Опубликованно 14.10.2023
Воскресное Евангелие 2023.10.15
15 октября – Неделя (воскресенье) 19-я по Пятидесятнице.
Священномученика Киприана и мученицы Иустины.
ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ.
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31-36
О ЛЮБВИ К ВРАГАМ
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», – поучает нас Господь. В этом наставлении заключается азбучное правило христианской нравственности.
Если ты ожидаешь внимательного к себе отношения, будь внимателен к переживаниям, скорбям и нуждам других; если от других ожидаешь уважения, сам научись оберегать чужую честь и бытовые интересы других людей. Не желаешь ты себе зла? смотри и другим зла не только не твори, но и не желай, – ибо в какой-то момент жизни другому тобою творимое и, даже, только желаемое зло обратится на твою голову.
И дальше, призывая нас к благотворительности, говорит Господь: «Любите врагов ваших». О наших личных врагах говорит Господь. Но возможно ли к ним проявление любви? Да, не только возможно, но и обязательно для христианина. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не научился любить врагов своих, ты еще напрасно носишь имя христианина». Что значит: любить своих врагов, в чем должна и может проявляться наша любовь к ним? Прежде всего, в незлобии сердца, затем – в молитве за них, в оказании им внимания, в участии в их горе и страданиях. Если враг твой попал в беду, посети его и т.д. Жалейте и скорбите об их неразумии, ибо они не отдают себе отчета в том, что, причиняя вам зло, они на свою голову собирают горячие уголья, а вам – помогают духовно возрастать, помогают спасаться, если вы без гнева, в незлобии, принимаете от них обиды.
Почему гневом возгорается сердце наше, когда нас кто-либо обижает, когда зло лично нам причиняют? Главная причина в том, что самолюбием исполнено сердце наше; мы себя ставим выше нашего обидчика. Посему и сразу суд наш над ним выносим. Ты разгневался, осудил, а ну-ка, загляни в себя! И «никогда не будь доволен собою, иди вперед к Свету, ко Христу. Если скажешь о себе: довольно, ты погиб» – поучает нас блаж. Августин.
«Молитесь за творящих вам напасть… Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», – говорит нам Спаситель Христос. Все люди суть дети одного Отца, Творца и Промыслителя, но увы, не все они благодатные чада Божии. Лишь тот, кто возлюбил своего врага братской любовью, кто молится за него и плачет о его заблуждениях, есть благодатное чадо Отца Небесного, Который праведных любит и грешников милует. «Люби», – говорит тот же блаж. Августин, – «и любовь сама тебя научит, когда и как лучше поступать: много добра можно сделать и тем, кто сам не желает себе добра, если только будешь заботиться об их пользе».
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» (Иоан. 3, 16). Сила веры христианина в любви, в молитве о врагах.
История дает нам множество примеров благих результатов молитвы о врагах, исходящей из незлобивого, человеколюбивого сердца.
Без молитвы Первомученика Архидиакона Стефана, молитвы, исполненной любви и незлобия к побивавшим его камнями: «Господи, не вмени им греха сего», – и гонитель Савл не стал бы Апостолом Павлом, – замечает святитель Иоанн Златоуст.
Отец-язычник, узнав о том, что его 13-летний сын стал христианином, избивает его и сажает в тюрьму в надежде, что сын его, Потит, просидев некоторое время в тюрьме, отречется от Христа. В тюрьме отрок Потит молится, в незлобии своего юношеского сердца, об обращении к Христу своего отца. И выпущенный из тюрьмы, одухотворенный, радостный, обращается к своему родителю, убеждает его полюбить Христа и стать причастником Христова света. И что же: сила незлобия отрока побеждает отца – он становится христианином.
Другой пример: язычник император отдает отроковицу Фавсту, христианку, на истязания жестокому мучителю. Во время страшных пыток отроковица Фавста молится о своем мучителе: её кротость и молитва так потрясли мучителя, что он сам обратился ко Христу, объявил себя христианином и принял мученический венец вместе с отроковицей.
Мать преподобного Феодосия Печерского резко протестовала против вступления ее сына на путь монашеского подвига. Она многократно его избивала, сажала на цепь. Сын отвечал на жестокие избиения незлобием и молитвой о матери, – и сама мать его приняла постриг в одном из Киевских монастырей. Такова сила незлобия, кротости и молитвы, любви исполненной.
Если бы мы, дорогие, это помнили – и мы с вами были бы более светлыми, и было бы меньше в нашей среде неприязни и раздоров. Да даст же всем нам Господь силы к исполнению заповеди Его о любви к недругам. Бог любви и мира да будет со всеми нами! Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский, 1909–2002)
Родился в г. Брест-Литовске. Похоронен на кладбище
Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США.
Краткое житие священномученика Киприана и святой мученицы Иустины
15 октября Православная Церковь чтит память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Христиане просят заступничества этих святых в борьбе с сильными искушениями. Святой Киприан прошел путь от колдуна и слуги князя тьмы до епископа и защитника православной веры. А праведная Иустина примером благочестивой жизни обратила в христианство тысячи язычников. Святые приняли мученическую смерть в 304 году. Их мощи покоятся в маленькой церквушке деревни Менико на Кипре. Священники и местные жители свидетельствуют об исцелениях, происходящих по молитвам святым…
Слуга князя тьмы
Священномученик Киприан жил в Антиохии (северная часть современной Сирии) в III веке, во времена последнего гонения на христиан. В раннем детстве родители-язычники отдали сына на воспитание магам и чародеям. Он освоил азы бесовской премудрости: мог управлять ветром, возмущать море, насылать на людей болезни и моры, читать по звездам. Став искусным волхвом, Киприан возвратился в Антиохию. Искушал и обольщал людей. Многие обращались к магу за помощью в скорбях и нуждах, и он помогал, прибегая к помощи бесовской силы. Так люди оказывались в плену темных сил.
— Я видел самого князя тьмы, — говорил о себе святой Киприан после крещения, — он полюбил меня, обещал поставить князем, когда покину тело, а в земной жизни — во всем помогать.
Праведная Иустина
В те годы жила в Антиохии Иустина. Однажды девица услышала рассказ диакона об Иисусе Христе. История о рождении Спасителя, совершаемых чудесах, казни, воскрешении и вознесении Господа взволновала Иустину. Доброе сердце откликнулось, захотелось больше узнать о Христовой Церкви. Девица тайно начала ходить в храм и слушать слово Божие. Святой Дух снизошел на нее, и вера стала основой жизни. Вскоре молитвами дочери пришли к Богу родители-язычники.
Иустина строго соблюдала заповеди Господа и посты, горячо молилась. Возлюбив Христа, она видела в Нем Жениха. Однако врага смущали добродетели девушки. Чтобы соблазнить праведницу и увести ее с избранного пути, в ход шли хитрости и уловки.
В те годы жил в Антиохии юноша Аглаид — сын знатных родителей. Молодой человек купался в роскоши и ни в чем не знал отказа. Увидев Иустину, он был поражен ее красотой и смотрел с вожделением. Но снискать любовь девушки не удалось ни уговорами, ни лукавством, ни силой.
— Мой жених — Христос. Ради Него я храню чистоту, — говорила Иустина, — Он охраняет мою душу и тело от скверны.
Ответ праведницы еще больше разжег страсть Аглаида, и юноша отправился за помощью к чародею Киприану.
— Не переживай! — успокоил колдун. — Она почувствует такую страсть, какую даже ты не испытал…
Козни дьявола
Киприан был уверен, что легко справится с обольщением Иустины. Он приказал одному из духов разжечь в девице блудные мечтания. Бес приготовил снадобье и сказал окропить дом Иустины. Колдун передал зелье Аглаиду. Юноша тайно пробрался в покои девы и всё исполнил.
Иустина каждую ночь молилась Господу. Как обычно в три часа она встала на молитву. Внезапно перед девицей возник образ Аглаида, она почувствовала волнение в теле, кровь закипела. Дева поняла, что ее искушает диавол, и стала осенять себя крестным знамением. Из глубины сердца взывала она ко Господу:
— Боже мой! Враги восстали на меня, помоги мне!
Господь услышал и отозвался: тело и сердце успокоились.
Тогда колдун призвал более искусного беса. Вновь Иустина прибегла к кресту и молитве, облеклась во власяницу и стала держать пост. Это оружие помогло одолеть искушение и смирить плоть.
В третий раз Киприан прибег к помощи одного из бесовских князей. Опытный искуситель пришел к деве в облике благочестивой женщины, которая расспрашивала о целомудрии и о награде за него, как бы намереваясь следовать по пути праведницы.
— Награда для тех, кто хранит девство, велика, — ответила Иустина. — Удивительно, что люди не заботятся о таком сокровище.
— Как мог бы существовать мир, если бы не рождались люди? — спрашивал бесовский князь. — Поистине доброе дело — супружество.
Иустина сердцем распознала в гостье искусителя и прибегла к защите Креста Господня. Диавол исчез.
Колдун был возмущен:
— Ты — повелитель темных сил — не одолел девицы! Такова ваша власть, что слабая дева побеждает?!
Диавол ответил:
— Мы бессильны при виде крестного знамения. Оно как огонь жжет нас…
Киприан начал жестоко мстить Иустине. Беды пришли в дома ее близких. Людей поражали страшные болезни, их тела покрывались язвами, погибал скот. Сама девица оказалась прикованной к постели из-за сильного недуга. По попущению Бога горе настигло почти всех жителей города. Старейшины Антиохии пришли к Иустине и потребовали от нее выйти замуж за Аглаида, чтобы избавить невинных людей от скорбей.
Дева всех успокаивала:
— Бедствия, которые чинит колдун, вскоре прекратятся. Нужно немного потерпеть.
Святая Иустина усердно молилась Господу, и бесовское наваждение прекратилось. Вчерашние язычники, пораженные этим, стали прославлять Христа.
Спасение грешника
Господь не желает смерти грешника. Он пришел в мир и был распят, чтобы спасти от гибели каждого, кто раскается. Его человеколюбие и милосердие сильнее греха. Спас Бог по Своей благости и Киприана.
Поняв, что крестное знамение сильнее бесовских козней, Киприан пришел к князю тьмы и сказал:
— Ты немощен в сравнении с Богом! Ты боишься креста и дрожишь от Имени Христова. Отступи от меня, проклятый, я не готов тебе служить! Буду умолять христиан, чтобы простили меня за мое зло!
Диавол стал душить Киприана. В шаге от смерти колдун перекрестился и воскликнул:
— Боже Иустины, помоги мне!
Князь тьмы тотчас исчез.
Киприан собрал магические книги и отправился к христианскому епископу Анфиму, чтобы умолять его о прощении и Святом Крещении. Книги сожгли. Раскаяние бывшего чародея было настолько сокрушенным, что его сначала крестили, затем сделали чтецом, иподиаконом, диаконом, иереем и, наконец, епископом. Киприан вел такую жизнь, что сравнялся с великими святыми. Будучи епископом, он сделал Иустину игуменией женского монастыря. В стране, где проповедовали своей святой жизнью Киприан и Иустина, перестали служить идолам и уверовали во Христа.
Казнь мучеников
Святые Киприан и Иустина мученически погибли в 304 году. Диавол побудил язычников оклеветать праведников. Правителям сообщили, что христиане смущают народ, ведут его за собой во имя Христа, и это может быть опасно для власти. Киприана и Иустину схватили, посадили в темницу и приказали отказаться от веры, но святые всё претерпевали. Тело Киприана подвесили и медленно строгали плоть. Иустину жестоко избивали. Праведников бросили в котел с кипятком, но вода не жгла их тела. Наконец, назначили казнь усечением мечом. Киприан, боясь, что Иустина увидит его смерь и испугается, попросил время на молитву и дал возможность деве умереть первой. Иустина радостно отправилась на встречу с Небесным Женихом. Вслед за ней последовал к Богу святой Киприан.
Мощи святых
Тела мучеников несколько дней лежали на месте казни. Христиане тайно забрали их, по морю переправили в Рим и похоронили. В XIII веке возникла опасность, что святыня будет уничтожена арабами, и ее перевезли на о. Кипр. Здесь, в церкви Святых Киприана и Иустины, в деревне Менико, неподалеку от Никосии, они покоятся.
В 2005 году впервые святые мощи привезли в Россию. Ковчег со святыней находился в Зачатьевском женском монастыре (Москва), где произошло удивительное событие. Когда обтирали мощи святых, на полотенце осталась частица мучеников, она была вложена в мощевик и помещена в монастырскую икону. Этот образ находится в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре.
Священники храма Святых Киприана и Иустины на Кипре и монахини московской обители рассказывают о многочисленных случаях исцеления людей от мощей Божиих угодников.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Любовь к врагам есть та высшая ступень в лествице любви к ближнему, с которой мы вступаем в необъятный чертог любви к Богу.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867гг.)
П.С. Хотелось бы обратить Ваше внимание, дорогие братья и сёстры, на тот факт, что наша Православная Церковь получает достоверную информацию о действии инфернальных (адских) сил через множество их служителей – людей, осознавших пагубные последствия этого служения и нашедших выход из этой беды в переходе в Православие как имеющее реальную силу в противостоянии падшим духам.
Также будем помнить общеизвестный исторический факт безсилия католицизма в борьбе с падшими духами, овладевшими людьми, применявшего сожжение несчастных на кострах инквизиции, чего не было в Православии.
Также будем помнить и факт безсилия протестантизма и его последователей в расколах, выражающийся в том, что они вообще отказались от эффективных средств, до сих пор используемых в Православной – Христовой Церкви в противостоянии падшим духам, а значит беззащитно подвергнуты их влиянию.
Для тех, кого интересуют знания, основанные на научном анализе большого количества задокументированных аномальных фактов и разъяснения науки и Православной Церкви по этим – самым «загадочным» вопросам действия инфернальных сил: для ученых, врачей, политиков, кадровых военных, педагогов, – для всех, кто ищет истину, рекомендуем изданную по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II познавательную и увлекательную книгу, которую смело можно характеризовать как «энциклопедию по бесоведению» – «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ «СПАСТИ» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» Книга в настоящее время находится в свободном доступе в Интернете по адресу:
Главный редактор Валентин Василевский –
внук католика, баптистки и православных.