Кобрин-информ - Ваши интересы — в нашей газете

Опубликованно 30.08.2021

Первопричины подросткового суицида

Суицид

Ситуация по самоубийствам среди подростков в нашей стране остаётся одной из самых напряжённых. Большинство детей, решивших покончить с собой, воспитываются или воспитывались во внешне благополучных семьях.

В подростковом возрасте любопытство детей заставляет их интересоваться темой смерти. Важно не оградить ребёнка от этой темы, а научить правильно к ней относиться. К этому могут и должны подготовить ребёнка родители и учителя.

Все родители мечтают видеть своего ребёнка счастливым и здоровым. Именно от мам и пап в первую очередь зависит то, какими ценностями живёт юный участник нашего общества, каким человеком он вырастет, и что передаст своим потомкам.

Родителям с ранних лет нужно говорить с ребёнком о гамме чувств, которую может испытывать человек. Ребёнок должен понимать, что жизнь состоит не только из светлых и ярких тонов, но имеет и тёмные полосы. Чтобы помочь ребёнку в этом разобраться, родители должны научить его переживать негативные чувства и идти дальше: рассказывать о себе, своих проблемах в детстве, об отношениях со сверстниками и своими родителями. А у нас во многих семьях для детей создаются идеальные условия жизни. Когда же ребёнок из такой среды выходит на улицу или приходит в школу, он не знает, как справляться с трудностями и проблемами. Мир кажется ему жёстким и несправедливым.

Что же приводит детей к мыслям о самоубийстве? Главная причина – недостаток внимания и любви родителей. Многие взрослые сегодня заняты на работе до позднего вечера, и, приходя домой, могут только накормить ребёнка и приготовить ему вещи на завтра. А ведь с ребёнком нужно разговаривать, спрашивать, как у него дела, ужинать вместе с ним, гулять, что-то мастерить, готовить, да и просто смотреть фильмы и обсуждать их. Ребёнок нуждается в родительском общении, и, если мамы и папы не имеют возможности проводить с ним время с пользой, этим «займётся» кто-то другой: улица, плохая компания, интернет.

Отрицательно влияют на детей и компьютерные игры. Порой дети, привыкшие к компьютерным играм, в которых герой может «сохраниться» и появиться заново после уничтожения, не понимают, что в жизни всё по-другому, что возврата – нет. Если ваш ребёнок говорил вам об этом или намекал, он призывает вас помочь ему, значит он сигнализирует о том, что у него есть проблемы, и он хочет их решить.

Также ребёнок может просить побыть с ним, поговорить, погулять, поиграть. Нужно всегда откликаться на эту просьбу. Такая просьба, высказанная вслух, требует системы: меняйте своё отношение к ребёнку, проводите с ним больше времени. Возможно, потребуется взять отпуск, сменить работу или изменить образ жизни.

Аналогично, если ребёнок говорит, что вы его не любите. Такое может быть с рождением другого ребёнка, когда родители больше внимания уделяют младшему, а также, когда взрослые слишком заняты своей личной жизнью и отправляют детей к бабушкам и дедушкам. Хвалите ребёнка, радуйтесь его успехам, интересуйтесь его жизнью, проводите время вместе.

Но не редко дети молчат: просто сидят в своей комнате, читают, рисуют, фотографируют, что-то смотрят в интернете и в один день без видимых на то причин уходят из жизни.

А родители знают истинные интересы и желания своих детей, ведущих уединённый образ жизни? Может быть, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, их дразнят, недолюбливают, их что-то беспокоит (плохое самочувствие, болезни, страхи перед взрослением и физиологическими изменениями организма), не получается понять то, что проходят в школе и отсюда ощущение никчёмности и ненужности.

Всё можно преодолеть, если ребёнок знает, что дома его любят и ждут. Полноценное общение с родителями научит быть уверенным в себе, относиться к происходящему с оптимизмом.

Помочь в преодолении суицидальных мыслей у ребёнка могут:

– любовь, забота, понимание и принятие родителей. Мало понимать ребёнка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и принимать самостоятельные решения. Ребёнок – это не собственность, и родители – не его хозяева, чтобы диктовать поведение, принимать за него все решения и т. д. С детства постепенно нужно давать ребёнку больше самостоятельности, приучать нести ответственность;

– собственный пример. Родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть бодрыми, оптимистичными, желающими справиться с любыми проблемами;

– благоприятная для проживания обстановка: мир и лад в семье, своя комната или свой «угол» у ребёнка, чистота и порядок. Ребёнок должен полноценно питаться, соблюдать режим, полноценно отдыхать. Взрослые, живя подчас в бешеном темпе, забывают о необходимости соблюдения этих простых условий развития ребёнка.

Задумайтесь над тем, что написано в этой статье.

Наталия Тетерук, психолог отделения общественного здоровья ГУ «Кобринский ЗЦГиЭ»

Фоторепортаж