Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 11.03.2023

Воскресное Евангелие и Апостол 2023.03.12

12 марта Неделя (воскресенье) 2-я Великого поста. 

Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. 

Апостольское чтение на Литургии.

«В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут)» (Псалом 101:26–28). Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов: «Сядь справа от Меня, пока Я не положу врагов Твоих как подножие (в качестве подножия) ног Твоих»?! (Псалом 109:1). Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!

Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона] оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него [учениками]? 

Послание ап. Павла к Евреям 1:10–2:3

Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» (то есть старого) Моисеева Закона, возвещенного через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Союза (Завета), заключенного со всем человечеством Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным Человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определен любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображенную Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс.8:5–7). Умалив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил «смертию смерть»; Он – Вождь нашего спасения, посвященный на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привел во славу и восстановленный Им в изначальном достоинстве весь род человеческий.

Юрий Рубан, кандидат богословия,  Минская Духовная Семинария.

 

Воскресное Евангелие. 

Исцеление расслабленного.

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1-12

 

В ЧЕМ СМЫСЛ ПОДВИГА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ?

Вся литургическая жизнь Православной Церкви связана с днями памяти святых. В нашем календаре есть имена Божиих угодников, которые присутствуют в нашей жизни почти постоянно. Если мы регулярно читаем Святое Евангелие, то таковыми обязательно становятся евангелисты, если мы постоянно посещаем Божий храм, то для нас особо близкими и знакомыми становятся образы творцов Литургии – святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. И, конечно, это такие святые, как святитель Николай Чудотворец, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский и другие святые.

Память о них, их образы постоянно присутствуют в нашем сознании, и мы особенно часто им молимся. Однако существуют святые, которых мы вспоминаем лишь в день их памяти. К числу таких святых относится мало нами ценимый и мало нами знаемый святитель Григорий Палама. Несмотря на то, что мы знаем о нем мало и плохо знаем его учение, сам факт того, что Святая Церковь установила посвященный ему особый воскресный день Великой Четыредесятницы, уже говорит о многом.

Ведь другие воскресные дни Святая Церковь посвятила таким великим святым, как Мария Египетская, Иоанн Лествичник… Почему же святителю Григорию посвящен воскресный день, причем следующий за воскресеньем Торжества Православия? Чем же этот святой отличился в истории Церкви? К сожалению, богослужебные песнопения, которые мы слышим в храме, мало для нас проявляют смысл подвига святителя Григория.

Мы слышали сегодня слова «Радуйся, проповедниче благодати!»

Каждый обычный прихожанин может назвать проповедником благодати любого священника. И неважно – сельского или городского. И, на взгляд обычного прихожанина, святитель Григорий, может быть, мало отличается от обычного пастыря, с которым соприкасаются современные христиане.

Возникает вопрос: в чем же тогда смысл подвига святителя Григория? Он называется проповедником благодати, а мы говорим о благодати как о некоей особой силе, которая помогает нам в нашей духовной жизни, которая приводит нас к Богу и нас освящает. И мы нередко говорим, что все хорошее, доброе, сделанное нами, мы делаем силой Божией благодати.

Так в чем же вклад святителя Григория в учение о благодати? Поясню это таким примером. Представьте себе ребенка, который очень любит своего отца. Однако не имеет возможности непосредственного общения с ним: возможности видеть, говорить, обнимать его. То есть ребенок не может общаться с отцом напрямую. Их разделяет железобетонная стена. И общение происходит только через слуг или через записки, которые пишут друг другу либо отец, либо сын.

Вот примерно та картина, тот образ, о котором говорили противники святителя Григория Паламы – Варлаам, блестящий профессор с запада, и Акиндин.

Они говорили о том, что Бог непознаваем в Своей сущности, и мы никак не можем стать причастниками Его Божественного естества. Что же касается Его проявлений, Его энергий, то есть благодати – это не Сам Бог, это лишь нечто тварное. Таким образом, общение с Богом не может быть прямым, оно совершается только через что-то низшее, через Божественные энергии, которые являются сотворённой силой.

Получается, что человек отторгнут от своего Небесного Отца и не может напрямую с ним общаться. Святитель Григорий Палама исповедовал другое учение, которое на практике осуществляли в своей жизни монахи, жившие в Афонских монастырях. Он, защищая их, говорил, что человек имеет возможность непосредственно общаться с Богом. И Господь – это не только непостижимая сущность, но и Божественные энергии, которые являются не творением, но Самим Богом. И через эти Божественные энергии Господь открывается и становится доступным обычному человеку в молитве и в подвиге христианской жизни.

То есть святитель Григорий говорил о том, что человек может НАПРЯМУЮ общаться с Богом.

Сегодня мы прославляем память святителя Григория. Он выразил в учении опыт афонских монахов, христианских подвижников, которые на протяжении многих столетий угождали Богу и имели непосредственное общение с Источником жизни. И для последующих поколений святитель Григорий стал тем человеком, который помог возрождению веры и христианской жизни.

Для каждого из нас, хотя мы, возможно, и не знаем об этом, он является тем человеком, который отстаивал основополагающие истины христианского учения. Он говорил о том, что люди имеют возможность общаться с Богом, и что Бог – это не только непознаваемая сущность, но и Божественные энергии, через которые мы общаемся с Ним напрямую.

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

 

ЦИТАТА НЕДЕЛИ 

Святитель Григорий Палама (1296 – 1359) так определил благодатные лучи, исходящие от Божества и достигающие нашу человеческую природу для её Преображения: «Божественные энергии есть способ бытия Божьего вне Его непостижимой сущности, и лучами этой благодати, этими божественными действиями, по слову Святителя Василия Великого, пронизана вся вселенная. Всю вселенную он уподобляет гигантской неопалимой купине, проницаемой, но не  попаляемой величественными божественными лучами Божьей благодати. Эта благодать предназначена для нашего спасения, для того, чтобы свободно разумные творения — личности, возжелав быть с Богом, могли с Ним и быть».

Поделиться этой новостью города Кобрина