Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 05.08.2023

Воскресное Евангелие 2023.08.06

6 августа – Неделя (воскресенье) 9-я по  Пятидесятнице.

Мученицы Христины. Мученников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.

 

Иисус идет по водам

 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.    

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 22–34

 

 

«Его качает, но он не тонет!» 

 «…Корабль же бе посреде моря, влаяся волнами» (Мф. 1424).

Проповедь митрополита Флоринского Августина Кантиотиса

После того, как в пустыне произошло чудо насыщения пяти тысяч человек (Мф. 14, 13–21), дорогие мои, Господь повелевает своим ученикам сесть на корабль, в рыбацкое судно, чтобы отправиться «на другую сторону» (Мф. 14, 22), в город Капернаум.

Сам же Он не отплывает с ними. Он остается на месте, и, отпустив народ, поднимается на гору, чтобы в тишине пустыни пообщаться со Своим Небесным Отцом. Там Он молится в одиночестве всю ночь. Но пока Он пребывает в молитве, что делают Его ученики?

Двенадцать апостолов, переплывая Геннисаретское озеро, внезапно попадают в бурю. Сначала погода была хорошей, но потом она изменилась, стало сильно штормить. Теперь им приходится бороться с необузданными волнами. Они сражаются с бурей одни, Христос — их возлюбленный Учитель — не рядом с ними. Они борются со стихией, имея в своем распоряжении лишь одно небольшое судно, не способное выдержать такой шторм и готовое утонуть, погрузившись на дно. Они сражаются непрерывно, час за часом, всю ночь, в полной темноте, и только перед самым рассветом к ним приходит Господь, идя по воде!

Это тоже действует на них устрашающе. Они думают, что это какой-то призрак, они испытывают замешательство; крики ужаса вырываются у них из груди. Но Христос не хочет пугать их — напротив, Он приходит, чтобы ободрить своих детей. Он обличит маловерие Петра, прикажет ветру утихнуть, остановит волны и, наконец, примет поклонение тех, кто находится в этом судёнышке. Все они, со страхом следившие за яростной бурей, от которой у них «душа ушла в пятки», и увидевшие явное чудо — когда внезапно прекратился ветер и в одно мгновение утихло бушующее море — подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 33).

Это происшествие с учениками на корабле, а также их чудесное спасение от кораблекрушения, является образом, живописующим Церковь Христову, её злоключения и бедствия, а также её победы и триумфы. Но давайте рассмотрим этот образ подробнее.

* * *

Корабль Небесный, дорогие мои, есть Церковь, которой суждено вознести верующих «на другую сторону», в Горний град, в Царствие Божие.

Но плавание Церкви через века не происходит спокойно. Затишья среди бури немногочисленны и редки, обычно море штормит. Сатана множеством способов пытается потопить этот корабль, чтобы ему не удалось высадить своих пассажиров на берегах вечной жизни, в гавани спасения, но чтобы они потерпели кораблекрушение в море заблуждения и греха.

Сатана поднимает огромные волны. Порой можно подумать, что, не выдержав этих буйных волн, судно будет влачимо туда и сюда, перевернется, потеряет курс, опрокинется, ударится о скалы и разобьется на части. Что это за волны? Это различные лжеучения, заблуждения, ереси, расколы, новые теории рационалистов и атеистов, а также косвенные или прямые гонения со стороны власть имущих. Все они вместе или каждое по отдельности, словно дикие волны, обрушиваются на Церковь Христову и стремятся её потопить.

Те, кто управляет кораблём, пастыри и учителя Церкви, борются, как могут. Но они, как это свойственно людям, видя вокруг себя бушующее море, видя тёмную и безлунную ночь, начинают слабеть, поддаваться панике, терять мужество, колебаться, думать, что все пропало, и впадать в отчаяние.

Верные страдают от качки; они чувствуют замешательство, теряют ориентацию в пространстве и, измученные бедствием, бредут то направо, то налево, причем есть немало таких, кто, по неосторожности поскользнувшись, падает за борт и тонет в пучине морской.

Неверные, с другой стороны, с неописуемым ликованием и с неким радостным ожиданием наблюдают за драматической борьбой, за рискованным путешествием, за противостоянием Корабля Церкви ветру и волнам, и с минуты на минуту ожидают кораблекрушения, чтобы отпраздновать свою победу. Они так хорошо, так искусно, с такой сатанинской ловкостью подготовили различные планы по разрушению Церкви, что её крушение кажется им неизбежным. Находясь на берегах міра, они ждут, словно пираты или дикари, когда можно будет подобрать то, что вынесет море после крушения.

Но благословен Бог! Командующие кораблем, пастыри и служители Церкви, ободритесь. Верующие, оставайтесь на местах. Неверные, восскорбите и бегите! Христос грядет! Он явит Свою силу и Свою славу! У вас могло создаться ложное впечатление, будто в течение многих лет и веков Он не интересуется судьбой Своей Церкви. Но Он не препятствовал этому шторму нарочно: Он сделал это с определённой целью, потому что хотел испытать всех, и своих, и врагов, чтобы стало видно безумие неверных и преданность верных, терпение мучеников и благоразумие пастырей. Но когда наступает критический момент, когда всё кажется ужасным и мрачным, враждебным для Церкви и восстающим на неё, тогда Господь, всегда невидимо управляющий ею, являет ту нежность, которую Он питает к Церкви, возлюбленной Невесте Своей. По Его повелению затихают ветры, прекращаются волны и наступает полнейший штиль.

Так Церковь, знавшая дни многих бурь, видит и дни спокойствия, мира. Сколько продлятся эти дни спокойствия и мира для Церкви, мы не знаем, это ведомо одному лишь Богу. Мы должны твёрдо знать лишь одно и веровать в то, что наша Православная Церковь есть единственный корабль спасения, который двадцать веков тому назад по повелению Господа отчалил от берегов Геннисаретского озера, отправился в дальнее плавание по морям и океанам, встретил бури, принял сильнейшие удары по своим бортам от господствующего в міре зла, много раз казалось, что он вот-вот утонет, но он до сих пор не утонул и не утонет никогда. По прекрасному выражению великого учителя Церкви, святителя Иоанна Златоуста, корабль Церкви Христовой «качает, но он не тонет»; он сотрясается и подвергается бедствию под ударами волн, но не погружается на дно никогда.

И как она может утонуть, если у штурвала — Христос? Конечно, как и Сам Христос подвергался испытаниям, точно так же будет испытана и Его Церковь. Она пройдет через мученичество, поднимется на Голгофу, претерпит поношения и унижения, но победа будет за нею. И торжество её будет столь велико, что не только «находящиеся на корабле» — те, кто верен Христу и живет в лоне Его Церкви, но и враги её, то есть те, кто её ненавидит и борется с ней, признают её истину, её силу и её неодолимую высоту.

И мы, чада её, обладая этой истиной, должны оставаться верны Церкви Христовой. Пусть не пугают нас волны, пусть не устрашают нас неверные. Они погибнут и исчезнут, как пена на гребне волны, а Церковь, исполнив свое предназначение в міре, достигнет желанной цели и бросит якорь в гавани вечной жизни, «на другой стороне». Тогда триблаженные пассажиры, причалив к пристани, с неописуемой радостью узрят там берега вечной жизни.

* * *

Дай Бог, дорогие мои, чтобы и вы, и я, и все христиане были среди этих счастливых пассажиров корабля. Что за радость тогда, что за слава тогда и какое блаженство!

 Митрополит Флоринский Августин (Кантиотис, 1907 – 2010)

 

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

ЧТО ТАКОЕ ЕРЕСЬ?

Митрополит Августин (Кантиотис)

Ересь – это ядовитая пища для души; она подобна фальшивому лекарству, которое не излечивает, а наносит вред, или поддельной монете, которая внешне схожа с драгоценной златницей, но не имеет ее цены. Это окрадывание Священного Предания; это искажение совершенной и истинной веры; это уклонение от прямого пути, который начертало для нас Слово Божие. Ересь – это принятие религиозных идей, которые Церковь осуждает как ложные и противные ее правой вере. Ересь – это настоящее преступление, подрывающее авторитет и влияние нашей Церкви, которую основал Сам Христос как столп и утверждение истины.

Но, увы, в наше время люди не придают никакого значения той опасности, которую несет для нас ересь.

И это тоже знамение времен.

О, мір! Ты заботишься о многих вещах. Ты заботишься о том, чтобы пить натуральное молоко; чтобы твоя еда была полезна и богата витаминами; чтобы лекарства помогали; чтобы монеты и банкноты не были поддельными; чтобы археологические памятники бережно сохранялись без малейших повреждений; чтобы транспортные средства, с помощью которых ты путешествуешь, не отклонялись от маршрута.

Ты заботишься о чем угодно, кроме одного – православной веры. К ней ты испытываешь полнейшее безразличие. Что ждет тебя, мір, с таким искаженным восприятием действительности и холодностью к вере?

Оставаясь равнодушным к величайшим и высочайшим вещам, ты неизбежно скатишься в бездну рационализма, материализма, неверия и атеизма, и тогда ты поймешь, что такое Православие, которое ты сейчас презираешь.

А вы, верные души, продолжающие житие в веке сем, не увлекайтесь современными мірскими течениями, не устрашайтесь при виде полчищ врагов, окружающих вас со всех сторон и идущих на вас в атаку, но храните стойкость и оставайтесь во всем верны вере, переданной нам от святых. Будьте готовы подвизаться подвигом добрым. Православие живет, и последняя победа будет за ним!

Митрополит Августин (Кантиотис),

 Церковь (ГрецииЭллады

 

«Дела плоти известны; они суть: … ереси… Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21).

Поделиться этой новостью города Кобрина