Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 22.07.2022

Воскресное Евангелие 2022.07.24

24 июля – Неделя (воскресенье) 6-я по Пятидесятнице.

Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены.  Вмц. Евфимии всехвальной. Обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского.

 

Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.     

                                         Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 1-8 

 

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ

В череде евангельских повествований первого из евангелистов, Матфея, третье воскресенье подряд мы слышим о чудесах, которые совершает Христос. Сегодня звучит очень короткое повествование о паралитике, или, на языке русского перевода Священного Писания, расслабленном, которого друзья принесли, поскольку он совсем не мог уже сам ходить, положенного на носилки, переносную постель. И пробились ко Христу, Которого уже окружали толпы народа. В параллельном месте Евангелия (Мк, 2:1-12) говорится о том, что они не просто его принесли, но вынуждены были залезть на кровлю дома (в Иудее кровли плоские), разобрать ее и спустить больного на носилках в помещение, где Христос находился. Не самое простое действие и, как мы можем предположить, могущее вызвать разную реакцию владельцев дома. Тем не менее друзья это делают, и Господь, по слову евангелиста Матфея, видя их веру, говорит расслабленному, который сам, видимо, даже и языка-то не мог повернуть: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мф, 9:2).

Это очень обнадеживающее евангельское повествование об исцелении и, более того, о прощении грехов, которое человеку достается не по его собственному движению, но по ходатайству других.

Апостол Павел, который не ходил со Христом по Иудее и уже после вознесения Христа на небо из гонителей Церкви стал апостолом и величайшим проповедником первоначального христианства, сказал: «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составля­ем одно тело во Христе, а по­рознь один для другого члены (Рим, 12:4-5). Когда один из членов болеет, то немощствуют и остальные, а когда один здравствует и преуспевает, это отзывается на здоровье и внутреннем состоянии других. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак, 5:16), – скажет апостол Иаков в своем Соборном послании.

Совершив чудо прощения грехов, Христос сталкивается с реакцией, иудейского общества, книжников, толкователей и знатоков ветхозаветного закона, которые, видя чудо, не радуются ему, потому что, с их точки зрения, это неправильное чудо, то есть совершено не так, как чудеса должны совершаться, и они думают: «Он богохульствует» (Мф, 9:3). Господь, видя их помышления, сказал: «Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф, 9:4). Очень важное замечание. Христос не отрицает сомнения или критического восприятия того, что человек видит в жизни, в том числе и чудесных событий. Вспомним хотя бы рассказ о Фоме Неверующем, который через искреннее сомнение пришел к великой вере. Но здесь речь идет о внутреннем согласии сердца. То есть это не просто сомнение, но неприятие совершившегося, соединенное с завистью и ненавистью. Такое внутреннее отношение к святыне делает человека врагом правды Божией, надевает некие шоры на глаза, так что они становятся неспособны видеть святое, великое, значимое, чудесное, Божественное.

Подобное происходит и в нашей жизни, когда человек, изначально согласившийся с установкой, что от этого Бога, от этой Церкви, от этих ее служителей не может исходить ничего по-настоящему святого и доброго, оказывается неспособен увидеть святое, доброе и великое, что было в истории или происходит теперь. Не от сомнения в чуде, но от дурной предустановки в злобе и неприятии предостерегает Господь критиков сегодняшнего исцеления, а в последующие века критиков Церкви, христианства, Евангелия.

Затем Христос говорит, устанавливая важную иерархию человеческих и жизненных отношений: «что легче ска­за­ть: про­щают­ся тебе грехи, или ска­за­ть: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле про­щать грехи, – тогда говорит рас­слаблен­ному: встань, возьми по­стель твою, и иди в дом твой» (Мф, 9:5-6) Действительно, неизмеримо важнее всякого внешнего исцеления прощение греха человека, как жизнь в Вечности неизмеримо важнее того, что может произойти с нами здесь, в нашем земном существовании, точнее того, что ограничивается нашим земным существованием. Поэтому, когда ныне люди так же взыскуют чуда, важно понимать, что в жизнь человека оно может прийти тогда, когда он ищет того, что в другом месте Священного Писания названо единым на потребу – Царствия Небесного. Когда эта внутренняя иерархия испрашиваемого от Бога в душе человека сохраняется, за внутренним преображением может последовать и внешнее исцеление. Но искать нужно, прежде всего, первого – внутреннего преображения.

Сегодняшнее достаточно грозное повествование заканчивается утешительно. «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф, 9:8). Отнюдь не всегда римская пословица о том, что «Vox populi vox Dei», «Глас народа есть глас Божий» оправдывается в полной мере, но сегодня в этом евангельском повествовании оправдывается. И как часто простой душой человек, не имеющий тех самых предустановок и зашоренности, оказывается способен увидеть больше и оказаться к Богу ближе, чем тот, кто, может быть, прочитал много книг, как книжники сегодняшнего Евангелия, освоил большой массив информации, но простоту души, увы, в этом информационном потоке сохранить не смог.   

Протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия,

профессор Московской духовной академии.

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы, если бы они были здоровы.   

Святитель Феофан Затворник (1815-1894) 

 

Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу; тело умерщвляет, но душу животворит; внешнего человека ослабляет, но внутреннего обновляет. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Как обновляется? Научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся из-за недуга кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх Суда Божия? Когда усерднее человек молится, чем в болезни? О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы, так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога.

Святитель Василий Великий (330-379)

 

 

 

 

 

   

Поделиться этой новостью города Кобрина