Опубликованно 16.07.2022
Воскресное Евангелие
17 июля – Неделя (воскресенье) 5-я по Пятидесятнице
Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского.
Об исцелении Господом двух бесноватых в стране Гергесинской и гибели свиней.
И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. Евангелия от Матфея, глава 8, стихи 28 -34, и глава 9, стих 1
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (Мф. 8:28-9:1). Тема влияния темной силы на человека является одной из центральных в Священном Писании. Но, наверное, величайшим достижением диавола стало то, что ему удалось внушить людям, что его не существует. В прежние времена люди четко понимали, что многое в их жизни невозможно объяснить естественным, логическим развитием, и мыслями своими простирались к тому, что есть некая сила, способная влиять на сознание человека, на его разум и на развитие событий, порождаемых злой человеческой волей. У святителя Василия Великого есть очень точная формулировка, что диавол не отступает от человека до тех пор, пока не повлияет злом на человеческое сознание. Действительно, полем деятельности темной силы является наше сознание. Иногда эта сила настолько мощная, что нарушает человеческую психику. Вот и эти двое бесноватых в земле Гергесинской, о которых сегодня говорит Евангелие, были страшны своим гневом, своей немотивированной злобой; они создавали опасность для окружавших их людей.
Иногда бывает так, что прямое воздействие темной силы на человеческую психику ее обрушивает. Человек становится безумным. Мне приходилось слышать от специалистов в области психиатрии, что они порой сталкиваются с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью. Как сказал один из них: «В таком случае я говорю близким, которые привели ко мне больного: обратитесь в другое место, это не наш пациент*». Наука не может описать и тем более понять, что происходит в сознании бесноватого, потому что симптомы выходят за границы того, что обычно сопровождает естественное нарушение человеческой психики. Именно с таким беснованием Господь и столкнулся на ином берегу Геннисаретского моря, когда увидел двух бесноватых и исцелил их, повелев духу злобы выйти из них.
Это событие произвело такое огромное впечатление на местных жителей, что они не могли осознать до конца, что произошло, и были скорее напуганы, чем обрадованы случившимся. Вот почему они попросили Господа удалиться. Если бы Евангелие было вымышлено, как иногда говорят люди, в Бога не верующие, пытающиеся бросить тень на аутентичность евангельских повествований, то, наверное, этого послесловия к истории об исцелении бесноватых в Евангелии не было бы. Ну, с какой стати говорить, что реакцией жителей на исцеление двух несчастных была просьба удалиться? Один этот элемент, одна эта фраза свидетельствует об истинности, аутентичности Священного Писания.
Страшная картина беснования, о котором повествует евангелист Матфей, случается и в наше время. Такие люди, не получив исцеления или хотя бы облегчения через обращение к врачам, приходят в церковь. С глубокой древности существует чин изгнания бесов — читаются особые молитвы, автором которых является Василий Великий, и многие духовно сильные пастыри помогают людям избавиться от этого страшного наваждения. Те, кто бывал на этих богослужениях, знают, какая страшная там обстановка, какая жуткая атмосфера, как ведут себя люди, о которых священник молится, чтобы бес их покинул. И очень часто чудо Божие совершается, и темная сила отступает.
Но кроме буйного беснования, кроме крайних проявлений воздействия темной силы на сознание человека, есть и более ухищренные способы. Очень четко, как я уже сказал, подметил самое главное Василий Великий: диавол опутывает сознание человека, воздействует на его рациональную суть, на его способность мыслить, усваивать информацию и делать соответствующие выводы. И мы знаем, сколько заблуждений принесли огромный ущерб целым народам, когда, усваивая ложные идеологии и доктрины, люди меняли свое сознание, свою жизнь, разрушая святыни, разрушая свою национальную традицию, разрушая нравственные законы, которые только и должны лежать в основе человеческих отношений. Ведь никакие внешние законы неспособны описать все многообразие и всю сложность человеческих отношений, а нравственный Божественный закон не просто описывает эти отношения во всем их многообразии, но и дает основу для устроения мирной, справедливой жизни. И мы знаем, какие страшные беды постигали и наш народ, соблазненный идеями, которые, по слову Василия Великого, исказили разум.
Что же делать, чтобы оградить себя от диавольского воздействия, от того, что называется искушением? Размышляя на эту тему, святитель Иоанн Златоуст говорит: не нужно подавать повод диаволу, чтобы он из миллиона людей выбрал именно вас и на вас направил острие своего воздействия, разрушая сознание, искажая мысли таким образом, что вместо добра человек начинает умножать зло. А что является поводом для диавола? Духовная слабость. Слабость всегда является поводом для того, чтобы враг напал. Это хорошо известно из истории межгосударственных отношений. Начинается война тогда, когда одна сторона убеждена, что она сильнее другой. Когда одна из сторон представляется слабой, тогда враг наступает решительно, желая победить. Вот точно так же в духовной жизни: диавол наступает на того, кто духовно слаб, кто дает повод расслабленным состоянием своей души. А что такое духовная слабость? Это потеря религиозного чувства, потому что мы сильны духом только тогда, когда мы в единстве с Богом, когда мы молимся, когда мы получаем от Бога ответ. Тогда Господь ограждает наш разум от диавольских искушений, от притяжения ко злу.
Господь помогает нам критически относиться к множеству сигналов, которые обрушиваются на нас из окружающего мира. Нередко эти сигналы несут нечто, порожденное темной силой, соблазняя нас на те или иные дурные поступки или опасные мысли. Недаром в святоотеческой литературе много внимания уделяется отражению диавольских искушений. У святых отцов мы часто находим описания того, как подвижники боролись с этими искушениями. И силой, которая позволяла отразить искушения диавольские, всегда являлась и является молитва, потому что в молитве и через молитву мы становимся ближе к Богу. В ответ на это Бог дает нам силу и способность отличать добро от зла и видеть скрытое искушение в самых благонамеренных и красивых человеческих идеях и рассуждениях.
С течением истории ничего не меняется. Сегодня, как и десятилетия, столетия, тысячелетия назад, как и во времена Господа и Спасителя, человек становится таким же уязвимым перед действием мощной темной силы, если перестает жить религиозной жизнью. Наверное, именно такими были жители того места, где Господь исцелил двух бесноватых, почему и сказали Ему: «Уйди! Не знаем, не понимаем, Кто Ты и что Ты сделал; лучше, чтобы Тебя не было, у нас нет никакого желания продолжать общаться с тобой». Так могли сказать только люди, лишенные духовной жизни и религиозного опыта.
Вот и сегодня множество людей лишены такого религиозного опыта, а значит, представляют собой потенциальных жертв воздействия темной силы. И потому задача Церкви заключается в том, чтобы, как бы критически ни относились к теме присутствия темной силы в человеческой истории многие современные люди, напоминать им, что эта сила реальна и жертвой ее воздействия может быть каждый, кто лишен опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога.
Пусть Господь хранит народ наш, землю нашу и каждого из нас. Пусть Он помогает нам возрастать в вере, укрепляться в молитве и становиться подлинно сильными, духовно сильными личностями, дабы не давать, по Златоусту, повода диаволу. И верим, что Господь слышит наши молитвы и сохранит землю нашу и народ наш от всякого зла, в том числе от того зла, которое принадлежит иному, невидимому миру. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
*По пересказу из лекции диакона Андрея Кураева (кандидат философских наук, кандидат богословия) перед паломниками в Дивееве в конце июля 2003 г.: – Более 10% московских священников являются выпускниками Московского государственного университета, и многие из них – кандидаты и доктора в различных областях науки. Поэтому когда у меня возникает вопрос из научной области, я обращаюсь к ним за помощью.
Как-то я спросил у московского священника и коллеги по МГУ, кандидата медицинских наук в области психиатрии, что ему дали знания психиатрии как священнику?
На что он ответил, что может отличить психически больного человека от одержимого бесами.
На это я ему сказал, что могу отличить и без знания психиатрии. На вопрос, как? Ответил: если перед одержимым человеком поставить десяток одинаковых стаканов со святой водой и один с обычной, то сколько бы раз не проводить испытание – одержимый всегда выберет стакан с простой водой, а психически больному человеку без разницы какую воду пить — святую или обычную. (Редакция).
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Для любого полководца радость — узнать, что враг о его армии не подозревает. Некогда бесы открыто являлись людям и уловляли их в свои сети. Ныне они изменили свою тактику и прибегают к лукавству**: главное для них удовольствие, когда люди отрицают нечистую силу и думают, что бесов не существует. Но я боюсь, что никто не стоит к ним так близко, как тот, кто утверждает, что их нет.
Святитель Николай Сербский (1881-1956гг.)
**Одной из главных причин ухода бесов в подполье является данная Христом сила противостояния им, в том числе и силой молитвы, крестного знамения, святой воды и другими Таинствами, действующими в Православной Церкви: «Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лук.10:17-19). Поэтому бесы вынуждено выдают себя за инопланетян, не афишируя себя контактируют с экстрасенсами, оккультистами, магами, целителями и прочими сознательно или безсознательно попавшими к ним на крючок людьми, от простых до знаменитостей.
Для тех, кого интересуют знания Православной Церкви по этим – самым «загадочным» вопросам: для ученых, врачей, политиков, кадровых военных, педагогов, – всех, кто ищет истину, рекомендуем изданную по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II познавательную книгу, которую смело можно характеризовать как «энциклопедия по бесоведению» – «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ «СПАСТИ» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» Книга находится в свободном доступе в Интернете. (Редакция).
Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что исключительно принадлежит сие единой силе Божией, наедине сотворившей сердца наши; но по телесным движениям уловляет он душевные думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чужими красотами? Воспользовавшись его устремлением, тотчас возбуждает такого человека или к прелюбодеянию, или к блуду. Увидит ли гневливого и раздражительного? Тотчас изощряет меч и устремляет на убийства. Увидит ли корыстолюбивого? Поощряет к разбою и неправедному приобретению. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представляет ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Ибо почему не всех вовлекает в одни и те же страсти? Потому что каждый сам избирает, один то, а другой иное, и одному нравится то, а другому иное. Итак, по телесным движениям диавол угадывает душевные слабости, и таким образом сплетает сети. Преподобный Исидор Пелусиот (IV-Vвв.)
Диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Преподобный авва Дорофей (505-565гг.)
Мир более всего страдает от добрых дел, которые творят недобрые души. Святитель Николай Сербский (1881-1956гг.)