Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 10.09.2022

Воскресные Евангелия

11 сентября – Неделя (воскресенье) 13 -я по  Пятидесятнице.

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

Притча о злых виноградарях.

Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?   

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33– 42.

 

Иоанн Креститель казнен Иродом.

Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, – дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили.

Евангелие от Марка, глава 6, стихи 14– 30.

 

Проповедь Патриарха Кирилла 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем событие, которое особым образом отмечено в истории Евангельской, в истории церковной, — смерть пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Только что мы слышали страшное повествование о том, как царь Ирод, по наущению его жены Иродиады, отрубил голову пророку, которого он уважал, к мнению которого он прислушивался, — потому что Иоанн Предтеча обличал Ирода в том, что царь незаконно взял себе в жены Иродиаду, бывшую замужем за его родным братом Филиппом. Когда дочь Иродиады на пиршестве угодила царю и гостям танцем, он пообещал ей дать все, что она ни попросит, и та по наущению матери попросила на блюде голову Иоанна Предтечи. И пошел оруженосец в темницу, где уже томился Иоанн Предтеча, отрубил ему голову и принес девице, а девица отдала ее матери.

Эта трагическая история заставляет нас о многом задуматься. Было ли произошедшее некой случайностью? Может быть, Иоанн Предтеча слишком неосторожно обличал власть имущих, самого царя, — а если бы молчал, то никто бы голову ему не отрубил? Может быть, это единственный случай такого рода во всей истории? Совсем нет.

Празднование памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи совпадает сегодня с тринадцатым воскресеньем после Пятидесятницы. По уставу в этот день полагается читать воскресное Евангелие, повествующее о злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Многие из нас знают эту притчу. Хозяин дома насадил виноградник и отдал его в управление неким людям. Когда пришло время собирать урожай, он послал за ним своих слуг, но те, кто управлял виноградником, одних из этих слуг побили, а других умертвили, побив камнями, — и так повторялось не единожды. Наконец, хозяин послал собственного сына, — чтобы его убоялись, устыдились и отдали причитающийся ему урожай. Но, увидев его, те сказали друг другу: «вот, идет наследник; убьем его, и нам достанется все», и сделали так. И спрашивает Спаситель, Который обращал эту притчу к ученикам и народу: «Как вы думаете, что сделает хозяин дома?» Ответ был незамедлительный: он их накажет злой смертью.

Это совпадение двух евангельских чтений и двух событий в церковном календаре помогает нам понять, что совершенное пророком и Предтечей Иоанном не было чем-то уникальным в истории Церкви Христовой. Потому что слуги, которых посылал хозяин, чтобы собрать виноград, — это ветхозаветные пророки, которых Бог посылал к народу Израильскому. Но большинство из них заточались в темницу, побивались камнями, претерпевали насильственную смерть…

Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк — это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк — это тот, кто передает Божию правду людям.

Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы, отрубали головы? Что несет в себе эта Божия правда? Почему на нее так реагируют многие люди — не просто не принимая этой правды, но вооружаясь на ее провозвестников злобой вплоть до готовности пойти на преступление?

Церковь Божия со времен апостолов призвана совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории? Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Божия правда, с одной стороны, принимается миллионами; с другой, вызывает у определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно задушить эту правду, наказать ее провозвестников. И мы знаем, в какой кошмар погрузилось Отечество наше, когда всей мощью государства был обрушен удар на тех, кто, пусть тихим голосом, но говорил Божию правду.

Ну, а когда нет возможности насильственно заставить людей замолчать? Когда законы, обычаи, общество этого не позволяют? Есть другие способы и другие средства, которые сегодня становятся особенно легкими в употреблении. Используя средства массовой информации, можно вылить огромное количество клеветы, грязи, совершенно не стараясь хоть как-то доказать свои утверждения, — все рассчитано на то, что кто-то поверит, прельстится, отвернется от слова Божия…

Почему же так? Ведь в нашей стране это выглядит особенно странно, когда после десятилетий безбожия, физического истребления веры и Церкви вновь появляются те, кто профессионально борется с Богом, с Его словом и с Церковью. А все потому, что Божия правда глаза колет. Божия правда является огромной силы вызовом человеческой совести. Живет человек так, как желает жить, — по закону плоти, по закону похоти. Он привык грешить, он привык самого себя считать центром мироздания, а главным критерием истины — «то, что думаю, то и истинно», «что хочу, то и делаю», ссылаясь на ложно понимаемую свободу. Такие люди погружаются в стихию самообмана, считая, что лишь они могут определять от начала до конца свою собственную жизнь, никого в эту жизнь не впуская, а по возможности навязывая свой опыт другим. И когда такой человек встречается лицом к лицу с Божией правдой, сознавая, что он эту правду не примет, — он вдруг с ужасом видит, что эту правду принимают миллионы людей! А что за этим стоит? Угроза собственному благополучию! Вот тогда развивается необузданное стремление бороться с Богом, заглушить пророческий голос Церкви.

Нам сегодня говорят: «Какое вам дело до молодежи? Зачем вы занимаетесь социальной работой? Зачем вы оцениваете состояние общества, какое право вы на это имеете?», — забывая, что Церкви есть дело до всего, где решается вопрос человеческого спасения. Если человек погибает, занимаясь политикой, — значит, до политики есть дело. Если люди, занимаясь экономикой, разрушают себя и окружающий мир, — значит, до экономики есть дело. Если культура раскрепощает греховные инстинкты и превращает человека в зверя, — значит, до культуры есть дело. Если молодежь становится легкой добычей страшных пропагандистских стереотипов, — значит, есть дело до всего, что мешает молодому человеку встать на путь спасения. И Церковь будет нести это служение с полным пониманием того, что это служение — пророческое. Как замечательно сказал о пророческом служении Пушкин, «глаголом жечь сердца людей». А ведь огонь согревает одних и обжигает других. И пока произносится это исполненное Божественной правды пророческое слово, оно будет обжигать кого-то так, что, вздрогнув от ожога, человек будет добиваться, чтобы это слово никого больше не коснулось. Но будут и те, кто в этом пророческом пламени будут с благодарностью видеть путеводную звезду своей жизни, маяк, определяющий движение человека, будут видеть и свет, и тепло.

Сегодняшний день многому учит нас, особенно священников. Быть священником означает нести Божию правду, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, нужно быть готовым принять любой удар за эту правду и одновременно быть мудрым, чтобы не давать повода ищущим повода — тем, кто стремится обрушиться на правду Божию через нападки на человека, который непременно несет в себе печать несовершенства. Именно поэтому забота священника о своей личной, семейной жизни, о своем образовании, его гражданская позиция, его способность доносить слово Божие до людей сегодня как никогда приобретает решающее значение.

С другой стороны, и люди могут определить уровень своей духовной жизни по тому, как они воспринимают Божие слово. Если, поразившись силой Божественного слова, человек задумывается о нем, начинает размышлять, применять его к себе, претворять его в жизнь, — тогда это спасительное восприятие слова. Но губительно для нас, если мы отвергаем слово Божие с порога — только потому, что оно кажется несвоевременным, несовременным, не соответствующим нашему укладу жизни.

Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть переживание мученической смерти святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога, и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 

 

ЦИТАТЫ СВЯТЫХ К ЕВАНГЕЛИЯМ НЕДЕЛИ:

Невозможно спастись иначе: если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, но не заботишься о других, погибающих, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом.

Бог благоволил не всё оставить Себе в деле спасения человека, чтобы не показалось, будто Он увенчал нас напрасно, и не всё предоставил нам, чтобы мы не впали в гордость.

Спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботливости, что Он ради одного кающегося  грешника подвергает радости небо и землю.
Святитель Иоанн Златоуст (~347-407гг.)

Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний: святые отцы достигли цели – спасения. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867гг.) 

Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. 

Священномученик Киприан Карфагенский, епископ, (~200–258гг.)

Спастись, получить отпущение прегрешений и сподобиться Небесного Царствия не иначе возможно верующему, как со страхом и любовию приобщившись таинственных и пречистых Тела и Крови Христа Бога.

Преподобный Нил Синайский (конец IVв.–450г.), отшельник, автор аскетических сочинений, ученик святителя Иоанна Златоуста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина