Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 18.06.2022

Воскресное Евангелие

19 июня – Неделя (воскресенье) 1-я по Пятидесятнице, Собор Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.  И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.  Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Евангелие от Матфея 10:32-33, 37-38; 19:27-30. 

          

Проповедь в Неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы с вами слышали один из самых сложных отрывков Евангелия – сложных для восприятия в религиозном плане и непонятных для того, кто не погружается в изучение Божьего Слова. Дело в том, что когда человек привыкает к какому-то порядку жизни, в этом же порядке он и действует. Привычка в человеке настолько сильна, что отойти от того, что стало естественным, для него весьма сложно. Те из вас, кто постарше, понимают, что, когда речь идёт о привычках в основательных и зрелых годах, что-то в себе менять уже очень трудно.

В человеческом сердце Божье Слово оставляет особые знаки, которые постепенно могут и должны стать более глубокими. Но если не трудиться, в нашем сердце этих внутренних знаков не будет. Сердце будет очень плотным и земным: понятие о духовной пище не будет вызывать у нас чувства духовного аппетита. Человеку какая-то пища бывает неприятна до того, что, когда он её видит, то отворачивается. Вот так же и Божье Слово: если человек не приучает себя к тому, чтобы его потреблять, если он не понуждает себя войти в этот потрясающий мир, который вначале закрыт для него и ко вхождению в который надо готовиться, то Божественное Слово для человека бывает тяжело и даже невыносимо.

И ещё есть одно обстоятельство: на каком-то этапе жизни каждому из нас приходится заставлять себя читать Священное Писание – до тех пор, пока это не станет потребностью. Человеку, не распробовавшему на вкус Божье Слово, мыслить о Небесном Царстве невозможно, это правда. Это Слово нельзя читать иногда: в него нужно войти и постепенно, как пишут святые отцы, поплыть по нему. Если мы этого пока не сделали, то что-то в нашей лодке не так. Для того, чтобы над этим задуматься, необходимо захотеть войти в Небесное Царство. Я не буду спрашивать вас сейчас, желаете ли вы этого – об этом стоит спросить своё сердце самим. Это Царство, которое реально существует. То Царство, о котором апостол Павел написал, если помните: «Не видел то глаз, не слышало ухо и даже на сердце не приходило человеку, что приготовил Бог любящим Его». Там так красиво! Необычно красиво, не так, как здесь. Там настолько мирно, настолько потрясающе всё устроено для человека, его благ и блаженства, что в земных условиях представить себе это невозможно, это иной мир. Там пространство совершенно иного порядка, настолько отличающееся от здешнего, что апостол Павел, кого Господь туда восхищал, был потрясён и не смог выразить той красоты мирскими словами.

Евангельский отрывок повествует о разговоре Спасителя с учениками. Не только с Его учениками когда-то давно – нет, эти слова актуальны для каждого из нас. Рассуждения о любви к родителям и к Богу, рассуждения о семье и о Небесном Царстве – «Если кто-то любит Меня меньше, чем родителей» и «Если кто-то ради Меня не оставит дом, братьев, детей… Меня недостоин» – для человека, который мало читает Священное Писание, который любит своих родителей, что совершенно естественно, которому близки его братья, что само собой, подобное высказывание ломает восприятие: «Как же так? Как мог Бог сказать такое?!». Есть понятие «сирота», а ещё – «круглый сирота», тот, у кого никого из родственников нет. Если мы не имеем связи с Богом, если мы не обрели или утратили понимание того, Кто наш Небесный Отец и как к Нему нужно относиться, то круглый сирота – это я сам. Этот Небесный Отец ещё церемонится с нами. Он разъясняет и рассказывает: «Сынок, дочка, Я тебе дал папу и маму, это Я тебе их дал. Я позаботился о тебе, чтобы у тебя были братья и сёстры, чтоб ты имел дом, но это Я дал тебе всё это. Я твой Папа». – «Ты мой папа? Нет! Хотя я слышал, что Ты есть…».

Позавчера я с некоторыми нашими прихожанами был в театре Покровского на Никольской улице. Замечательный театр. Меня пригласили туда поддержать детский хор этого театра, который, оказывается, сегодня никому не нужен. У хора богатая история, это уникальный коллектив, и позавчера он отмечал круглую дату: 40 лет существования. Я общался с хористами и родителями, а в антракте – с детками помладше, которые, как птички на жёрдочке, сидели на особых боковых местах. Мы им иногда подпевали, я тоже – это была такая «опера в зале». У одной девочки я спросил: «А ты в Бога веришь?». Пока она думала, три других девочки сказали: «Да, да. Да!». А она сказала, вернее, показала руками жест, что означало: «Ну, не знаю… Ни то, ни сё. Вроде да, вроде нет». Вот это и есть сиротство. Это пока маленький ребёнок – и маленькая беда, но она может стать большой. Потому что, оказывается, есть тот самый мир, путь к которому и достижение которого должны стать целью нашей жизни, и если не станут, то мы в него не войдём. Не Бог не пустит, нет: Он каждый день создаёт для нас лучшие условия для того, чтоб мы проснулись и задумались, что нужно сделать для того, чтобы с Ним вступить в живое общение.

Для нас Царство Божие начнётся ещё здесь. Мы с Ним начнём разговаривать – представьте себе! Мы осознаем, что с Ним можно говорить. До этого нужно дойти. Падать на колени, пока ты не готов, не надо. Если сложно и трудно что-то читать – подойди к духовнику, к священнику и спроси, как действовать, чтобы ты соскучился по Нему, по Богу, и захотел бы это делать. Перед тем как пойти в театр, я зашёл в Кремль. Это было первое июня, день нашего престольного праздника, и мы пошли в Архангельский собор, где покоятся мощи нашего великого князя и его благоверной супруги. Его мощи находятся в центральной части собора, а её – в малой части, в приделе святого мученика Уара (молитвенника об усопших, ушедших из этого мира без Крещения – ред.). Я поймал себя на воспоминании: когда моя бабушка заходила в храм, она всегда плакала. Я не мог понять, почему. Нет, я в Бога верил, но никогда вот так не плакал. Я вообще в детстве редко бывал в храме. Меня слегка возмущали её слёзы, мне было за неё неловко: я был городской мальчик, а она сельская старушка, донская казачка. Но позавчера я ничего не мог с собой поделать, слёзы буквально лились из моих глаз. И я не мог этого объяснить, но мне было так хорошо, словно я пришёл к близким родственникам. И я разговаривал с ними: стоял, просил, объяснял что-то, отчасти понимая свою бабушку. Порой мы стесняемся своих близких, но проходит время – и ты понимаешь, что перед тобой просто какая-то другая высота.

В сегодняшнем тексте тоже есть своя высота, до которой мы пока не доросли, никто. Но вот целью поставить перед собой эти отношения с Богом мы должны, если, конечно, хотим туда попасть. Если хотим уже здесь начать выстраивать нужные и правильные отношения, которые должны быть между родителем и ребёнком. Он терпит, Он ждёт, Он готов ещё и ещё подбирать для нас обстоятельства, людей, ситуации, чтобы мы проснулись и задумались над тем, как Он любит нас и как мы Его не любим. Чтоб задумались, ужаснулись и начали своё движение к Нему. «Ты живёшь потому, что Я ношу тебя на руках. Ты дышишь потому, что Я дал тебе дыхание жизни. Ты мыслишь, думаешь, у тебя что-то получается – это Я дал тебе таланты и ты пользуешься ими, и не благодаришь Меня никак. Я – всё для тебя, а ты – ничего для Меня. Может, ты, сынок, попытаешься полюбить Меня? Может, ты, дочка, пообщаешься перед сном со Мною? Может, ты порадуешься и скажешь Мне “спасибо” за рождение ребёнка, за наличие дома? За неожиданную случайность, которая так твою жизнь наполнила радостью, что ты был восхищён и готов был прыгать оттого, что чего-то добился. Это Я дал тебе всё это и страдаю оттого, что ты забыл про Меня. Я всё дал тебе, а ты пользуешься всем этим, настолько жаден и слеп, что даже не осознаёшь того, что ты слеп и жаден, неблагодарен и скуп».

Что удивительно: Он продолжает нас любить. С нашим сквернословием, с нашим блудом, непотребством, равнодушием. В иудаизме есть такая традиция: иудеи считают высшей степенью презрения просто не замечать человека, никак на него не реагировать. Это высший пилотаж презрения. И вот очень часто наши отношения с Богом бывают именно такими. Поразительно, как Он терпит, ожидает. Как священник, скажу: по долгу служения мне на исповеди приходилось выслушивать слова многих людей, порой известных и выдающихся. И сколько раз мне приходилось слушать людей, которые проснулись и Бога почувствовали, вступили с Ним в диалог и были потрясены Его любовью. «Как Ты меня, вот такого гадкого, гордого, высокомерного, слепого и грешного, терпел все эти годы?! Что я творил! Мне страшно от того, что было со мной совсем недавно. Я проснулся и ужаснулся от того, что было со мною. Как бы мне теперь успеть доработать то, что я не сделал? Можно ли?» – «Да, сынок, конечно. Да, дочка, давай».

Это пробуждение может наступить в любой момент, но может и не наступить.

Сегодняшний отрывок Евангелия предполагает обращение к тем, кто готов слышать. Может, хоть маленькое зерно упадёт в сердце человека, он задумается и начнёт поиск Бога, в Которого он как будто верит, но с Которым не вступил в самые настоящие глубокие и искренние отношения. Чтобы здороваться с Ним, советоваться с Ним, прощаться и даже желать Ему спокойной ночи. Это не пустые слова, я не преувеличиваю. Всемогущий Бог смиренно ожидает у нашего сердца, чтобы изменить нас – с нашим участием. Спустился с неба, ценой Своей жизни спас нас, открыл Небесное Царство, сказал, как нужно жить, поддерживает нас каждый миг и ждёт, когда мы проснёмся и начнём поступать иначе. В поисках Правды, Истины, Его. Аминь.

Протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы, кандидат богословия, кандидат исторических наук. 

 

Цитата недели.

О святых Православной Церкви:                                                                                                      «Святыми  Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т. е. вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда». (Из доклада «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», мтрп. Крутицкого и Коломенского Ювеналия  на XII Международных Рождественских Образовательных чтениях в 2004 г.).

В этом докладе напоминаются три главных признака, которые, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, еще в XVII в. признавались необходимыми условиями присутствия истинной святости:

  • православие безукоризненное;
  • совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
  • проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

 

Поделиться этой новостью города Кобрина