Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 28.01.2023

Воскресное Евангелие 2023.01.29

29 января – Неделя (воскресенье) 33-я по Пятидесятнице.

Поклонение честным веригам апостола Петра.

Праведного Максима, иерея Тотемского.

 

Иисус и мытарь Закхей 

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1–10

 

Протоиерей Олег Стеняев

Проповедь в Неделю о Закхее. 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-я глава Евангелия от Луки, с 1‑го стиха и ниже мы находим такие слова: потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули, и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслью, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город уже не казался им проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов.

Тот мир, в котором мы с вами живем в результате грехопадения, – сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю, и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств; психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессии. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии, близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать их сиянием Божества.

И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто по имени Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем, – он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите, в экономическом смысле –против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держаться от Закхея. В талмуде сохранились записи, что бы ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве (миква – бассейн для ритуального очищения, предписанного еврейским законом). Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

В нашей жизни мы иногда сталкиваемся с очень тяжелыми людьми, с людьми, которые очень неприятны для нас, – представьте себе такого человека и перенесите этот образ на Закхея. Закхей был самым неприятным человеком в Иерихоне. Он был самым нечестивым человеком в своем городе. Он был самый плохой еврей среди всех евреев. Он был предатель. Но! Была интересная особенность. Сказано: искал видеть Иисуса, кто Он? Что значит — КТО Он? Об Иисусе Христе тогда ходило очень много слухов. Одни говорили, что это Иоанн Креститель, который воскрес из мертвых; другие говорили – кто-то из древних пророков; самые разные слухи ходили об Иисусе Христе. И Закхей,  голова которого казалось бы была забита цифрами, озадачил себя вопросом – он ищет Иисуса, он хочет знать – кто Он, Иисус из Назарета? Сколько много людей в Москве, которые ни разу не задавали себе вопрос об Иисусе Христе – кто Он? Этот человек задал себе этот вопрос, но не мог разрешить его, он не мог даже увидеть Иисуса за народом, потому, что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса.

Вокруг Господа всегда толпилось очень много посторонних людей. Прямо скажем – лишних людей. Все эти книжники, фарисеи, просто любопытная толпа. Они теснили, окружали Его. Своими затылками они мешали рассмотреть, рассмотреть подлинно ищущим людям – кто Он – Иисус. И Закхей не может увидеть Иисуса. Слишком много людей связано с Иисусом, с Его присутствием в Иерихоне, окружают Его со всех сторон. Когда мы хотим рассмотреть исторического Иисуса, мы тоже сталкиваемся с очень многими людьми, с их суждениями, с их представлениями, с их гипотезами, и рассмотреть Иисуса очень сложно. И что делает Закхей? Он забегает вперед, он опережает эту массу, этот массив широких плеч и затылков. И он залез на смоковницу. Смоковница — это символ молитвы. Помните, Господь сказал одному из апостолов: Я видел тебя под смоковницей. И Закхей лезет на смоковницу, он хочет видеть Иисуса. Представляете, какой хохот, когда кто-то увидел: этот карлик, этот духовный пигмей лезет на смоковницу, вот этот человек, которого человеком назвать нельзя, он тоже хочет видеть Иисуса. Проклятый мытарь. Начальник мытарей. Отмеченный природой карлик хочет видеть Иисуса. Все эти люди забыли, что все они прокляты. Все они живут в проклятом городе.

В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: все согрешили, нет праведного ни одного. Покажите хотя бы одно место на земле, которое не было бы запятнано грехом, проклятием греха. Закхей имеет преимущество перед всеми этими людьми. У Закхея нет иллюзий относительно самого себя. Закхей знает — он самый худший житель этого проклятого города. В Писании сказано: Бог  гордым противится, а смиренным дает благодать. Закхей залез на смоковницу. Мы можем с вами представить, как Закхей волновался и думал, а пойдет ли Господь рядом с этой смоковницей. А может быть они пойдут по другой улице. А, вообще, посмотрит ли Иисус в его сторону. А непонятно, сможет ли Закхей отличить Иисуса от других людей. Он ни разу не видел Иисуса. В то время люди одевались достаточно одинаково. И вот, когда он находится в этих сомнениях, в этих переживаниях, мы читаем: Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме».

 В Библии есть удивительные слова, что Бог каждой звезде на небе дал имя. До сих пор ученые не могут определить даже приблизительно сколько звезд на небе, сколько галактик, сколько разных систем звездных. И то, что в Писании сказано: Бог каждой звезде дал имя (Пс.146:4), это значит, какое-то намерение Божие есть относительно всего творения. Когда Закхей услышал свое имя, услышал из уст Иисуса, это была радость. Иисус знает его имя, Господь знает твое и мое имя, Он знает имя каждого из нас. Ибо если мы живы и дыхание жизни еще не покинуло нас, это значит, что есть какое-то намерение Божие относительно каждого из нас. Закхей хочет видеть Иисуса – кто Он, и Иисус смотрит на Закхея, потому что хочет быть у него в доме. Какую бы радость испытал каждый из нас, услышав слова Сына Божия: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме. Святая Церковь учит: когда за Литургией читается Божественное Евангелие, читает не архиерей, не священник, не диакон — это голос самого Христа. И если сегодня, в это воскресенье, мы слышим слова: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме; и мы знаем, что это слова Христа, это значит, что не только мы, но и наши семьи, наши дома нуждаются в том, чтобы Иисус пришел прежде всего в сердце каждого из нас и поселился бы в нем. Как сказано у апостола Павла: верою вселиться Христу в сердца наши (Еф.3:17).

Далее рассказывается, как поспешно Закхей слезает со смоковницы, как поспешно, семеня своими маленькими ногами, он ведет Иисуса к себе домой. В этот дом никто не приходил из нормальных людей. Это был неприличный дом. Но жители Иерихона забыли, что жить в Иерихоне — это тоже неприлично, потому, что Бог проклял это место. У пророка Исаии мы находим слова: от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места (Ис.1:6). Все человечество в грехах от проклятия. И Христос, проходящий через Иерихон, Христос, идущий в дом Закхея, Христос, Который говорит нам сегодня через Евангелие, что Он хочет быть у нас дома, и о котором апостол Павел пишет в Послании к римлянам, – это Христос, Который умер за НЕЧЕСТИВЫХ, и Павел рассуждает: ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть (Рим.5:7).

Христос пришел в это мир, чтобы взять на себя проклятия нашего греха, наши беззакония, чтобы принести благословение нашим родным и близким, которые через нас находятся в контузии греха, освятить наш внутренний мир, сойти в ад наших душ и облистать их сияниям Божества. И когда сегодня вы будете принимать Святое Причастие, подумайте о том, как Иисус пришел в дом Закхея, это значит, что Господь войдет в дом вашей души. И когда сегодня вы пойдете из храма, пусть эти слова звучат в вашем сознании: ибо сегодня, – не завтра, не послезавтра, – ибо СЕГОДНЯ надобно Мне быть у тебя в доме. И эти слова вам сказал не священник Олег, эти слова сказал Иисус Христос, и они обращены не только к Закхею, но и к каждому человеку, ибо Сын Божий пришел в этот мир нас ради человек и нашего ради спасения.

Спаси Господь!

                            Протоиерей Олег Стеняев, писатель и публицист, богослов, проповедник и миссионер.                           Специалиcт в области сектоведения и сравнительного богословия. Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, Москва.

 

ЦИТАТА НЕДЕЛИ 

Неделя о Закхее. 

Ну и кто сможет отдать пол-имения своего нищим, а тем, кого обидел, воздать вчетверо? И я не смогу. Поэтому, по устоявшейся с времен ветхозаветных привычке, ищем оправдание. Находим: мы не мытари. Налоги не собираем и пеню за неуплату не требуем.                                                                                                                                 

Быстренько делаем вывод, что нас данный евангельский отрывок не касается, но он вполне применим к чиновникам всяким, на нас наживающимся, и прочим плохим людям, особенно тем, кто при власти.

И вот так раз за разом.

Читаешь Евангелие, а там – вся правда о тех, кто вокруг. И о соседе моем тоже есть. И о том, который сверху живет, и о том, который напротив. И про вашего соседа всё прописано. Мне с моего дерева очень хорошо это видно. Вот только непонятно, почему маленького Закхея Христос на дереве увидел, а меня, дылду, на самой верхушке сидящего, руками машущего и все обо всех знающего, не заметил.

Странно. 

Протоиерей Александр Авдюгин. 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина