Опубликованно 14.05.2022
ВЕЧЕР-ВСТРЕЧА ДИНАСТИИ КАРПУК
В преддверии Дня Победы в кафе «Дискавери» состоялась уникальная встреча: за одним столом собрались сразу 23 представителя трех поколений семьи Карпук. Собравшиеся почтили минутой молчания основателей династии – Андрея Антоновича и Сиклиту Филипповну, а также вспомнили их пятерых детей, на долю которых пришлось довоенное, военное и послевоенное время.
Сбылась мечта о встрече
Родословная семьи Карпук из д. Батчи, Кобринского района, уходит корнями в ХIХ век. Если нарисовать их генеалогическое древо, оно получится крепким, с множеством переплетающихся между собой ветвей. Сегодня семья насчитывает около сотни человек, живущих в разных уголках Беларуси и за ее пределами. Среди них есть представители самых разных профессий – учителя, врачи, бухгалтеры, парикмахеры, экономисты, госслужащие, работники Министерства нашей страны… Все они чтят, помнят и самыми нежными словами вспоминают своих предков, на долю которых выпала нелегкая судьба. Однако, как оказалось, встречаются родственники не так часто, как хотелось бы, а некоторые представители младшего поколения и вовсе не знакомы лично. Так и родилась идея вечера-встречи трех поколений семьи Карпук. Держа связь через Instagram несколько двоюродных сестер решили организовать его в Кобрине. Состоялась долгожданная встреча в кафе «Дискавери», а накануне ее собравшиеся побывали на могилах родственников в д. Батчи, Черевачицы, Кобрине и Бресте.
Петр – старший сын династии Карпук
Основатели династии – Андрей Антонович и Сиклита Филипповна Карпук – родом из д. Батчи. Жили в небольшом деревянном доме на хуторе, участок насчитывал 17 гектаров. Глава семейства воевал в польской армии, был ранен в ногу, которая потом еще долгие годы давала о себе знать.

Основатели династии Андрей Антонович и Сиклита Филипповна Карпук
В 1914 году в семье родился сын Петр. Позже именно он рассказывал своим детям как во время Первой мировой войны семья вместе с другими беженцами на повозках, запряженных лошадьми, выехала в Самару. Удалось привести за собой туда еще корову и другой скот. После окончания войны семья Карпук вернулась в родную деревню.
С самого детства Петр помогал родителям по хозяйству, а с 14 лет пахал и косил наравне с мужчинами. В 1939 году его забрали в польскую армию, откуда он попал в немецкий плен. Сначала трудился в лагере, затем работал у хозяев. Конечно же, его, как и других плененных, обещали отпустить, однако все время перебрасывали от одного хозяина к другому, пока американские войска его не освободили. Вернулся домой Петр еще до окончания Великой Отечественной войны. За плечами было пять классов польской школы и военкомат направил его на работу в Кобрин. С тех пор и до самой пенсии Петр проработал на предприятии по заготовке зерна. На работу из д. Батчи ездил на велосипеде.

Петр Андреевич Карпук с женой Марией и сыновьями Константином и Василием
Петр и его жена Мария воспитали двух сыновей – Василия и Константина. Василий, после окончания Пинского индустриального техникума начинал свою трудовую деятельность начальником смены на Гродненском азотно-туковом заводе, а ушел на заслуженный отдых уже с предприятия ОАО «Гродно Азот». У Василия Петровича всего одна запись в трудовой книжке.
На долгожданную встречу Константин приехал со своей женой и двумя дочерями. Династия Карпук по праву гордится Константином Петровичем. Получив диплом инженера-механика, талантливый и целеустремленный выпускник академии работал сначала в инспекции госсельхозтехнадзора Молодечненского райисполкома, затем заведующим подсобным производством, откуда его назначили главным инженером на птицефабрику «Победа» в п. Плещеницы, Логойского района. В 1983 году его перевели на строящуюся в Барановичском районе крупнейшую в Европе птицефабрику «Дружба». Здесь он два года работал главным инженером, а затем семь лет был директором отделения «Полонка». После объединения птицефабрик, опытного руководителя, добившегося высоких производственных показателей на вверенном ему участке, назначают сначала директором птицефабрики «Дружба», а через 11 лет – генеральным директором. В дальнейшем в течение шести лет Константин Петрович возглавлял республиканское объединение «Белптицепром».
– Ответственная работа на высоких должностях пошатнула мое здоровье, – рассказывает Константин Петрович. – И тогда меня назначили на должность генерального директора Минского мясокомбината, откуда я ушел на пенсию, но работал на предприятии еще до 72 лет. Сегодня продолжателями нашей династии являются двое наших дочерей и двое внуков, которым уже 16 и 20 лет.
Нелегкая судьба сына Ивана
Второй сын основателей династии Карпук родился в 1925 году. Из пятерых детей Андрея Антоновича и Сиклиты Филипповны, детство и юность Ивана были самыми тяжелыми.

Иван Андреевич Карпук в молодости
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны по приказу Геринга, который был одним из наиболее влиятельных людей в нацистской Германии, 400 тысяч белорусов было угнано на принудительные работы. В числе таковых оказался и 17-летний Иван Карпук, который почти три года находился в г. Куксхафене в Lager Brinkmann and Schumaher на берегу Северного моря. Во время встречи в кафе «Дискавери» младшая дочь Ивана говорила, что отец не любил вспоминать те годы. И только когда ей исполнилось 32 года, он впервые рассказал о годах военного лихолетья.
– В начале августа 1942 года фашисты прошли по деревням Кобринщины и объявили о том, что из каждой хаты надо предоставить по одному взрослому человеку. Папа с мамой решили, что пойдет Иван, – рассказывала дочь Татьяна во время вечера-встречи. – 12 августа 1942 года его вместе с остальными забрали в Германию с площади, где сейчас стоит здание швейной фирмы «Лона». Чем они занимались на принудительных работах? Насыпали щебнем набережную Северного моря. Работали по 12 часов. Кормили их в основном свеклой и хлебом, поэтому папа никогда в дальнейшем не ел свеклу. 7 мая 1945-го их освободили английские и американские войска. Всем желающим было предложено эмигрировать в Великобританию или в США. Практически все три года в Германии папа работал вместе с односельчанином, который был старше его на два года. Посоветовавшись между собой, они отказались от такого заманчивого предложения. Через два дня их в товарном вагоне отправили на родину. Как рассказывал отец, согласно Ялтинским соглашениям, всех граждан, оказавшихся во время войны за пределами СССР, было предписано репатриировать – привезти на родину вне зависимости от их желания. Однако были те, кто не вернулся в родные места. А в советском государстве к репатриированным относились с подозрением, поэтому мужчин призывного возраста отправляли в армию или на восстановление разрушенных шахт Донбасса. Вот и мой папа в 20-летнем возрасте был доставлен товарным поездом в шахту № 6 в Горловке, Донецкой области, где ему пришлось работать забойщиком.
Так уж случилось, что в Горловке Иван повстречал Надежду, которая осталась вдовой с двумя маленькими дочками. Молодые люди поженились, а в 1949 году у них родилась дочь Нина. Скромного, трудолюбивого главу семейства постоянно тянуло на родину. Через девять лет он с женой и тремя детьми приехал в Брест, где окончил железнодорожный техникум. В 1960-м в семье появилась четвертая дочь, Татьяна.
– Мама работала в детском саду кастеляншей. Папа три года учился в техникуме. Он был самый возрастной студент: ему было уже 30 лет. Учился он хорошо, красиво чертил, его работы всегда ставили в пример другим учащимся. Помню, мне было лет шесть, а папа после окончания техникума отрабатывал в г. Дрогичине. В будние дни он был очень занят, зато в воскресенье частенько говорил: «Ну, что, Танюша, покатаемся с ветерком!». Это означало, что он садится на велосипед, я – на раму, и мы едем вдоль железной дороги в лесок за орехами. А вечером он учил нас играть в шашки. А еще папа всю жизнь любил красиво одеваться, а в молодости делал завивку на чубе – тогда это было очень модно.

Иван Андреевич Карпук с правнуком Кириллом, 2001 г.
Иван Андреевич работал строителем железнодорожных путей, поэтому семья постоянно переезжала из города в город. На вечере-встрече дочь Нина вспоминала, что, несмотря на все трудности, родители жили очень дружно, любили друг друга и никогда не делили, и не обижали детей. Долго еще дочери рассказывали о своем отце, которого в юности закалили военные годы, а потом тяжелая работа в шахте. Из их воспоминаний было очевидно, что они любили, уважали и гордились отцом. Дочери окончили педагогические вузы. Нина Ивановна без малого 40 лет проработала инженером на ламповом заводе, а уйдя на заслуженный отдых в течение семи лет была смотрителем музея обороны Брестской крепости. Татьяна Ивановна начинала трудовую деятельность учителем начальных классов в Верхолесской средней школе, а с 2006 по 2018 год была завучем в СШ №8, ушла на пенсию, но продолжает работать учителем начальных классов. Сегодня Иван Андреевич по праву гордился бы своими дочерями, их детьми и внуками, которые также присутствовали на встрече, тоже делились своими успехами.
Дружная и трудолюбивая семья Алексея Карпука
Через три года после рождения Ивана в семье Андрея и Сиклиты появился еще один мальчик, которого назвали Алексеем. Он рос трудолюбивым и очень заботливым ребенком: всегда помогал родителям и старшим братьям по хозяйству. Как рассказал на встрече его сын Виктор, когда началась война, отцу было 13 лет. Он воочию видел немцев, всю жизнь помнил те зверства, которые они творили. Голодные военные и послевоенные годы сменились работой на шахтах в Горловке, куда он попал вместо службы в армии.
– В Горловке отец встретил свою будущую жену, мою маму – Нину Павловну. Поженившись, жили в Белгороде, а потом переехали в Кобрин. Папа до самой пенсии работал водителем автобуса в автопарке. Наша семья была дружной и трудолюбивой. Мама дожила до 73 лет, а папа до 91 года.

Алексей Андреевич Карпук с супругой Ниной и Иван Андреевич Карпук с женой Надеждой и дочерями, г. Горловка, 1950 г.
Сын Виктор трудился на прядильно-ткацкой фабрике и на частных предприятиях Кобрина, а его сестра Алла работала в горгазе. Своим четверым детям брат и сестра частенько показывают пожелтевшие фотографии родителей.
Младший из братьев – Павел
Четвертый сын в семье Карпук появился на свет в 1930 году. Маленький Павлик всегда брал пример с трудолюбивых старших братьев, которые любили его за непосредственную детскую наивность. Но в юности ему повезло больше, чем братьям: Павел отслужил в Советской армии. Как рассказывает дочь Тамара, вернувшись со службы, отец устроился работать на хлебозавод, который находился в те годы на пл. Матросова.

Павел Андреевич Карпук
Там же трудилась симпатичная девушка Валентина, которая и стала его женой.
— К сожалению, наши родители рано ушли из жизни. Мама прожила 53 года, а папа – 60 лет. Он успел получить всего одну пенсию, – рассказывает Тамара Павловна. – У меня еще есть брат Олег и сестра Оксана. Они – двойняшки. Сестра Татьяна умерла молодой. Мы с мужем воспитывали ее ребенка. В праздники часто собираемся все вместе, вспоминаем своих родителей, наши детские годы и делимся своими печалями и радостями. Очень приятно, что сегодня собрались дети, внуки и правнуки четверых братьев и сестры целой династии Карпук. Нам всем есть что рассказать и о чем вспомнить. Сегодня я впервые увиделась с двоюродными племянниками. Мы не встречались, потому что муж у меня военный и мы долгие годы жили за границей, а потом на Дальнем Востоке. Сейчас живем в Слониме. У меня в семье три сына и четверо внуков.
Нелегкое детство Веры
Основатели династии Андрей и Сиклита Карпук мечтали о дочери. И их мечта осуществилась в 1932 году, когда в семье родилась Вера. Но, к сожалению, детство у нее выдалось трудным: с 12 лет Вера уже вовсю управлялась с большим домашним хозяйством: кормила свиней, доила коров, полола огород, сама варила в чугуне щи для всей семьи. После войны Вера работала на прядильно-ткацкой фабрике, имеет медали «Ветеран труда» и «За доблестный труд».

Вера Андреевна Карпук (слева) с подругой
Единственный ее сын, Игорь, получив финансовое образование, работал инженером-экономистом в Могилеве. Однако судьба распорядилась так, что ему пришлось еще получить и медицинское образование. С тех пор он уже 33-й год работает в физиотерапевтическом отделении Кобринской ЦРБ. На встрече Игорь Иосифович был с дочерью Мариной.
Память о войне: из поколения в поколенье…
Вечер-встреча династии Карпук в кафе «Дискавери» продолжался несколько часов. Каждый из присутствующих показывал фотографии и вспоминал о самых своих дорогих людях, тех, кого уже нет рядом. Но, как заверили многочисленные родственники, представлявшие несколько поколений, память о них останется навечно в их сердцах и будет передаваться из поколения в поколение.
Маргарита Савчук