Опубликованно 11.07.2024
Правила электробезопасности при уборке урожая.
В Республике Беларусь ежегодно имеют место несчастные случаи, связанные с поражением электрическим током механизаторов и водителей транспортных средств, участвующих на уборке урожая. Вот некоторые примеры.
18.08.2023 помощник комбайнера сельскохозяйственного предприятия Чериковского района Могилевской области при проведении уборки урожая находился в верхней части зерноуборочного комбайна. При движении комбайна при пересечении ВЛ-10 кВ приблизился на недопустимое расстояние к проводам ВЛ, в результате чего получил удар электрическим током и упал с высоты в работающую жатку комбайна.
19.10.2023 работник сельскохозяйственного предприятия Гродненского района Гродненской области производил уборку свеклы на свеклоуборочном комбайне. При проведении работы вследствие наезда свеклоуборочного комбайна была сбита опора ВЛ-10 кВ. При падении опоры была повреждена изоляция провода, который упал на металлический корпус комбайна. При выходе из комбайна работник был смертельно травмирован электрическим током.
09.08.2022 водитель автомобиля выполнил доставку шрота рапса на территорию зерносклада сельскохозяйственного предприятия Столинского района Брестской области. Для выгрузки сырья подъехал к зерноскладу, нажал на орган управления подъемом, а сам вышел из кабины автомобиля для контроля разгрузки. После полной разгрузки автомобиль с поднятым кузовом начал самопроизвольное движение от места выгрузки сырья в сторону рядом расположенной ВЛ-10кВ. Водитель побежал к кабине транспортного средства с целью его остановки. В это время автомобиль при движении прикоснулся кузовом к проводу ВЛ, в результате чего водитель попал под действие напряжения и получил ожоги различной степени тяжести.
Для предотвращения подобных случаев достаточно соблюдать следующие меры электробезопасности:
- движение машин и механизмов при работах на участках, расположенных в охранной зоне воздушных линий электропередачи рекомендуется осуществлять поперек оси воздушных линии. Проезд по проселочным дорогам и вне дорог следует производить вблизи опор и поперек оси воздушной линии. При высоте машины и механизма в транспортном положении более 4,5 м проезд их под проводами должен быть согласован в каждом конкретном случае с владельцем воздушной линии.
- не допускается находиться обслуживающему персоналу на верху машины при проезде транспорта под проводами воздушных линий электропередачи.
- в охранных зонах воздушных линий электропередачи не допускается устраивать стоянки всех видов машин и механизмов, а также производить выгрузку грузов и их складирование.
- при падении провода на машину, если можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины и водитель находится в машине, то водителю это необходимо сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности водитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий, а сигналом тревоги привлечь внимание окружающих и сообщить, что транспортное средство находится под напряжением. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии для ее отключения. Запрещается спускаться с транспортного средства (механизма) на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле, когда транспортное средство (механизм) находятся под напряжением. Приближаться к такой машине на расстояние ближе 8 м запрещается. Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда транспортное средство загорелось, то обслуживающий персонал должен его немедленно покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю соединив обе ноги и, при этом, не прикасаясь руками к машине. Затем следует удалиться от машины на расстояние не менее 8 метров, передвигая ступни ног по земле и не отрывая их от земли и одну от другой. О случившемся должно быть сообщено владельцу воздушной линии. До прибытия специальной бригады не допускается приближаться к машине и принимать какие-либо действия по ее тушению, так как это может привести к поражению электрическим током.
Виктор Гателюк,
старший инспектор энергогазинспекции Кобринской районной энергогазинспекции Брестского межрайонного отделения филиала Госэнергогазнадзора по Брестской области