Опубликованно 21.10.2023
Воскресное Евангелие 2023.10.22
22 октября – Неделя (воскресенье) 20-я по Пятидесятнице.
Память Святых Отцов VII Вселенского Собора.
Апостола Иакова Алфеева.
Воскрешение сына Наинской вдовы
После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11-16
Святые Отцы 7-го Вселенского Собора
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь отмечает память Святых Отцов 7-го Вселенского Собора. В разное время в течение года отмечается память Святых Отцов и других шести Вселенских Соборов. Церковь постановила поминать Вселенские Соборы в первую очередь ради того, чтобы воздать должную честь светлым умам Святых Отцов, которые, руководимые Духом Святым, усердно потрудились для очищения Церкви от зловредных ересей и для восстановления истины церковных догматов. Но это не единственная причина. Нам крайне важно не забывать труды Вселенских Соборов еще и потому, что все ереси, тщательно рассмотренные на Соборах, хотя и были осуждены Святыми Отцами, но не были изжиты из церковной жизни.
Эти ереси существуют среди нас и по сей день, с той лишь разницей, что по примеру вирусных микробов, которые расплодились в окружающей нас среде, эти ереси прошли через мутацию и адаптировались к нынешнему времени, приняв современные формы. Поэтому крайне важно нам, ценя то, что мы находимся в истинной Церкви – Православной, и, помня труды Святых Отцов в этом деле, ознакомиться с осужденными ими ересями и стараться распознавать их в нашей современной жизни, чтобы не попасться в их сети.
Святые Отцы 7-го Вселенского Собора, память которых мы сегодня празднуем, осудили ересь иконоборчества. Ересь эта восходит к началу 8-го столетия, когда греческий император Лев Исаврянин* издал указ, требующий выносить святые иконы из церквей и домов, и сжигать их на площадях. Указ был мотивирован тем, будто почитание икон является идолопоклонством. Когда народ стал препятствовать выполнению указа, тогда к гонению на святыни император Лев присоединил и гонение на их ревностных почитателей, и много тогда людей было убито и замучено за почитание икон. Однако восстания против императорского указа продолжались, а также со всех сторон святейшие богословы того времени писали обличительные послания против императора Льва: как, например, св. Иоанн Дамаскин из Сирии и папа Григорий II из Рима.
По смерти императора Льва, его сын и преемник, Константин Копроним, продолжал иконоборческое дело своего отца, только решил действовать немного иначе. Он созвал лже-собор, на котором подставленное им духовенство осудило почитание икон. В результате этого лже-собора не только были уничтожены иконы, но также ценнейшие фрески на стенах соборов были затерты известью. От гонения на иконы Копроним перешел на гонение на святые мощи, а затем на гонение на монастыри, которые были все либо разрушены, либо превращены в казармы, а монахи жестоко замучены.
Ересь иконоборчества продолжалась в течение почти всего 8-го столетия, и только к концу его, в царствование благочестивой императрицы Ирины, почитание икон было восстановлено. Трудами этой императрицы, и при поддержке константинопольского патриарха Тарасия, в 787-м году был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором участвовало свыше трехсот епископов. Собор полностью осудил ересь иконоборчества, осудил лже-собор созванный Копронимом, и торжественно восстановил почитание икон, определив, что воздавая честь иконам, мы тем самым воздаем честь их первообразу, и поклоняющиеся иконам покланяются тем, кто на них изображен.
Прошли века, дорогие братья и сестры, и иконоборчество как будто было изжито, но вот наступил 20-ый век, и оно вспыхнуло вновь со страшной силой в христианских странах, подпавших под иго безбожного коммунизма. И опять можно было видеть, как сжигались иконы, разрушались и осквернялись храмы и монастыри, замучивалось духовенство и верующий народ.
Но теперь все стихло, и мы можем подумать, что ересь эта наконец совсем исчезла – ведь нигде больше святые иконы, как будто, не уничтожаются, никто, как будто, не бывает замучен за почитание икон. Но нет, дорогие братья и сестры, иконоборчество продолжается, оно никуда не ушло, оно живо и действенно, оно лишь видоизменилось. Ведь дьявол хитер: он увидел, что открытое гонение на иконы порождает лишь мученичество, что ему совсем неугодно. И вот он решил подойти иначе. Вместо того чтобы запретить почитание икон, он решил заменить почитание икон.
Это происходит по тому же принципу, как и явление антихриста. Слово «анти» по-гречески обозначает не только «против», но и «вместо». Таким образом, явившись в мире, антихрист будет не только действовать против Христа, но и вместо Христа, т.е. будет ставить себя на место Христа. Такой же подход дьявол применил и к иконоборчеству. Взамен борьбы против икон, он выставил другие объекты почитания вместо икон.
Какие же это анти-иконы мы видим вокруг себя, дорогие братья и сестры? Да посмотрите: в большинстве современных домов вы редко увидите истинные иконы – иконы Спасителя, Божией Матери, святых. В лучшем случае, и только в домах верующих, где-то в уголочке, по старой традиции, будет висеть иконка, да еще часто стесняющая нас перед иностранными посетителями. Но в большинстве домов, особенно в комнатах молодежи, вы непременно увидите висящие изображения рок-певцов, актеров и иных современных кумиров. Недаром и в современной технологии компьютерные изображения называются «иконами». Вот эти-то анти-иконы дьявол и подсовывает для поклонения вместо истинных икон. И здесь действует тот же принцип: воздающий честь изображению воздает честь первообразу. Таким образом, получается так, что вместо Бога мы покланяемся идолам. Вот в какие сети уловил нас сатана!
Дорогие братья и сестры! Будем удаляться от анти-икон анти-религии грядущего антихриста. И, воспоминая сегодня Святых Отцов 7-го Собора, этих великих борцов за истинное иконопочитание, будем следовать их примеру: восстановим почитание икон в нашем сердце, в нашей жизни, в нашем доме. Будем приходить в храм Божий, где ласково взирают на нас Сам Господь Иисус Христос, Божия Матерь, все Святые, где мы можем непосредственно общаться с Ними через поклонение Их образам. А в домах наших будем, не стесняясь, на самом видном месте, вешать иконы Спасителя, Богородицы, Святых, – которые охраняют нас от зла, ограждают наш дом, смотрят за нами; с которыми мы всегда можем посредством молитвы «поговорить», поделиться своими радостями и скорбями, попросить помощи, так что даже когда мы бываем дома одни, мы никогда не бываем одиноки (ведь Святые – это наши братья и сёстры во Христе, Пресвятая Богородица Дева Мария – наша Мать, Родоначальница рода Христианского, Иисус Христос – Первородный наш Брат, и все мы, с Богом Отцом и Святым Духом, – одна Царствующая Небесная Семья – ред.)
Народная мудрость говорит: с кем поведешься, от того и наберешься. Вот через иконопочитание будем стараться иметь общение с жителями Неба, чтобы и сами мы смогли стать гражданами Небесными. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов, церковь Преображения Господня,
г. Балтимор, штат Мэриленд, США, РПЦЗ в составе РПЦ МП.
* Из проповеди схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), Кавказский скит Валаама
Сегодня мы празднуем победу над еретическим измышлением о том, что иконы являются идолами. Цари-богоборцы сначала приказывали убирать иконы. Так, император Лев Исаврянин, который первым начал бороться с иконами, приказал убрать их из Церкви или хотя бы повесить так, чтобы невозможно было приложиться к ним, облобызать икону.
Я уже рассказывал вам, откуда у Льва взялись эти идеи – они взялись от иудейской каббалы**. Он, будучи еще простым пастухом овец и свиней, познакомился с иудеями-каббалистами, которые предсказали ему в будущем царствование. И когда он с помощью демонов был выбран императором, а в то время императоров избирали войска, он приблизил к себе этих иудеев- каббалистов, и их мнение для него было самым важным, так как ему казалось, что они действительно знают будущее. Они сказали ему, что всякое изображение человеческое – это идол, забывая о том, что Господь дал такую заповедь именно потому, что в древности языческим жрецам демоны являлись в неких образах: бывало, что в образе не только человеческом, но даже и животных – кошки, крокодила и других. И жрецы считали, что это – божества. Изображали эти божества и в камне, о чем мы знаем из того, что от Древней дохристианской Греции сохранилось множество скульптурных изображений древних языческих богов, которым греки поклонялись до Христа. Сохранились статуи Зевса, Гермеса, Артемиды, Венеры и других богов и богинь. А у египтян сохранились изображения кошки, крокодила и других животных, которым время от времени поклонялись те и другие народности. Именно поэтому Господь запретил в свое время изображать что-либо и поклоняться этим изображениям, а также и потому, что Бог был неописанный, невидимый, Его невозможно было никак изобразить. Но вот, когда пришло время явления Сына Божия – Отрока, как пишет Исаия (Ис.42:1), вот когда этот Отрок родился – Сын Божий, Его же Царство на раменах Его (что такое рамена? – это плечи). Я думаю, что именно поэтому власть, которую Он имел на раменах Своих, – это символ того, что современные воины носят на плечах погоны, которые указывают на определенную власть: генеральские погоны, полковничьи или лейтенантские на раменах, все это говорилось о воплощении Отрока, Сына Божия, Иисуса Христа, Который есть Начальник, Властитель мира. Когда Исаия говорит: «Бог крепок, Властитель мира» – он однозначно говорит о воплощении в человеческом облике Сына Божия, Властителя мира, и называется Он «Бог крепок». Когда Он пришел на Землю, Его стали изображать телесно потому, что Он принял человеческое естество – всё человеческое естество, кроме греха, соединилось с Ним. Конечно, вы понимаете, что если были люди, которые умели рисовать, они, увидев Его, могли даже по памяти нарисовать Его образ. (Церковное Предание говорит, что таким иконописцем был Апостол и Евангелист Лука – ред.) А если бы была фотография, то и сфотографировать. Почему? Именно потому, что пришел Тот Единственный, Которого мы можем изобразить – Бог явил Себя Человеком во плоти. Это иудейское мнение было когда-то верным, но теперь никакого отношения к христианству оно уже не имеет. Когда пришел Сын Божий – это стало уже ложным мнением. И VII Вселенский Собор боролся с противниками почитания икон потому, что Святые Отцы, которые на нем присутствовали, боролись в течение многих десятилетий с этим ложным мнением. Многие из них были в ссылках, многих избивали. Феодору и Феофану Начертанным выжгли на лице всякие гнусные надписи, кому-то отрезали язык, кого-то просто убили после мучений за то, что они исповедовали истинное православное учение о воплощении Сына Божия и свидетельствовали о том, что Он мог быть описан по плоти, то есть изображаться каким-то образом на холсте или на бумаге, каким-либо образом быть нарисован. А что в наше время? Разве в наше время нет попыток уничтожить Православие, вот это православное исповедание Веры, которое с великими трудами, временами кровью, отстаивали Святые Отцы, чтобы оно было неизменным и правильно передавало людям истины Веры – неискаженной Веры, отстаивали Соборным разумом, не разумом одного или двух, или трёх человек, а Соборным разумом множества облечённых духовной властью, и особенно тех, которые были святы. Причём, Соборное мнение проявлялось веками, и только тогда, когда проходили многие века, и это мнение, выработанное Сбором, принималось всей полнотой Церкви, вот тогда его даже называли Святым Собором, не раньше! Но я повторяю, что сатана ведёт борьбу с Церковью с самого начала её существования!
Из проповеди схиигумена Гавриила (Виноградова-Лакербая), Кавказский скит Валаама, автора книг «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?», «Была ли Ванга православной?», «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны», «Между Небом и адом. Путь Истины и путь заблуждения» и др.
**Иудейская каббала – ересь жидовствующих. Причину возникновения такого заблуждения, как каббала, Православная Церковь видит в том, что иудеи не приняли Христа как Спасителя: «И когда Израиль (то есть народ еврейский) не принял Новый Завет, когда ушли пророки и ушла Благодать Божия — он наконец вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он создал каббалу. Всё то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в каббале — магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца» (Андрей Кураев).
Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью.
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти.
Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу.
Преподобный Феодор Студит (~759–826)
Некоторые иконы бывают чудотворными, потому что Богу так угодно. Сила тут не в иконах, и не в людях прибегающих, а в Божией милости.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894)