Опубликованно 17.09.2022
Воскресное Евангелие 2022.09.18
18 сентября – Неделя (воскресенье) 14 -я по Пятидесятнице.
Преподобномученника Афанасия Брестского.
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев.
Притча о званных на брачный пир
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 1–14
О званных на брачный пир
Царь устраивает брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный — Царство Небесное; приглашение — проповедь Евангелия; отказавшиеся — совсем не уверовавшие; не одетый по брачному — уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, — разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, — одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «отречение». Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.
Святитель Феофан Затворник (1815-1994)
*Люди Твои, Господи*
Преподобный Афанасий Брестский
«В последовании Христу до сораспятия с Ним, в готовности положить за него душу – сущность христианской жизни, – говорил архиепископ Дмитрий Муретов. Этим путем шли все святые. Если бы вы предложили им все радости и наслаждения мира, они не отдали бы своей нищеты и убожства, своих скорбей и бедствий, своего креста и поруганий…»
Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, родился около 1595 – 1600 года в небогатой православной семье. Первоначальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где преподавался греческий и церковнославянский языки, слово Божие и святоотеческие творения. Из стен этого учебного заведения выходили высокообразованные люди, умеющие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Однако полученное образование не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии.
Всю свою жизнь Афанасий посвятил служению Богу. На его долю выпало много тяжелых испытаний. Иногда он становился невольным соучастником политических интриг. Афанасию Филипповичу (до сих пор неизвестно, фамилия это или отчество) часто приходилось менять местожительство, дабы содействовать распространению и утверждению веры православной. В трудных ситуациях он помогал ближним, оказывая духовную и материальную поддержку.
…Неспокойным был 1648 год. В марте началось восстание, во главе которого стоял Богдан Хмельницкий. Преподобного Афанасия арестовали сразу после Божественной литургии в Рождество-Богородичной церкви, обвинив в пересылке игуменом неких посланий и пороха казакам Богдана. Понимая, что обвинители ищут лишь повода к его убийству, преподобный Афанасий заявил судьям: «Затем ли, милостивые панове, приказали мне сюда прийти, что я оскорблял и проклинал унию вашу? – Так я на сейме в Варшаве пред королем и сенатом его пресветлым говорил и всегда всюду говорил по воле Божией. И перед вами теперь утверждаю: проклята уния ваша…»
После недолгого совещания судьи объявили игумена заслуживающим смертной казни. В ночь на 5 сентября в камеру Афанасия был послан студент-иезуит, чтобы склонить к измене Православию непоколебимого воина Христова. Попытка не имела успеха. Гайдуки привели мученика в соседний бор возле села Гершановичи и начали пытать его огнем, а затем застрелили. Простреленный двумя пулями в лоб навылет, опершись на сосну, он еще некоторое время стоял, и его приказали столкнуть в яму. Но он и там повернулся лицом вверх, сложил руки на груди… Только через восемь месяцев после этого злодейства какой-то мальчик лет восьми показал симеоновской братии место, где лежало тело игумена. Земля в том месте не была освящена и принадлежала иезуитам. Монахи выкопали тело и перенесли останки преподобномученика в монастырь, где погребли в храме Симеона Столпника.
Нетленные мощи игумена Афанасия, положенные в медной раке, привлекали множество людей. Существование монастыря, бедного со дня его основания, поддерживалось преимущественно доходами от молитвенных песнопений у мощей, прославленных чудотворениями. Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена, 5 января 1658 года, Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель и Лещинский игумен Иосиф Нелюбович-Тукальский доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет. Память о святом мученике сохраняется в народе.
Храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского был возведен 20 сентября 1893 года в Гродненском Борисоглебском монастыре. Господь, как известно, прославляет Своих угодников многочисленными чудотворениями. В ноябре 1856 года помещик Поливанов, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в Бресте по причине внезапной болезни своего десятилетнего сына. Когда мальчик был уже при смерти, отец попросил священника принести ковчежец с мощами преподобного Афанасия. Ребенок полностью исцелился, когда прикоснулся к святым мощам преподобного. Тогда же святыня была положена в позолоченную раку, а в 1894 году над ней была изготовлена сень с изображением святого Афанасия. Были и другие чудотворения.
Ирина Лискович
Сегодня также празднуется память святых благоверных князей Петра и Февронии. Они явили образец супружеской верности и в конце жизни приняли монашеский постриг. Они прожили достойную жизнь. Будем молиться, чтобы они помогли и нам нести наши жизненные кресты – семейные и монашеские. Святые Петр и Феврония являются примером для подражания всем сословиям и всем поколениям христиан. Петр был из княжеского сословия, Феврония – простолюдинка. Они сочетались супружеским браком и пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
Все в нашей жизни начинается с семьи. Если у человека в семье нет мира, он весь свой негатив выплескивает на все остальные сферы своей жизнедеятельности – и на работе, и в социуме. И наоборот, если в его семье, или же в монашеской общине все хорошо, он живет, опираясь на это, и тогда для него любые искушения, неприятности, скорби становятся преодолимы. Еще апостол Павел сказал, что семья – это малая церковь: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5, 23), и «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее« (Еф. 5, 25). Поэтому будем тоже об этом помнить и просить святых благоверных князей Петра и Февронию, чтобы они помогли нам донести наши жизненные кресты также достойно, как они, и, конечно же, облачаться в эту светлую брачную одежду Жениха Небесного Христа.
Благословение Господне на вас молитвами Пречистой Богородицы и преподобной Евфросинии княжны Полоцкой. Аминь.
Иерей Александр Макаров, Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.
ЦИТАТА НЕДЕЛИ
Люди крещаются в воде, погружаются в нее и вынимаются из нее три раза, во образ тридневного погребения Господня, и после того, как умрут в ней всему этому злому миру, в третьем извлечении из нее являются уже живыми, как бы воскресшими из мертвых, т. е. души их оживотворяются и опять принимают благодать Святого Духа, как имел ее и Адам до преступления. Потом крещеные помазываются святым миром, и посредством его помазываются Иисусом Христом, и благоухают необычайно. Христиане вкушают Плоть Его и пьют Кровь Его и, посредством освященных хлеба и вина, делаются сотелесными и сокровными Воплотившемуся и Принесшему Себя в жертву Богу. После этого уже невозможно, чтобы над ними господствовал и тиранствовал грех.
Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022)