Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 08.05.2024

В ТЫЛУ, КАК НА ФРОНТЕ

Когда советские солдаты проявляли чудеса героизма на фронте, труженики тыла в годы Великой Отечественной войны создавали фундамент Победы. И тот факт, что большинство из них не слышало взрывов снарядов и свист пролетающих мимо пуль, ни в коей мере не преуменьшает их заслуг. Руководствуясь лозунгом: «Все для фронта, всё для Победы», на тыловом фронте работало все трудоспособное население. Вот и 14-летний Федор Котовщиков за неделю с начала войны вдруг стал взрослым: он работал в тылу не только за себя, но и за ушедшего на фронт брата. В прошлом году Федора Ивановича не стало, но остались его воспоминания…

Трудолюбивая семья сибиряков

Федор Котовщиков родился в 1927 году в селе Овсянниково Алтайского края. Семья была поселенцами в этих краях. Еще дед Федора Ивановича со своей женой приехал сюда, потому что поселенцам тогда давали большие наделы земли. Впоследствии и у отца Федора был большой приусадебный участок, имелась домашняя живность. Отец занимался сельским хозяйством, а мать шила полушубки из овчины, без которых в суровые сибирские морозы никак не обойтись. В семье росло девять детей. Все они помогали родителям по хозяйству, Федор тоже с самого детства знал цену нелегкому крестьянскому хлебу.

Из воспоминаний Федора Ивановича: «Сам я не помню, но мне рассказывал старший брат о том, что отца хотели раскулачить. В 30-е годы наша семья жила неплохо, все зарабатывали своим трудом: у нас была лошадь, корова, а накопив денег, отец купил еще и механическую косилку. Однажды его вызвали в сельсовет и сказали, что он – кулак, поэтому вместе с семьей должен выехать в Томскую губернию. Со слезами на глазах пришел отец домой и сказал матери, чтобы она собирала вещи. Мы, ребятишки, уже сидели на одеялах и подушках, которые мама уложила на дно телеги, как к нам подошел какой-то мужчина и сообщил, что отца снова ждут в сельсовете. Оказалось, за моего отца пришли заступиться односельчане, которые говорили, что у него большая семья, а все, что нажито, он достиг своим трудом. Тогда нас не выслали, но пришлось сдать в колхоз корову, лошадь и сеялку».

С 14 лет на тыловом фронте

С первых дней войны ушедших на фронт мужчин призывного возраста заменили старики, женщины и подростки. В июне 41-го Федору исполнилось всего 14 лет, но он наравне с другими тыловиками с утра до позднего вечера работал в поле. Самая горячая пора в колхозе – уборка зерновых: пшеницы, ржи, овса, ячменя и других культур. Скашивали их тогда не вручную, а косилками, в которые впрягали лошадей. Работа была очень тяжелая, но в то время ее выполняли подростки.

Из воспоминаний Федора Ивановича: «Я тогда лихо косил на жнейке, а за мной шесть женщин вручную вязали снопы и только покрикивали: «Федор, давай, давай». Снопы были тяжелые, но еще труднее было женщинам ходить по свежескошенному жнивью босыми ногами. Отработав по 12 часов, они шли с поля домой несколько километров, а мне надо было еще распрячь лошадь, накормить ее и напоить. Только к полуночи возвращался я домой, а в пять утра уже снова был в поле.

Когда поля с зерновыми культурами были скошены, снопы уложены в копны, начинался второй этап горячей поры – молотьба. Нужно было успеть обмолотить все зерно и вывезти его с полей на склады, пока было жарко и сухо. С началом зимы Федор в телеге возил это зерно в г. Бийск, а обратно доставлял в колхоз горючее. «Помню, как-то везу зерно, а по дороге идут замученные солдаты – то ли новобранцы с тренировки, то ли с фронта их перебрасывали. Они были старше меня. Слышу, кричат: «Дяденька, у тебя поесть ничего нет?». А у меня были только свежие огурцы, которые мне мама в холщовую сумку наложила. Поделился с ними, и поехал дальше.

За хорошую работу меня премировали – выдали ботинки на деревянной подошве. В такой обуви вроде нажимать на педаль жнейки стало легче, но так как за смену приходилось выполнять эту операцию не один десяток тысяч раз, нога очень болела».

По его воспоминаниям, война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков и имеющейся живности, хотя и они были обременены налогами и различными обязательными сборами. Каждой семье нужно было сдавать определенное количество яиц, молока и сельскохозяйственной продукции, поэтому жили все голодно. Женщины оставляли себе не более литра молока, разбавляя его водичкой, чтобы наварить какой-нибудь каши для всей семьи. А те, у кого в личном хозяйстве имелись овцы, сдавали шерсть государству, а также вязали варежки для фронтовиков. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность – сырьем.

Могучие дела деревенских подростков

Ещё один, можно сказать героический эпизод тыловых будней 16-летнего сельского паренька произошёл летом 1943 года, когда Федора и его одногодку отправили на лесоразработки. Полтора месяца в лютый мороз ежедневно подросток со своей напарницей возил в запряженных лошадьми санях из леса на станцию заготовленные двухметровые березы, которые отправляли на завод, где изготавливали лыжи и приклады для оружия.

Из воспоминаний Федора Ивановича: «Тогда стоял мороз за 30 градусов. Мама положила мне в сани картошку, которую укутала сеном. Но она настолько промерзла, что когда мы ее сварили, то казалось, едим клейстер. Несмотря на тяжелую работу, на лесозаготовках мы питались очень скудно, в основном, мерзлой картошкой, овощами и кашами на воде».

За это время от недоедания похудели не только работники, но и лошади. При возвращении домой лошадь напарницы Федора настолько обессилела, что упала прямо на его сани. Каким-то чудом подростки довезли ее до ближайшего поселения. Федор съездил в родную деревню за отцом девушки, который привез корм для лошади.

За самоотверженную работу Федора снова премировали. В этот раз ему подарили отрез, из которого мать сшила две рубашки.

Семь лет в действующей армии

В декабре 1944 года, после тяжелого ранения в боях под Сталинградом, домой на костылях вернулся старший брат Федора. А через несколько дней 17-летнего Федора призвали на срочную службу. Солдат сразу же стали готовить к отправке на фронт, но сначала они прошли школу молодого бойца. В начале мая 1945 года им сообщили, что как только они посадят картошку, начнется формирование эшелонов на фронт.

Из воспоминаний Федора Котовщикова: «Мы знали, что победа где-то рядом, потому что бои шли уже за Берлин, за Будапешт и за Вену. Девятого мая мы, солдаты человек 200, вышли в поле для посадки картошки. Вдруг на лошади прискакал посыльный и закричал: «Победа! Победа!». Сразу же в воздух полетели котелки с картошкой, фуражки, шапки, пилотки. Нашей радости не было предела. В казарме нам сообщили, что одержана победа над фашисткой Германией, и нам дается увольнение на сутки»…

Вместо положенных двух лет Федору пришлось прослужить семь, потому что почти всех фронтовиков демобилизовали, а армию нельзя было обессилить. В действующей армии он был связистом артиллерийской части, а также выучился на водителя. Домой вернулся в марте 1951 года.

Счастливая семейная жизнь после войны

После войны Федор Иванович работал в г. Сталинске (сейчас Новокузнецк), водителем в строительном тресте малой механизации. Конечно, в послевоенное время всем жилось не сладко, но Федор Котовщиков, так же, как и его отец, ковал свое счастье ежедневным кропотливым трудом. В 1953 году он женился на девушке из своей же деревни, которая была младше его на семь лет. Через год в семье родилась дочь Тамара, а потом Бог послал им и сынишку. К этому времени семья переехала хоть и в не большой, но собственный дом.

— Мой папа всю жизнь работал водителем, а мама на почте, – рассказывает Тамара Федоровна. – Наши родители были для нас с братом примером любви, верности, доброты и трудолюбия. Поэтому, наверное, и мы всегда хорошо учились, окончили вузы и всю жизнь посвятили любимой работе.

Кобрин стал второй родиной

Тамара Федоровна вышла замуж за военнослужащего Николая Иноземцева, вместе с которым проколесила по всему Советскому Союзу. В 1988 году мужа перевели в Кобрин, где назначили заместителем командира части вертолетного полка. Со временем семья построила собственный дом в городе. В 2000 году Тамара забрала из Новокузнецка родителей к себе.

Более двадцати лет связывают жизнь Федора Котовщикова с Кобрином. Все эти годы он являлся постоянным участником мероприятий, посвященных Дню Победы. Его, как труженика тылового фронта, постоянно приглашали на встречи в СШ №2.

Год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков семья Федора Ивановича будет встречать без любимого отца, деда и прадеда. Однако 9 Мая его дети, внуки и правнуки, листая альбом с фотографиями, вспомнят о его трудном военном детстве и в очередной раз примут участие в акции памяти «Бессмертный полк».

Маргарита Савчук

 

Поделиться этой новостью города Кобрина