Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 27.01.2024

Воскресное Евангелие и Апостол 2024.01.28

28 января – Неделя (воскресенье) 34-я по Пятидесятнице.

Преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника.

 

«Идите, научите все народы!»

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 

Евангелие от Матфея, глава 28, стихи 16 – 20

 

 Станьте новыми людьми

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Послание Апостола Павла к Колоссянам, глава 3, стихи 12–16

 

 Святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский

Проповедь на Апостол (Кол 3:12-16)

В первое мое с вами общение, не нахожу лучшего слова, с каким бы обратиться к вам, как то, которое всем нам ныне предложено в Апостольском чтении от лица святого Апостола Павла. Не многословен содержащийся в нем урок, но многозначителен, – и особенно для всех нас утешителен, удостоверяя нас, что путь, которым идем, и образ жизни и действий, которым ожидаем спастись, суть те же самые, которые прописаны и указаны еще Апостолами, а значит столь же истинны, сколь истинен сам Бог.

В этом вы сами убедитесь, если вместе со мной проследите содержание нынешнего Апостола.

Здесь св. Апостол Павел, похвалив Колоссян за то, что одни из них оставив Иудейские мечты, а другие – Еллинские заблуждения, сделались Христианами, указывает потом, что им, как Христианам, надлежит делать, как поступать и как вести себя, а именно:

1) Облекитесь, – говорит, – в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, прощайте, если кто имеет что на другого, мир да водворяется в сердцах ваших, будьте благодарныболее всего же стяжите любовь, которая есть союз совершенства, т.е. Апостол указывает свойственные Христианам чувства и расположения, равно как и соответствующие им дела.

2) Далее присовокупляет: слово Христово да вселяется в вас обильно. – Слово Христово, т.е. учение о Господе нашем Иисусе Христе, – как Он, Единосущный во Святой Троице, пришел на землю, чтоб спасти нас падших, как воплотился, учил, чудодействовал, страдал, воскрес, вознесся на небо, сел одесную Бога Отца и ниспослал Святого Утешителя Духа на святых Апостолов, и ими основал и учредил на земле Святую Церковь, и вообще – слово Христово есть все учение Христианское. – Да вселяется в вас обильно, т.е. да исполняет ваш ум, чувство, волю, все существо ваше…

3) Наконец внушает Апостол: исполняйтесь духом – научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Псалмы, пения и песни духовные – означают весь чин молитв и последований церковных: Святые Таинства, порядок повседневных служб и все освятительные действия и молитвы, совершаемые в Церкви законным священством (без законнорукоположенного священства через непрерывающееся приемство от Апостолов, а, например, расколы прерывают приемство, самочинния вообще не имеют приемства, –  всё указанное при внешнем благообразии будет не просто безблагодатным, а ещё хуже – вводящим в заблуждение, препятствующее спасению бессмертной душиред.)

Сведите все это воедино – и выйдет, что св. Апостол Павел как бы так сказал Колоссянам: вот вы стали Христианами, смотрите же, твердо держите учение Христово или исповедание Святой Веры, и, укрепляясь благодатью Божией, подаваемой в Святых Таинствах и возгреваемой священнодействиями и молитвами церковными, идите неуклонно путем заповедей Христовых под руководством законных Пастырей и Учителей.

Вот чему учил Апостол Колоссян!.. Но ведь это то же самое, что и теперь действует в нас, то же самое, чем и мы ожидаем спастись. Ибо смотрите, что мы творим?.. Молимся дома и в храмы Божии собираемся для молитвы, освящаемся Таинствами, и приемлемую в них благодать возгреваем церковными священнодействиями. То есть мы ревнуем о том, чтобы исполняться Духом, говоря себе, по Апостолу, во псалмах и пении и песнях духовных.

Далее – и дома лично, и в храмах торжественно изъявляем исповедание Святой Веры, читая Символ Веры, который есть сокращение всего учения Христианского; слушаем и читаем слово Божие и отеческие писания, читаем другие душеспасительные книги и сами размышляем об истинах спасения. То есть, что мы делаем? Заботимся о том, чтобы слово Христово вселялось в нас обильно.

Наконец – в жизни, посильно заботимся о том, чтоб быть кроткими, смиренными, щедрыми, мирными, любовными Заботимся исполнить сердце свое чувствами и расположениями Христианскими, какие указаны Апостолом и какие пространно излагаются в учении о Заповедях Десятословия и Заповедях Блаженств.

Следовательно, тот образ исповедания веры, который мы содержим, тот образ жизни, которым водимся, тот образ освящения, который приемлем, – вообще путь спасения, которым течеместь тот самый, который водворен на земле Апостолами и от них друг другу приемственно дошел до нас и среди нас пребывает без всякого изменения – без прибавления и убавления.

Какое великое утешение! – Стало быть не ложна наша надежда спасения, которой питаемся, нелицемерно дерзновение пред Богом и людьми, которым мы воодушевляемся, не обманчиво чувство правоты нашей, которым исполняемся! – Воздадим же 1) благодарение Господу, так о нас благоволившему, воздадим благодарение за то, что мы и рождаемся, и воспитываемся, и состариваемся в недрах Единой Святой Церкви, содержащей полную истину, Им самим на землю принесенную без особенных с нашей стороны усилий, воздадим благодарение и за эту уверенность, что стоим в истине, что идем прямым путем, что не ложен образ спасения, которого держимся. Ибо, братия, на земле нет утешения более того, которое подает убеждение, что единый истинный Бог (кроме Которого нет другого бога), есть наш Бог, что этот Бог благоволит нас считать Своими людьми, Своими сынами и дщерями… и что мы образом своего исповедания, – своей жизни и благочестия не оскорбляем Его, а благоугождаем Ему, не отходим от Него, а более и более приближаемся к Нему

2) Сознавая же все это, положим себе законом – свято хранить Святую Веру нами исповедуемую, содержа неизменными и образ исповедания, и образ освящения, и образ жизни, нам Церковью предписанный, – не поддаваясь тем, которые имели несчастье отпасть от нее, – заблудиться и закоснеть в этом заблуждении, – тем, у которых не только не достает освятительных Таинств и молитв, но и само исповедание веры неистово (на грани безумия – ред.), как Молокане, – и тем, у которых хотя исповедание веры и не совсем испорчено, но которые, не приемля истинного священства, сами себя лишают Святых Таинств, и, следовательно, благодати Божией, которую нельзя получить иначе, как чрез Таинства, каковы раскольники. Ибо ни те, ни другие не содержат истинного образа спасения, указанного всем нам Апостолом.

3) Но оставим их благости Божией, молясь о них, да просветятся умы их, омраченные ложью, – и умягчатся сердца их, ожесточенные упорством в заблуждении. Сами о себе более и более позаботимся, чтобы, и содержа истинный образ спасения, не оказаться нам не спасенными, будем свято исполнять все необходимое для спасения. Ибо бывает же, что иной лежит в доброй врачебнице и не лишен должного попечения, а однако же не уврачевывается… Отчего? – Оттого, что не всё сполна и не во всём как должно исполняет предписания врача. Так может случиться и с нами, что принадлежа истинной Божией Церкви, – этой единой врачевательнице нашей, не получим исцеления немощей душевных, и следовательно, не спасемся, когда не станем исполнять всего, что предписывается Церковью, – и исполнять так, как предписывается. – Что пользы, что иной пред глазами имеет чистый колодец, а для утоления жажды берет воду из другого мутного и нездорового источника? И нам не будет пользы, если, пребывая во дворе дома Божия – в святой Церкви, где обильно источается вода спасения, – семью потоками изливаясь на всех, – мы не будем пользоваться ей, а обратимся к другим колодцам, – сокрушенным и безводным, или содержащим гнилую воду. Так что же именно сотворим? То, что заповедал Апостол: содержа святое исповедание Веры и укрепляясь благодатью Божией, подаваемой в Таинствах и возгреваемой священнодействиями и молитвами церковными, будем ходить по Заповедям Евангелия и Уставу Святой Церкви под руководством законных Пастырей и Учителей, – ходить неуклонно, – без опущений и прибавлений, без лености и ложных извинений, в простоте сердца, как пред Господом-Сердцеведцем, всё видящим, и за всё имеющим воздать стократным воздаянием.

Вот о чем судил я напомнить любви вашей и вашему благочестию – в первый мой к вам приход, – напомнить только, ибо уверен, что всё это издавна содержите все вы, и таким образом заботитесь посильно жить и спасать души свои, напомнить только для того, чтобы, по Апостолу, этим напоминанием возгреть сердца ваши с неослабной ревностью продолжать совершаемое течение, – молясь Щедродавцу Богу, чтобы начав в вас дело Свое – Он и совершил его, и представил вас чистыми и неповинными в день Христов, во славу всесвятого имени Своего. Аминь.

Святитель Феофан Затворник, епископ Вышенский (1815–1894)

 

 Краткое житие преподобного Павла Фивейского,

Египетского, отшельника (~228 – 341)

Преподобный Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фиваиде, около 228 года. Родители воспитали его в христианской вере. После их кончины он претерпел много скорби от корыстолюбивого родственника, который, желая присвоить наследственное имущество Павла, вознамерился предать его на мучения при гонителе христиан императоре Декии (249 – 251). Узнав об этом, Павел покинул отчий дом и удалился вглубь пустыни, где долгие годы подвизался в совершенном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве. Питался он плодами финиковой пальмы и хлебом, который ему приносил прилетавший ворон.

Господь открыл местопребывание Своего угодника преподобному Антонию Великому (†356; память 30 января по н.с.), также подвизавшемуся в Фиваидской пустыне. У преподобного Антония возник помысл, что нет в Фиваидской пустыне другого человека, который больше чем он подвизался бы в трудах и молитвах к Богу. Тогда он услышал глас: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его»

Господь вразумил святого, открыв ему существование в пустыне еще другого великого подвижника – преподобного Павла Фивейского. Преподобный Антоний немедленно отправился в путь. Совершив трудное путешествие по знойной пустыне, он, при помощи Божией, достиг пещеры, где жил преподобный Павел. Встретившись, оба старца назвали друг друга по имени, облобызались и долго беседовали. Прилетевший ворон принес им обоим хлеб, преломив который, они насытились. Преподобный Павел рассказал о своей жизни в пустыне; он открыл своему собеседнику, что настало время его кончины, и завещал похоронить его.

Преподобный Антоний спешно отправился обратно, взял в своей келлии мантию для погребения святого Павла и, нисколько не отдохнув, повторил тот же путь. Подходя к пещере святого Павла, он увидел, как святая душа его с сонмом ангелов возносится на Небо.

Преподобный Павел скончался во время коленопреклоненной молитвы с простертыми к небу руками в 341 году, в возрасте 113 лет, проведя в пустыне 91 год в полном уединении.

Два льва, пришедшие из пустыни, вырыли могилу для почившего. Преподобный Антоний обвил его мощи мантией, со слезами простился с ним и совершил погребальный обряд. Львы не отходили от могилы до тех пор, пока преподобный Антоний не повелел им уйти в пустыню.

Одежду святого Павла, изготовленную из пальмовых листьев, преподобный Антоний взял себе и хранил как великую святыню, надевая ее только в праздники Воскресения Христова и Пятидесятницы.

Тело преподобного Павла Фивейского, по воле императора Мануила Комнина (1146 – 1180), было перенесено в Константинополь и положено в монастыре Перивлепты («Прекрасных видов»), во имя Пресвятой Богородицы. В 1240 году святые мощи преподобного Павла были перенесены в Венецию, а затем – в Венгрию, в город Офен. Честная глава святого Павла хранится в Риме. Преподобный Павел, первый отшельник Верхней Фиваиды, считается отцом православного монашества.

С более подробным житием преподобного Павла Фивейского можно ознакомиться по ссылке:

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/55

 

Краткое житие Преподобного Иоанна Кущника (V в.) 

Преподобный Иоанн Кущник – сын богатых и знатных родителей, Евтропия и Феодоры, живших в Константинополе в царствование императора Феодосия Младшего (†450). С юных лет в душе Иоанна возгорелась пламенная любовь к Богу. Скромный, кроткий и незлобивый отрок заметно выделялся из среды сверстников, учителя удивлялись его способностям. Он преуспевал не только в мирском, но и в духовном любомудрии. Любимыми его занятиями были чтение святых Боговдохновенных книг и посещение церковных служб. Однажды святой Иоанн встретился с иноком из Обители Неусыпающих (Малая Азия), который шел в Иерусалим на поклонение святым местам. С замирающим сердцем отрок Иоанн слушал его рассказы об иноческой жизни в обители, где богослужение совершается круглые сутки, и звучит неумолчная хвала Господу. Иоанн умолил инока на обратном пути в обитель зайти за ним. Тем временем он упросил родителей подарить ему Евангелие. По возвращении инока святой Иоанн взял Евангелие и тайно от родителей отплыл в Обитель Неусыпающих.

Игумен обители, святой Маркелл (†485, память 11 января по н.с.), провидя в Иоанне совершенную готовность к иноческой жизни, не подверг его обыкновенному искусу и постриг в монашество, несмотря на молодость. В скором времени преподобный Иоанн превзошел многих иноческими подвигами: его непрестанные молитвы, безропотное послушание, строгое воздержание и терпение в трудах удивляли братию.

Спустя шесть лет преподобного Иоанна постигло искушение: мысли о родителях, об их любви и нежности, об их скорби начали неотступно преследовать юного подвижника.

Святой Иоанн открыл игумену свое состояние, просил отпустить его из обители и умолял братию не забывать его в молитвах. Он надеялся, что с Божьей помощью и их молитвами он и родителей увидит, и искушение победит. Игумен дал ему свое благословение.

С горькими слезами и горячей молитвой ушел святой Иоанн из обители. По дороге он обменялся одеждою с одним нищим и, одетый в его рубище, пришел в Константинополь. Затрепетало его сердце, когда он увидел родительский дом. Но любовь к Богу пересилила: святой решился не открывать своего имени родным. Он упросил управителя отцовского дома разрешения лежать у ворот и питаться милостыней. Однажды мать святого Иоанна, увидя оборванного нищего, приказала слугам убрать его с дороги. Отец же, увидев Иоанна и не узнав в убогом нищем своего сына, приказал ежедневно кормить его со своего стола, говоря жене: «Кто знает, быть может, и наш возлюбленный сын находится в таком же положении…» Святому Иоанну удалось упросить того же самого управителя сделать ему в углу двора шалаш (кущу), где он мог бы не раздражать своим видом владелицу дома.

В такой куще (отсюда его наименование Кущник) святой Иоанн прожил три года, терпя голод, холод и зной. Спустя три года, в сонном видении, он удостоился видеть Христа, предрекшего ему кончину через три дня. Тогда святой Иоанн пожелал открыться родителям. Он показал им Евангелие, полученное в детстве, и открыл свою тайну. Горе и радость соединились – радость родителей, обретших потерянного сына, и горе в преддверии его кончины.

Умирая (в возрасте не более 25 лет), святой Иоанн завещал похоронить его в нищенском рубище и погребсти на месте его палатки (кущи).

Когда мать попыталась облечь почившего в дорогие одежды, она внезапно занемогла и исцелилась тотчас после того, как исполнила волю покойного. Вскоре на месте погребения была воздвигнута церковь и здание для приюта нищих и бездомных.

В ХII веке честная глава преподобного Иоанна Кущника была перенесена крестоносцами в г. Безансон (Франция), святые мощи его находятся в Риме.

С более подробным житием преподобного Иоанна Кущника можно ознакомиться по ссылке:

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/56

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ

Видишь, что сосуд наполненный не вмещает ничего другого. Так и сердце человеческое подобно сосуду. Когда оно наполнено будет любовью к миру этому и мирскими заботами, оно не вмещает слова Божия и остается бесплодно. Поэтому заботы века этого и обольщение богатством уподобляются тернию, которым подавляется семя слова Божия и оставляет сердце без плода (Мф. 13:22). Человек, наполненный мирской суетой, хотя и слышит проповедуемое и зовущее его Божие слово, но не слушает его, не повинуется ему, и так делает себя недостойным великой вечери, то есть Царствия Небесного, к которому зовут рабы Божии – пророки, апостолы и проповедники.

Святитель Тихон Задонский (1724 – 1783)

 

Нет ничего подобного сладости познания Божия.

Преподобный  Исаак Сирин Ниневийский (VI в. – VII в.)

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина