Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 19.08.2023

Воскресное Евангелие 2023.08.20

20 августа – Неделя (воскресенье) 11-я по Пятидесятнице.

Попразднство Преображения Господня.

Преподобномученика Дометия. Обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского.

 

О милосердии царя-правителя и жестокосердии прощенного им раба.

Сказал Господь притчу сию: посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23–35

                               

Проповедь игумена Максима в 11-ю Неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

ДОРОГИЕ братья и сестры! Господь, Начало и Творец всего, по Своей неизреченной любви сотворил Небо и Землю, растения, птиц и животных, создал человека и дал ему все необходимое для блаженной жизни, служения Богу и прославления Его. Он cошел на землю и Своими Крестными страданиями искупил грехи падшего человека.

По Своем Воскресении Господь Иисус Христос обещал вечное пребывание в раю всем, кто следует за Ним, соблюдая заповеди о любви к Богу и ближним. Живя в этом мире, человек пользуется дарами Божиими, а также опытом, накопленным всем человечеством, результатами трудов других людей, помощью и поддержкой ближних. Помня все это, мы должны понимать, насколько мы обязаны Богу и ближним.

Но очень часто и в молодости, и в зрелом возрасте, и в старости человек начинает возмущаться и бунтовать. С этим мы сталкиваемся то и дело: в храм приходит много людей, которые не понимают, что своей жизнью и своим существованием они обязаны Богу. Они возмущаются, ищут какой-то справедливости, уважения к себе, стараются жить по своим принципам. На основе этого возмущения нередко возникают различные учения, партии, которые живут по своему уставу, по собственной «библии», по вымышленным, ложным законам. И это не ново, все это было с самого начала человечества. Еще Адам пытался выяснять какие-то отношения с Богом, оспаривал свои обязанности, пытался обвинить в чем-то Бога. Часто человек не осознает, что за малый труд ради Бога он получит благо вечное, о котором говорит апостол: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

В одной из древних летописей есть рассказ о том, как к епископу привели женщину, которую взяли в прелюбодеянии. В то время в христианских общинах епископ исполнял роль судьи и должен был ее судить. Епископ попросил принести ему кусок холста, отдал его женщине и сказал: «У тебя будут трудные роды. Если ты умрешь, этот холст будет тебе саваном; если останешься в живых – он пригодится твоему младенцу». После этого он отпустил женщину. А так как он судил не один, а вместе с избранными людьми и многие ждали наказания для согрешившей женщины, то одна мнившая себя благочестивой девица закричала: «Этот епископ неправ! Он безумный!» Епископ ответил: «Я много лет провел в пустыне, чтобы быть “безумным” и отвергнуть мирскую справедливость». Своим решением он напомнил согрешившей женщине о смерти, о мимолетности жизни, надеясь, что она будет сокрушаться и плакать о своем грехе, будет просить у Бога покаяния в ожидании того, что Господь ей пошлет.

Известны и другие случаи. В одном храме прислуживали две девицы, бывшие сестрами и выполнявшие различную работу по храму. Они много трудились, но постоянно кого-то осуждали. Практически всех, кто приходил в храм, они своими злыми языками осуждали, пытались чему-то научить, делая это не по любви, а по своей гордыне и злобе. В древности был обычай хоронить тех людей, которые служили при храме и посвятили этому всю свою жизнь, внутри храма. После кончины сестер их похоронили в храме. И когда совершалась Литургия, то все видели, как из их гробниц поднимались две тени и после слов священника «оглашенные, изыдите» удалялись из храма. Об этом происшествии доложили епископу. Епископ собрал всех тех, кого осуждали эти покойные девицы, совершил службу, после которой вместе с народом вознес молитвы о прощении этих двух безумных девиц, считавших себя выше других и начавших уже здесь, на земле, боготворить себя, тем самым лишая себя христианского звания рабов Божиих, рабов Христовых. Лишь после этого всеобщего прощения тени из гробниц перестали появляться. Это означало, что Господь простил их и принял в Свои обители.

Нам, дорогие братья и сестры, Церковь напоминает евангельской притчей о том, что своим существованием, своей жизнью мы обязаны Богу; что перед Ним мы всегда в долгу, всегда виновны. Что мы должны смирять в себе бунтарский дух, живущий в каждом из нас и проявляющийся в разное время и в разном возрасте, не забывая, что все наши болезни, наши трудности и все происходящее с нами в этой временной жизни – лишь вехи на пути либо к Богу и Царствию Небесному, либо прочь от Него. Не будем предаваться унынию и нерадению. Постараемся следовать учению святых отцов, говоривших, что должно держать свой ум во аде, сознавая свои немощи и грехи, но не отчаиваться, а надеяться на милость Божию. Станем больше следить за собой в повседневной жизни, тем более что мы не имеем церковного послушания наставлять других, постараемся исправляться и смиряться перед Богом, и готовить себя к вечности, ибо жизнь наша очень коротка. Аминь.

Игумен Максим (Рыжов)

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

О какой правде ты говоришь? Разве Бог каждый день не дает нам в стократ больше, чем мы способны Ему вернуть? Однако Он не жалуется на неблагодарность.

Святитель Николай Сербский (1881–1956)

 

Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остается солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от похвал не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим и благодарим, а самим себе приносим пользу. И когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет, открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется, кто закрывает глаза и не видит свет, вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех; тому, кто чувствует ее и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783)

 

Благодарение — есть свидетельство о возлюблении Бога.

Преподобный Феодор Студит (758–826)

 

Поделиться этой новостью города Кобрина