Опубликованно 02.07.2022
Воскресное Евангелие
3 июля – Неделя (воскресенье) 3-я по Пятидесятнице,
Собор всех белорусских святых.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Евангелие от Матфея глава 6, стихи 22-33
Собор Белорусских святых
Cамые древние в Беларуси епархии — Полоцкая и Туровская, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были полоцкие и туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Эти архипастыри своим служением способствовали распространению христианской веры в первые века после крещения белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII–XIII столетиях. В тот же период монашеский подвиг несли преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая и Елисей Лавришевский. А затем каждый уголок нашей земли просиял неугасимыми лампадами Христовыми — святыми, нёсшими свой подвиг служения Богу.
Нет такого места на белорусской земле, где бы угас огонь веры! И Собор наших святых озарил путь для следующих поколений, для нас с вами…
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13: 7). 12 декабря 1999 года Белорусская Православная Церковь в лике местночтимых святых прославила двадцать три новомученика, нёсших крест своего служения в Минской епархии. Эти двадцать три души, стоящие у престола Господня, заплатили своими жизнями за веру и не были посрамлены, как не может быть посрамлён никто из людей, уповающих на Бога. Удивительные и проникновенные слова произнёс священник Феодор Кривонос в день прославления святых новомучеников земли белорусской. Вот фрагмент из этой проповеди:
«Из истории Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви мы знаем, что с самых первых веков христианства её служители подвергались лютым гонениям, кровью своей запечатлевая верность Спасителю и тем идеалам, которые Он заповедал благовествовать. Римские императоры, жестоко преследуя первых христиан, хотели добиться от них поклонения языческим идолам, олицетворявшим различные человеческие страсти и пороки, однако нисколько не преуспели в этом. Христиане выдержали гонения, обрушившиеся на них в первые столетия после Рождества Христова, наперекор ожиданию язычников выстояли в той страшной борьбе, явив миру сонмы святых мучеников, ставших, по выражению Тертуллиана, зиждительным семенем Церкви Христовой. Навечно в наш церковный календарь вошли имена святого Великомученика и Победоносца Георгия, святого мученика Иустина Философа, святого мученика Киприана Карфагенского и многих других, пострадавших на заре распространения веры Христовой. Их жизненный подвиг стал достойным примером для подражания последующим поколениям христиан, в том числе тем, которые жили в уходящем в вечность XX столетии.
Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I – начале IV столетий.
Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключённых в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь той безбожной, неоязыческой идеологии, которая временно, как и всё от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке.
Белоруссия, входившая вначале в состав Российской империи, а затем — СССР и населённая в значительной степени православным по вероисповеданию народом, разделила с русскими общие испытания, связанные с утверждением нового социального строя и гонениями на Церковь Христову.
Согласно дореволюционной статистике, накануне 1913 года в пределах той территории, которую в начале XX века плотно населяли белорусы, существовало пять православных епархий: Минская, Полоцкая, Литовская, Могилёвская и Гродненская. В них действовало 3 613 церквей (включая соборные, приходские, приписные, домовые и кладбищенские), 470 часовен, 34 монастырские обители. В Минске, Вильно, Могилёве, Витебске функционировали духовные семинарии. Была достаточно широко развита сеть духовных училищ. При приходских храмах имелось 4 247 начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты). Население, исповедовавшее православную веру и проживавшее в пяти вышеназванных епархиях, составляло 5 млн. 561 тыс. человек.
Такова статистика, характеризующая состояние Православной Церкви в Белоруссии накануне тех социальных катаклизмов, которые вскоре на неё обрушились.
С первых дней революции Церковь была отделена от государства, а её служители фактически поставлены вне закона. Началось планомерное уничтожение всего того, что напоминало людям о Боге, об их высшем земном призвании. Духовенство лишилось возможности преподавать в школах Закон Божий. В Белоруссии были закрыты все духовные учебные заведения, начиная с церковно-приходских школ и заканчивая семинариями. Религиозным общинам было запрещено владеть собственностью и иметь право юридического лица. Наиболее ценная недвижимость, принадлежавшая Православной Церкви, а именно здания архиерейских подворий, духовных консисторий, монастырей, учебных заведений, подверглась изъятию.
В 1921 году по условиям Рижского договора Белоруссия была разделена между Польшей и СССР. Как в западной, так и в восточной части Белоруссии в 20–30-е годы в разных формах и под разными предлогами продолжилось глумление над Православной Церковью.
Особенно тяжёлой оказалась участь духовенства и мирян, проживавших в пределах Советской Белоруссии. Верующим людям пришлось пережить здесь компанию по вскрытию святых мощей (как это было с честными останками преподобной Евфросинии Полоцкой); акцию изъятия церковных ценностей, проведённую в 1922 году под лживым предлогом помощи голодающим Поволжья; коллективизацию и связанные с ней массовые репрессии. Верующий народ явился свидетелем того, как разрушали храмы Божии, снимали с них кресты, разбивали колокола, ломали иконостасы, уничтожали духовенство…
Сегодня мало кто представляет себе ту атмосферу, которая господствовала в обществе 30-х годов XX века.
В газете «Рабочий» (19 января 1930 года), вышедшей в день празднования Крещения Господня, рассказывалось о том, как в Минске в тот же день проходил антирелигиозный митинг.
«Костёр пылал в кругу, — читаем в ней, — яркие ленты пламени взвивались в темноте. Горели иконы. Группа демонстрантов принесла небольшой гроб, “чинно” уложила в него десяток икон, навсегда изгнанных из рабочих квартир, и подожгла. Костёр горел посреди площади Свободы…
Тысячи минских трудящихся пришли вчера на эту площадь ещё раз доказать свою непримиримость по отношению к религии, потребовать от городского Совета передачи церквей под культурные учреждения. Колонны демонстрантов заняли площадь до отказа, а со всех сторон города всё продолжают течь ряды трудящихся. Едут транспортники. В лозунгах, прикреплённых к автомобилям, они заявляют: “Мы не верим в Бога. Железнодорожную церковь — под клуб… Там, где долгие годы лживая поповщина плела свои сети, мы откроем клуб, мы заставим заговорить радио, прикусим языки колоколам и тяжёлую медь их отдадим на нужды индустрии”.
Митинг был коротким, но он прекрасно отразил волю многотысячной демонстрации рабочих, с факелами, с лозунгами вышедших, чтобы требовать церкви — под клубы».
В угаре подобных настроений жили в 30-е годы, совершая своё служение, православные священники Минской епархии и других областей Советской Белоруссии.
Лишённые избирательных прав, не получавшие продовольственных карточек, они ко всему прочему не имели возможности пользоваться землёй, то есть были обречены вместе со своими семьями на полуголодное, полунищенское существование. Многим из них не дали умереть с голоду прихожане, старавшиеся поддерживать своих пастырей из последних сил…
Семьи священников находились под тем же прессом идеологического воздействия, как и само духовенство. Даже их дети подвергались дискриминации в школах. По воспоминаниям дочери священномученика Владимира Пастернацкого Елены Владимировны, в 30-е годы их семья жила под гнётом мыслей: кого-то забрали, и папу должны забрать… А самое страшное воспоминание о детстве, когда её ставили перед классом, и учительница говорила: «Откажись от отца, он — враг народа!» Девочка плакала, но сказать так не могла, всё время ждала, что папа вернётся. Оказалось, что его расстреляли…
В этих страшных условиях официально поощряемого презрения и материальной нужды духовенству очень сложно было сохранить верность избранному в жизни пути пастырского служения, не поддаться соблазнам мира сего, не отказаться от священного сана.
Те новомученики, которые прославлены Православной Церковью 12 декабря 1999 года, и являют нам как раз образец такого служения на ниве Христовой, служения стойкого и бескомпромиссного».
Только от нас с вами зависит, услышим ли мы эту проповедь наших наставников, которую они несли своей жизнью и смертью, и сможем ли продлить цепочку святости на нашей земле…
Цитаты недели
Человек не иначе делается сыном Божиим, как только когда делается святым.
Святитель Григорий Нисский (331/5–~394гг.)
А кто такие святые? Те, кто несут свет людям, кто при жизни отличались особым благочестием, страдали за веру в Спасителя, они небесные заступники, небожители, посредники между Богом и людьми.
Святые как раз тем и важны, что они, как и мы, – живые люди. Они совершают ошибки, но умеют их исправлять, и своим примером учат тому же и нас.
Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно их молитв и предстательства за себя — они услышат тебя и молитву твою представят Владыке скоро, во мгновение ока, как Вездесущему и всё Ведущему.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909гг.)
Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православной Церковью. Святитель Серафим Соболев (1881-1950гг.)
Ваш N., увидев, что вы читаете книгу преосвященного Феофана, с раздражением, указывая на книгу, сказал: «Пусть он мне докажет, что Церковь права, разрешая убийство на войне, когда Иисус Христос сказал: «не убий»». Но, во-первых, снаряжением войска и отправкой на место военных действий, чтобы убивать врагов, занимается вовсе не Церковь, а государственная власть, которая в подобных случаях может и не послушаться Церкви, в особенности если власть эта находится в руках иноверного правительства, как, например, в Турции. Там, отправляя на войну солдат, султан не только не спрашивается с христианской Церковью, но и не обращает на нее никакого внимания. Следовательно, Церковь вовсе тут ни при чем. У нас, впрочем, Церковь и в военных действиях принимает участие, но какое? Тогда как государственная власть отправляет воинов карать врагов дерзких и непокорных, Святая Церковь, наоборот, внушает воинам не щадить своей собственной жизни, свою собственную кровь проливать за святую Православную веру, Державу, царя и дорогое Отечество. Так она и молится в святых храмах за убиенных воинов: «О упокоении душ всех православных воинов, за веру, царя и отечество на брани живот свой положивших».
N. ваш все-таки может возразить: «По крайней мере, Церковь не запрещает убивать на войне врагов». Но если ей запрещать это, тогда она должна столкнуться с государственной властью, и в таком случае одни из воинов перейдут на сторону Церкви, а другие останутся на стороне правительства, и произойдет взаимная резня, а враги, узнав об этом, свободно заполонят наше отечество. Неужели это лучше будет? И если бы, прибавим к этому, в руки свободно пленивших наше отечество врагов, например китайцев, первым попался бы ваш N. и они стали бы его живого распиливать, как бы он тогда стал философствовать о войне? Интересно было бы послушать.
Во-вторых, на вышеприведенные слова вашего N., приписывающего Господу Иисусу Христу слово «не убий», ответим, что Господь вовсе этой заповеди не давал, а только привел эту заповедь из Ветхого Завета: «Вы слышали, что сказано древним (то есть в Ветхом Завете): не убивай» (Мф. 5:21). Подлинная же заповедь Господа следующая: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). Вот видите, что Господь запрещает не убийство, запрещенное еще в Ветхом Завете, а, как Совершитель закона, старается искоренить из сердца человеческого саму страсть гнева, от чего люди доходят иногда и до убийства.
Из этого, в-третьих, можно видеть, что Господь, преподавая людям заповедь не гневаться, вел здесь речь вовсе не о войне, так как Он и пришел на землю не для того, чтобы основать видимое государство и не писать государственные законы, а для того, чтобы спасти людей, и потому был Учителем нравственности и преподавал людям нравственные уроки, которые относились, как и теперь относятся, к каждому лицу в частности. По-нашему, попросту, можно выразиться так: «При исполнении заповедей евангельских каждый смотри сам за собой, тогда и дело будет хорошо». Поэтому и Господь предостерегал людей, даже с угрозою, говоря: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), направляя последователей Своих к тому, чтобы более внимали себе и своему спасению.
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков, 1812-1891гг.)