Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 11.10.2019

Сохранить зрение с детства

Зрение – одно из самых ценных чувств человека. Около 80% информации дети получают с помощью глаз. Ребёнок должен видеть чётко предметы как вблизи, так и издалека. Зрительно-моторная координация очень важна для детей. Она защищает их от опасностей окружающей среды и помогает лучше адаптироваться к местам пребывания. Визуальное восприятие внешнего мира – очень важный фактор, влияющий на здоровое развитие ребёнка. При нарушении зрительной функции снижается скорость восприятия и переработки всех видов информации, ослабляется познавательная активность, могут возникать проблемы с речевым развитием, общением с другими детьми.

Маленькие дети с нарушением зрения часто даже не осознают этого. Как правило, любое зрение для них является нормой, так как им просто не с чем сравнивать. Также проблемы со зрением могут проявляться очень медленно, и дети их просто не замечают. Кроме того, ребёнок с ещё небогатым словарным запасом часто просто не в силах объяснить свои переживания по поводу зрения.

Причины отклонений зрения бывают:

– врождёнными, т.е. те, которые появились ещё в период беременности матери;

– приобретёнными, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.

– наследственными.

Основная из них – наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Но это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.

Особенности детского зрения

Младенец появляется на свет с относительно низкой степенью видимости. Но каждый день при правильном развитии и уходе, способность видеть улучшается и преображается:

– первые дни жизни – все предметы в виде пятен, дальше метра глаз младенца ничего не воспринимает;

– один месяц – чёрно-белое восприятие мира, сетчатка ещё привыкает к принятию цветовой гаммы;

– два-три месяца – малыш учится фиксировать взгляд, узнаёт маму и папу, понимает, что такое смена обстановки;

– четыре-шесть месяцев – ребёнок узнает цвета и формы;

– год – малыш активно изучает мир, но его способности можно охарактеризовать, как 50% от полноценных;

– 5–6 лет – устанавливается полная острота зрения, как у взрослого человека, поэтому ребёнок готов к школьным нагрузкам.

Нормой в детском возрасте считается следующая острота зрения: 2 года – 0,4–0,7; 3 года – 0,6–0,9; 4 года – 0,7–1; 5 лет – 0,8–1; 6 лет и старше – 0,9–1.

В течение первых 5 лет у детей идёт процесс развития органов зрения, т.е. патологию можно устранить до того, как ребёнок начнёт посещать школу, что позволит исключить возможность развития комплексов неполноценности. До шестилетнего возраста у малыша может быть дальнозоркость, которая постепенно самостоятельно проходит. До подросткового возраста (14–16 лет) глазные яблоки продолжают свой рост. Этот период характеризуется повышенной опасностью развития патологий, особенно миопии (близорукости – прим. ред.), что связано с уязвимостью глаз подростка при продолжительных нагрузках.

Виды нарушения зрения у детей: близорукость (истинная и ложная формы патологии), дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, амблиопия (различные по происхождению формы понижения зрения – прим. ред.). Причины их появления могут иметь приобретённую или врождённую природу.

Близорукость (миопия) – заболевание, которое может быть как врождённым, так и приобретённым. Появляется примерно в 8–10 лет. У ребёнка начинают размываться предметы, которые находятся вдали от глаз. Как правило, формируется при активном росте глаза и в связи с повышенной нагрузкой на него.

Ложная близорукость – патология, характеризующаяся постоянным напряжением глазной мышцы, т.е. её расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребёнок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдёт в истинную близорукость.

Дальнозоркость (гиперметропия) – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Ребёнок плохо видит вблизи и вдаль. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения он отодвигает книгу далеко от себя, в процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие может передаваться на генетическом уровне. Если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, то это чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание чаще врождённого характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. Ребёнок чётко не видит контуры предметов.

Амблиопия, или «ленивый глаз» – заболевание, особенностью которого является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребёнок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребёнка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

Причины роста близорукости

Миопия – явление прогрессирующее, которое часто приводит к патологическим изменениям органа зрения и полной слепоте. Количество людей, страдающих близорукостью, ежегодно увеличивается. Так, если в 2010 году эта цифра составляла 2 млрд. человек по всему миру, то к 2020 году миопических людей ожидается на полмиллиарда больше. По предварительным прогнозам учёных, к 2050 году близорукими станет около половины населения земного шара, что приблизительно составит 5 млрд. человек. При этом миопией высокой степени будет страдать почти 20% людей.

Несколько сотен лет назад немецкий астроном и оптик Иоганн Кеплер выдвинул предположение: рост близорукости связан с повышением уровня цивилизованности и образованности людей: чем больше времени человек посвящал обучению, тем хуже становилось его зрение. К слову, Кеплер сам страдал миопией, объясняя это большой любовью к книгам.

Связь между близорукостью и образованием нашла своё подтверждение в конце ХХ века в Израиле. Оказалось, что наиболее высокий процент миопических глаз у детей и подростков, которые посещают религиозные школы, проводя много времени за изучением священных текстов.

В начале 2000-х выяснилось: чтение и работа за компьютером не являются основными виновниками миопии. Через 7 лет были проведены исследования, участие в которых приняло полтысячи американских детей 8–9-ти лет с нормальным зрением. На протяжении 5-летнего периода учёные изучали их образ жизни, учитывая занятия спортом и время, проведённое вне «4-х стен». В результате у 20% детей, которые мало времени находились на улице, развилась миопия. К такому же итогу пришли позже в Австралии, исследовав 4 тыс. детей школьного возраста.

Результаты этих исследований закономерны. Так, естественный свет стимулирует выработку дофамина, благодаря которому форма глазного яблока остаётся неизменной. Дофамин – гормон-нейромедиатор, который продуцируется в т.ч. сетчаткой лишь под воздействием солнечного света. При его нехватке глазная ось удлиняется, что является одной из причин возникновения миопии.

В 1904 году в книге Генри Эдварда Джуллера «Офтальмологическая наука и практика» было написано, что для избавления от близорукости необходимо домашнюю обстановку сменить на уличную.

Нынешний рост близорукости связан с тем, что дети слишком много времени проводят за компьютерами, забывая о пользе и необходимости прогулок на свежем воздухе. Длительное сидение за книгами и чрезмерное увлечение гаджетами – главные враги современного ребёнка. Например, у китайского школьника более ½ суток в неделю уходит на выполнение домашнего задания, в то время как американский ученик в среднем тратит около 5–6 часов. Во многом этим и объясняется столь разный уровень заболеваемости близорукостью в разных странах.

Профилактика:

– обеспечьте малышу правильный образ жизни. Ребёнку важны активные игры на свежем воздухе, а также сбалансированное питание;

– растущий организм должен ежедневно получать суточную дозу витаминов для зрения;

– приучайте ребёнка к ежедневной гигиене глаз. Запрещайте длительный просмотр телевизора и игры на компьютере, телефоне. Ограничьте эти увлечения по времени, максимум до 1–2 ч. в день;

– следите за тем, чтобы ребёнок долго не сидел за уроками. Чтение и письмо должно чередоваться с активными играми;

– обеспечьте хорошее освещение: свет должен падать на письменный стол с левой стороны;

– делайте с ребёнком гимнастику для глаз.

Заботьтесь о зрении детей, ведь мир их глазами удивителен.

Марина Марчик, врач-офтальмолог Кобринской детской больницы

 

Поделиться этой новостью города Кобрина