодати! Как в древности израильский народ, угрызаемый змеями, воззрев на медное изображение змея, мгновенно исцелялся от смертоносных своих язв: так человек, уязвленный эдемским змием и зараженный ядом греха, единым воззрением любви на его подражателя, врага своего, возвращает здравие душе своей. Ибо в нашей воле – иметь врагов и благодетелей. Если мы великодушны и кротки, то они ничего не могут сделать, разве подать случай загладить пред Богом наши преступления. Они сеют плевелы, а мы пожинаем пшеницу: их обиды — суть наши заслуги.

Почему же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли благоразумие взирать на всё с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчительна? Злословят? Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте спокойны; – какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше бесчестие. Лишают имения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля и что наполняет ее (Псал. XXIII. 1). Гонения человеческие только приближают к царству Божию. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матф. V. 10). Угрожают смертью? Не бойтесь! Жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Фил. I. 21).

Если эти размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь врагами Божьими (бесами), поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших. Аминь.

  Святитель Филарет Московский (Дроздов, митрополит, 1782–1867)

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

 

О любви 

 

ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ЖИВОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В БЛАГОСОСТОЯНИИ ДРУГОГО.

Святитель Филарет Московский

 

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу.         

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

 

Заповедь о любви ко врагам очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою.                                            

Святитель Иоанн Златоуст (~347-407)

 

Дух Святой есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1936)

 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина