Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 22.04.2023

Воскресное Евангелие 2023.04.23

23 апреля Неделя (воскресенье) 2-я по Пасхе, 

апостола Фомы́. Антипасха.

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!  Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.  Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.  Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.  Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.  Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.  Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.  После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!  Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.  Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!  Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.  Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.  Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19-31

 

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

 

БЛАЖЕННЫ НЕВИДЕВШИЕ. 

Христос воскресе!

Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться.

Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (Ин.11:16), был активным участником беседы после Тайной вечери (Ин.14:5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:26–29).

«Не будь неверующим, но верующим» (Ин.20:27) – это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера – это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (2Фес.1:3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека.

Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить – значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6).

Верить в Бога постоянно – значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (Числ.32:12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор.6:5).

«Повстречать Бога» для пророка Исаии означало предстать перед судом Всевышнего, так как перед лицом Бога все грехи людей становятся явными (Ис.6:5). Верующий человек для пророка Исаии – это тот, кто видит в настоящем житии различные катаклизмы и, даже теряя уверенность в ближайшем будущем, все равно сохраняет надежду на славный конец времен. Когда закончатся все страдания, «скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис.12:1–2).

Для Иоанна Богослова, в отличие от пророка Исаии, вера – это не просто надежда на будущее избавление от боли, упокоение в селении праведников. По апостолу Иоанну, верующий человек обретает спасение здесь и сейчас, потому что он сейчас принимает Иисуса как Спасителя (Ин.1:12). Верующий уже «не судится» (Ин.3:18), но «перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Все Евангелие было написано, дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31).

Хотя, казалось бы, однажды поверив, мы уже не должны возвращаться назад, но мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк.9:24). Сам Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, когда снова вернется ко Христу, утвердил бы братьев своих (Лк. 22:32).

Возвращение к вере пережили многие апостолы: Петр, Фома и Иоанн Богослов. Любимому ученику недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда увидел материальные свидетельства воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (Ин.20:8). (Святые отцы Православия  следующим образом разъясняют причину, по которой Апостол Иоанн, увидев погребальные пелены и отдельно лежащий плат с главы,  вновь уверовал: по окончании приготовления  тело Господа, по обыкновению (Ин.19:40), было омыто чистой водой; потом осыпано благовониями  и вместе с ними обвито пеленами – четырёхугольным широким платом (плащаницей). Голова и лицо были обвиты узким платом – головным полотенцем (сударь). То и другое перевязано шнурками. Так Иисус Христос  был положен во гроб и в таком же виде, в каком Лазарь был восстановлен Им из гроба (Ин.11:44). При Воскресении тело Господа Иисуса Христа прошло сквозь пелены, не изменив их положения, как Он впоследствии являлся своим Апостолам при запертых дверях. Это не изменённое положение пелены и отдельно лежащего сударя, прежде обвивавших тело и главу Иисуса Христа, из которых невозможно извлечь тело, не нарушив их целостности, и засвидетельствовали Апостолу Иоанну факт Воскресения Христа, так что он вновь уверовал. А для нас это ещё и свидетельство невозможности похищения тела Христа из гробницы при таких обстоятельствах. Плащаница, через которую прошло при Воскресении тело Иисуса Христа, сохранилась до настоящего времени и стала мировой сенсацией, когда археологу, адвокату и фотографу-любителю Секондо Пиа в 1898 г. впервые разрешили сделать фотографии этой Плащаницы, ставшей известной как Туринская Плащаница (по месту хранения) или Пятое Евангелие.  На фотопластинке проявился позитивный образ – рельефный портрет Божественной красоты. Сделанная в человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий, но вместе с ними при этом проявился Лик предельной величественности и царственности. С тех пор учёные – исследователи Туринской Плащаницы – открывают всё новые и новые детали, подтверждающие реальность Евангельского описания величайшего и гнуснейшего преступления в истории человечества – распятия творением Творца.Ред.)

После вознесения Спасителя апостолы потому совершали многие знамения и чудеса (Деян.15:12; 2Кор.12:12; Евр.2:4), что одного слова для их проповеди о Воскресении было мало.

Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов (Рим.1:20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. Но хотя мы можем приблизиться к Святой Земле, где ступала нога Спасителя, мы не можем увидеть Христа своими глазами и вложить в Его раны свои руки. Христос не является нам в телесном облике, через апостольских преемников не творятся чудеса. Как можем мы умножить веру, как нам не колебаться?

Чтобы не колебаться в вере, апостол Павел предлагает такие средства: терпеть и стоять в вере (Евр.10:35–39), стремиться к единству веры и познания Сына Божия (Еф.4:13).

Это единство веры и знания раскрывается для нас в Божественной Литургии. Каждый раз за Литургией в Символе Веры мы едиными устами исповедуем знание о Сыне Божием, каждый раз в конце Литургии мы поем «Видехом Свет истинный», исповедуя обретение истинной веры. Мы видим Его Кровь, истекшую из ребр в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его Плоть, становясь причастниками Божеского естества. Мы слышим евангельское слово, возвращающее нас во времена апостолов. Литургия, богослужение восьмого дня, преодолевает время, она позволяет нам увидеть чудо преложения Святых Даров и прикоснуться ко Христу.

Опыт Причастия за Литургией оставляет в стороне слово «вера». Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем по волнам Литургии, мы с Богом пребываем и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается – тогда нам нужна вера. Это и есть область веры Фомы – мгновение, когда человек понимает, что видения Христа уже нет, но уверенность в Нем еще здесь.

Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он – необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.

Пусть же слова Фомы: «Господь мой и Бог мой» – будут для нас опытным знанием за Литургией и Верой – когда сомневаемся, что Христос – Воскрес. Он рядом с нами всегда.

Аминь.

Иеромонах Ириней (Пиковский)

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

Ве́рнер Карл Ге́йзенберг (1901–1976)–немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики, лауреат Нобелевской преми по физике (1932), член ряда академий и научных обществ мира сказал: «Значения всех  понятий и слов, образующиеся  посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены. Поэтому путем только рационального мышления никогда нельзя прийти к  абсолютной истине». 

Без абсолютной истины отсутствует эталон, по которому мы могли бы сверять правильность наших мыслей, чувств, желаний и жизни. 

Для вывода нас из этого тупика и воплотился Христос, засвидетельствовав, что Он есть Свет миру: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. Иоан.12:46»;  Он есть Путь, Истина и Жизнь: «Я есмь путь и истина и жизнь. Иоан.14:6». Для этого Христос и создал Свою Церковь, о чём предрёк: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Матф.16:18». А апостол Павел засвидетельствовал: «Церковь Бога живаго столп и утверждение истины. 1Тим.3:15».

Поэтому дьявол и его слуги ведут борьбу против Православной Церкви Христовой – Единственной хранительницы абсолютной и неповреждённой истины, переданной Христом для свободного доступа всем желающим, и препятствующей превратить человечество в рабов дьявола и его слуг – манипуляторов людьми.

В помощь тем, кто хочет правильно понимать происходящие события исходя из абсолютной истины (а вне её всё превращается во вкусы, о которых, по свидетельству народной мудрости, не спорят), приведем следующие разъяснения святого Кирилла (просветителя славян) и Православной Церкви:

 

РАЗНОСТЬ МЕЖДУ ОБИДАМИ ЧАСТНЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ.

«Христос есть Бог ваш, – сказали Сарацинские мудрецы (сарацины – восточные люди) святому Константину*, – для чего же вы не поступаете так, как Он повелевает вам? Иисус заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, биющим в ланиту (щеку) обращать другую ланиту, а вы – что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, исходите на брань, убиваете». Выслушав это, Святой мудрец спросил у них: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, то который человек будет совершенный хранитель закона: тот ли, кто исполняет одну, или тот, кто исполняет обе заповеди?». Когда Агаряне (мусульмане) указали на второго, он продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни этой явить не может, разве кто положит душу свою за други своя. Итак, мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам, как людям частным; но в обществе друг друга защищаем, жертвуя своей жизнью, чтоб вы, пленив наших сограждан, вместе с телом не пленили и душ их, принудив к богопротивным деяниям. Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют святую Церковь, где Спаситель мира присутствует невидимо; охраняют государя, в священной особе коего почитают власть и силу Царя небесного; охраняют отечество, с разрушением которого неминуемо падёт отечественная власть и поколеблется вера Евангельская. Вот драгоценнейшие залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины; и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом о спасении их отечества».

Христолюбивые всероссийские воины! Какое для вас побуждение подвизаться против врагов отечества! Какая неизреченная награда, если за Церковь, царя и родимую страну прольёте кровь вашу! Любовь есть легчайший путь в Царство небесное; но больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15, 13).

___________________________________

* Святой Константин (827–869гг.), в схимонашестве наречённый Кириллом, с братом своим, преподобным Мефодием (~815–885гг.), проповедовал Евангелие народам славянского племени, изобрёл азбуку, доселе у нас употребляемую, перевёл на славянский язык несколько священных книг и начал отправлять Богослужение на языке славянском. Память его и святого Мефодия празднуется в 11 день мая (см. Жития Святых), 24 мая по н.ст.

                           Главный редактор Валентин Василевский,

внук католика, баптистки, православных.

 

Информация: «Воскресные Евангелия» размещаются по субботам на сайте Кобрин-информ на главной странице и в рубрике Православие.

https://kobrininform.by/category/news/pravoslavie/

Поделиться этой новостью города Кобрина