Опубликованно 16.12.2019
Борис Чубаров: «Законодательство о приобретении товаров через интернет-магазины нуждается в доработке»
До новогодних и рождественских праздников осталось совсем немного времени. Некоторые уже, вероятно, запаслись подарками, а многим еще предстоит шоппинг. Но есть и такие, кто планирует заказать или уже заказал товар через интернет-магазины. Однако, как уверяет председатель Кобринской районной организации защиты потребителей Борис Чубаров, прежде чем оформить такой заказ, надо сто раз подумать. Почему? На этот и другие актуальные вопросы, касающиеся слагаемых заказчик – потребитель, Борис Николаевич ответил в интервью корреспонденту «К-И».
– Чем опасна покупка товаров через интернет-магазины?
– Мне, как защитнику интересов и прав потребителей, в очередной раз хотелось бы предостеречь кобринчан от покупки товаров в интернет-магазинах. Зачастую человек, который заказывает товар таким способом, видит его только на картинке. Получая товар наложенным платежом на почте, пока он не оплатит стоимость посылки, ему ее не отдадут. А если в посылке оказался совсем не тот товар, который вы заказывали, кому тогда предъявлять претензии и как доказать, что вам прислали не то?
Совсем недавно ко мне обратилась женщина, которая через интернет-магазин в Пинске заказала нарядную кофточку, а ей прислали бюстгальтер последнего размера. Да, можно подать заявление в суд, но для доказательства вашей правоты вам необходимо было получать посылку в присутствии нескольких свидетелей, а затем проходить долгую судебную процедуру. Или вот еще такой случай. Девушка по указанному номеру телефона в Интернете заказала себе косметический карандаш. Через несколько часов она решила приобрести еще два таких карандаша. Однако вновь дозвониться по этому номеру она уже не смогла – в течение двух дней на другом конце линии все время было занято. Магазин почемуто исчез.
Отмечу также, что если вы спросите юридический адрес интернет-магазина, вам его вряд ли назовут, а дадут абонентский ящик для переписки, который через два дня может быть закрыт. Куда тогда присылать претензию в случае возникновения проблемы?
Приобретение товаров через интернет-магазины у нас пока законодательно не отрегулировано, поэтому там немало мошенников. Если вы хотите встретить новогодние и рождественские праздники с хорошим настроением и качественными подарками, лучше посетите торговые точки нашего города.
– Борис Николаевич, с какими жалобами в последнее время кобринчане обращаются в районную организацию потребителей?
– Ответ на этот вопрос начну с того, что многие проблемы прежде всего возникают из-за самих покупателей. Вот я сейчас держу в руках вашу газету. На первой странице имеется шесть объявлений об окнах и дверях из ПВХ, а на страничке «Что? Где? Почем?» еще несколько таких же реклам. Зачем заказывать окна и двери в Минске, Гродно или Могилеве, когда все это можно купить совсем рядом и совершенно безопасно, потому что в последнее время к нам в организацию жалоб в этом плане не поступало. А вот претензии к недобросовестным изготовителям мебели, окон и дверей за пределами Кобрина, которые не выполняют свои договорные обязательства, у нас имеются. Сейчас у меня в суде лежат три дела по одной могилевской фирме, которая набрала заказов, получила предоплату, а затем закрылась, не выполнив их. Попробуй теперь взыскать с них деньги!
Еще одна острая проблема – оплата товаров или услуг по кредитам банка. Здесь сразу предостерегу покупателей от опрометчивого шага: если вы что-то заказываете или покупаете в Кобрине или за его пределами – не важно, особенно осторожно обращайтесь к предложениям тех фирм, которые получают оплату по кредиту банка. Простой пример: с представителем фирмы, где вы собираетесь заказать товар, сидит представитель банка, который составляет кредитные договоры. При этом вам обещают оформить рассрочку (заметьте, именно рассрочку, а не кредит), допустим, на два года, с уплатой небольшой суммы ежемесячно. В итоге исполнитель сразу же получает от банка необходимую сумму кредита и, не выполнив обязательств, закрывается или становится банкротом. А потребителю, который так и не получил свой товар, все равно придется в течение двух лет выплачивать банку кредит в виде рассрочки. К сожалению, такие случаи в последнее время стали встречаться сплошь и рядом, поэтому, как только фирма предлагает оплату по кредиту банка, это должно вас насторожить. К тому же замечу, что в таких случаях милиция отказывает в возбуждении уголовного дела, потому что нет состава преступления. Для того чтобы доказать факт мошенничества, нужно доказать, что работник фирмы изначально планировал ничего не делать.
– В таком случае, Борис Николаевич, мне, как журналисту и потребителю в том числе, интересно знать: есть ли в нашем городе магазины, из каких к Вам ни разу не поступали жалобы от покупателей?
– Из многолетней практики своей работы в районной организации защиты потребителей и не в качестве рекламы все-таки хочу подчеркнуть, что самые порядочные торговые объекты, которые относятся к своим покупателям наиболее добросовестно, – это магазины «Полесье» и «ВамРад». От покупателей из этих магазинов жалобы к нам не поступали, поэтому если есть возможность приобрести покупки в них, лучше так и сделать. Администраторы этих магазинов умеют работать с покупателями и в случае приобретения некачественного товара, сразу же найдут компромисс и урегулируют проблему.
– Борис Николаевич, есть ли какие-то изменения в законодательстве, касающиеся прав потребителей?
– Да, изменения в законодательстве имеются, но, чтобы они существенно коснулись потребителей, такого нет. Новшеством является то, что в случае возврата денег продавец имеет право вернуть их таким способом, в каком эти деньги были уплачены: если по карточке – то на карточку, если через банк – то обратно в банк. Эта практика уже давно существует в магазинах, но сегодня она еще закреплена и на законодательном уровне.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить кобринчан с новогодними и рождественскими праздниками и от всей души пожелать, чтобы вам не пришлось обращаться в нашу организацию.
Интервью провела Маргарита Савчук