Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 27.12.2019

НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ…

В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким, приравнивать его чуть ли не к пресловутому Хеллоуину – тоже неправильно.

Конечно, кроме безудержного веселия постом, ежегодное празднование Нового года несет с собой и другие немалые беды: люди, замерзшие на улице, алкогольные отравления, травмы от пиротехники и прочее. Все это мы знаем, все это очень скорбно, но, боюсь, как-то быстро изменить ситуацию не представляется возможным. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Даже если допустить такую фантастическую мысль, что у нас не было бы реформы календаря, и гражданское новолетие до сих пор приходилось бы на Святки, а не на окончание Рождественского поста, даже если бы мы праздновали Рождество Христово не 7 января по новому стилю, а 25 декабря (как, например, в Греции), думаю, ничего бы не изменилось. Те, кто в Новый год предаются пьянству и поеданию салата оливье под акккомпанемент плоских шуток и попсовых песен, несущихся из телевизора, точно так же делали бы это и после Рождества, в Святки, которые, кстати, не зря так называются. Это особые, святые дни, продолжение праздника, а вовсе не время для всяких бесчинств.

А те, кто ходит в храм и постится, Новый год отмечает совсем по-другому – молитвой в церкви и благодарением Богу за год прошедший. Для церковных людей главное – Рождество, к нему мы шли весь пост. А новолетие – это праздник светский, как, например, день рождения. Хочешь – празднуй, хочешь – нет. Возможно, если бы Новый год шел после Рождества, было бы даже еще хуже. Любители «отмечать» праздники выпивкой пьянствовали бы и на Рождество. В храм они вряд ли бы пошли, а вот лишний повод выпить у них бы нашелся. Сейчас, встретив Новый год «по-нашему» многие к Рождеству уже приходят в себя и даже идут в храм, испытывая покаянные чувства.

Но дело не в том, что празднующие Новый год нарушают пост. Они и так не постятся. Плохо другое – что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество. Эта неправильная традиция – наследие советского времени. Чем являлся Новый год для советского человека? Единственным неидеологизированным общегосударственным праздником. Всех остальных праздников людей лишили. Новогодний праздник – единственное, что осталось с дореволюционных времен. Хотели отобрать и его. Вместе с гонениями на празднование Рождества велась борьба и с Новым годом. В 1929 году празднование Нового года фактически было запрещено. Я еще помню рассказы старых людей, которые вспоминали, как людям запрещали ставить елки даже на Новый год. Вернули Новый год только в 1935 году. А еще празднование Нового года – это бессознательная генетическая тоска по утраченному Рождеству, с его ночной тайной, рождественской елкой, поздравлениями и подарками.

Да, Новый год – праздник не церковный, и приходится он на крайне неудобное для празднования время. Но что всегда делала Церковь с языческими праздниками? Не полностью отметала, отменяла их, а наполняла новым духовным смыслом. Самый яркий пример – это то же Рождество Христово. Вплоть до IV века Рождество праздновали вместе с Богоявлением – 6 января по юлианскому календарю. В середине IV века празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Одной из причин была необходимость вытеснить распространенный в Римской империи праздник – день зимнего солнцестояния, который отмечался в 25 день декабря и был связан с культом Непобедимого Солнца. Теперь мы празднуем в этот день Рождение Солнца правды – Христа Спасителя.

Думаю, просто объявить Новый год праздником богопротивным и кощунственным не есть правильно. Ведь гражданское новолетие праздновали и до революции. И в царской, православной России люди слали друг другу открытки, поздравляя не только с Рождеством, но и с Новым годом. На открытках дореволюционных можно увидеть изображение Деда Мороза с елочкой и подарками. И дело не в самом гражданском новолетии, а в том, какой смысл мы вкладываем в этот праздник и как мы его проводим. Просто сказать, что это не праздник вовсе, давайте не будем обращать на него никакого внимания, а праздновать только Рождество, – тоже не пройдет. Говорить не особо церковными домашними, родными и близкими, что они, де, неправильно празднуют Новый год, что это все «пьянство и козлогласование» – значит только вызвать их ответное противление и неприязнь. Если вас все-таки пригласили отметить Новый год нецерковные родственники, и вы не можете им отказать – не нужно отвергать приглашения. Слишком много людей привыкли десятки лет поздравлять друг друга с Новым годом, дарить детям подарки и вообще отмечать этот день. Что мы можем сделать? Рассказывать, какой смысл нужно вкладывать в Новый год и как отмечать его правильно. Мы, православные, знаем, как праздновать, отмечать новолетие, в чем его смысл. Нам об этом каждый год рассказывают все священнослужители, начиная от Патриарха и кончая простыми сельскими батюшками. Новый год, который, кстати, праздновали все народы, во всех странах, в том числе и в ветхозаветном Израиле, – это праздник благодарения, праздник подведения итогов. И повод обратиться к Богу с молитвой о благословении на год начинающийся. Молебен на новолетие (кстати, составленный до еще революции) содержит молитвословия и песнопения, которые почти без изменения взяты из благодарственного молебна. Также молебное пение на Новый год составлено как молебен просительный, взывающий к Богу о благословении наших трудов и благих дел.

Как понимали гражданский Новый год святые отцы XIX и XVIII веков? Я не беру более ранних богословов, ибо празднование Нового года с 1 января введено, как известно, только в веке восемнадцатом.

Вот что говорит в слове на Новый год преподобный Варсонофий Оптинский: «Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую». И заканчивает свое поздравление с новолетием словами духовной поддержки: «Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!». Преподобный учит нас, что жизнь наша состоит из радостей и скорбей. Они-то и делают нашу жизнь полной, насыщенной, осмысленной. Радость научает нас благодарению, Скорбь учит тому, чтобы задуматься о грехах своих, покаяться, понять: все, что с нами происходит, «не напрасно, не случайно». Но все это — жизнь. И за все нужно благодарить Бога.

Святитель Феофан Затворник также дает нам поучение на новолетие: «Господь не возвестить только пришел о лете (годе, прот. Павел) приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать, и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть, и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Все внутри тебя, — говорит нам святитель Феофан этими словами. Это согласуется и со словами батюшки Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, стяжи Дух Свят — и вокруг тебя спасутся тысячи». Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное — иметь мир в душе, тогда все, что нам будет послано, будет нам на пользу.

Святитель Тихон Задонский в слове на Новый год нисколько не умаляет день празднования новолетия, тем более что в его время в этот день еще праздновалось Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Он поздравляет всех: «Не премину и я счастью твоему порадоваться, и с Новым годом, и счастьем поздравить».

Вам это ничего не напоминает? Правильно, известное новогоднее пожелание: «С Новым годом, с новым счастьем». Значит, не такое уж это пустое пожелание, а имеет историю с XVIII века, и сам святитель Тихон так поздравлял свою паству. Но не только счастья желает святитель в своей проповеди. Он желает покаяния каждого человека. Желает, чтобы в Новый год люди вошли, очищенные исповедью и покаянием от грехов. Чтобы в Новом году мы начали жизнь новую, обновленную от прегрешений и страстей. Вот такое, очень важное назидание дают нам святые отцы в связи с празднованием гражданского новолетия.

Протоиерей Павел Гумеров

Источник: pravoslavie.ru