Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 23.03.2024

Воскресное Евангелие 2024.03.24

24 марта – Неделя (воскресенье) 1-я Великого поста.

Торжество Православия.

Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского. Свт. Евфимия,

архиеп. Новгородского, чудотворца. Свт. Софрония,

еп. Врачанского. Перенесение мощей мч. Епимаха.

 

Филипп и Нафанаил становятся учениками Христа

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.  Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.  Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.  Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.  Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.  Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.  И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. 

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43–51

  

Проповедь в Неделю Торжества Православия

Святейшего Патриарха Алексия II

  Дорогие мои!

Первое воскресенье Великого Поста Церковь празднует как День Торжества Православия. Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества, что в течение нескольких веков терзала православный мир.

Современному человеку иногда кажется, что иконопочитание – это некая частность в мире православного богословия. И он недоумевает, почему Торжеством Православия именуется победа именно над иконоборческой ересью, а не над какой-нибудь другой.

Иконоборцы утверждали, что Бога изобразить нельзя. Православные же отцы, защищая Предание Церкви, ставили почитание икон в теснейшую связь с самыми основами христианства. Да, действительно, Бог непознаваем, невыразим и неизобразим. Но Тот, Кто выше всякого человеческого слова, благоволил родиться как человек. Тот, Кто невидим, стал видимым через принятие человеческой природы, и потому «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,- ибо жизнь явилась… возвещаем вам» (1 Ин. 1, 1). «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), и Боговоплощение сделало возможной икону. И потому можно быть православным, не имея икон, – в недавние годы мы вновь пережили время торжества иконоборцев, и многим приходилось молиться без икон. Но нельзя быть православным, отвергая иконы. Тот, кто не признает возможность иконы, отрицает самые основы христианского свидетельства о Боге, ставшем человеком.

Так мы видим, что в живом организме нашей Православной Церкви все удивительно едино и соразмерно. Все взаимосвязано в живом росте Церкви как Тела Христова. Нельзя по своему частному разумению отсекать любую ветвь Православного Предания, не рискуя при этом задеть самые основы нашей духовной жизни.

Потому не случайно День Торжества иконопочитания — это день всего Православия.

Не случайно и то, что днем Православия названо первое воскресенье Великого Поста. Этот день венчает собою неделю особых молитвенных трудов. Греческое слово «ортодоксиа» означает и «правильное величание», и «правильное учение», то есть его можно перевести на русский язык не только как «Православие», но и как «Правоверие». И замечательно, что в славянские языки вошло именно первое значение этого слова: «Право-славие». Славословие, по учению Святых Отцов, есть высшая ступень молитвы, ибо являет чистую и бескорыстную радость души о своем Господе. Весь смысл духовной жизни заключается в том, чтобы научить человека не просто правильно богословствовать, но правильно молиться. Вспомним, как в Великом каноне, который мы слушали на этой неделе, пелось о том, что Божию Матерь мы «православно величаем».

При таком — литургическом — понимании Православия как умения правильно славить Господа, правильно строить свою духовную жизнь становится понятно, почему день Торжества Православия приходится именно на сегодняшний день. Ибо когда же человек более способен к славословию, если не в это воскресенье: всю неделю мы провели в покаянии, в исповедании пред Богом своих немощей, и вот, оплакав свои согрешения, мы тем не менее приступаем к Чаше, ибо Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). И как же не возблагодарить Господа за его милосердие к нам, как не воспеть нам песнь Господню!

Но Православие невозможно и без Правоверия. История Церкви показывает, что там, где нарушалась правая вера, начинает разрушаться и духовная жизнь. Ведь в зависимости от того, как люди мыслят о Боге, они создают свои представления о спасении, об отношениях Бога и человека. И если учение о спасении, о конечном предназначении человека окажется ошибочным или неполным, то и духовная жизнь человека окажется урезанной и неполноценной.

Потому в догматических спорах речь идет не о формулировках и не о теоретической правоте. Речь идет о понимании самой сути отношений Бога и человека и в конечном счете о понимании самого человека. И потому нельзя нам забывать слова Апостола: «Я знаю, в Кого уверовал» (2Тим.1:12).

Сегодня нам чрезвычайно важно знать нашу веру, ибо вновь приходит время борьбы за Православие. Многими «учителями» и многими изданиями сейчас предлагается Церкви так переосмыслить свою веру, что живая душа Православия исчезнет.

Одни уверяют себя и нас, что Православие — это некая национальная идеология. Мы же должны знать, что Православие – это поиск жизни в Боге и что всякое государственное и национальное устроение жизни для нас вторично.

Другие говорят, что Православие — это культура, некое «культурное наследие». Мы же должны знать, что Православие это не создание культурных форм, а сокровенное стяжание Духа Святого.

Третьи утверждают, что Православие — лишь одна из исторически сложившихся форм христианства и что она должна быть превзойдена в слиянии всех христианских конфессий. Мы же желаем соединения христиан не на минимальной основе нашей общей веры (которая на деле окажется максимумом безверия протестантского мира), а на той предельной полноте Богоданного Откровения, что было дано Святым Отцам. Ведь никогда в духовной жизни нельзя равняться на слабейших, но, напротив, все время должно искать более опытных и духовно более богатых наставников.

Приходят еще некие и говорят, что Христос — это один из «учителей человечества», такой же, как Будда, Конфуций или Кришна. Но мы должны знать, что Христос — не просто учитель или пророк, Он Сам Господь, ставший человеком, чтобы спасти людей. И спасает Он нас не только Своим словом и Своей проповедью, но прежде всего Своим Распятием и Воскресением и ниспосланием нам Святого Духа. И потому мы знаем, что всякий, кто учит о спасении помимо Креста и без Воскресения — не от Бога послан.

Еще другие стараются убедить людей, что Христос — это не то экстрасенс, не то инопланетянин. Мы же должны противостать этой безумной проповеди твердым свидетельствованием о том, что Христос — Бог, Творец Вселенной, явившийся во плоти «нас ради человек и нашего ради спасения».

Дорогие мои! Не нужно думать, что время борьбы со лжеучениями прошло и осталось в далекой от нас эпохе Вселенских Соборов. И сегодня Господь зовет нас отстаивать Истину Православия от умножившихся проповедников тьмы. И призывает Он всех вас — не только иерархов и священников, но и мирян, всех верующих, чтобы мы по мере наших сил у себя ли дома, в кругу ли наших друзей или на работе отстаивали Православие. И если нет у кого-то из нас сил и знаний, чтобы доказательно обосновать невозможность совмещения Православия с возрождающимся ныне язычеством и иными псевдорелигиозными учениями, то каждый из нас все же может просто предупреждать своих ближних: «Люди, такой-то лжеучитель далек от Православия, и он лжесвидетельствует, утверждая, что он един с Церковью и действует чуть ли не с ее согласия».

Но, конечно, главное наше духовное оружие в защите Истины — это наша молитва. Если мы по нашему духу, а не только по имени будем подлинно православными, Господь Сам Своею благодатью будет споспешествовать нам.

Будем же молиться за нашу Церковь, которой угрожают сегодня и лжеучения, и расколы. Будем молиться за наше Отечество, чтобы оно вновь вернулось ко Христу и чтобы невзгоды, что мы переживаем ныне, способствовали не помутнению разума людей, а, напротив, просветлению их совестного чувства. Будем молиться и за нас самих, чтобы в оставшиеся дни Великого Поста преуспеть в духовном исцелении. Будем молиться о том, чтобы Господь даровал нам дух истинной и православящей молитвы и ввел нас в радость Своего Воскресения!   Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008)

 

П.С. Хотелось бы обратить ваше внимание, дорогие братья и сёстры, на следующее:

– протестанты и их последователи в расколах  ложно обвиняют православных в идолопоклонстве из-за почитания  святых икон. Это их любимая клевета на Православие, за счёт которой они привлекают и сохраняют в своём составе невежд и заблудших. Но при этом не понимают,  что  грех ереси,  в котором они пребывают из-за преступления Учения Христова, является несравненно более тяжким даже в сравнении с истинным идолопоклонством. Так, по свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова, Святые Отцы  Православия обычно называют идолопоклонство — нечестием, а ересь — злочестием — непростительным грехом ни в сем веке, ни в будущем, потому что он есть хула на  Духа Святого. 

католицизм, не говоря о других преступлениях Учения Христова, хулит Духа Святого искажением догмата об исхождении Его от Бога Отца, добавляя «и от Сына», вопреки проповеди Иисуса Христа, отраженной в Библии и догматически закрепленной в Никео-Цареградском Символе Веры, который был принят на  I и II Вселенских Соборах и утверждён IV Вселенским Собором, прошедших в дораскольный между Православием и католицизмом период.  В послераскольный период (после 1054 г.) Вселенских соборов не было. 

– в вышеприведенных стихах Евангелия от Иоанна говорится о призвании на  апостольское служение Филиппа и Нафанаила. В стихах Евангелий от Матфея (8:21-22) и Луки (9:59-60) говорится о том, что при призвании на апостольское служение  один из призываемых сказал Христу: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Эти слова Иисуса Христа, называющего живых мёртвыми, ясно свидетельствуют  о том,  что  будучи живым по телу  можно быть мёртвым  по духу,  то есть подвергнутому  смерти второй – вечной. 

Каждый из нас в первую очередь должен всмотреться в свой дух — не мёртв ли он? И если мёртв,  то оживлять его в единственной, способной на это, истинной Церкви Христовой —  Православной.  По мере собственного оживления  будут открываться духовные очи,  позволяющие смотреть на этот мир не сквозь призму разнообразных грехов,  от которых  в той или иной степени страдают все люди (кто от своих, кто от чужих), а сквозь призму истиной любвиотличающей живых по духу от мёртвых, и с любовью содействовать оживлению мёртвых для жизни вечной. Именно этих истинных чудес, сотворённых Христом и описанных в Евангелиях: и напитание алчущих и жаждущих, и одевание нагих, и исцеление больных, и освобождение находящихся в темнице, переставляя их как горы из рабства греху на свет свободы – и ждет от нас Христос, сказав: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Иоан.14:12). И помогает нам в этом  в  Своей единственной истинной  Святой Церкви, в которой мы  празднуем сегодня Торжество Православия! 

Главный редактор Валентин Василевский –

  внук католика, баптистки и православных.

 

ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ 

 

Ересь – это ложь о Боге или Его действии в мире. 

 Святые Отцы Православия

 

 Человеческое умствование, введённое в учение веры христианской, называется ересью, последование этому учению – зловерием.

Авва Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы (VI-VIIв.в.)

 

К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают себе доверие, но они подают смертельную отраву в подслащённом вине. Незнающий охотно принимает её и вместе с пагубным удовольствием  принимает смерть. 

Священномученик Игнатий (Богоносец , I – нач. II в.),

любимый ученик Апостола Иоанна

 

Как отличить рассуждение от осуждения?  Если видишь грех и душа болит за человека — это рассуждение,  а если она злорадствует — это осуждение.

Схиархимандрит Гавриил (Стародуб, 1939–2010)

 

 

Поделиться этой новостью города Кобрина