Опубликованно 15.10.2022
Воскресное Евангелие 2022.10.16
16 октября – Неделя (воскресенье) 18-я по Пятидесятнице. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского.
ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ.
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 31-36
Святитель Филарет Московский
О ЛЮБВИ К ВРАГАМ
Любите врагов ваших и благотворите. Лук. VI. 35
Чего бесполезно домогался высочайший из ангелов света, чем прельстился бессмертный человек в раю сладости, то вам, счастливые смертные, обещает, вам заповедует Божия любовь ныне. Буду подобен Всевышнему (Исаии XIV. 14), говорит мечтатель денница; но Бог истины ответил громом Своим: во ад сойдешь (Исаии XIV. 15). Будете, как боги (Быт. III. 5), ласкал коварный змий праотцев; но Бог истины говорил: смертью умрете (Быт. II. 17). Тот же Бог обещает нас усыновить Себе и хочет, и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стоит нам столь великий дар! Его цена есть любовь к врагам нашим: любите враги ваши и благотворите… и будете сынами Всевышнего: ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лук. VI. 35 и 36), будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Матф. V. 48).
Итак вы, которые имеете счастье быть ненавидимы! Славою чад Божиих умоляю вас остановить движения гнева и негодование, вас порывающее, чтобы обозреть путь совершенства, открытый для вас милосердым Промыслом: любите врагов ваших и благотворите.
Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов. ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ЖИВОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В БЛАГОСОСТОЯНИИ ДРУГОГО. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его (Рим. XII. 20). Вот образ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу его, употребите эту благочестивую хитрость, чтобы отнять у него желание делать зло, чтобы возвратить невинность и спокойствие сердцу возмущенному злобой. Любите врагов ваших и благотворите!
Мудрость мира находит здесь затруднение, представляя такую любовь не естественной; ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно, мы не можем любить зла, да и кто этого требует? Чувствуйте всё омерзение к порокам, какое они заслуживают, – этого не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив их, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, – разве менее противно природе ненавидеть человека?
Человек! Какое имя, какое обаятельное слово для обезоружения самого разъяренного мщения! Природа разве не связала тебя с ним тысячей нужд житейских? Разве она не говорит за него в твоем сердце? Сам Бог любит его, печётся о нем, хранит его, – и ты не страшишься, ненавидя слабого, вооружить против себя Всесильного? Или ты думаешь, что Всевидящий не вступится за Своё стяжание? Хотеть наказать врага – есть наглым образом входить в права Вседержителя, – это есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив Себе человека безмерными благодеяниями, Он хочет той же рукой, которой дает ему блаженство, совершать ею же и наказание: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. XII. 19).
Но для чего Бог благости и милосердия приемлет столь грозный титул – Бога отмщений? Не по недостатку ли любви Своей? – Нет! Он сделается врагам нашим врагом от избытка любви для безопасности нашей свободы и спокойствия…
Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть, обидой за обиду! Что, если враг сильнее тебя?.. К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы, чем открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие – о удаче противника, и наконец самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах,сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, пламя геенское!
Что же остается нам для отвращения этих самопроизвольных мучений? Предаться Богу и отвечать на ненависть любовью, на коварство простотой, на злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными советами, на обиды благотворениями, на проклятие молитвами. Вот истинные оружия против врага! Это творя, по выражению великого Апостола, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Рим. XII. 20). Сколько бы он ни был жесток и окаменевший, – твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого, – стыд сжигает его. Таким образом любовь к врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели!
По этой причине милосердый Бог за одну любовь к врагам, как бы вменяя нам и те добродетели, к которым возбуждаем других, за одну эту добродетель обещает прощение наших грехов: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Матф. VI. 14).
Удивительно, словом, действие благодати! Как в древности израильский народ, угрызаемый змеями, воззрев на медное изображение змея, мгновенно исцелялся от смертоносных своих язв: так человек, уязвленный эдемским змием и зараженный ядом греха, единым воззрением любви на его подражателя, врага своего, возвращает здравие душе своей. Ибо в нашей воле – иметь врагов и благодетелей. Если мы великодушны и кротки, то они ничего не могут сделать, разве подать случай загладить пред Богом наши преступления. Они сеют плевелы, а мы пожинаем пшеницу: их обиды суть наши заслуги.
Почему же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли благоразумие взирать на всё с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчительна? Злословят? Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте спокойны; – какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше бесчестие. Лишают имения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля и что наполняет ее (Псал. XXIII. 1). Гонения человеческие только приближают к царству Божию. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Матф. V. 10). Угрожают смертью? Не бойтесь! Жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Фил. I. 21).
Если эти размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь врагами Божьими (бесами), поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших. Аминь.
Святитель Филарет Московский (Дроздов, митрополит, 1782–1867)
ЦИТАТЫ НЕДЕЛИ
ЛЮБОВЬ ЕСТЬ ЖИВОЕ И ДЕЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ В БЛАГОСОСТОЯНИИ ДРУГОГО.
Святитель Филарет Московский.
Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собою отворились врата любви к Богу.
Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)
Заповедь о любви ко врагам очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою.
Святитель Иоанн Златоуст (~347-407)
Дух Святой есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога.
Преподобный Силуан Афонский (1866–1936)